kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль народных музыкальных инструментов в гуманистическом воспитании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маколада Халк мусика асбобларининг тарбиявий ахамияти ёритилган

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль народных музыкальных инструментов в гуманистическом воспитании.»

РОЛЬ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


ДАВЛАТОВА САЙЁРА САМАНДАРОВНА

Аннотация

В этой статье говриться об истории каракалпакские народные музыкальные инструменты который играет большую роль в истории музыкальной культуры Каракалпакского народа. А так же говориться происхождении и развитии.


This article about the history of musical instruments which plays a big role in the karakalpaks music culture.

Каракалпакские народные музыкальные инструменты наряду с другими центральной азиатским музыкальными инструментами имеют свою многовековую историю. Из исторических источников хорошо известно, что тесные экономические и культурные взаимосвязи отражаются в развитии литературы, этнографии, искусства и культуры в целом.

Искусство и литература развиваются наряду с жизнью общества. Поэтому произведения искусства, в том числе и музыкальные инструменты отражают изменения происходящие в общественной жизни. Традиционные музыкальные инструменты, как и все проявления народного творчества каракалпаков, теснейшем образом связаны с их бытом, обрядами, всем комплексом кочевого уклада. В них отражены социальные, хозяйственные отношения, своеобразие национального облика, сконцентрированы эстетические и философские представления, художественные ценности, творцом которых является сам народ. Инструмент (его конструкция, материал, технико-акустические параметры, характер функционирования) является фактором чрезвычайно важным для понимания исторических процессов музыки бесписьменной традиции, так как он сам либо его останки (в археологических памятниках, иконографии, описаниях)-ценнейший (а зачастую и единственный) документ, материальный след этой музыки. Отсюда и особая значимость его как источника познания прошлого истории, культуры, вековых традиций народа, неповторимых по своим эстетическим достоинствам художественных явлений. Несмотря на эту очевидность, каракалпакский народный инструментарии еще не являлся объектом специального научного исследования, хотя интерес к этой области народного творчества возник давно.

Каракалпакский народный музыкальный инструмент Қобыз-на протяжении многих веков в результате взаимовлияния культур, наряду с другими видами искусства к нам перекочевали и многие виды музыкальных инструментов, которые вот уже несколько столетий стали народными. Из всех национальных инструментов каракалпаков самым древнейшим по происхождению является кобуз. Исполнитель или по другому сказитель играющий на кобузе называется жыраў. На кобузе жырауы исполняли эпосов (дастанов), терме, толгауов (исторические песни), своеобразно напрягая голосовые связки.[1], Каракалпакские жырауы отличаются от певцов других народов способом исполнения, а также своеобразием жанров. Например, «толгау, Ормамбет бий» и «Айдос баба» песни, основанные на подлинные исторические события. Само слово «жырау» на древнетюркском языке «Узан»[2], означает «сказитель, певец». Сам музыкальный инструмент кобуз главный атрибут жырауов [3], считается народным не только у каракалпаков, но и у других тюркоязычных народов. Хорошо известно, что своей структурой, техникой исполнения, а также как свидетельствуют многие источники кобыз является самым древнейшим музыкальным инструментом. В книге «Девану лугатит турк» (Словарь тюркских слов) Махмуда Кашгари чаще упоминаются такие инструменты как: «кобыз», «сыбызгы» «Карнай» (том III, стр. 259.Ташкент.1963 г.).

Известный музыкант и большой знаток теории музыки XV в.Султан Увайс изменяя и немного удлиняя гриф рубапа придумал музыкальный инструмент похожий на кобыз.

По другим историческим сведениям также известно, что кобыз является музыкальным инструментом в основном тюркских народностей. (А.А. Семенов.Среднеазиатский трактат по музыке. Дарвиш Али XVIII в. Ташкент.1947 г. В народе бытуют легенды о деде Коркуте, в которых говорится о происхождении кобыза. Вот уже много веков хранятся эти легенды в сердцах народов восточных стран. «По нижнему течению Сырдарьи в низовьях Карманча у подножья горы похоронили деда Коркута. На холме, где его похоронили оставили его кобыз. Долгое время в каждую священную пятницу кобыз деда Коркута тоскуя о своем хозяине играл печальные мелодий. Если внимательно слушать звуки кобыза, то можно ясно услышать, что кобыз печально зовет своего хозяина святого деда Коркута» (Огузский героический эпос. Перевод академика В. В. Бертольда из АН.Москва. Ленинград.1962.

На кобыза жырау исполняют народные эпосы. С истечением времени у некоторых тюркоязычных народов он постепенно сменялся другими видами инструментов. Но в культурной жизни каракалпаков кобыз до сих пор устойчиво занимает свое почетное место [4]. На кобызе как и в других струнных инструментах на подобие скрипка, гирджек играют с помощи стяжка. Кобыз делают из дерева тутовицы и абрикоса. Гриф кобыза изогнут в одну сторону, а нижний корпус кобыза покрыт кожей верблюда.

В гриф натягиваются параллельные друг к другу струны. Струны (қылшық тар) делается из волос хвоста яловой лошади. Кобыз настраивается на кварту. Диапазон объема звука составляет 1,5-2 октавы. Общий размер длины достигает 75-80- см. Играют на кобызе с помощи стяжка (Кеменше), поставив его на колени как гирджек. Но в отличие от него пальцы не касаются грифа, а играют, скользя между струнами. Среди народа встречается много легенд и бывальщин о происхождении кобыза. В них говорится, что кобыз сделан из дерева ждиды, которого коснулась спина дикого вепря, а нижний корпус (Зеренше) покрыли кожей со лба крикливой верблюдицы, струны из волос хвоста яловой лошади. Поэтому звук кобыза такой сильный, что доходит далеко за пределы аулов. Он незаменимый друг народа в радости и печали, счастий и горе.

В История Каракалпакской литературы ряд ученых, таких как: Н.Джапаков, К.Мамбетов, К.Султанов, А.Каримов исследовали ряд вопросов связанных с кобузом. По их утверждению когда речь идет о древней литературе тюркоязычных народов, то невольно вспоминаем о деде Коркута. Существуют множество сведений связывающие творчество деда Коркута с Каракалпакским народам. Во первых, происхождение Коркута очень близок Каракалпакскому народу. Во вторых, в устном народном творчестве Каракалпаков сохранились очень много легенд о Деде Коркута. Например в книге К.Айымбетова «Халық даналығы» (народная мудрость) говорится, что у каракалпакских жырауов сохранились множество исторических легенд связанных с происхождением Кобуза. Эти легенды передаются из поколения в поколения среди жырауов. Самая знаменитая из них, которую рассказали Есемурат жырау и Кияс жырау – это легенда о том, как дед Коркут смастерил свой Кобыз. Они тоже в свою очередь эту легенду слышали из старшего поколения жырауов. По этой легенде покровителем Кобуза является Дед Коркут Дивани Бурк. Однажды дед Коркут смастерил очень забавный струнный музыкальный инструмент. Как он ни старался, но никак не получалось на нем играть. Звуки были не приятные и бессмысленными. В это время ему встретились черти и попросили его показать, что за инструмент у него в руках. Дед Коркут не показал им свой только что смастеривший музыкальный инструмент. Дед Коркут сделал вид, что уходит из леса а сам тихо подкрался поближе к чертям и стал подслушивать их беседу. Черти разговаривая между собой говорили так: Дед Коркут конечно придумал прекраснейший музыкальный инструмент, но если бы он смастерил его из дерева джиды, которого высушил дикий вепрь и покрыл бы его кожей со лба крикливой верблюдицей, а струны из волос хвоста яловой лошади и заклеил бы соком ванючего Курая (растение растущее на горах и в пустыне) и из старой тыквянки сделал бы подструнную подставку, то тогда этот музыкальный инструмент получился бы превосходным. Дед Коркут все сделал так как говорили черти и с тех пор дед Коркут стал играть на кобызе мелодии на разный лад. Вот так дед Коркут стал покровителем Кобуза [5.5c].

Дутар-Само слово дутар из персидского «ду» - два, «тар» - струна, то есть означает двухструнный музыкальный инструмент. Каракалпакский народный музыкальный инструмент (Аламойнақ) дутар изготавливается мастери двумя способами: первый способ – это глубокая вырезка. Дутары изготовленные таким способом называются вырезанными. Второй способ – соединение клином, тесаных досок и дутары сделанные таким способом называются (қурама -тилме) дутар. Обычно высеченный (казба-ойма) дутар изготавливается из дерева джиды, тутовицы, караман, шенгел (кустарник, растущий в пустыне). И из больших веток таморжка, тесанных тонким клином, а затем заклеенных и соединенных в определенном порядке. Дутар настраиваются в кварту (ля-ми или ля-бемоль-ми-бемоль). Лады на грифе дутара размечается по грамматической системе перепонкой из кишки барана количество которых бывает от 13 до 14. Каждый баксы (исполнитель песен на дутаре) по своему усмотрению может добавить или убавить количество перепонок. Например, Орынбай баксы к своему дутару размечал 14–15 перепонок. Ими воспользовались в зависимости от долгаты и краткости музыки [1]. Кроме того, в народе почти в каждой семье с любовью исполняются такие мелодий для дутара как: «Нар ийдирген», «Жаман шығанак», «Бозатаў», «Арыўхан», «Соналы келди», «Налыш», «Жети асырым», «Мусса сен яры», «Ала кайыс», «Ләй-ләй», «Тарлан», «Хожа бала», «Сайхалы», «Каражорға» и многиу другие. Дутар является не только национальным музыкальным инструментом, но и национальным духовным достоянием, который внес свой бесценный вклад в развитие каракалпакской культуры в целом. Он настолько проник в жизнь народа, что его можно встретить почти в каждой семье каракалпаков. Среди народа существует такое поверье, по которому если в каждом доме имеется дутар, то он оберегает этот очаг от злых духов. Дутар в то же время является особым талисманом, который несет в дом счастье. Как уже упоминалось, музыка дутара бывает в основном двух видов: высокого тона и низкого. Это доказывает, что дутар сформировался и развивался среди народа долгие годы. О чем свидетельствует стихотворение Кунходжы Ибраим улы «Умытпаспан» (Никогда не забуду), в котором поэт говорит о своем незаменимом друге дутаре: «Шертим дуўтар, айтым қосық, Кеўлимде қайнап қосық,[5]. Все это в очередной раз доказывает о том, что каракалпакский народ, как и другие соседние народы имеет свою многовековую культуру. Выдающийся казахский этнограф Ч. Валиханов сказал о каракалпаках, что они были первыми поэтами и певцами пустыни. Когда они играли на своем (Аламойнақ) дутаре даже соловей из дали прилетал. Выдающийся каракалпакский поэт И.Юсупов в своем стихотворений о дутаре писал так:

«Хаслын сенин агаштандур,

Сойле дуўтар сойле дуўтар,

Хаўазын толы армандур,

Данкын баян әйле белли дуўтар.

Гоне заманнын гуўасы,

Шаркананда саз наласы

Бердак бабамнын мунласы,

Данкын баян айле белли дутар[6.].


Саз-Сырнай (Свистулька из глины)-Этим музыкальным инструментом в народе обычно играли маленькие дети, которые пасли скот, сидя на берегах рек, озер и других водоемов. Дети делали из глины свистулек и играли разных народных песен, а также в некоторых случаях использовали как сигнал защиты от врагов. Саз-Сырнай (свистулька) бывает в яйцеобразной форме и имеет 7 дырок: 5 дырок находятся на верхней части, а шестой в нижней части, и последний седьмой более большего размера, которым управляется направление музыки. В настоящее время этот инструмент служит наряду с другими музыкальными инструментами на разных концертах в составе фольклорных ансамблей. На сегодняшнее время пополняется ряд музыкантов играющих на Саз-Сырнай, благодаря усердной деятельности известного музыканта Азата Утарбаева. Его ансамбль успешно выступает на разных праздничных концертах. С такими мелодиями из народных песен: «Алты кыз», «Кыз Минайым» и др.

Список литературы:

1. Т.Адамбаева. «Дореволюционная Каракалпакская музыка» Издательство Каракалпакстан. Нукус 1976 год.

2. Фитрат.А. «Ўзбек классик мусиқаси ва унинг тарихи» Тошкент «Фан» нашриёти 1993 год.

3.Алламуратов.А. Доспанов.О.Г.Тулеўмуратов.«Каракалпак көркем-өнер атамаларынын сөзлиги» Нукуское книжное издательство 1991год.

4.К.Айымбетов. Халык даналыгы. издательство Каракалпакстан. Нукус 1988 год.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль народных музыкальных инструментов в гуманистическом воспитании.

Автор: Давлатова Сайёра Самандаровна

Дата: 06.03.2017

Номер свидетельства: 398082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Музыкальная гостиная «Курмангазы – великий кюйши» "
    ["seo_title"] => string(52) "muzykal-naia-ghostinaia-kurmanghazy-vielikii-kiuishi"
    ["file_id"] => string(6) "126484"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415186444"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка «Стратегия и тактика обучения детей   5-6 лет в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-stratieghiia-i-taktika-obuchieniia-dietiei-5-6-liet-v-klassie-skripki"
    ["file_id"] => string(6) "288303"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454604747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства