kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие дикционных навыков на уроках хора

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Развитие дикционных навыков  на уроках хора в условиях   гуманитарно-музыкальной гимназии.   Методические рекомендации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие дикционных навыков на уроках хора»


Работа над звуко - буквенным произношением слов в хоровом классе.

    1. Работа над гласными.


Голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть являются активными звукообразующими органами; а зубы, твердое небо и верхняя челюсть – пассивными. Вместе они образуют артикуляционный аппарат (см.приложение 1). Работа артикуляционных органов , направленная на образование звуков речи, называется артикуляцией.

Согласные в пении формируются также, как и в речи, но произносятся более активно и четко, а гласные становятся более протяжными. Основной задачей в работе над певческой артикуляцией является выравнивание звучания гласных по тембру, так называемая нейтрализация их, на основе округления звонких гласных и приближения глухих по своему звучанию к звонким.

В процессе речи на разных гласных уровень гортани, размер входа в нее и положение надгортанника изменяются. Основа ровного legato , основа bell canto в том, что гортань в пении должна быть неподвижной. Тип гласного и способ артикуляции в процессе фонации создают определенные условия для работы гортани. А. следовательно, для формирования изначального тембра голоса ученика. Важно, верно атаковав ноту, ничего не изменять при пении всей фразы, не двигать горлом.

Г.П.Стулова в своей вокальной методике утверждает, что определенный способ артикуляции помогает нахождению близкой вокальной позиции. Это слегка расширенный нижний отдел глотки и умеренно приподнятое мягкое небо, которые создают наилучшие акустические условия для округления гласных. Таким образом , образуется ротоглоточный рупор, который значительно увеличивает исходную силу голоса.

Недостатки в работе артикуляционного аппарата бывают органическими и неорганическими. Первые исправляются лечебным путем; вторые же (картавость, шепелявость и т.д.) – путем специальных упражнений.

В русском языке шесть гласных «у», «о», «а», «э», «и», ы».

« У»- губы значительно выдвинуты вперед, язык отодвинут назад, и в задней части высоко приподнят к мягкому небу, звучит более глубоко, чем остальные гласные, поэтому его применяют при исправлении открытого или пестрого звучания хора.


«О» - губы выдвинуты немного вперед и имеют округлую форму, язык несколько приподнят у корня; ослабляет работу гортани, складки смыкаются краями.

«А» - язык лежит плоско с продольным углублением в спинке, касаясь кончиком нижних зубов; губы образуют большой овал; занимает промежуточное , нейтральное положение между темными «у». «о». «ы» и светлыми «е». «и».

«Э» - губы растянуты, язык, имеющий несколько выпуклую форму, лежит на нижних зубах и подается вперед; стимулирует работу гортани, вызывая более плотное и глубокое смыкание голосовых связок.

«И» - рот раскрыт слегка , растянутые губы соприкасаются с зубами, кончик языка касается нижних зубов; стимулирует работу гортани, вызывая более плотное и глубокое смыкание голосовых связок.

«Ы» - губы слегка растянуты, язык оттянут назад, и кончик его приподнят, нижняя челюсть слегка выдвигается вперед; округляет звук, стимулирует активность мягкого неба.

Сложные гласные «я», «е», «ё», «ю» состоят из йотированного звука и чистого гласного. Усваивая правильную артикуляцию гласных, мы тем самым совершенствуем голос, ибо его звучание зависит от положения частей артикуляционного аппарата на гласных звуках.



    1. Правила ударения в слове.


В русской речи важно правильное ударение в слове. Оно может падать на разные слоги. Гласная, находящаяся под ударением называется ударной, как и слог, в котором она находится. Неправильность произношения часто зависит от неверной постановки ударения, от лишнего количества ударений, а также от искажений безударных гласных.

«И» всегда звучит одинаково, независимо от ударения, но после «ж», «ш», «ц» произносится как «Ы» (например, «жизнь»).

«Э» - всегда произносится глубоко («эти», «эскадрон»);

«А» под ударением –ясно («цапля», «красота»);

«А» без ударения в начале слова или в конце, а также в первом предударном слоге, произносится ясно (арбуз. красиво);

«А» во втором и последующих предударных слогах (если оно не начальное) и в слогах заударных (если слово не кончается гласным «а»), произносится редуцированно, то есть неясно (обозначаем знаком «Ъ»);

«А» в первом предударном слоге после ж, ш, ц произносится как «а» (шалун, царапина ). Иногда вместо «а» звучит нечто среднее между «э» и «ы» (жалеть,

к сожалению).

В остальных безударных слогах после ж, ш, ц вместо «а» звучит редуцированный гласный Ъ (шаровары. кушать).

«А» в первом предударном слоге после ч, щ произносится как среднее между «и» и «е» (часы).

«О» произносится как «о» только под ударением , без ударения звучит как «а». подчиняясь всем правилам произношения «а».

«У» и «Ы» всегда произносятся одинаково.

«Е» находясь под ударением , произносится трояко;

1)открыто, без йотирования, как «э» после ж, ш, ц (шея –шэя, цель- цэль);

2) полуоткрыто, когда после «е» стоит твердо произносимая согласная (лекарь, крепость) ;

3) мягко, когда после «е» стоит мягко произносимая согласная (тень, пение).

«Е» без ударения звучит средне между «и» и «е» , но ближе к «и» (лесник) .

«Е» после ж, ш, ц в предударных слогах произносится как среднее между «э» и «ы» (железо).

«Я» под ударением , а также без ударения в конце слов произносится как «я» ( яма, сабля).

«Я» в безударных слогах , в начале и середине слов, звучит средне между «и» и «е» (январь).

«Ё» и «Ю» всегда произносятся одинаково – елка, юбка.

На стыке слов буквы изменяются – «и» переходит в «ы» (совсем иное)


    1. Роль распевания при работе над гласными.


Работу над гласными следует проводить уже при распевании хора, внимательно следя за их правильным произношением, за соответствием формы рта той, которая требуется. Единая манера в произношении гласных у певцов хора - первое и важнейшее условие достижения звукового ансамбля.

Работать над гласными при распевании можно различно: произнося их в слогах (ми, ма, до, ды и так далее) или в чистом виде- «я», «ё», «ю» .

При пении гласных на более длительных звуках нужно следить, чтобы форма рта не менялась на всем протяжении звучания, и один гласный не переходил в какой-нибудь другой.

Приемы , выработанные в работе над гласными в распевании, переносятся на пение гласных при исполнении хоровых произведений.

Велико значение русских народных песен для воспитания навыка красивого пения гласных.

« …Распев, распевание- это и есть главное, на чем зиждется русская вокализация…и русское голосоведение»- писал выдающийся хормейстер А.Д.Кастальский.

Распетые гласные всегда должны звучать фонетически ясно и чисто. Редуцированное, приближенное к речевому произношению гласных допускается на коротких длительностях , в скорых темпах.

Если в слове или при тесном стыке слов рядом стоят два гласных звука, их нельзя сливать; второй звук надо вновь атаковать, как бы вновь произнести. Например: сильнее- сильне*е.


    1. Работа над согласными в хоре.


М, л, н, р- сонорные, могут тянуться и нередко употребляются на правах гласных;

Б, г, в, ж, з, д – образуются при участии голосовых связок и ротовых шумов;

П, к, ф, с,т - глухие, состоят из шумов;

Х, ц, ч, ш, щ- шипящие, также состоят из шумов.

Основное правило дикции – быстрое и четкое формирование слгласных и максимальная протяженность гласных.

Для достижения четкости дикции следует уделить внимание работе над развитием кончика языка, после чего и весь язык делается более гибким. Также необходимо работать над подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости и гортани, подвешенной к ней.

Губные согласные б-п, в-ф могут быть использованы для тренировки губ. В качестве упражнений в произношении глухих согласных, сочетающих в себе движения губ и кончика языка, можно использовать различные скороговорки. Упражнения на скороговорках следует начинать в медленном темпе с несколько утрированной артикуляцией всех звуков, при средней динамике и средней тесситуре. Затем условия усложняются.

Глухие согласные на конце слов при пении часто выпадают, поэтому требуют особого внимания, подчеркнутого и твердого произношения. Гласные в сочетании с сонорными звуками легче округляются , смягчают работу гортани, позиционно приближают звук. Функция




Гортани фактически выключена на глухих согласных. Поэтому при наличии зажатости мышц гортани в пении целесообразно использовать сочетания слогов «по», «ку», «та», и т.д.

Для устранения различных недостатков можно использовать:

  • при гнусавости - а, э, и с губными согласными;

  • при глубоком звучании - и, е с переднеязычными или зубными согласными;

  • при пассивном пении или глухом тембре- звонкие согласные с а, и, э;

  • крикливый или белый звук - у, о с сонорными м, л ;

  • горловой призвук-о, у с глухими согласными.


Согласные в пении произносятся коротко по сравнению с гласными.

Особенно шипящие -с, ш. Их необходимо смягчать и предельно укорачивать.

Согласные, стоящие на конце слова, присоединяются к последующему слогу, тем самым, создавая условия для максимального распевания гласных.

Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковым и ли приблизительно одинаковым звучанием согласных звуков (д-т, б-п, в-ф и др.) , то при медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять (молод* дайте).

Четкость и разборчивость согласных, как и гласных, должна быть основана на литературно правильном их произношении, при соблюдении всех законов орфоэпии.


    1. Основные правила орфоэпии.


Пишется Произносится

б, г. в, д, ж. з в конце слова п, к, ф, т, ш, с

о – безударное а

д, з, с, т перед мягкими согласными дь, зь, сь, ть

я –безударное я, е

н, нн перед мягкими согласными мягко

ж, ш перед мягкими согласными твердо

ж удвоенное (жж) мягко –жь жь

ся и сь – возрастные частицы са и с

чн, чт шн, шт

ч и н , разделенные гласными ч и н

стн, здн сн, зн, т и д выпадают

сш, зш ш твердое

сч и зч щ долгое

кк, тт (удвоенные согласные) к*, т* (вторая согласная выпадает)


Орфоэпия в пении отличается от речевой . Правило, что все гласные под ударением произносятся ясно, как пишутся, относится и к пению. Правило о безударных гласных в пении применяется по-иному. Здесь форма рта для каждого гласного должна быть совершенно определенной. Редуцированные( как в речи) гласные недопустимы.

Спеть редуцированный гласный , протянуть его голосом невозможно- в пении он звучит как быстро проходящий, речитативный. Отсюда вытекает следующее положение для орфоэпии в пении: чем дольше тянется редуцированный гласный. Тем ближе должно быть его звучание к изображению на письме; чем короче- тем ближе по звучанию к редуцированному произношению, как в разговорной речи.

Например: редуцированный «а» в речитативе , особенно в быстром, произносится как «ъ» или близко к нему. В кантилене он должен звучать, как пишется, то есть как «а».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие дикционных навыков на уроках хора

Автор: Шестерикова Лариса Евгеньевна

Дата: 07.03.2018

Номер свидетельства: 461023

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Вокально-хоровая  работа (по хору) для 1-3 классов "
    ["seo_title"] => string(51) "vokal-no-khorovaia-rabota-po-khoru-dlia-1-3-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215834"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432806308"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Отечественная героико-трагическая  опера « Иван Сусанин» М.И. Глинка (разработка урока по ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(88) "otiechiestviennaiaghieroikotraghichieskaiaopieraivansusaninmiglinkarazrabotkaurokapofgos"
    ["file_id"] => string(6) "278339"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453055703"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства