kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальная гостиная «Курмангазы – великий кюйши»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки Курмангазы в интересах связях с поэзией Д. Мулдагалиева, изобразительным искусством и современными песнями.

Задачи: 1) воспитание гуманистической культуры, патриотизма, формирование понятия «Родина» и «казахстанцы» через проникновение к национальным и общественным ценностям. Развитие эмоционано-личностного сопереживания к искусству казахского народа, уважение к духовным символам.

2) Развитие музыкального мышления через постижение национального своеобразия музыки казахского народа. Определение понятий «главная интонация», «ритм», «лад», «нюансы» жанр мелодий и рол их в создании образа произведения.

3) Развитие вокально-хоровой культуры, слушательной культуры, ассоциативного мышления.

Принципы:

  1. Единства воспитания, обучения, развития.
  2. Принцип научности.
  3. Связь музыки с жизнью.
  4. Принцип увлеченности.
  5. Принцип активности, самостоятельности, сознательности.
  6. Оптимизма.
  7. Тематического построения.

Методы:Словесный, наглядный, практический – песня, поисковый, историзма, под руководством воспитателя, использование ТСО.

Тип:Знакомства.

Жанр:Диалог.

Музыкальные материал:Кюи Курмангазы «Сары-Арка», «Балбраун», «Торемурат», «Адай».

Песни:«Ту?ан жерім», Б. Тлеуханов, Н. Назарбаев «Елім мені?».

  1. Музыкальное приветствие, распевание.
  2. Слушание «Сары-Арка» Курмангазы.

На фоне кюя читаю стихотворении

Прекрасна ныне степь!

Скрывая тайны,

Она желтела долгие века.

Курмангазы, я знаю, не случайно

Свой лучший кюй назвал – «Сары-Арка».

Д. Мулдагалиев.

Какая по характеру музыка?

Какие интонации ее пронизывают? Песенный, танцевальные, маршевые?

В каком темпе?

Какой жанр?

Какое настроение подарила?

Какому народу принадлежит?

Как определили? Кто исполнил произведение?

Оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы.

Этот композитор и музыкант оставил большее наследие 50 кюев. Именем его назвали первый ансамбль домбристов в музыкальном техникуме, первый оркестр, Алма-атинскую государственную консерваторию.

Курмангазы любят не только казахи, но и все кто живет в многонациональном Казахстане. А почему?

Курмангазы – выдающийся композитор – кюйши, непревзойденный исполнитель своих произведений.

Курмангазы называют «отцом кюев» так как он заложил историю национальной музыкальной культуры. Курмангазы – основатель творческо-исполнительной  школы (стиль западноказахстанского искусства).

Родился в1818 году в Уральской области в урочище Жители в семье батрака Сагырбая. Музыкальные способности появились очень рано. С раннего детства маленький Курмангазы мог часами слушать домбровую музыку в исполнении заезжих музыкантов. Отец был против увлечении, так как считалось что музыканты – спутники бедности. Мама всячески поощряла любовь к музыке, так как сама хорошо играла на домбре и была родом из музыкальной семьи.

Курмангазы с детства очень много работал – пас отары, но и там он терял время, тренировал технику игры на домбре, пытался играть сложные созвучия, быстрые мелодии с большими скачками.

Однажды в аул приехал знаменитый в то время кюйши Узак. Это был настоящий праздник для всех аульчан. Он замети пытливого и увлеченного мальчика и согласия дать ему уроки игры на домбре, так Узак стал первым профессиональным учителем Курмангазы.

В 18 лет Курмангазы стал зрелым музыкантом. Он решает покинуть родной аул и начать самостоятельную жизнь. Он разъезжает по аулам, выступает как кюйши. Вступает в творческие состязания – тартыс.

Постепенно он становится известным по всей округе.

В середине – х годов Курмангазы становится свидетелем народно – освободительного движения. Кульминацией восстания под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. (1836 – 1837 г.) стало жестокая расправа царской администрации с восставшими. Курмангазы был до конца честным и смелым человеком, он защищал и поддерживал волю простого народа. За это его решили как «смутьяна» посадить в тюрьму, а затем сослать в ссылку. Обвинив его в конокрадстве властям удается затащить Курмангазы в тюрьму. Но ему удается сбежать. Его арестовывают во второй раз и отправляют в Оренбург, оттуда сбежать было бы невозможно. Но его освобождает генерал – губернатор Перовский, которому очень понравилась музыка кюйши. После освобождения Курмангазы снова ездит по Казахстану со своими выступлениями, так появляются новые кюи «Торемурат», «Адай», «Балбраун».

Встречи с этнографом Н. Савичевым принесла ему признание и уважение к русской интеллигенции. О нем писал в российской газете: «словом – Сагырбаев редкая музыкальная душа, и получил он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины».

Последние годы жизни Курмангазы проводит на берегу Каспия в окружении своих учеников это Мамен, Кокбала, Ергали, Дина Нурпеисова.

Умер Курмангазы в 1889 году. В 1959 году по инициативе А. Жумабаева был воздвигнут памятник.

Так почему Курмангазы любимый кюйши, основоположник казахской профессиональной музыки?

Казахстан стал независимой, цветущей Республикой, где живет много национальностей и потому песни пишут и исполняют на двух языках «Ту?ан жерім».

Сейчас в услышите одно из самых популярных произведений еще одного великого Казахстанца, который как и Курмангазы сердцем писал стихи к песне. Это президент РК Н. Назарбаев и композитор Б. Тлеуханов «Елім мені?».

Как красиво, созвучно звучат инструменты в государственном симфоническом оркестре. Сбылась мечта великого кюйши. На земле Казахстана живут свободные, образованные, интеллигентные и мирные люди, у нас развиты все виды искусства. В дружбе народов, в общении двух культур – русской и казахской родилась новая интеллигентная культура с мягким азиатским колоритом – культура Казахстана. В наше время в Казахстане для народа открыты двери в театры, оперы и балета, в консерватории, музыкальные и хореографические училища. Музыканты Казахстана вошли в десятку лучших музыкантов мира. Чем же явилась для нас домбра?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная гостиная «Курмангазы – великий кюйши» »

Музыкальная гостиная

«Курмангазы – великий кюйши»


«Где-то сердце, чтоб слушая

страстный напев,

волновалось, ему отвечая???»

А. Кунанбаев.


Цель: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки Курмангазы в интересах связях с поэзией Д. Мулдагалиева, изобразительным искусством и современными песнями.

Задачи: 1) воспитание гуманистической культуры, патриотизма, формирование понятия «Родина» и «казахстанцы» через проникновение к национальным и общественным ценностям. Развитие эмоционано-личностного сопереживания к искусству казахского народа, уважение к духовным символам.

2) Развитие музыкального мышления через постижение национального своеобразия музыки казахского народа. Определение понятий «главная интонация», «ритм», «лад», «нюансы» жанр мелодий и рол их в создании образа произведения.

3) Развитие вокально-хоровой культуры, слушательной культуры, ассоциативного мышления.

Принципы:

  1. Единства воспитания, обучения, развития.

  2. Принцип научности.

  3. Связь музыки с жизнью.

  4. Принцип увлеченности.

  5. Принцип активности, самостоятельности, сознательности.

  6. Оптимизма.

  7. Тематического построения.

Методы:Словесный, наглядный, практический – песня, поисковый, историзма, под руководством воспитателя, использование ТСО.

Тип:Знакомства.

Жанр:Диалог.

Музыкальные материал:Кюи Курмангазы «Сары-Арка», «Балбраун», «Торемурат», «Адай».

Песни:«Туған жерім», Б. Тлеуханов, Н. Назарбаев «Елім менің».

  1. Музыкальное приветствие, распевание.

  2. Слушание «Сары-Арка» Курмангазы.

На фоне кюя читаю стихотворении

Прекрасна ныне степь!

Скрывая тайны,

Она желтела долгие века.

Курмангазы, я знаю, не случайно

Свой лучший кюй назвал – «Сары-Арка».

Д. Мулдагалиев.

Какая по характеру музыка?

Какие интонации ее пронизывают? Песенный, танцевальные, маршевые?

В каком темпе?

Какой жанр?

Какое настроение подарила?

Какому народу принадлежит?

Как определили? Кто исполнил произведение?

Оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы.

Этот композитор и музыкант оставил большее наследие 50 кюев. Именем его назвали первый ансамбль домбристов в музыкальном техникуме, первый оркестр, Алма-атинскую государственную консерваторию.

Курмангазы любят не только казахи, но и все кто живет в многонациональном Казахстане. А почему?

Курмангазы – выдающийся композитор – кюйши, непревзойденный исполнитель своих произведений.

Курмангазы называют «отцом кюев» так как он заложил историю национальной музыкальной культуры. Курмангазы – основатель творческо-исполнительной школы (стиль западноказахстанского искусства).

Родился в1818 году в Уральской области в урочище Жители в семье батрака Сагырбая. Музыкальные способности появились очень рано. С раннего детства маленький Курмангазы мог часами слушать домбровую музыку в исполнении заезжих музыкантов. Отец был против увлечении, так как считалось что музыканты – спутники бедности. Мама всячески поощряла любовь к музыке, так как сама хорошо играла на домбре и была родом из музыкальной семьи.

Курмангазы с детства очень много работал – пас отары, но и там он терял время, тренировал технику игры на домбре, пытался играть сложные созвучия, быстрые мелодии с большими скачками.

Однажды в аул приехал знаменитый в то время кюйши Узак. Это был настоящий праздник для всех аульчан. Он замети пытливого и увлеченного мальчика и согласия дать ему уроки игры на домбре, так Узак стал первым профессиональным учителем Курмангазы.

В 18 лет Курмангазы стал зрелым музыкантом. Он решает покинуть родной аул и начать самостоятельную жизнь. Он разъезжает по аулам, выступает как кюйши. Вступает в творческие состязания – тартыс.

Постепенно он становится известным по всей округе.

В середине – х годов Курмангазы становится свидетелем народно – освободительного движения. Кульминацией восстания под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. (1836 – 1837 г.) стало жестокая расправа царской администрации с восставшими. Курмангазы был до конца честным и смелым человеком, он защищал и поддерживал волю простого народа. За это его решили как «смутьяна» посадить в тюрьму, а затем сослать в ссылку. Обвинив его в конокрадстве властям удается затащить Курмангазы в тюрьму. Но ему удается сбежать. Его арестовывают во второй раз и отправляют в Оренбург, оттуда сбежать было бы невозможно. Но его освобождает генерал – губернатор Перовский, которому очень понравилась музыка кюйши. После освобождения Курмангазы снова ездит по Казахстану со своими выступлениями, так появляются новые кюи «Торемурат», «Адай», «Балбраун».

Встречи с этнографом Н. Савичевым принесла ему признание и уважение к русской интеллигенции. О нем писал в российской газете: «словом – Сагырбаев редкая музыкальная душа, и получил он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины».

Последние годы жизни Курмангазы проводит на берегу Каспия в окружении своих учеников это Мамен, Кокбала, Ергали, Дина Нурпеисова.

Умер Курмангазы в 1889 году. В 1959 году по инициативе А. Жумабаева был воздвигнут памятник.

Так почему Курмангазы любимый кюйши, основоположник казахской профессиональной музыки?

Казахстан стал независимой, цветущей Республикой, где живет много национальностей и потому песни пишут и исполняют на двух языках «Туған жерім».

Сейчас в услышите одно из самых популярных произведений еще одного великого Казахстанца, который как и Курмангазы сердцем писал стихи к песне. Это президент РК Н. Назарбаев и композитор Б. Тлеуханов «Елім менің».

Как красиво, созвучно звучат инструменты в государственном симфоническом оркестре. Сбылась мечта великого кюйши. На земле Казахстана живут свободные, образованные, интеллигентные и мирные люди, у нас развиты все виды искусства. В дружбе народов, в общении двух культур – русской и казахской родилась новая интеллигентная культура с мягким азиатским колоритом – культура Казахстана. В наше время в Казахстане для народа открыты двери в театры, оперы и балета, в консерватории, музыкальные и хореографические училища. Музыканты Казахстана вошли в десятку лучших музыкантов мира. Чем же явилась для нас домбра?


Любовь к природе


Радость

Воля

Гордость

Наследие

Любовь к Родине

Любовь и уют

Свобода

Домбыра



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Музыкальная гостиная «Курмангазы – великий кюйши»

Автор: Волкова Валентина Николаевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Литературно - музыкальная гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения казахского композитора Таттимбета  Казангапулы "
    ["seo_title"] => string(136) "litieraturno-muzykal-naia-ghostinaia-posviashchionnaia-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-kazakhskogho-kompozitora-tattimbieta-kazanghapuly"
    ["file_id"] => string(6) "219584"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434283109"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства