Цель: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки Курмангазы в интересах связях с поэзией Д. Мулдагалиева, изобразительным искусством и современными песнями.
Задачи: 1) воспитание гуманистической культуры, патриотизма, формирование понятия «Родина» и «казахстанцы» через проникновение к национальным и общественным ценностям. Развитие эмоционано-личностного сопереживания к искусству казахского народа, уважение к духовным символам.
2) Развитие музыкального мышления через постижение национального своеобразия музыки казахского народа. Определение понятий «главная интонация», «ритм», «лад», «нюансы» жанр мелодий и рол их в создании образа произведения.
3) Развитие вокально-хоровой культуры, слушательной культуры, ассоциативного мышления.
Принципы:
Единства воспитания, обучения, развития.
Принцип научности.
Связь музыки с жизнью.
Принцип увлеченности.
Принцип активности, самостоятельности, сознательности.
Оптимизма.
Тематического построения.
Методы:Словесный, наглядный, практический – песня, поисковый, историзма, под руководством воспитателя, использование ТСО.
Тип:Знакомства.
Жанр:Диалог.
Музыкальные материал:Кюи Курмангазы «Сары-Арка», «Балбраун», «Торемурат», «Адай».
Песни:«Ту?ан жерім», Б. Тлеуханов, Н. Назарбаев «Елім мені?».
Музыкальное приветствие, распевание.
Слушание «Сары-Арка» Курмангазы.
На фоне кюя читаю стихотворении
Прекрасна ныне степь!
Скрывая тайны,
Она желтела долгие века.
Курмангазы, я знаю, не случайно
Свой лучший кюй назвал – «Сары-Арка».
Д. Мулдагалиев.
Какая по характеру музыка?
Какие интонации ее пронизывают? Песенный, танцевальные, маршевые?
В каком темпе?
Какой жанр?
Какое настроение подарила?
Какому народу принадлежит?
Как определили? Кто исполнил произведение?
Оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы.
Этот композитор и музыкант оставил большее наследие 50 кюев. Именем его назвали первый ансамбль домбристов в музыкальном техникуме, первый оркестр, Алма-атинскую государственную консерваторию.
Курмангазы любят не только казахи, но и все кто живет в многонациональном Казахстане. А почему?
Курмангазы – выдающийся композитор – кюйши, непревзойденный исполнитель своих произведений.
Курмангазы называют «отцом кюев» так как он заложил историю национальной музыкальной культуры. Курмангазы – основатель творческо-исполнительной школы (стиль западноказахстанского искусства).
Родился в1818 году в Уральской области в урочище Жители в семье батрака Сагырбая. Музыкальные способности появились очень рано. С раннего детства маленький Курмангазы мог часами слушать домбровую музыку в исполнении заезжих музыкантов. Отец был против увлечении, так как считалось что музыканты – спутники бедности. Мама всячески поощряла любовь к музыке, так как сама хорошо играла на домбре и была родом из музыкальной семьи.
Курмангазы с детства очень много работал – пас отары, но и там он терял время, тренировал технику игры на домбре, пытался играть сложные созвучия, быстрые мелодии с большими скачками.
Однажды в аул приехал знаменитый в то время кюйши Узак. Это был настоящий праздник для всех аульчан. Он замети пытливого и увлеченного мальчика и согласия дать ему уроки игры на домбре, так Узак стал первым профессиональным учителем Курмангазы.
В 18 лет Курмангазы стал зрелым музыкантом. Он решает покинуть родной аул и начать самостоятельную жизнь. Он разъезжает по аулам, выступает как кюйши. Вступает в творческие состязания – тартыс.
Постепенно он становится известным по всей округе.
В середине – х годов Курмангазы становится свидетелем народно – освободительного движения. Кульминацией восстания под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. (1836 – 1837 г.) стало жестокая расправа царской администрации с восставшими. Курмангазы был до конца честным и смелым человеком, он защищал и поддерживал волю простого народа. За это его решили как «смутьяна» посадить в тюрьму, а затем сослать в ссылку. Обвинив его в конокрадстве властям удается затащить Курмангазы в тюрьму. Но ему удается сбежать. Его арестовывают во второй раз и отправляют в Оренбург, оттуда сбежать было бы невозможно. Но его освобождает генерал – губернатор Перовский, которому очень понравилась музыка кюйши. После освобождения Курмангазы снова ездит по Казахстану со своими выступлениями, так появляются новые кюи «Торемурат», «Адай», «Балбраун».
Встречи с этнографом Н. Савичевым принесла ему признание и уважение к русской интеллигенции. О нем писал в российской газете: «словом – Сагырбаев редкая музыкальная душа, и получил он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины».
Последние годы жизни Курмангазы проводит на берегу Каспия в окружении своих учеников это Мамен, Кокбала, Ергали, Дина Нурпеисова.
Умер Курмангазы в 1889 году. В 1959 году по инициативе А. Жумабаева был воздвигнут памятник.
Так почему Курмангазы любимый кюйши, основоположник казахской профессиональной музыки?
Казахстан стал независимой, цветущей Республикой, где живет много национальностей и потому песни пишут и исполняют на двух языках «Ту?ан жерім».
Сейчас в услышите одно из самых популярных произведений еще одного великого Казахстанца, который как и Курмангазы сердцем писал стихи к песне. Это президент РК Н. Назарбаев и композитор Б. Тлеуханов «Елім мені?».
Как красиво, созвучно звучат инструменты в государственном симфоническом оркестре. Сбылась мечта великого кюйши. На земле Казахстана живут свободные, образованные, интеллигентные и мирные люди, у нас развиты все виды искусства. В дружбе народов, в общении двух культур – русской и казахской родилась новая интеллигентная культура с мягким азиатским колоритом – культура Казахстана. В наше время в Казахстане для народа открыты двери в театры, оперы и балета, в консерватории, музыкальные и хореографические училища. Музыканты Казахстана вошли в десятку лучших музыкантов мира. Чем же явилась для нас домбра?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальная гостиная «Курмангазы – великий кюйши» »
Музыкальная гостиная
«Курмангазы – великий кюйши»
«Где-то сердце, чтоб слушая
страстный напев,
волновалось, ему отвечая???»
А. Кунанбаев.
Цель: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки Курмангазы в интересах связях с поэзией Д. Мулдагалиева, изобразительным искусством и современными песнями.
Задачи: 1) воспитание гуманистической культуры, патриотизма, формирование понятия «Родина» и «казахстанцы» через проникновение к национальным и общественным ценностям. Развитие эмоционано-личностного сопереживания к искусству казахского народа, уважение к духовным символам.
2) Развитие музыкального мышления через постижение национального своеобразия музыки казахского народа. Определение понятий «главная интонация», «ритм», «лад», «нюансы» жанр мелодий и рол их в создании образа произведения.
3) Развитие вокально-хоровой культуры, слушательной культуры, ассоциативного мышления.
Принципы:
Единства воспитания, обучения, развития.
Принцип научности.
Связь музыки с жизнью.
Принцип увлеченности.
Принцип активности, самостоятельности, сознательности.
Оптимизма.
Тематического построения.
Методы:Словесный, наглядный, практический – песня, поисковый, историзма, под руководством воспитателя, использование ТСО.
Тип:Знакомства.
Жанр:Диалог.
Музыкальные материал:Кюи Курмангазы «Сары-Арка», «Балбраун», «Торемурат», «Адай».
Песни:«Туған жерім», Б. Тлеуханов, Н. Назарбаев «Елім менің».
Музыкальное приветствие, распевание.
Слушание «Сары-Арка» Курмангазы.
На фоне кюя читаю стихотворении
Прекрасна ныне степь!
Скрывая тайны,
Она желтела долгие века.
Курмангазы, я знаю, не случайно
Свой лучший кюй назвал – «Сары-Арка».
Д. Мулдагалиев.
Какая по характеру музыка?
Какие интонации ее пронизывают? Песенный, танцевальные, маршевые?
В каком темпе?
Какой жанр?
Какое настроение подарила?
Какому народу принадлежит?
Как определили? Кто исполнил произведение?
Оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы.
Этот композитор и музыкант оставил большее наследие 50 кюев. Именем его назвали первый ансамбль домбристов в музыкальном техникуме, первый оркестр, Алма-атинскую государственную консерваторию.
Курмангазы любят не только казахи, но и все кто живет в многонациональном Казахстане. А почему?
Курмангазы – выдающийся композитор – кюйши, непревзойденный исполнитель своих произведений.
Курмангазы называют «отцом кюев» так как он заложил историю национальной музыкальной культуры. Курмангазы – основатель творческо-исполнительной школы (стиль западноказахстанского искусства).
Родился в1818 году в Уральской области в урочище Жители в семье батрака Сагырбая. Музыкальные способности появились очень рано. С раннего детства маленький Курмангазы мог часами слушать домбровую музыку в исполнении заезжих музыкантов. Отец был против увлечении, так как считалось что музыканты – спутники бедности. Мама всячески поощряла любовь к музыке, так как сама хорошо играла на домбре и была родом из музыкальной семьи.
Курмангазы с детства очень много работал – пас отары, но и там он терял время, тренировал технику игры на домбре, пытался играть сложные созвучия, быстрые мелодии с большими скачками.
Однажды в аул приехал знаменитый в то время кюйши Узак. Это был настоящий праздник для всех аульчан. Он замети пытливого и увлеченного мальчика и согласия дать ему уроки игры на домбре, так Узак стал первым профессиональным учителем Курмангазы.
В 18 лет Курмангазы стал зрелым музыкантом. Он решает покинуть родной аул и начать самостоятельную жизнь. Он разъезжает по аулам, выступает как кюйши. Вступает в творческие состязания – тартыс.
Постепенно он становится известным по всей округе.
В середине – х годов Курмангазы становится свидетелем народно – освободительного движения. Кульминацией восстания под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. (1836 – 1837 г.) стало жестокая расправа царской администрации с восставшими. Курмангазы был до конца честным и смелым человеком, он защищал и поддерживал волю простого народа. За это его решили как «смутьяна» посадить в тюрьму, а затем сослать в ссылку. Обвинив его в конокрадстве властям удается затащить Курмангазы в тюрьму. Но ему удается сбежать. Его арестовывают во второй раз и отправляют в Оренбург, оттуда сбежать было бы невозможно. Но его освобождает генерал – губернатор Перовский, которому очень понравилась музыка кюйши. После освобождения Курмангазы снова ездит по Казахстану со своими выступлениями, так появляются новые кюи «Торемурат», «Адай», «Балбраун».
Встречи с этнографом Н. Савичевым принесла ему признание и уважение к русской интеллигенции. О нем писал в российской газете: «словом – Сагырбаев редкая музыкальная душа, и получил он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины».
Последние годы жизни Курмангазы проводит на берегу Каспия в окружении своих учеников это Мамен, Кокбала, Ергали, Дина Нурпеисова.
Умер Курмангазы в 1889 году. В 1959 году по инициативе А. Жумабаева был воздвигнут памятник.
Так почему Курмангазы любимый кюйши, основоположник казахской профессиональной музыки?
Казахстан стал независимой, цветущей Республикой, где живет много национальностей и потому песни пишут и исполняют на двух языках «Туған жерім».
Сейчас в услышите одно из самых популярных произведений еще одного великого Казахстанца, который как и Курмангазы сердцем писал стихи к песне. Это президент РК Н. Назарбаев и композитор Б. Тлеуханов «Елім менің».
Как красиво, созвучно звучат инструменты в государственном симфоническом оркестре. Сбылась мечта великого кюйши. На земле Казахстана живут свободные, образованные, интеллигентные и мирные люди, у нас развиты все виды искусства. В дружбе народов, в общении двух культур – русской и казахской родилась новая интеллигентная культура с мягким азиатским колоритом – культура Казахстана. В наше время в Казахстане для народа открыты двери в театры, оперы и балета, в консерватории, музыкальные и хореографические училища. Музыканты Казахстана вошли в десятку лучших музыкантов мира. Чем же явилась для нас домбра?