Доклад о песенном фольклоре - поистине неисчерпаемый источнике творчества, особенно для детей, еще не привыкших к раскованности в выражении собственных чувств, мыслей и желаний. Важно не погасить творческую искорку в каждом ребенке, укрепить его уверенность в своих созидательных возможностях. В условиях организованного освоения фольклора на уроках, при постоянном внимании к творческим действиям со словом, напевом и движением можно добиваться серьезных результатов в развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль народной музыки в развитии личности »
Роль народной музыки в воспитании личности.
Колесникова М.В.
преподаватель ДМШ г. Аксай ЗКО БР
Во все времена и у всех народов музыка являлась важнейшим средством воспитания. Народы, не знавшие грамотности и музыкальной письменности, создавали музыкальные шедевры, которые до сих пор бережно хранятся в народной памяти. В жизни каждого народа музыка всегда играла огромную роль. Именно с народной музыки и начинается патриотическое воспитание подрастающего поколения, именно народ создавал и развивал богатейшую сокровищницу музыкального наследия.
От музыкального воспитания, как и от образования, зависит главное – формирование личности, способной самостоятельно строить свою собственную жизнь, воспитанной в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа, его национальной культуры, патриотизма и уважения к другим народам.
Музыка является источником духовного совершенствования, способна влиять на внутренний мир. Каждая эпоха в развитии музыкального искусства привносит что-то новое, выросшее на плодотворной почве прошлого. Каждый ребенок должен уже в раннем детстве прикоснуться к живительному источнику народной мудрости - к фольклору, плодотворной почвой должны явиться народные песни, танцы инструментальные произведения, эпические напевы, сказания. Народное творчество заложит в его душе основу художественной культуры, благодаря которой он в будущем будет интуитивно точно реагировать на самые различные формы музыкального искусства и откликаться только на его высокие образцы: так как фольклор - это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место в нем, безусловно, принадлежит песне - величайшему музыкально - поэтическому созданию народного гения.
Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразились со всей полнотой извечные стремления народа к добру и правде, к счастью и справедливости. Таким образом, в становлении системы детского музыкального воспитания и образования, как, впрочем, и во всех других сферах духовной культуры, огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. И прежде чем искать новые пути, необходимо знать, что было создано и накоплено в прошлые века. Народное творчество во все времена проникало в сферу детского воспитания и образования.
Много мудрых суждений высказано об особом, ни с чем несравнимом воздействии музыки на формирование нравственного облика человека. Вот некоторые из них:
«…музыка способна оказывать известное воздействие на эстетическую сторону души: раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно , она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» - Аристотель.
« При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определенность. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той, и другой, довести ее до высшего предела, а это и составляет задачу искусства» - Ц.А. Кюи.
Известный музыкант и педагог С. Миропольский отмечал художественный элемент народной песни и его благотворное влияние на детские души: «... народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться».
Песенный фольклор - поистине неисчерпаемый источник творчества, особенно для детей, еще не привыкших к раскованности в выражении собственных чувств, мыслей и желаний. Как важно не погасить творческую искорку в каждом ребенке, укрепить его уверенность в своих созидательных возможностях. В условиях организованного освоения фольклора на уроках, при постоянном внимании к творческим действиям со словом, напевом и движением можно добиваться серьезных результатов в развитии. При этом дети активно приобщаются к родной культуре, постигают основы музыкально - поэтического языка, расширяют представления о своей земле, своем народе, его истории и традициях. Все это позволяет признать действенность и незаменимость фольклора в воспитании, развитии и обучении подрастающего поколения. И здесь же хотелось бы отметить, что продолжая обучение учащихся на материале народного фольклора, необходимо обращать их внимание и на патриотическую тематику.
Главной задачей современного общества является формирование национальной идеологии. И, конечно же, чтобы осуществить эти задачи, необходимо отметить большую роль учебно-просветительской деятельности.
Приобщение к профессиональной композиторской музыке через познание народной музыки дает детям возможность увидеть их взаимосвязь, углубить знания о музыкальных явлениях. Если свое родное найдет отклик в детских душах, и они научатся воспринимать ее как суть своей жизни, то можно быть уверенными в том, что они вырастут истинными патриотами, заинтересованными в процветании своего народа, Родины, края.