Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС.
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к содержанию образования и процессу обучения. В соответствии с ФГОС предметные результаты стали не единственными в учебном процессе, должны присутствовать все три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные. На современный урок мы должны идти с новой установкой: «Я формирую три группы результатов». И в этом может помочь учителю только сам учитель, его внутренняя установка понять и принять универсальные учебные действия. Наша главная задача сейчас - это учить детей способам действий, как учиться, то есть универсальным учебным действиям. А главным результатом современного Российского образования должно стать, конечно, это умение учиться всю жизнь, то есть полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Ее смысл заключается в человеческом общении, наслаждении музыкой вместе со всеми. Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Предмет «Музыка» включает в себя активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного. Специфика искусства, особенно музыки, в том, что каждое произведение может трактоваться с позиции своего восприятия жизни. Нет «плохих» и «хороших» образов, у каждого человека он свой. Конечно, при этом образ должен соответствовать законам музыкальной выразительности и глубокому музыкально-драматургическому смыслу произведения. Важно, чтобы учащиеся могли уважительно относиться к точке зрения друг друга, при этом уметь выразить свою точку зрения, даже если она является противоположной, кратко обосновать ее, при необходимости уметь задать вопросы оппоненту.
Более детальное описание универсальных учебных действий по музыке осуществлено Сергеевой Г.П., Критской Е.Д [3;36].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС.»
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС.
Маркова Елена Геннадьевна,
учитель музыки
МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», с. Оёк, Иркутской области
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к содержанию образования и процессу обучения. В соответствии с ФГОС предметные результаты стали не единственными в учебном процессе, должны присутствовать все три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные. На современный урок мы должны идти с новой установкой: «Я формирую три группы результатов». И в этом может помочь учителю только сам учитель, его внутренняя установка понять и принять универсальные учебные действия. Наша главная задача сейчас - это учить детей способам действий, как учиться, то есть универсальным учебным действиям. А главным результатом современного Российского образования должно стать, конечно, это умение учиться всю жизнь, то есть полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Ее смысл заключается в человеческом общении, наслаждении музыкой вместе со всеми. Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Предмет «Музыка» включает в себя активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного. Специфика искусства, особенно музыки, в том, что каждое произведение может трактоваться с позиции своего восприятия жизни. Нет «плохих» и «хороших» образов, у каждого человека он свой. Конечно, при этом образ должен соответствовать законам музыкальной выразительности и глубокому музыкально-драматургическому смыслу произведения. Важно, чтобы учащиеся могли уважительно относиться к точке зрения друг друга, при этом уметь выразить свою точку зрения, даже если она является противоположной, кратко обосновать ее, при необходимости уметь задать вопросы оппоненту.
Более детальное описание универсальных учебных действий по музыке осуществлено Сергеевой Г.П., Критской Е.Д [3;36].
К задачам коммуникативного и социальногоразвития школьников на уроках музыки относятся: участие в диалоге, осуществление учебного сотрудничества с взрослыми и сверстниками в хоровом пении, ансамблевом музицировании, игре на музыкальных инструментах, театрализации, драматизации, танцевально-пластическом движении, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. [1;126].
На уроке музыки для развития коммуникативных УУД использую специальные творческие задания, тесты, игры, ребусы, головоломки, развивающие логическое мышление и воображение, способствующие развитию умения общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Важным показателем успешности дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и достижения планируемых результатов является участие детей в различных формах культурно - досуговой деятельности класса и школы (музыкальные фестивали и конкурсы, театральные спектакли, концерты инструментальных. Танцевальных и вокально-хоровых коллективов, проектная деятельность и другие мероприятия) [2;14].
Список литературы
Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» [текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. под редакцией А.Г. Асмолова —М.: Просвещение, 2008-151с;
Пособие для учителя «Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы», [текст] / Л.Л.Алексеева; Е.Д. Критская; под редакцией Г.С. Ковалевой; О.Б. Логиновой — М.: Просвещение , 2013г.
Учебное пособие. Педагогическая академия «Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях» [текст] / Г.П. Сергеева –М.: Просвещение, 2010г.