kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея опыта: Обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся, разработать систему развития творческих способностей учащихся как в групповой, так и в индивидуальной форме. Условия становления опыта: Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности. Причины обращения к проблеме: - неудовлетворённость творческими способностями учащихся; Цели и задачи развития творческих способностей учащихся Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – АРДОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. М.Н.Плоткина

243110,Брянская область, г.Клинцы, с. Ардонь, ул. Стахановская д.168 ,тел. (8-483-36)4-31-19

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" Учитель музыки Карпенкова В.В. "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Идея опыта: Обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся, разработать систему развития творческих способностей учащихся как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Условия становления опыта: Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности.

Причины обращения к проблеме:

- неудовлетворённость творческими способностями учащихся;

Цели и задачи развития творческих способностей учащихся

Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Задачи развития творческих способностей учащихся:

  • увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;

  • развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;

  • заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;

  • развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;

  • побудить к музыкальному самообразованию.

Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей деятельности, я стараюсь опираться на следующие принципы:

  • Личностно-ориентировочный подход в обучении;

  • Создание благоприятных условий на уроке;

  • Развитие творческих способностей учащихся;

  • Включение каждого ученика в учебно-воспитательный процесс;

  • Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний;

  • Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;

  • Развитие у каждого учащегося творческих способностей;

  • Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и прослушиваемое муз. произведение.

Творческие задания на уроках музыки

ЗАДАНИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. На уроках используются различные творческие задания, развивающие непосредствен­ные музыкальные навыки, а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизатор­ского исполнительства, навыки абстрактного изо­бражения, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной вы­разительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности.

Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к занятиям и гаран­тирует высокую результативность.

Поэтому в работе с детьми на уроках музыки необходимо использовать упраж­нения и задания , направленные на развитие творческих способностей во всех видах художественной дея­тельности. Эти упражнения используются на лю­бом удобном для педагога этапе занятия. Они будут интересны и эффективны для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, являясь, таким образом, универсальными и предлагаются в порядке усложнения.


ТВОРЧЕСТВО В ДВИЖЕНИЯХ, ПАНТОМИМЕ

И ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Упражнение-игра «У зеркала»

Для выполнения этого упражнения потребуется зер­кало. Предложите детям ролевую гимнастику у зеркала.

1. Нахмуриться, как:

а) король;

б) ребенок, у которого отняли игрушку;

в) человек, скрывающий улыбку.

2. Улыбнуться, как:

а) вежливый японец;

б) мать младенцу;

в) кот на солнце.

3. Сесть, как:

а) пчела на цветке;

б) наказанный Буратино;

в) обиженная собака;

г) обезьяна, изображающая вас.


ПРЕВРАЩЕНИЯ


Для развития у ребенка выразительности и вообра­жения при передаче различных эмоциональных состо­яний можно использовать лаконичные игровые упраж­нения, предлагаемые психологом М. И. Чистяковой.


«Два клоуна»

При повторном прослушивании пьесы Д. Б. Ка­балевского «Клоуны» можно предложить двум детям (с учетом их эмоциональных особенностей) изобра­зить следующую ситуацию: два веселых клоуна жон­глируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спи­нами и падают. Им немножко грустно, они сидят на полу и качают головами. Успокоившись, клоуны по-

могают друг другу встать, собирают кольца и снова ве­село жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения: голову откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть в улыбке, брови приподнять, глаза слегка прищурить.


«Новая кукла»

Является аналогом предыдущего. Музыкальный материал — пьеса П. И: Чайковского «Новая кукла» из «Детского альбома».

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывая всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.


ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРИ СОЗДАНИИ ОБРАЗА


Приведенные ниже задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образ. Важно, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Детям необходимо пройти по камешкам через ручей (от лица любого персонажа сказки, рассказа, мультфильма по их выбору).

Предложить ребенку от лица любого персонажа, подкрадываться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

«Радуга появилась»

Предложить детям произнести фразы «Радуга по­явилась», «Солнышко встало», «У меня зазвонил те­лефон» по-разному. Затем повторить эти варианты, но без слов, обращая внимание на то, что слова исчезли, но мелодика произношения фразы — то восторженная, то удивленная, то горестная, то сердитая — осталась.

Когда все варианты произношения текста исчер­паны, можно предложить пропеть фразы самыми раз­нообразными голосами и способами: напевно, отры­висто, с легким звуком или выделяя акцентом важные слова.


ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ


«Какую линию выбрать»?

Под звучание музыкального произведения ребе­нок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные — под медленную и спокойную; прямые, изогнутые — под решительную; прерывные — под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.


«Волшебная картинка»

Для работы потребуются: акварельные краски или гуашь, кисть, промокательная бумага (белая), палитра (можно использовать кафельную плитку).

При прослушивании музыкального произведения надо найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть ею на палитру.

Во время прослушивания настроите, а следовательно и краски, могут меняться несколько раз. По окончании прослушивания предложить детям аккуратно положить промокательную бумагу на палитру. Краски сольются, и проявится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка. Можно перед прослушиванием не озву­чивать название произведения, ограничившись именем композитора, и предложить детям дать название прослу­шанному произведению и своей картине.


ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображе­ния. Рекомендуется для детей младшего школьного воз­раста. В качестве музыкального материала может быть ис­пользована музыка к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной характе­ристики феи Сирени и феи Карабосс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того как они в тетради сде­лают два совершенно одинаковых контура, им дается за­дание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки. В качестве домашнего задания можно предложить придумать другую историю о том, что совершила плохого «злая» волшебница и как ее победила «добрая». Целесообразно сделать выставку детских рисун­ков и отметить старание учеников.


« Танец»

Упражнение относится к особой форме психоло­гического тренинга - танцевальной психотерапии. С одной стороны, по опыту проведения подобных тренингов, они очень эффективны как средство психологической разгрузки и способ оптимизации раз­вития личности, с другой стороны, упражнение органич­но вписывается в урок по темам «Танец», «Балет», и т. д., помогая учащимся понять природу танца, его сущность. Ребенку предлагается в танце выразить какой-либо образ, придуманный им самим или предложенный учи­телем. Главное правило подбора тем: идти от простого об­раза к сложному, от одушевленного к неодушевленному. Например, станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «цветок», «конфету», «виноград», «тесто» и т. д. (Можно проиллюстрировать видеофрагментами «Чай», «Кофе», и т. д. из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».)


Упражнение-игра «Музыка»

Упражнение активизирует фантазию ребенка, свя­зывает воедино зрительное и слуховое образное вооб­ражение ребенка в школьном возрасте, вырабатывает слушательские навыки.

Детям предлагается пьеса П. И. Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из «Времен года». После прослушивания музыки ребенку дается четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить рисунок. По окончании ра­боты можно провести конкурс полученных рисунков и заглавий к ним.


Игра «Фоноскоп событий»

Развивает тембровый слух, фантазию звуковых образов и способствует выражению личностных осо­бенностей ребенка.

Приготовить различные музыкальные инструмен­ты и просто предметы, из которых можно извлекать звуки постукиванием карандаша.

Ребенку завязывают глаза и изображают ряд раз­нообразных звуков. Его задача: воссоздать но звукам какую-нибудь невероятную историю. Затем он откры­вает глаза и рассказывает ее, иллюстрируя соответ­ствующими звуками. Побеждает самая невероятная история. В качестве домашнего задания можно пред­ложить изобрести собственный музыкальный инстру-мент из подручных материалов и дать ему название, аргументировав свое решение.


Упражнение «Палитра»

Активизирует процесс слушания музыки, способ­ствует цветовому восприятию музыки.

На доске вывешивается «палитра», сделанная из половины ватмана, с кармашками у каждого цвета. Перед палитрой на подставке раскладываются кар­точки самых разных цветов и оттенков (не менее трех каждого вида).

В процессе слушания музыки дети по очереди подходят к «палитре» и ставят в кармашек карточку оттенка, созвучного его ощущению в данный момент. Важно участие каждого ребенка.

В заключение дети прослушивают произведение еще раз, вглядываясь в свое «полотно».


ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Развитие наглядно-образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребенок последовательно приходит к абстрактно-логическому, через образное — к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений-игр (применительно для вне­классной работы по музыке).


«Свободное представление друг другу»

Участвуют два ребенка. Каждый по очереди на сво­ей половине клавиатуры играет что хочет. Наибольший эффект достигается, если играющие — дети с затрудне­ниями в общении, так как упражнение вырабатывает навыки коммуникативных умений.


«Концентрация внимания на высказывании партнера»

Кроме коммуникативных умений, развивается па­мять, музыкальный слух.

Задание: по возможности точно повторить то, что сыграл партнер.

«Начало творческого процесса»

Участники — педагог и ученик. Ребенок сыграл симпатичное музыкальное построение. На основе это­го «зерна» педагог объясняет форму произведения, импровизируя и обогащая мелодию гармонически.


«Считалка»

В этой игре процесс интеллектуального развития проявляется через возможность управлять времен­ными алгоритмами. Развивается чувство ритма, через работу фантазии проявляются личностные качества ребенка. Рекомендуется использовать при изучении темы «Ритм», при изучении сильной и слабой доли.

Детям предлагается сочинить считалку и отбивать руками размер.



«Времена года в цвете и звуке»

Это интересное задание для развития у детей твор­чества и воображения предлагает педагог Е. И. Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать че­тыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», затем акварелью закрасить каждый прямоугольник одним цветом или сочетанием цветов, подходящими к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цве­товые пятна. Теперь, глядя на свое творение, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний » и «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов, — при этом можно аккомпани­ровать себе на чем угодно (барабанить, щелкать пальца­ми, хлопать в ладоши и т. д.).


ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ

«Пойми образ»

Для выполнения этого задания учащиеся получа­ют конверты со стихотворениями различной темати­ки для каждого (в данном случае используются стихи А. С. Пушкина).

Звучит музыка вступления к опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. По окончании прослу­шивания учащимся предлагается вскрыть конверты и прочитать выразительно вслух те стихотворения, ко­торые созвучны по образу прозвучавшему музыкаль­ному произведению.

«Передай литературный образ»

На доске написаны два стихотворения А. С. Пуш­кина: «Буря мглою небо кроет...» и «Унылая пора, очей очарованье...».

Учащимся предлагается прочитать самостоятельно каждое из стихотворений, прочувствовать их эмоцио­нально-образный строй и, сделав выбор по собственно­му усмотрению, передать этот образ в рисунке.

По окончании работы с изображением в цвете ли­тературного произведения предлагается по желанию сымпровизировать свой рисунок на фортепиано, пере­давая свои ощущения, чувства, полученные от прочте­ния пушкинского стиха, в музыке.

Под звуковую импровизацию учитель читает ис­ходное стихотворение и иллюстрирует его рисунком, чтобы показать образное слияние уже трех видов ис­кусства.

Предлагаем следующие фрагменты стихотворе­ний А. С. Пушкин

Цветок (Фрагмент)

Цветок засохший, бездуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвёл? Когда? Какой весною?

И долго ль цвёл? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукой?

И положен сюда зачем?

Зимняя дорога

(Фрагмент)

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печальный свет она. Ни огня, ни чёрной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне...

Мороз и солнце

(Фрагмент)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?


Туча

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождём.

Довольно, сокройся! Пора миновалась

, Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.


«Куда плывут ночные облака»

Для выполнения упражнения учащиеся слушают отрывки с описанием облаков разных авторов.


«Кто из вас не любовался облаками, плывущи­ми на небе?

Кто не завидовал свободе их странствия , когда, подгоняемые ветрами и озаренные солн­цем, они плавно движутся, как вереницы темных кора­блей с позолоченными носами, или, разделившись на легкие отряды, быстро скользит вперед, то стройные и проворные, как перелетные птицы, то прозрачные, как крупные опалы, выпавшие из небесной сокровищни­цы, то ослепительно белые, как хлопья снега, уноси­мые на крыльях ветра?». (А. Куприн)


Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга и мешая свои цвета, формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, вели­чественные и угрюмые... Что-то роковое было в этом движении бездушных масс. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много и они всегда будут так равнодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над сонным
морем миллионами своих золотых очей — разноцветных звезд». (М. Горький)


«Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, снежными белыми краями. Подобно островам, разбро­санным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее к небосклону они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать, но сами они так лазурны, как небо: они все на­ сквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется весь день и кругом одинаков. К вечеру эти облака исчезают, последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клу­бами напротив заходящего солнца на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо; алое сияние стоит недолгое время над по­темневшей землей, и, тихо мигая, как бережно не­сомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда». (И. Тургенев)


Школьникам предлагается прослушать литера­турные отрывки, ноктюрн Клода Дебюсси «Облака» и ответить на вопросы.

Какое настроение передал композитор?

Какие образы-картины возникли в воображении во время слушания?

Какое из прочитанных литературных описаний наиболее подходит, наиболее созвучно по чувствам ноктюрну К. Дебюсси?

Представьте себе, что вы рассказываете о пьесе К. Дебюсси «Облака» другу, который ее не слышал. Вызовите у него желание ее послушать.

Теперь попробуйте рассказать об этой музыке, одновременно слушая ее. Постарайтесь передать в голосе изменения настроения пьесы. Выберите
нужный темп (скорость), громкость и интонацию.
Если возникает желание, используйте выразительные жесты.





ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ


Здесь представлены задания, творческие упражнения для детей среднего и старшего школьного возраста. Это материалы для самостоятельного осмысления и выполнения учащимися, так как изложены в виде алгоритмов, карто­чек, моделей творческой работы. Точные, логичные, несложные для восприятия формулировки помогают учителю и ученику добиться высоких результатов.

Задания рассчитаны на развитие не только творческих способностей, но также логического мышления. Они носят более высокий уровень сложности, но яв­ляются продолжением целенаправленного, последовательного процесса развития творческих способностей всех видов художественного творчества. Для выполнения предлагаются менее распространенные формы деятельности, такие как построение видеомы, сочинение верлибра или создание модели музыкаль­ного образа. Все задания также даны в порядке услож­нения и при правильном применении дают гарантиро­ванную результативность.

Задания, изложенные в форме алгоритмов, могут использоваться для самостоятельной деятельности учащихся. Причем школьники могут брать на себя организаторские роли и самостоятельно формировать себе творческие группы для выполнения задания по алгоритму.


Алгоритм руководителю группы художников-декораторов

Внимательно прослушать выбранное музыкальное произведение.

Распределить группу художников-декораторов на подгруппы.

Помочь подгруппам выбрать тему рисунка.

Помочь продемонстрировать работу, комменти­руя выбор цветовой гаммы.

Алгоритм хореографу-постановщику

Внимательно прослушать музыкальное произве­дение.

Показать и разучить с группой несколько движений для совместного исполнения.

Разделить хореографическую группу на под­группы.

Установить очередность выхода каждой из под­групп на сольную импровизацию под музыку.

Выбрать элементы костюма.

Уметь объяснить характер движений.

Алгоритм дирижеру

  1. Внимательно прослушать музыкальное произве­дение.

  2. Найти сильную долю, определить размер.

  3. Помочь группе оркестрантов выбрать музыкальные инструменты.

  4. Объяснить выбор музыкальных инструментов.

  5. Грамотно показывать начало музыки для успеш­ного выступления группы оркестрантов.

  6. Помочь группе оркестрантов в выборе ритмического рисунка.

Алгоритм художественному руководителю вокальной группы

  1. Внимательно прослушать выбранное музыкальное произведение в записи.

  2. Разбить членов вокальной группы на подгруппы по количеству куплетов изучаемого вокального произведения.

3. Раздать всем исполнителям текст изучаемой песни.

4. Точно распределить текст песни между подгруппами.

5. Выбрать элементы костюмов (если предполагается театрализация)

6. Помочь группе вокалистов включиться в предложенную роль.

7. Уметь объяснить выразительность исполнения

Эффективные формы работы развития творческих способностей учащихся:

Игра “Самый внимательный

Учитель исполняет знакомую мелодию с аккомпанементом. В каком-либо месте чуть изменяется мелодический рисунок или гармония. Ребятам нужно определить, где именно произошло это изменение. Подобная игра-проверка позволяет учителю определить уровень ладового и гармонического слуха.

Учащиеся успешно выполняют такое задание: между цепочкой аккордовых последовательностей “прячется” характерная последовательность аккордов из исполненных (или прослушанных) ранее произведений. Требуется определить, в каком именно месте находится спрятанная последовательность и из какого она произведения. Примерами таких последовательностей, “спрятанных” в нейтральном аккордовом окружении, были: характерный сдвиг из “Утра” Э. Грига, вступительные аккорды к песне “Красивая мама” Э. Колмановского, гармоническая канва к мелодии телепередачи “Спокойной ночи, малыши” и др.

Найди ошибку

Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления. Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети сами должны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках или исполнении.

Дирижёры

Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.

Ребёнок должен выполнить следующие действия:

Собрать внимание хора.

Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту)

Дать точное вступление в начале дирижирования.

Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.

Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно.

Эта форма работы очень сложная и требует дополнительной подготовки, которая ведётся поэтапно.

Карточки

Еще одна форма работы это “Карточки”. “Карточки” я использую как на уроках закрепления, так и на уроках изучения нового материала. Карточки могут быть самыми разнообразными: с заданиями, с подсказками, с иллюстрациями, со словами песен и т.д.

Карточки очень помогают в работе с новым материалом и при закреплении.

Творческие задания

Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек” ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое задание – это изображение музыкальных фрагментов через движение, как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского.

Тесты.

     

Тест на опознание

Фортепианный квартет пишется для 4 фортепиано?

Да.

Нет.  (Состав фортепианного квартета: скрипка, альт, виолончель, фортепиано).

2. И. А. Крылов написал свою басню «Квартет» с точки    зрения знатока или дилетанта?

     Да, знатока. (Крылов играл на скрипке, выступал в составе ансамбля, давал сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения).

      Нет, дилетанта.

Тест на различение

1. Какие сказки не получится прочитать детям на ночь?

А. Матушки Гусыни                             В. Венского леса

      Б. Семи гномов                                     Г. Шахерезады

      2. О какой птице поётся в романсе М. И. Глинки на стихи Н. Кукольника?

      А. Соловей                                             В. Воробей

     Б. Жаворонок                                        Г. Орёл

Тест на классификацию

    1. Выбери из ниже перечисленных инструментов медные духовые:

    А. тромбон                                              Г. труба

    Б. флейта                                                 Д. кларнет

    В. скрипка                                               Е. туба

2.Назови героев балета К. Хачатуряна «Чиполлино»

    А. мальчик – луковка                             Г. тыковка

    Б. принц апельсин                                  Д. граф Вишенка

    В. сеньор Помидор                                 Е. садовник

Тест – подстановка

Музыкальное произведение, в котором мелодия исполняется голосом, на какой – либо звук или слог – это….(вокализ).

Музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются при помощи танца – это….(балет).

Тест конструктивный

Фамилия композитора, о котором К. Паустовский поведал в рассказе «Старый повар»? (Моцарт)

Музыкальный инструмент, который композиторы часто используют при создании картин борьбы, стремительной скачки, торжества. (труба)

2 класс  I полугодие

Свернуть (назвать одним словом)

Чёткая, энергичная, бодрая,  - …

Мелодичная, протяжная, певучая - …

Подвижная, легкая, ритмичная - …

Диктант. Пронумеровать слова.

Симфония, опера, балет, увертюра, сюита

Соединить фамилии с именами.

Чайковский                     Эдвард

Прокофьев                      Людвиг

Бетховен                          Пётр

Григ                                  Сергей

Соединить названия произведений с  именами композиторов

Симфония №5                                              Чайковский

Сюита «Пер Гюнт»                                      Римский – Корсаков

Опера «Сказка о Царе Салтане»                 Бетховен

«Детский альбом»                                        Григ

Продолжить  ряд:

Сердитая, радостная, жалобная…..

Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

2 класс II полугодие

Найти пару:

Фортепиано, оркестр, пианист, куплет, дирижёр, припев.

Развернуть:

Выразительные средства музыки

…..

Зачеркнуть названия произведений, которые не принадлежат указанным композиторам

Эдвард Григ            

«Песня

Сольвейг»

«Утро»

Симфоническая сказка «Петя и волк»

«В пещере

горного короля»

Пётр Ильич Чайковский

«Детский альбом»

Балет «Щелкунчик

«Марш деревянных солдатиков»

«Танец Анитры»


Свернуть:

Быстрый, медленный, умеренный - …

Громкая, тихая - …

Высокий, низкий, средний - …

Одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации - …

Продолжить ряд:

Скрипка, флейта, ….

6. Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»


3 класс I полугодие

1. Продолжить  ряд:

Былины, исторические, обрядовые…


Развернуть:  характерные черты русских народных песен:………


Диктант. Пронумеровать слова:

Распев, темп, тембр, динамика, фольклор, стихира.

Развернуть: оркестр русских народных инструментов:

Струнные:…

Духовые:…

Ударные:…

Музыкальная викторина

3 класс II полугодие

1. Лишнее слово:

скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель

балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка

пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист

2. Соединить названия произведений с именами композиторов:

Н. А. Римский – Корсаков                         «Рассвет на Москве-реке»

М. И. Глинка                                                опера «Садко»

М. П. Мусоргский                                       опера «Иван Сусанин»

                                                                       опера «Сказка о царе Салтане»

3. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Украина - …

Белоруссия - …

Молдавия - …

Закавказье - …

Россия - …

4. Расшифровать слова

п

с

р

а

е

в


м

г

и

н




л

б

ы

и

н

а


с

р

к

е

о

т

р

Назвать  любимое произведение и его автора:…

Звучащая викторина: определить по фрагменту

Название - …

Композитор - …

Тип оркестра - …

4 класс I полугодие

1. Диктант. Пронумеровать слова:

Сюита, баркарола, хабанера, кастаньеты, контраст, акцент.

2. Дописать название произведений

«Испанский          …          .»

«Арагонская         …          .»

«Санта          …             .»

3. Родина танцев:

Хота -  …

Лезгинка - …

Хоровод - …

Чардаш - …

Вальс - …

Полонез - …

4.  Соединить фамилии с именами

Глинка                                             Иоганн

Римский –Корсаков                        Михаил

Чайковский                                     Фридерик

Шопен                                              Николай

Штраус                                             Пётр

5. Продолжить ряд:

мелодия, тембр, …

6. Музыкальная викторина

4 класс II полугодие

1. Родина композиторов: Бах - …

Моцарт - …

Бетховен - …

Шопен - …

Григ - …

Глинка –

2. Развернуть: симфонический оркестр:

деревянные духовые:

медные духовые:

струнно – смычковые:

ударные:

3. Установить связи:

                                             Дирижёр

                          Соло                                Италия

                          Оркестр                           Хор

                          Баркарола                        Скрипка

                          Скрипач                            Опера

                                                  Ария

4. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Опера: …

Балет: …

Симфония: …

Пронумеровать слова: орган, гимн, симфония, ария, опера.

Музыкальная викторина:

5 класс. I полугодие

1. Развернуть: виды искусства:

2. Диктант: значение подчёркнутых слов:

опера, либретто,     увертюра,     балет,       квартет, вокализ.


 Пронумеровать слова в соответствии с определением (перед словом)
3. Жанры, в которых соединились музыка и литература:

4. Лишнее слово (подчеркнуть):

ария, либретто, увертюра, дуэт, хор, кордебалет.

оркестр, балетмейстер, па-де-де, вариация, ария.

Определить жанр и композитора:

«Жаворонок» -

«Лебединое озеро» -

«Щелкунчик» -

«Иван Сусанин» -

«Садко» -

«Моя Россия» -

Музыкальная викторина:

5 класс II полугодие

1. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

«Царевна Лебедь» Врубеля -----

«Богатыри» Васнецова ------

Изображение гнома-----

2. Соединить названия произведений с именами композиторов:

«Богатырская» симфония                          Мусоргский

«Гном»                                                         Чайковский

«Апрель. Подснежник»                              Дебюсси

«Лунный свет»                                            Бородин


3. Кто из выдающихся русских композиторов был:

морским офицером - …

ученым, химиком - …

Кого из русских композиторов называют:

«Сказочник русской музыки» - …

«Солнце русской музыки» - …

4. Свернуть:

Колорит, рельеф, фон, портрет, пейзаж - …

Мелодия, ритм, тембр, динамика - …

5. Назвать понравившееся  произведение - …

6. Музыкальная викторина


Адресная направленность

Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.



Область применения

Для преподавания в 1–7-х классах.



18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"

Автор: Карпенкова Виктория Владимировна

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 253143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках природоведения "
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-prirodoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "218403"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433775833"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Развитие творческих способностей на уроках музыки в младших классах"
    ["seo_title"] => string(73) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_na_urokakh_muzyki_v_mladshikh_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "489878"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544418894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" (тема по самообразованию учителя)"
    ["seo_title"] => string(97) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhmuzykitiemaposamoobrazovaniiuuchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "267670"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450436449"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" (тема по самообразованию учителя)"
    ["seo_title"] => string(98) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhmuzykitiemaposamoobrazovaniiuuchitielia1"
    ["file_id"] => string(6) "267671"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450436456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства