Реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей на основе педагогики поддержки.
Реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей на основе педагогики поддержки.
Задачи:
Индивидуализация образования с учётом собственного вклада ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития.
Формирование у детей умения анализировать, размышлять, выбирать направление действия, действовать вопреки другим мнениям.
Формирование готовности определять цель, предмет и содержание деятельности, договариваться о раздельных или совместных действиях, о форме использования результатов
Каждому виду музыкально-художественной деятельности присуще творческое начало. В связи с этим можно говорить о вариативных технологиях организации музыкальной деятельности дошкольников, которые инициируют и развивают субъектные проявления ребенка в музыкальном творчестве.
В процессе детского музыкального восприятия творчество рассматривается как индивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа ребенком, а в процессе исполнительства — творчество проявляется в интерпретации музыкального образа ребенком и его выражении в разных видах музыкальной деятельности и их продуктах (песне, танце, музыкальной импровизации, музыкальном спектакле и др.).
Результатом реализации таких технологий в педагогическом процессе детского сада станет самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников, что является одним из показателей его успешности.
Принцип педагогической поддержки направляет действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе музыкально-творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей на основе педагогики поддержки.»
Реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей на основе педагогики поддержки.
Задачи:
Индивидуализация образования с учётом собственного вклада ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития.
Формирование у детей умения анализировать, размышлять, выбирать направление действия, действовать вопреки другим мнениям.
Формирование готовности определять цель, предмет и содержание деятельности, договариваться о раздельных или совместных действиях, о форме использования результатов
Каждому виду музыкально-художественной деятельности присуще творческое начало. В связи с этим можно говорить о вариативных технологиях организации музыкальной деятельности дошкольников, которые инициируют и развивают субъектные проявления ребенка в музыкальном творчестве.
В процессе детского музыкального восприятия творчество рассматривается как индивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа ребенком, а в процессе исполнительства — творчество проявляется в интерпретации музыкального образа ребенком и его выражении в разных видах музыкальной деятельности и их продуктах (песне, танце, музыкальной импровизации, музыкальном спектакле и др.).
Результатом реализации таких технологий в педагогическом процессе детского сада станет самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников, что является одним из показателей его успешности.
Принцип педагогической поддержки направляет действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе музыкально-творческой деятельности. Основной задачей для воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными конкретному ребенку способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности. Данный принцип также подразумевает содействие в развитии музыкального творчества, становлении креативности каждого ребенка.
В соответствии с данной целью педагог определяет этапы педагогической технологии, оснащает их адекватными методами и приемами, которые содействуют художественно-эмоциональному восприятию музыкального образа ребенком, пониманию его, деятельностному выражению эмоционального отношения ребенка к нему, интерпретации и созданию новых музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.
Продуктивная музыкально-творческая деятельность дошкольников, означает, что данный процесс имеет некий творческий продукт — относительно новый музыкальный образ, воплощенный ребенком в художественной деятельности.
Систематичность, последовательность и взаимодополняемость в организации самостоятельной детской музыкально-творческой деятельности, предполагает систематическую работу по развитию музыкального творчества дошкольников, постепенное усложнение задач развития, музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемых форм, средств и методов работы.
В 2015-2016 уч.году мною были апробированы некоторые технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников.
Педагогическая технология развития песенного творчества старших дошкольников
Цель: развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Этапы технологии
1 этап — ознакомление родителей и педагогов с особенностями песенного творчества детей шестого года жизни и его влиянием на общее развитие дошкольников.
2 этап — обогащение музыкального опыта детей.
3 этап — организация самостоятельного песенного творчества старших дошкольников.
В ходе работы на 1-м этапе решается задача привлечения педагогов и родителей к содействию в обогащении песенного опыта детей. Так, с родителями была проведена беседа на тему «Наши музыкальные таланты», где сообщалось о влиянии музыки на человека, и о том, что песенное творчество способствует гармоническому развитию личности. Далее родители вместе с детьми приглашались в город песен «Музыкальный Песенбург». Для этого в раздевалке группы на импровизированном стенде в виде паровозика и нескольких вагончиков помещалась информация, позволяющая оценить влияние музыкального искусства на становление детской личности, определить специфику детского песенного творчества. Здесь же вниманию родителей были предложены задания, направленные на развитие песенного творчества их ребенка. Например, задание «Наш гимн» заключается в подборе родителями совместно с ребенком песни, которая может стать гимном семьи. Выбранные песни располагались на стенде «гимнов» в группе детского сада. Выученная ребенком мелодия семейного гимна была как бы пропуском в «страну музыки».
В ходе работы на 2-м этапе решаются следующие задачи:
· знакомство детей с песенным жанром;
· введение песен в повседневную жизнь детей в детском саду;
· обогащение музыкального уголка группы.
Для решения первой задачи проводится серия вводных бесед с детьми на тему «Песня — лучший друг твой навсегда». Это позволяет познакомить детей с песенным жанром, с потребностью человека в нем, отметить, что песня издавна сопровождает любую человеческую деятельность и может передавать отношения и чувства человека ко всему окружающему. Одна из бесед серии посвящена детскому песенному репертуару, в ходе которой воспитатель рассказывает дошкольникам о том, что многие композиторы сочиняют песни специально для детей. Так появились детские песни: «Песенка мамонтенка» (В. Шаинский — Д. Непомнящая), «Мы — маленькие дети» (Е. Крылатов — Ю. Энтин), «Бабушка и внучек» (В. Шаинский — Э. Успенский). Дети слушали эти песни в записи.
Для решения 3-й задачи второго этапа в музыкальном уголке группы оформили выставку иллюстраций к детским песням, на которых изображены главные герои детских мультипликационных фильмов На фланелеграфе с нотным станом располагали ноты, ритмические группы.
Для диагностики знаний детьми песен, используемых в этой части работы мы проводили следующие музыкально-дидактические игры.
«Угадай мелодию»
Цель: развитие музыкально-слухового опыта.
Игровой материал: магнитофон, кассета с музыкой известных детям песен, флажки, жетоны.
Ход игры: у каждого играющего в руках флажок. Звучит музыка. Угадавший ее ребенок поднимает флажок. За правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот ребенок, который наберет больше жетонов.
«Спой о том, что я делаю».
Цель: закрепление представлений детей о содержании песен.
Ход игры: воспитатель делит участников игры на две команды. Одна команда придумывает какую-нибудь деятельность и импровизирует ее. Другая команда должна угадать эту деятельность и постараться подобрать соответствующую ей песню.
«Музыкальный магазин».
Цель: закрепление умений и навыков пения.
Игровой материал: проигрыватель с набором пластинок, на каждую пластинку должна быть наклеена картинка, отображающая содержание песни.
Ход игры: из числа играющих выбирается продавец, который предлагает покупателям купить пластинку. Покупатель просит продавца дать ему прослушать мелодию. Продавец «ставит» пластинку, «включает» проигрыватель, т. е. сам исполняет песню. От выразительности исполнения песни, чистого ее звучания будет зависеть, понравится ли песня покупателю.
«Волшебный волчок».
Цель: закрепление песенного материала.
Игровой материал: картонный круг, вдоль края которого наклеиваются иллюстрации к песням. В центре — вращающаяся стрелка.
Ход игры: песня звучит в записи. Один из детей указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию и называет песню, или говорит, из какого она мультфильма. Или: ведущий указывает стрелкой на картинку и дети поют песню, соответствующую содержанию картинки.
«Музыкальная шкатулка».
Цель: закрепление песенного материала.
Игровой материал: красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указано название песни).
Ход игры: в шкатулку помещаются 5 — 6 карточек. Дети по очереди выбирают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение. За правильным ответом следует исполнение песни (без музыкального сопровождения).
Результатом работы на этом этапе будет свободное использование детьми предложенных песен, ориентирование в их содержании, понимание значения песен в жизни человека.
3-й этап технологии включает разнообразные игры и упражнения, развивающие песенное творчество детей, и предполагает решение следующих задач:
· развитие творческих способностей и воображения дошкольников;
· развитие музыкальных способностей и песенного творчества детей.
Для решения 1-й задачи третьего этапа с детьми в свободное от занятий время проводились следующие задания.
Ребенок по своей инициативе поет разнообразные песни в свободное от занятий время, используя атрибуты музыкального уголка
Ребенок самостоятельно исполняет песню собственного сочинения
В песенном творчестве ребенок опирается на изученный песенный материал
При исполнении ребенок чисто интонирует, соблюдает ритмический рисунок, заканчивает пение на тонике
Сюжеты придуманных песен детей творческие, наполненные богатым содержанием
Оригинальность исполнения
Песня сочинена в определенной последовательности
Педагогическая технология организации самостоятельного песенного творчества старших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр
Цель: развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста; развитие самостоятельности детей в песенном творчестве.
Этапы технологии
1 этап направлен на преодоление препятствий, мешающих развитию детского песенного творчества. Учет этих факторов очень важен в развитии данного вида деятельности.
2 этап заключается в ознакомлении детей с музыкально-дидактическими играми, направленными на развитие песенного творчества, интереса к этим играм и самому творческому процессу. Это важно для накопления песенного и творческого опыта детей.
3 этап направлен на самостоятельную музыкально-творческую деятельность дошкольников.
1-й этап включает в себя 8 занятий (2 раза в неделю), состоящих из 2 частей: 1 часть — творческое задание; 2 часть — развитие песенных навыков. Кроме того, этот этап подразумевает дифференциацию заданий для детей с разным уровнем песенных умений.
Задания на проявление творчества детей с низким уровнем развития воображения:
· «Весело и грустно». Цель: научить детей различать веселую и грустную мелодии (сопоставить с веселыми и грустными изображениями);
· «Волшебная мозаика» (из деталей, разных по форме и цвету, сложить фигуру «инопланетянина»);
· сюжетно-ролевая игра «Сыщики» (по описанию педагога найти предмет);
· сюжетно-ролевая игра «Сыщики» (по описанию каждого из детей найти предмет);
· рассказы на развитие воображения. Такие рассказы помогают по неправдоподобным описаниям накопить определенный «багаж» фантастических образов, чтобы сам ребенок научился фантазировать.
Задания на развитие песенных умений детей с низким уровнем певческих навыков:
· игра «Узнай по голосу». Эта игра помогает приблизить детей к простейшему песенному творчеству, развивает дикцию, протяжное пение, тембровый слух;
· пение песни по фразам. Упражнение проводится для того, чтобы дети научились допевать песню до конца. Сначала они поют песни по фразам, учатся точно интонировать мелодию, не бросать окончания фразы, затем исполняют, уже более уверенно, куплет целиком. Такая последовательность в работе помогает устранить чувство стеснения ребенка перед пением.
· пение попевок:
· «Смелый пилот» (на одном звуке); «Гармошка» (на двух звуках); «Бубенчики» (на трех звуках).
Данные упражнения способствуют постепенному расширению диапазона голоса детей и подготовке их голосового аппарата к воспроизведению скачкообразных мелодий.
Дети со средним и высоким уровнем певческих умений и навыков могут выполнять более сложные задания. Задания на развитие творчества:
· «Волшебный лес» (дорисовать незаконченный рисунок и сочинить о нем рассказ);
· сюжетно-ролевая игра «Поляна» (каждый участник игры выбирает себе роль, и по ходу игры дети в движениях изображают поведение своего героя в разных ситуациях);
· «Про что сочиним рассказ!» (выбирается тема и характер героя, а через 2 — 3 мин дети по очереди рассказывают свою историю о нем);
· «Чего на свете не бывает!» (ребенку предлагается нарисовать то, чего на свете не бывает, и рассказать о том, что он нарисовал);
· «Шкатулка со сказками» (каждый из детей по очереди вынимает из коробки какой-нибудь предмет определенной формы и цвета и придумывает о нем рассказ);
· «Добрый и злой волшебник» (ребенку предлагают раскрасить доброго и злого волшебника);
Музыкально-дидактические игры для развития певческих умений:
Развитие чувства ритма:
· «Прогулка» (выкладывание широких и узких карточек, соответствующих долгим и коротким звукам, и передача ритмического рисунка с помощью молоточка или палочки);
· «Определи по ритму» (по изображению ритмического рисунка определить песню, правильно сыграть этот ритмический рисунок на любом ударном инструменте: ложки, барабан, треугольник, музыкальный молоточек).
Развитие диатонического слуха:
· «Громко-тихо запоем» (по громкости звучания ранее разученной песни дети ищут спрятанную игрушку). Это музыкально-дидактическая игра помогает добиться звонкости, выразительности пения. Кроме того, увлекаясь поиском игрушки, дети забывают о скованности и стеснении во время пения;
· «Колобок» (на игровом поле прячут колобок. По изменению громкости пения один из детей ищет игрушку).
Развитие памяти и слуха:
· «Наши песни» (узнать по мелодии знакомую песню);
· «Что делают в домике?» (определить жанр музыки: танец, марш, колыбельная).
Развитие звуковысотного слуха:
· «Музыкальное лото» (выкладывание на нотном стане мелодического рисунка: сверху вниз, снизу вверх или на одной линейке). Эта дидактическая игра помогает детям определять направление движения мелодии — восходящее, нисходящее, на одном звуке.
Для развития певческих навыков используются простейшие попевки: В. Витлин «Колыбельная»; русская народная песня «Вьется речка»; белорусская народная песня «Перепелочка». Такие небольшие песенки помогают детям расширить певческий диапазон, научиться петь спокойным голосом, без напряжения, развивать певческое дыхание, распределять его на длинные и короткие музыкальные фразы.
2-й этап технологии направлен на развитие песенного творчества. Параллельно продолжается работа по развитию певческих навыков.
В рамках одной музыкально-дидактической игры детям даются задания разного уровня сложности, чтобы ребенок мог самостоятельно выбрать доступное задание. Этап состоит из 12 занятий. От занятия к занятию игровые задачи усложняются. Проводятся задания на коллективное творчество, инсценировки сказок с пением, например «Теремок», «Заюшкина избушка».
На этом же этапе дети поют знакомые песни без сопровождения (один начинает фразу, остальные продолжают. Можно пропеть начало мелодии вдвоем, втроем, если ребенок стесняется петь один). Пение без сопровождения помогает ребенку слышать самого себя, тембр своего голоса и в дальнейшем уметь пользоваться своим голосовым аппаратом (табл. 20).
Таблица 20. Музыкально-дидактические игры на развитие песенного творчества, рекомендуемые к использованию на втором этапе технологии
№ п/п
Игра
Игровая задача
Облегченное задание
«Музыкальное лото»
Пропеть двустишье про животное, изображенное на картинке
Пропеть название животного, изображенного на картинке (бегемот, петушок, лисичка и т. п.)
«Веселый поезд»
Придумать мелодию на стихотворный текст (2 строчки)
Продолжить песенку, начатую педагогом или другим ребенком
«Веселый медвежонок»
Выбор роли определяет сложность задания. Спеть длинную фразу
Выбор роли определяет сложность задания. Спеть короткую фразу
«Весело— грустно»
Ребенок сам выбирает картинку с веселым или грустным сюжетом. Спеть мелодию на двустишье веселого или грустного характера
Допеть начатую педагогом мелодию
«Волшебные картинки»
Выбор картинки с изображением героя сказки. Ребенок выбирает себе героя сказки и пропевает придуманные им слова с соответствующей образу интонацией
Педагог начинает фразу, ребенок продолжает
«Спой сказку»
Пропеть часть знакомой сказки по очереди. Ребенок пропевает текст сказки, окрашивая свое пение в зависимости от содержания слов (весело—грустно); продолжает сказку следующий ребенок
Ребенок поет небольшую фразу самостоятельно
3-й этап (заключительный) направлен на самостоятельное песенное творчество. На этом этапе усложняются игровые задания, вводятся элементы драматизации с использованием различных игрушек — кукол, зверюшек, самостоятельное придумывание сюжета (текста) сказки, коллективное творчество. Третий этап рассчитан на 6 занятий (табл. 21).
Эти игры помещаются в музыкальный уголок группы, где дети могут в течение дня играть в них самостоятельно.
Таблица 21. Усложнение игр, содействующих развитию песенного творчества дошкольников на заключительном этапе педагогической технологии
№ п/п
Игра
Усложнение игровой задачи
«Музыкальное лото»
Дети должны придумать веселую или грустную песенку на разные четверостишия. Сначала ребенок выбирает стихотворение по своему желанию, а потом выполняет задание по предложению педагога
«Веселый поезд»
Детям дается задание придумать маршеобразную, танцевальную или колыбельную мелодию в зависимости от текста стихотворения (по выбору ребенка)
«Веселый медвежонок»
Дети самостоятельно придумывают новый текст сказки, т.е. изменяют содержание сюжета, сохраняя при этом общую линию игры
«Весело— грустно»
Дети должны продолжить стихотворную строчку (пропеть), в зависимости от содержания (весело—грустно). Например: «Дождь идет весь день с утра... (загрустила детвора)»
5.
«Волшебные картинки»
Содержание сказки усложняется путем ввода сюжетных картинок. Дети пропевают содержание одной картинки (на выбор). Количество слов и фраз не ограничивается
6.
«Спой сказку»
Дети сами сочиняют сказку по ходу пения. Каждый может пропеть любое количество слов (без картинок). По окончании пения ребенок передает ход любому другому игроку и тот продолжает сюжет по своему усмотрению
Я попыталась раскрыть практические стороны музыкального творчества ребенка. В нем вы нашли ответы на вопросы: какая музыка может инициировать творческие проявления дошкольника, на какие аспекты развития влияет музыкальное творчество и почему. По каким критериям отбирать музыкальный репертуар, стимулирующий творчество детей. Каковы принципы организации музыкальной творческой деятельности. И наконец, какими могут быть технологии развития музыкального творчества в современном детском саду.