Основные штрихи и приемы игры на саксофоне.
Специфика техники саксофониста включает в себя процесс звукоизвлечения и артикуляцию, что достигается при филигранной работе языка в комплексе с правильно поставленным дыханием, хорошо координированными пальцами и гибким губным аппаратом.
На целостном фоне исполнительского процесса звукоизвлечение представляет в виде функциональной системы. Ее деятельность проявляется во-первых, в единстве физических и психофизиологических действий индивида, которые направлены на звукообразование. Во-вторых данная система создает необходимый комплекс навыков, которые способствуют адекватной эстетической оценке звучания инструмента.
Артикуляционная техника саксофониста это приобретенный гибкий навык, т.е устойчивая автоматизация движений языка с фиксацией ощущений, обусловленных тактильными контактами с тростью.
Работа над атакировкой начинается с освоения твердой атаки, которая является основой техники выполнения других видов атаки. При извлечении звука твердой атакой у саксофониста должно возникнуть ощущение быстрого, энергичного отталкивания средней части языка от
площадки трости вниз и чуть назад. Момент атакировки станет четким, если саксофонист сможет сымитировать фонетически ясное произнесение слога та.
При мягкой атаке язык отводится от вибрирующей части трости более смягченным, плавным движением, чем при твердой атакировке. Поэтому и посыл воздушной струи в мундштук становится спокойным, ненапористым. Артикуляционный аппарат (язык, губы, ротовая полость и гортань) "настраиваются" в это время на произнесение слога да.
Вспомогательный способ атаки осуществляется саксофонистом в целом в режиме твердой атаки, однако в этом случае язык действует несколько необычно: он соприкасается задней частью спинки с нёбом. Артикулируется же исходный звук с помощью слога ка.
Конечно, надежная атака звука во многом зависит от способности саксофониста своевременно и верно предслышать внутренним слухом необходимый характер воспроизведения звука, быстро настроить мышечную память на произнесение нужных слогов.
На саксофоне возможно звукоизвлечение и без помощи языка. Этот способ атаки, близкий к мягкой атакировке, относится к нетрадиционным выразительным средствам и, как правило, применяется в джазовом исполнительстве. В основе этого способа лежит или плавное поступательное движение воздуха в мундштук, или, наоборот, резкое, форсированное.
Основой для развития техники языка должно стать овладение саксофонистом четкой атакой на слоге Наиболее легкими для начальной атакировки являются звуки си, ля и соль первой октавы. Эти звуки обычно играют в одной динамике и на ровном дыхании, внимательно следя за их интонационной устойчивостью и качеством тона.
С момента атаки и до своего окончания звук претерпевает изменения в акустических характеристиках (динамике, тембре, интонации), а фаза его затухания подготавливает условия для атаки последующего звука. Атака звука, его развитие, окончание и соединение с другим звуком определяется в своей совокупности понятием "штрих" (от немецкого слова Strich – черта, линия).