Предлагаемый сборник, музыкальных игр будет являться учебно-методическим обеспечением, который будет способствовать развитию эмоциональной сферы у детей 5-6 лет, а так же позволит организовать музыкально - игровую деятельность. Данный сборник может быть полезен педагогам-воспитателям ДОО, музыкальным руководителям ДОО, родителям детей дошкольного возраста, студентам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сборник музыкальных игр, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет
Камышлов, 2017
Сборник музыкальных игр, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет / сост. И.В. Губка. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.
В основе предлагаемых материалов лежит идея использования сборника музыкальных игр, для развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
Предлагаемый сборник, музыкальных игр будет являться учебно-методическим обеспечением, который будет способствовать развитию эмоциональной сферы у детей 5-6 лет, а так же позволит организовать музыкально - игровую деятельность.
Музыкальные игры могут проводиться на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду в совместной партнерской деятельности с детьми.
Данный сборник может быть полезен педагогам-воспитателям ДОО, музыкальным руководителям ДОО, родителям детей дошкольного возраста, студентам.
Музыкальные игры на выразительность речи………………………………………….5
2 РАЗДЕЛ.
Игры танцы……………………………………………………………………………….10
3 РАЗДЕЛ.
Игры пластические импровизации……………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………………………………16
Приложение
Пояснительная записка
Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего – ребенка.
(Л. Выготский)
Сборник музыкальных игр построен с опорой на требования ФГОС ДО, ООП, возрастные особенности детей данного возраста, особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.
В связи с вступлением ФГОС на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Актуальным направлением модернизации системы дошкольного образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Старший дошкольный возраст - это период преимущественного формирования нравственно облика будущего гражданина. В процессе музыкально - игровой деятельности у детей развивается эмоциональная отзывчивость, которая является основой эмоционально - образной сущности музыки, эмоциональная сфера, господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску выразительность, импульсивность, эмоциональность.
Цель реализации сборника: развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
Задачи:
накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально-игровой деятельности;
активизация творческих способностей старших дошкольников посредством участия в музыкальных играх.
развитие умений понимания ребёнком собственных эмоций и эмоций окружающих его людей.
Сборник состоит из трех разделов на основе музыкальных игр:
1 раздел
Музыкально игры на выразительность речи
2 раздел
Игры танцы
3 раздел
Игры пластические импровизации
Предложенный сборник поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов в музыкально-игровой деятельности.
Музыкальные игры могут использоваться в режимных моментах и самостоятельной деятельности.
1 Раздел. Музыкально игры на выразительность речи.
«Мы играем в паровоз»
Музыкальное сопровождение:(на мотив песни «Паровоз», слова О. Высотской, музыка 3. Компанейца).
Цель игры: развитие музыкального слуха, координации движений, умения телесно реагирует на музыкальный метроритм и точно воплощает его в движениях. Развитие интонационного голоса. Кроме того, в процессе игры отрабатываются навыки коллективизма и взаимодействия.
Ход игры. Дети становятся друг за другом. Стоящий впереди ребенок — машинист «паровоза», остальные дети — вагончики, они «прицепляются» к машинисту, произнося нараспев считалочку:
Что за чудо-паровоз?
Он без пара и колес!
Прицепляемся друг к другу...
Машинист, давай сигнал!
Отправлений час настал...
С началом музыки «машинист» дает «гудок». «Паровоз» приходит в движение: дети перебирают ногами, изображая движение колес и имитируя их перестук. «Паровоз» трогается с места и едет до «станции» (например, «Ромашкино»), С изменением темпа музыки меняется и «скорость паровоза»: cm идет то медленно, то ускоряет или замедляет ход.
Задача каждого участника — не отцепиться от впереди стоящего ребенка и не отстать, так как «состав» на полном ходу может «маневрировать». Поезд должен прийти к остановке в полном составе.
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий!
Он вагоны повез,
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Кошки пушистые,
Зайцы да мартышки.
Примечание: в игре принимают участие не менее 5—7 детей. Основная задача, стоящая пред игроками, — действовать слаженно и четко, всем коллективом. В игре также могут участвовать команды из 3—5 человек. В этом случае игра становится соревнованием. Победителем будет считаться самый дружный «паровозик», при своем передвижении не потерявший ни одного «вагончика».
Цель игры: обучение основным приемам игры на простейших ударных инструментах, развитие творческого мышления и воображения. Развитие эмоционально окрашенные интонации голоса.
Ход игры. Сначала воспитатель знакомит ребят с музыкальными инструментами, повторяет их названия и объясняет правила игры на каждом из них. После этого взрослый предлагает детям рассказать сказку, но не просто так, а сопровождая каждую фразу звуковыми (шумовыми) эффектами, созданными с помощью музыкальных инструментов.
«Жил-был мальчик, который всего боялся. Боялся сильного ветра, грозы, дождя и даже шелеста листьев». Воспитатель должен сначала сам показать, как «звучат» эти природные явления. Только после этого он продолжает свой рассказ: «...Но однажды все изменилось. Мальчик повстречал одного мудрого и доброго волшебника, который не только помог ему справиться со своими страхами, но и научил понимать язык природы. Теперь мальчик в дожде, в шорохе листьев слышал музыку, а гром оказался не таким уж и страшным. Теперь он представлялся мальчику в образе малыша-проказника, сидящего на тучке и играющегося погремушкой. А еще мальчик подружился с ветром и стал с ним бегать наперегонки...»
Воспитатель просит маленьких музыкантов теперь самостоятельно сопроводить рассказ звуковыми комментариями. Каждое «выступление» обсуждается, и в результате дети выбирают лучшее. Затем воспитатель предлагает ребятам придумать и свою маленькую сказку с помощью уже знакомых им музыкальных инструментов.
Примечание: так как игра ориентирована на активизацию творческих способностей детей, в ней нет победителей и побежденных. Каждый участник игры обязательно поощряется воспитателем.
«Раз словечко, два словечко — будет песенка»
Музыкальное сопровождение: (запись веселой музыки «Елочки – сосеночки»)
Цель игры: способствовать созданию психологической комфортности получению положительных эмоций, развитие творческих способностей и задатков у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры. К ребятам за помощью обращается сказочный персонаж, например Баба Яга. Она приглашена на именины к своей закадычной подруге Кикиморе. Решила в подарок спеть ей свои знаменитые припевки, да вот беда — бабуля неграмотная, да и памяти никакой. Песню-то сочинила, а потом половину слов забыла. Яга просит ребят помочь ей вспомнить забытые рифмы. Она начинает напевать:
Елочки-сосеночки,
Колючие... (иголочки).
Без метлы я как без рук,
Без моей ... (метелочки).
Без метлы мне не летать,
Следы нечем .... (заметать).
Горе, горе у Яги,
Коли нет у ней ... (метлы)!
Эх, Баба-Яга,
Костяная ... (нога)!
Я живу уж сколько лет,
Натворила столько... (бед)!
Пойду плясать,
Ноги некуда ... (девать).
Сейчас метлу свою возьму
Да как «барыню» ... (спляшу)!
Примечание. После того как ребята помогут Бабе Яге вспомнить забытые слова, она их сердечно благодарит и исполняет всю песню целиком, сопровождая ее движениями. Количество игроков не ограничено, как говорится, чем больше, тем лучше.
«Музыкальная цепочка»
Цель игры: способствовать хорошему самочувствию, состоянию уверенности своих действиях. Развить у детей чувство ритма, музыкальную память и внимание.
Необходимое оборудование: мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках или располагаются на ковре. Воспитатель (музыкальный руководитель), в руках которого находится мяч, предлагает каждому ребенку по очереди спеть по одной песенной фразе. Начинает игру воспитатель. Он напевает песенку, хорошо известную ребятам (например, «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу...») и сразу же передает мяч другому ребенку. Тот тут же должен без пауз и заминок продолжить: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и сразу же передать мяч сидящему рядом с ним ребенку, который подхватывает песенку, повторяя ее припев: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и т. д. Задача игроков: подхватить «музыкальную эстафету» и передать ее следующему.
Примечание. В игре используются ранее выученные песни. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают право на сольное выступление в концерте, который состоится сразу после игры.
Цель: развитие состояния уверенности в своих действиях, умение играть на музыкальных инструментах соответственно тексту.
«Бум-бум! Трам-там-там!» -
Застучал барабан.
«Туки-туки-тошки!» -
Заиграли ложки.
«Четки-четки» - бряцают трещотки.
«Динь-дон, динь-дон!»
Зазвенел металлофон.
«Бан-бан-балалал!» -
Треугольник зазвучал!
«Бум-ба, бум-ба!» -
Загремела румба.
А теперь нам нужно
Заиграть всем дружно.
«Веселый шоколад»
Цель: развивать умения выполнять игру с полным мышечным напряжением, способствовать получению удовольствия от движений и от самого участия в игре.Воспитание желания участвовать в общем деле.
Раз, два, три, четыре, пять,
Бобы какао надо взять.
В порошок все растереть,
Громко песенку запеть:
Вкусный, сладкий шоколад
Приготовить каждый рад!
Продолжаем-шесть, семь, восемь
Какао-масло нужно срочно!
Сыпем сахар, ванилин,
Запоем все как один:
Вкусный, сладкий шоколад
Приготовить каждый рад!
Девять, десять – нелегко!
Мы добавим молоко,
Все по формам разольем
И немножко подождем.
Вот готов наш шоколад –
Съесть кусочек каждый рад!
Шагают на месте.
Трут ладошки одну о другую.
Хлопки, прыжки.
Выполняют «пружинку».
Сжимают и разжимают пальцы рук.
Собирают пальцы в щепотку.
Хлопки, прыжки.
Качают головой.
Кружатся дробным шагом.
Делают круговые движения руками.
Приседают, кулачок под щечкой.
Хлопки, прыжки.
«Шур – шур – песенка»
Музыкальное сопровождение: (султанчики).
Цель: Умение эмоционально выразительно передать гаму чувств в игре на султанчиках.Развитие внимания, умение правильно произносить звуки в соответствии с текстом
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, шур-шур, шур-шур.
Они похожи на мышат.
Шур-шур, шур-шур, шур-шур.
А где-то спит мурлыка кот:
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поет:
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур! Мур-мур
Играют на «шуршунчиках» - султанчиками с бумажными или полиэтиленовыми полосками.
Перебирают струны цитры или арфы.
2. Раздел. Игры - танцы
«Кто из вас король?»
Музыкальное сопровождение: (Веселая музыка №1)
Цель игры: Способствовать снятию эмоционального напряжения, развитие эмоциональной уравновешенности. А так же игра направлена на развитие реакции и координации движений.
Необходимое оборудование: стул — «трон»; корона, сделанная из фольги.
Ход игры.Дети находятся в 3 м от стула. Под веселую музыку игроки исполняют любые знакомые им танцевальные движения. С окончанием музыки они должны добежать до «трона» и попытаться сесть на него. Побеждает тот ребенок, которому удалось занять королевское место. Он торжественно «провозглашается» королем музыкальной страны. На голову победителю под аплодисменты «придворных королевства» со всеми полагающимися в этом случае почестями водружается корона.
Примечание.Иногда случается так, что силы и возможности у игроков равные. Они вместе подбегают к «трону» и поднимают корону. В этом случае задача воспитателя (музыкального руководителя) — не допустить ссор и обид. Возникший спор разрешается следующим образом: игрокам предлагается еще одно испытание (например, исполнить свою любимую песенку или отгадать музыкальную загадку). Самый сообразительный (или музыкально одаренный) из игроков «коронуется» на «царствование».
«В перед четыре шага»
Музыкальное сопровождение: (Песня «В перед четыре шага, назад четыре шага»)
Цель: Способствовать поднятию настроения, снятию отрицательных эмоций. Развитие внимания.
Ход игры
Под музыку дети повторяют за ведущим движения и слова. Когда дети запомнят достаточно простые слова, а на это обычно нужно не менее трех повторений, можно каждый следующий раз начинать петь песенку быстрее и громче, пока детям не станет сложно успевать выполнять движения.
Цель: Совершенствовать умения выражать эмоции через движения и мимику.
Развитие творческих способностей, создание положительного эмоционального настроя, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Ведущий поёт и показывает движения, а дети повторяют. Движения могут быть любые.
Если весело живётся, делай так (показывает первое движение).
Если весело живётся, делай так (показывает второе движение).
Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.
Если весело живётся, делай так (показывает третье движение).
Следующим ведущим может быть кто-то из детей.
«Запрещенное движение»
Музыкальное сопровождение: (веселая музыка №2)
Цель: развитие скоординированных свободно-пластичных движений,развитие внимания и быстроты реакции.
Все участники стоят в кругу и повторяют под музыку движения за ведущим. Но перед началом игры ведущий показывает одно движение, которое повторять нельзя. Если участник все-таки забудется и повторит это движение – он выбывает.
Цель: Развитие эмоциональной выразительности через музыку,умение слышать музыку и выполнять движение в соответствии с ней, развитие быстроты реакции, развитие двигательных способностей.
Ход игры
Игроки становятся в круг и под руководством воспитателя разучивают движения: на фразу «арам-зам-зам,арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором; на фразу «гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки); на фразу «рам-зам-зам» – повторяем первое движение; первое и второе действия ещё раз со словами повторить; затем на фразу «арафик- арафик» делаем наклон корпуса вперёд со скрещенными на груди руками
(два раза); потом повторяем действия на фразу «гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам». Выучив слова и движения, танцуем под музыку: на месте, двигаясь по кругу, в паре напротив друг друга. Игру можно проводить на ускорение.
«У оленя дом большой»
Музыкальное сопровождение: (музыка «у оленя дом большой»).
(на ускорение)
Цель: развитие способности управлять своим телом и голосом в музыкальной игре,формирование умения соотносить движение с текстом.
Ход игры
У оленя дом большой (руки домиком над головой),
Он глядит в своё окошко (руки перед лицом – окошком)
Зайка по лесу бежит (кисти рук перед грудью, пружинка).
В дверь к нему стучит (кулачком «стучим» в дверь)
Тук-тук, дверь открой (стучим)
Там в лесу охотник злой (изображаем пистолет кистью руки, стреляем в воздух)
Зайка, зайка, забегай (зовём – машем рукой к себе)
Лапу мне давай! (правая рука вперёд, ладонью вверх)
«Здоровалка»
Музыкальное сопровождение: (музыка «Здоровалка»)
Цель: способствовать поднятию настроения, снятию отрицательных эмоций.Развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, развитие чувства ритма, координацию движений, умения менять движения в соответствии со сменой части музыки .
Ход игры
Положите руки друг другу на плечи, и по моей команде будем здороваться друг с другом.
Куплет:. Как на празднике на нашем было много друзей,
Было много друзей на празднике на нашем,
Они не пили и не ели, друг на друга все глядели,
И здоровались вот так – в ладоши хлоп-хлоп,
1.Проигрыш: А теперь взялись за ушки соседа и здороваемся дальше!
2.Проигрыш:Коленки соседа,
3.Проигрыш: Ботиночки соседа,
4.Проигрыш: Носик соседа,
5.Проигрыш: Под ручку с соседом,
6.Проигрыш: Раскинули руки, повернулись к соседу-соседке,
Цель игры: развитие самостоятельности в выборе воплощения,игра направлена на выявление и развитие творческих задатков у детей старшего возраста. Развитие способности управлять своим телом и голосом в музыкальных играх импровизациях.
Ход игры. Ребятам представляется, возможность попробовать свои силы в качестве артистов театра. Перед игроками ставится следующая задача: мимикой, жестами озвучить стихотворение, которое читает воспитатель. Возможны вставки небольших самодеятельных номеров. Например, у аиста есть маленькая реплика; ребенок, озвучивший носорога, может прочесть известное ему стихотворение, а две девочки — «приятельницы лягушки» — исполнить для детей свои любимые частушки, и т. п.
Воспитатель объясняет детям правила игры, после чего зачитывается стихотворение и распределяются роли. Игра проводится без предварительной репетиции, все построено на импровизации.
Воспитатель (читает).
Однажды на лесной опушке
Концерт затеяли зверюшки.
Кузнец-скрипач рапсодию играл...
На импровизированную сцену выходит ребенок- «кузнечик». На воображаемой скрипке под фонограмму «исполняет» рапсодию. После выступления кланяется и садится на свое место.
Воспитатель (продолжает).
Аплодисментов вызвал шквал.
Сплясали пляску «Казачок»
Красотка-муха и сверчок.
Девочка-«муха» и мальчик-«сверчок» исполняют свой веселый танец.
Воспитатель.
Застенчивый угрюмый носорог,
Вдруг осмелев, прочел свой монолог.
Мальчик-«носорог» выразительно читает любое известное ему четверостишие или стихотворение.
Воспитатель.
Две симпатичные лягушки
Исполнили для всех частушки.
Выбегают девочки- «лягушки» и с пояснительными движениями исполняют задорные частушки.
Воспитатель.
Развеселил зверей и таракан,
С собратьями исполнил он «Канкан».
Импровизированный танец мальчиков-«тараканов» под музыку «Канкана».
Воспитатель.
Ужасно толстый бегемот
От смеха чуть не надорвал себе живот.
Мальчик, сидящий на своем месте, пантомимой изображает хохочущего бегемота.
Воспитатель.
А аист даже прослезился:
«Давно я так не веселился!..»
Другой мальчик изображает хохочущего аиста.
После этого звучат заключительные слова воспитателя.
Расходилась публика с концерта
Под звуки комариного дуэта.
Примечание. Ребята сами выбирают те роли, которые им нравятся. При желании «концертную программу» можно повторить перед родителями или детьми других групп (имеется в виду детский сад).
«Музыкальный театр»
Музыкальное сопровождение: (запись музыки Э. Тамберга «Танец колдуньи»).
Цель игры: пробуждение у детей устойчивого интереса к музыкальному творчеству. Умение пантомимой передать содержание и настроение музыки.
Необходимое оборудование:
Ход игры. Игрокам предлагается прослушать пьесу и попробовать с помощью движений, жестов и мимики передать ее содержание. Для более успешного вхождения в образ зачитываются стихотворные строки, характеризующие сказочного персонажа музыкального произведения.
Заклинание ведьмы
Не пыли, дорожка,
Не шуми, трава.
Замолчите, птицы,
Не греми, гроза!
Вы не дуйте, ветры,
Солнце, не свети.
Живность вся земная,
Ты на миг замри!
Час для заклинаний
Наконец настал!
Приготовлю зелье,
Колдовской отвар...
Забурлит и вспенится
Варево мое.
На людей обрушится
Все мирское зло!
Примечание. При желании ребята сами могут красочно проиллюстрировать музыку Э. Тамберга, придумав к ней свой сюжет.
«Танец-импровизация»
Музыкальное сопровождение: (запись музыки «Танец маленьких утят)
Цель игры: развитие эмоциональной выразительности, творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.
Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.
Примечание. Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.
«Играем в превращения»
Музыкальное сопровождение: (музыкальная запись «Ритмическое упражнение», музыка С. Соснина).
Цель игры: развитие эмоциональной выразительности, умение управлять своим телом, развитие воображения.
Ход игры. Воспитатель задает ребятам вопрос: как они относятся к превращениям? Вряд ли найдется хоть один ребенок, который не мечтает стать сказочным волшебником и счастливым обладателем волшебной палочки. Взрослый говорит о том, что вполне можно обойтись и без магических предметов, достаточно иметь богатое воображение. Он просит детей попытаться «включить» свою фантазию: «Пусть каждый из вас представит, что он сейчас не Петя или Маша, а небольшой красивый мячик. Представили? Какого бы цвета вы желали быть?» Каждый ребенок мысленно подбирает цвет, то есть раскрашивает себя в любимые цвета. Звучит веселая музыка, дети выполняют свободные импровизированные движения: «катятся», «подскакивают», «подпрыгивают» и т. п. Задача игроков: войти в образ мяча, двигаться подобно ему, при этом внимательно слушать музыку и согласовывать с ней свои движения.
Примечание. Приглашением к игре-разминке могут стать такие слова:
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем мы с тобой играть
В мяч веселый, озорной,
Покатились же, не стой!
Слышишь, музыка звучит?
Мяч на месте не стоит!
Скачем резво: прыг да скок...
Притомился ты, дружок?
Что ж, немного отдохнем
И... опять играть начнем.
«Зеркальный танец»
Музыкальное сопровождение: ( Музыка №3)
Цель: Способствовать снижению эмоционального возбуждения, формирование умения чувствовать себя частью единого целого.
Ход игры
Детки разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится «зеркалом», и его задача – точно отражать все движения задающего. Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить – кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.
Список литературы
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. № 1155)
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981.