kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные выразительные средства игры на саксофоне ч1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные штрихи и приемы игры на саксофоне.

Специфика техники саксофониста включает в себя процесс звукоизвлечения и артикуляцию, что достигается при филигранной работе  языка в комплексе с правильно поставленным дыханием, хорошо координированными пальцами и гибким губным аппаратом.

На целостном фоне исполнительского процесса звукоизвлечение представляет в виде функциональной системы. Ее деятельность проявляется во-первых,  в единстве физических и психофизиологических действий индивида, которые направлены на звукообразование. Во-вторых данная система создает необходимый комплекс навыков, которые способствуют адекватной эстетической оценке звучания инструмента.

Артикуляционная техника саксофониста это приобретенный гибкий навык, т.е устойчивая автоматизация движений языка с фиксацией ощущений, обусловленных тактильными контактами с тростью.

Работа над атакировкой начинается с освоения твердой атаки, которая является основой техники выполнения других видов атаки. При извлечении звука твердой атакой у саксофониста должно возникнуть ощущение быстрого, энергичного отталкивания средней части языка от

площадки трости вниз и чуть назад. Момент атакировки станет четким, если саксофонист сможет сымитировать фонетически ясное произнесение слога та.

При мягкой атаке язык отводится от вибрирующей части трости более смягченным, плавным движением, чем при твердой атакировке. Поэтому и посыл воздушной струи в мундштук становится спокойным, ненапористым. Артикуляционный аппарат (язык, губы, ротовая полость и гортань) "настраиваются" в это время на произнесение слога да.

Вспомогательный способ атаки осуществляется саксофонистом в целом в режиме твердой атаки, однако в этом случае язык действует несколько необычно: он соприкасается задней частью спинки с нёбом. Артикулируется же исходный звук с помощью слога ка.

Конечно, надежная атака звука во многом зависит от способности саксофониста своевременно и верно предслышать внутренним слухом необходимый характер воспроизведения звука, быстро настроить мышечную память на произнесение нужных слогов.

На саксофоне возможно звукоизвлечение и без помощи языка. Этот способ атаки, близкий к мягкой атакировке, относится к нетрадиционным выразительным средствам и, как правило, применяется в джазовом исполнительстве. В основе этого способа лежит или плавное поступательное движение воздуха в мундштук, или, наоборот, резкое, форсированное.

Основой для развития техники языка должно стать овладение саксофонистом четкой атакой на слоге   Наиболее легкими для начальной атакировки являются звуки си, ля и соль первой октавы. Эти звуки обычно играют в одной динамике и на ровном дыхании, внимательно следя за их интонационной устойчивостью и качеством тона.

С момента атаки и до своего окончания звук претерпевает изменения в акустических характеристиках (динамике, тембре, интонации), а фаза его затухания подготавливает условия для атаки последующего звука. Атака звука, его развитие, окончание и соединение с другим звуком определяется в своей совокупности понятием "штрих" (от немецкого слова Strich – черта, линия).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные выразительные средства игры на саксофоне ч1»

Основные штрихи и приемы игры на саксофоне.


Специфика техники саксофониста включает в себя процесс звукоизвлечения и артикуляцию, что достигается при филигранной работе языка в комплексе с правильно поставленным дыханием, хорошо координированными пальцами и гибким губным аппаратом.

На целостном фоне исполнительского процесса звукоизвлечение представляет в виде функциональной системы. Ее деятельность проявляется во-первых, в единстве физических и психофизиологических действий индивида, которые направлены на звукообразование. Во-вторых данная система создает необходимый комплекс навыков, которые способствуют адекватной эстетической оценке звучания инструмента.

Артикуляционная техника саксофониста это приобретенный гибкий навык, т.е устойчивая автоматизация движений языка с фиксацией ощущений, обусловленных тактильными контактами с тростью.

Работа над атакировкой начинается с освоения твердой атаки, которая является основой техники выполнения других видов атаки. При извлечении звука твердой атакой у саксофониста должно возникнуть ощущение быстрого, энергичного отталкивания средней части языка от

площадки трости вниз и чуть назад. Момент атакировки станет четким, если саксофонист сможет сымитировать фонетически ясное произнесение слога та.

При мягкой атаке язык отводится от вибрирующей части трости более смягченным, плавным движением, чем при твердой атакировке. Поэтому и посыл воздушной струи в мундштук становится спокойным, ненапористым. Артикуляционный аппарат (язык, губы, ротовая полость и гортань) "настраиваются" в это время на произнесение слога да.

Вспомогательный способ атаки осуществляется саксофонистом в целом в режиме твердой атаки, однако в этом случае язык действует несколько необычно: он соприкасается задней частью спинки с нёбом. Артикулируется же исходный звук с помощью слога ка.

Конечно, надежная атака звука во многом зависит от способности саксофониста своевременно и верно предслышать внутренним слухом необходимый характер воспроизведения звука, быстро настроить мышечную память на произнесение нужных слогов.

На саксофоне возможно звукоизвлечение и без помощи языка. Этот способ атаки, близкий к мягкой атакировке, относится к нетрадиционным выразительным средствам и, как правило, применяется в джазовом исполнительстве. В основе этого способа лежит или плавное поступательное движение воздуха в мундштук, или, наоборот, резкое, форсированное.

Основой для развития техники языка должно стать овладение саксофонистом четкой атакой на слоге Наиболее легкими для начальной атакировки являются звуки си, ля и соль первой октавы. Эти звуки обычно играют в одной динамике и на ровном дыхании, внимательно следя за их интонационной устойчивостью и качеством тона.

С момента атаки и до своего окончания звук претерпевает изменения в акустических характеристиках (динамике, тембре, интонации), а фаза его затухания подготавливает условия для атаки последующего звука. Атака звука, его развитие, окончание и соединение с другим звуком определяется в своей совокупности понятием "штрих" (от немецкого слова Strich – черта, линия).

В зависимости от вида атаки звука штрихи объединяются в группы.

Первую группу составляют штрихи, исполняемые твердой атакой звука.

Détасhé (от франц. detacher – отделять) – самый употребительный штрих, для выполнение которого характерна энергичная, четкая атака, но без резких толчков языка, и полностью выдержанная длительность звука. Обычно в нотном тексте не имеет никаких обозначений.

Маrсatо (подчеркивая) – особенностью этого штриха является резкое, акцентированное начало звука с последующим ослаблением его интенсивности ведения. Обозначается в нотах акцентами (вилками) или же словом marcato:


Staccato (отрывисто) – прием исполнения отрывистых, с резким отделением друг от друга звуков. В нотной записи обозначается точками, стоящими над или под нотой.


Маrtе1é (от франц. marteler – отбивать, ударять, молотить) – прием исполнения с помощью четкой акцентированной атаки; при этом звуки выдерживаются до конца их затухания. Обозначается штрих клинышком, обращенным острием вверх или вниз.


Вторая группа включает штрихи, требующие при звукоизвлечении мягкой атаки.

Nоn legato (не связанно) – смягченное исполнение звуков при незначительном сокращении их протяженности. Обозначается в нотах точками под лигой.


Legato (связно) – прием связанного исполнения звуков, при котором атака производится лишь в начале первого звука. Остальные звуки извлекаются на едином дыхании, требуя при этом от саксофониста плавности и ровности соединения их между собой. Этот штрих графически обозначается в нотном тексте дугообразной линией.

Особая, колористическая группа штрихов, немногочисленная по своему составу, требует при звукоизвлечении сложных действий артикуляционного аппарата, чем и представляет для саксофониста определенную техническую трудность.

Frullato (от итал. frullare – вращаться) осуществляется при помощи тремолирования кончика и стенки языка в области твердого нёба рта. В результате этого действия создается эффект грассирующей гласной р или ее сочетаний типа тррррр, хррррр, фррррр. В нотной записи обозначается словом frullato или нотой с трижды перечеркнутым штилем.

Двойное staccato – один из сложных штриховых приемов игры, для которого характерно применение вспомогательной атаки звука. Достигается этот штрих за счет предельно быстрого движения языка с артикуляцией сразу двух слогов та – ка (в отличии от воспроизведения простого staccato на та). В нотном тексте двойное staccato специального графического оформления не имеет.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Современные выразительные средства игры на саксофоне ч1

Автор: Старцев Кирилл Андреевич

Дата: 05.06.2021

Номер свидетельства: 582676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Современные выразительные средства игры на саксофоне ч2"
    ["seo_title"] => string(55) "sovremennye_vyrazitelnye_sredstva_igry_na_saksofone_ch2"
    ["file_id"] => string(6) "582677"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1622916611"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Современные выразительные средства игры на саксофоне"
    ["seo_title"] => string(51) "sovremennye_vyrazitelnye_sredstva_igry_na_saksofone"
    ["file_id"] => string(6) "515465"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560949926"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Современные выразительные средства и приемы игры на саксофоне"
    ["seo_title"] => string(70) "sovriemiennyie_vyrazitiel_nyie_sriedstva_i_priiemy_ighry_na_saksofonie"
    ["file_id"] => string(6) "410159"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492542258"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Джаз-дух нашего времени"
    ["seo_title"] => string(32) "dzhaz-dukh-nashiegho-vriemieni-1"
    ["file_id"] => string(6) "288280"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454603101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства