"Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
"Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Идея опыта: Обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся, разработать систему развития творческих способностей учащихся как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Условия становления опыта: Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности.
Причины обращения к проблеме:
- неудовлетворённость творческими способностями учащихся;
Цели и задачи развития творческих способностей учащихся
Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – АРДОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. М.Н.Плоткина
243110,Брянская область, г.Клинцы, с. Ардонь, ул. Стахановская д.168 ,тел. (8-483-36)4-31-19
"Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" Учитель музыки Карпенкова В.В. "Развитие творческих способностей на уроках музыки"
Идея опыта: Обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся, разработать систему развития творческих способностей учащихся как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Условия становления опыта: Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности.
Цели и задачи развития творческих способностей учащихся
Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
Задачи развития творческих способностей учащихся:
увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;
побудить к музыкальному самообразованию.
Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей деятельности, я стараюсь опираться на следующие принципы:
Личностно-ориентировочный подход в обучении;
Создание благоприятных условий на уроке;
Развитие творческих способностей учащихся;
Включение каждого ученика в учебно-воспитательный процесс;
Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний;
Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;
Развитие у каждого учащегося творческих способностей;
Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и прослушиваемое муз. произведение.
Творческие задания на уроках музыки
ЗАДАНИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. На уроках используются различные творческие задания, развивающие непосредственные музыкальные навыки, а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности.
Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к занятиям и гарантирует высокую результативность.
Поэтому в работе с детьми на уроках музыки необходимо использовать упражнения и задания , направленные на развитие творческих способностей во всех видах художественной деятельности. Эти упражнения используются на любом удобном для педагога этапе занятия. Они будут интересны и эффективны для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, являясь, таким образом, универсальными и предлагаются в порядке усложнения.
ТВОРЧЕСТВО В ДВИЖЕНИЯХ, ПАНТОМИМЕ
И ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Упражнение-игра «У зеркала»
Для выполнения этого упражнения потребуется зеркало. Предложите детям ролевую гимнастику у зеркала.
1. Нахмуриться, как:
а) король;
б) ребенок, у которого отняли игрушку;
в) человек, скрывающий улыбку.
2. Улыбнуться, как:
а) вежливый японец;
б) мать младенцу;
в) кот на солнце.
3. Сесть, как:
а) пчела на цветке;
б) наказанный Буратино;
в) обиженная собака;
г) обезьяна, изображающая вас.
ПРЕВРАЩЕНИЯ
Для развития у ребенка выразительности и воображения при передаче различных эмоциональных состояний можно использовать лаконичные игровые упражнения, предлагаемые психологом М. И. Чистяковой.
«Два клоуна»
При повторном прослушивании пьесы Д. Б. Кабалевского «Клоуны» можно предложить двум детям (с учетом их эмоциональных особенностей) изобразить следующую ситуацию: два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно, они сидят на полу и качают головами. Успокоившись, клоуны по-
могают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.
Выразительные движения: голову откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть в улыбке, брови приподнять, глаза слегка прищурить.
«Новая кукла»
Является аналогом предыдущего. Музыкальный материал — пьеса П. И: Чайковского «Новая кукла» из «Детского альбома».
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывая всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРИ СОЗДАНИИ ОБРАЗА
Приведенные ниже задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образ. Важно, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Детям необходимо пройти по камешкам через ручей (от лица любого персонажа сказки, рассказа, мультфильма по их выбору).
Предложить ребенку от лица любого персонажа, подкрадываться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
«Радуга появилась»
Предложить детям произнести фразы «Радуга появилась», «Солнышко встало», «У меня зазвонил телефон» по-разному. Затем повторить эти варианты, но без слов, обращая внимание на то, что слова исчезли, но мелодика произношения фразы — то восторженная, то удивленная, то горестная, то сердитая — осталась.
Когда все варианты произношения текста исчерпаны, можно предложить пропеть фразы самыми разнообразными голосами и способами: напевно, отрывисто, с легким звуком или выделяя акцентом важные слова.
ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ
«Какую линию выбрать»?
Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные — под медленную и спокойную; прямые, изогнутые — под решительную; прерывные — под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.
«Волшебная картинка»
Для работы потребуются: акварельные краски или гуашь, кисть, промокательная бумага (белая), палитра (можно использовать кафельную плитку).
При прослушивании музыкального произведения надо найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть ею на палитру.
Во время прослушивания настроите, а следовательно и краски, могут меняться несколько раз. По окончании прослушивания предложить детям аккуратно положить промокательную бумагу на палитру. Краски сольются, и проявится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка. Можно перед прослушиванием не озвучивать название произведения, ограничившись именем композитора, и предложить детям дать название прослушанному произведению и своей картине.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения. Рекомендуется для детей младшего школьного возраста. В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабосс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того как они в тетради сделают два совершенно одинаковых контура, им дается задание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки. В качестве домашнего задания можно предложить придумать другую историю о том, что совершила плохого «злая» волшебница и как ее победила «добрая». Целесообразно сделать выставку детских рисунков и отметить старание учеников.
« Танец»
Упражнение относится к особой форме психологического тренинга - танцевальной психотерапии. С одной стороны, по опыту проведения подобных тренингов, они очень эффективны как средство психологической разгрузки и способ оптимизации развития личности, с другой стороны, упражнение органично вписывается в урок по темам «Танец», «Балет», и т. д., помогая учащимся понять природу танца, его сущность. Ребенку предлагается в танце выразить какой-либо образ, придуманный им самим или предложенный учителем. Главное правило подбора тем: идти от простого образа к сложному, от одушевленного к неодушевленному. Например, станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «цветок», «конфету», «виноград», «тесто» и т. д. (Можно проиллюстрировать видеофрагментами «Чай», «Кофе», и т. д. из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».)
Упражнение-игра «Музыка»
Упражнение активизирует фантазию ребенка, связывает воедино зрительное и слуховое образное воображение ребенка в школьном возрасте, вырабатывает слушательские навыки.
Детям предлагается пьеса П. И. Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из «Времен года». После прослушивания музыки ребенку дается четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить рисунок. По окончании работы можно провести конкурс полученных рисунков и заглавий к ним.
Приготовить различные музыкальные инструменты и просто предметы, из которых можно извлекать звуки постукиванием карандаша.
Ребенку завязывают глаза и изображают ряд разнообразных звуков. Его задача: воссоздать но звукам какую-нибудь невероятную историю. Затем он открывает глаза и рассказывает ее, иллюстрируя соответствующими звуками. Побеждает самая невероятная история. В качестве домашнего задания можно предложить изобрести собственный музыкальный инстру-мент из подручных материалов и дать ему название, аргументировав свое решение.
Упражнение «Палитра»
Активизирует процесс слушания музыки, способствует цветовому восприятию музыки.
На доске вывешивается «палитра», сделанная из половины ватмана, с кармашками у каждого цвета. Перед палитрой на подставке раскладываются карточки самых разных цветов и оттенков (не менее трех каждого вида).
В процессе слушания музыки дети по очереди подходят к «палитре» и ставят в кармашек карточку оттенка, созвучного его ощущению в данный момент. Важно участие каждого ребенка.
В заключение дети прослушивают произведение еще раз, вглядываясь в свое «полотно».
Развитие наглядно-образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребенок последовательно приходит к абстрактно-логическому, через образное — к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений-игр (применительно для внеклассной работы по музыке).
«Свободное представление друг другу»
Участвуют два ребенка. Каждый по очереди на своей половине клавиатуры играет что хочет. Наибольший эффект достигается, если играющие — дети с затруднениями в общении, так как упражнение вырабатывает навыки коммуникативных умений.
«Концентрация внимания на высказывании партнера»
Кроме коммуникативных умений, развивается память, музыкальный слух.
Задание: по возможности точно повторить то, что сыграл партнер.
«Начало творческого процесса»
Участники — педагог и ученик. Ребенок сыграл симпатичное музыкальное построение. На основе этого «зерна» педагог объясняет форму произведения, импровизируя и обогащая мелодию гармонически.
«Считалка»
В этой игре процесс интеллектуального развития проявляется через возможность управлять временными алгоритмами. Развивается чувство ритма, через работу фантазии проявляются личностные качества ребенка. Рекомендуется использовать при изучении темы «Ритм», при изучении сильной и слабой доли.
Детям предлагается сочинить считалку и отбивать руками размер.
«Времена года в цвете и звуке»
Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения предлагает педагог Е. И. Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», затем акварелью закрасить каждый прямоугольник одним цветом или сочетанием цветов, подходящими к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна. Теперь, глядя на свое творение, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний » и «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов, — при этом можно аккомпанировать себе на чем угодно (барабанить, щелкать пальцами, хлопать в ладоши и т. д.).
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ
«Пойми образ»
Для выполнения этого задания учащиеся получают конверты со стихотворениями различной тематики для каждого (в данном случае используются стихи А. С. Пушкина).
Звучит музыка вступления к опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. По окончании прослушивания учащимся предлагается вскрыть конверты и прочитать выразительно вслух те стихотворения, которые созвучны по образу прозвучавшему музыкальному произведению.
«Передай литературный образ»
На доске написаны два стихотворения А. С. Пушкина: «Буря мглою небо кроет...» и «Унылая пора, очей очарованье...».
Учащимся предлагается прочитать самостоятельно каждое из стихотворений, прочувствовать их эмоционально-образный строй и, сделав выбор по собственному усмотрению, передать этот образ в рисунке.
По окончании работы с изображением в цвете литературного произведения предлагается по желанию сымпровизировать свой рисунок на фортепиано, передавая свои ощущения, чувства, полученные от прочтения пушкинского стиха, в музыке.
Под звуковую импровизацию учитель читает исходное стихотворение и иллюстрирует его рисунком, чтобы показать образное слияние уже трех видов искусства.
Предлагаем следующие фрагменты стихотворений А. С. Пушкин
Цветок(Фрагмент)
Цветок засохший, бездуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукой?
И положен сюда зачем?
Зимняя дорога
(Фрагмент)
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печальный свет она. Ни огня, ни чёрной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне...
Мороз и солнце
(Фрагмент)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Туча
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождём.
Довольно, сокройся! Пора миновалась
, Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
«Куда плывут ночные облака»
Для выполнения упражнения учащиеся слушают отрывки с описанием облаков разных авторов.
«Кто из вас не любовался облаками, плывущими на небе?
Кто не завидовал свободе их странствия , когда, подгоняемые ветрами и озаренные солнцем, они плавно движутся, как вереницы темных кораблей с позолоченными носами, или, разделившись на легкие отряды, быстро скользит вперед, то стройные и проворные, как перелетные птицы, то прозрачные, как крупные опалы, выпавшие из небесной сокровищницы, то ослепительно белые, как хлопья снега, уносимые на крыльях ветра?». (А. Куприн)
Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга и мешая свои цвета, формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые... Что-то роковое было в этом движении бездушных масс. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много и они всегда будут так равнодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над сонным морем миллионами своих золотых очей — разноцветных звезд». (М. Горький)
«Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, снежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее к небосклону они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать, но сами они так лазурны, как небо: они все на сквозь проникнуты светом и теплотой.
Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется весь день и кругом одинаков. К вечеру эти облака исчезают, последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо; алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда». (И. Тургенев)
Школьникам предлагается прослушать литературные отрывки, ноктюрн Клода Дебюсси «Облака» и ответить на вопросы.
Какое настроение передал композитор?
Какие образы-картины возникли в воображении во время слушания?
Какое из прочитанных литературных описаний наиболее подходит, наиболее созвучно по чувствам ноктюрну К. Дебюсси?
Представьте себе, что вы рассказываете о пьесе К. Дебюсси «Облака» другу, который ее не слышал. Вызовите у него желание ее послушать.
Теперь попробуйте рассказать об этой музыке, одновременно слушая ее. Постарайтесь передать в голосе изменения настроения пьесы. Выберите нужный темп (скорость), громкость и интонацию. Если возникает желание, используйте выразительные жесты.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ
Здесь представлены задания, творческие упражнения для детей среднего и старшего школьного возраста. Это материалы для самостоятельного осмысления и выполнения учащимися, так как изложены в виде алгоритмов, карточек, моделей творческой работы. Точные, логичные, несложные для восприятия формулировки помогают учителю и ученику добиться высоких результатов.
Задания рассчитаны на развитие не только творческих способностей, но также логического мышления. Они носят более высокий уровень сложности, но являются продолжением целенаправленного, последовательного процесса развития творческих способностей всех видов художественного творчества. Для выполнения предлагаются менее распространенные формы деятельности, такие как построение видеомы, сочинение верлибра или создание модели музыкального образа. Все задания также даны в порядке усложнения и при правильном применении дают гарантированную результативность.
Задания, изложенные в форме алгоритмов, могут использоваться для самостоятельной деятельности учащихся. Причем школьники могут брать на себя организаторские роли и самостоятельно формировать себе творческие группы для выполнения задания по алгоритму.
Алгоритм руководителю группы художников-декораторов
Распределить группу художников-декораторов на подгруппы.
Помочь подгруппам выбрать тему рисунка.
Помочь продемонстрировать работу, комментируя выбор цветовой гаммы.
Алгоритм хореографу-постановщику
Внимательно прослушать музыкальное произведение.
Показать и разучить с группой несколько движений для совместного исполнения.
Разделить хореографическую группу на подгруппы.
Установить очередность выхода каждой из подгрупп на сольную импровизацию под музыку.
Выбрать элементы костюма.
Уметь объяснить характер движений.
Алгоритм дирижеру
Внимательно прослушать музыкальное произведение.
Найти сильную долю, определить размер.
Помочь группе оркестрантов выбрать музыкальные инструменты.
Объяснить выбор музыкальных инструментов.
Грамотно показывать начало музыки для успешного выступления группы оркестрантов.
Помочь группе оркестрантов в выборе ритмического рисунка.
Алгоритм художественному руководителю вокальной группы
Внимательно прослушать выбранное музыкальное произведение в записи.
Разбить членов вокальной группы на подгруппы по количеству куплетов изучаемого вокального произведения.
3. Раздать всем исполнителям текст изучаемой песни.
4. Точно распределить текст песни между подгруппами.
5. Выбрать элементы костюмов (если предполагается театрализация)
6. Помочь группе вокалистов включиться в предложенную роль.
7. Уметь объяснить выразительность исполнения
Эффективные формы работы развития творческих способностей учащихся:
Игра “Самый внимательный”
Учитель исполняет знакомую мелодию с аккомпанементом. В каком-либо месте чуть изменяется мелодический рисунок или гармония. Ребятам нужно определить, где именно произошло это изменение. Подобная игра-проверка позволяет учителю определить уровень ладового и гармонического слуха.
Учащиеся успешно выполняют такое задание: между цепочкой аккордовых последовательностей “прячется” характерная последовательность аккордов из исполненных (или прослушанных) ранее произведений. Требуется определить, в каком именно месте находится спрятанная последовательность и из какого она произведения. Примерами таких последовательностей, “спрятанных” в нейтральном аккордовом окружении, были: характерный сдвиг из “Утра” Э. Грига, вступительные аккорды к песне “Красивая мама” Э. Колмановского, гармоническая канва к мелодии телепередачи “Спокойной ночи, малыши” и др.
“Найди ошибку”
Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления. Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети сами должны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках или исполнении.
“Дирижёры”
Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.
Ребёнок должен выполнить следующие действия:
Собрать внимание хора.
Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту)
Дать точное вступление в начале дирижирования.
Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.
Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно.
Эта форма работы очень сложная и требует дополнительной подготовки, которая ведётся поэтапно.
“Карточки”
Еще одна форма работы это “Карточки”. “Карточки” я использую как на уроках закрепления, так и на уроках изучения нового материала. Карточки могут быть самыми разнообразными: с заданиями, с подсказками, с иллюстрациями, со словами песен и т.д.
Карточки очень помогают в работе с новым материалом и при закреплении.
Творческие задания
Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек” ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое задание – это изображение музыкальных фрагментов через движение, как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского.
Тесты.
Тест на опознание
Фортепианный квартет пишется для 4 фортепиано?
Да.
Нет. (Состав фортепианного квартета: скрипка, альт, виолончель, фортепиано).
2. И. А. Крылов написал свою басню «Квартет» с точки зрения знатока или дилетанта?
Да, знатока. (Крылов играл на скрипке, выступал в составе ансамбля, давал сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения).
Нет, дилетанта.
Тест на различение
1. Какие сказки не получится прочитать детям на ночь?
А. Матушки Гусыни В. Венского леса
Б. Семи гномов Г. Шахерезады
2. О какой птице поётся в романсе М. И. Глинки на стихи Н. Кукольника?
А. Соловей В. Воробей
Б. Жаворонок Г. Орёл
Тест на классификацию
1. Выбери из ниже перечисленных инструментов медные духовые:
А. тромбон Г. труба
Б. флейта Д. кларнет
В. скрипка Е. туба
2.Назови героев балета К. Хачатуряна «Чиполлино»
А. мальчик – луковка Г. тыковка
Б. принц апельсин Д. граф Вишенка
В. сеньор Помидор Е. садовник
Тест – подстановка
Музыкальное произведение, в котором мелодия исполняется голосом, на какой – либо звук или слог – это….(вокализ).
Музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются при помощи танца – это….(балет).
Тест конструктивный
Фамилия композитора, о котором К. Паустовский поведал в рассказе «Старый повар»? (Моцарт)
Музыкальный инструмент, который композиторы часто используют при создании картин борьбы, стремительной скачки, торжества. (труба)
2 класс I полугодие
Свернуть (назвать одним словом)
Чёткая, энергичная, бодрая, - …
Мелодичная, протяжная, певучая - …
Подвижная, легкая, ритмичная - …
Диктант. Пронумеровать слова.
Симфония, опера, балет, увертюра, сюита
Соединить фамилии с именами.
Чайковский Эдвард
Прокофьев Людвиг
Бетховен Пётр
Григ Сергей
Соединить названия произведений с именами композиторов
Симфония №5 Чайковский
Сюита «Пер Гюнт» Римский – Корсаков
Опера «Сказка о Царе Салтане» Бетховен
«Детский альбом» Григ
Продолжить ряд:
Сердитая, радостная, жалобная…..
Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»
Пронумеровать слова в соответствии с определением (перед словом) 3. Жанры, в которых соединились музыка и литература:
4. Лишнее слово (подчеркнуть):
ария, либретто, увертюра, дуэт, хор, кордебалет.
оркестр, балетмейстер, па-де-де, вариация, ария.
Определить жанр и композитора:
«Жаворонок» -
«Лебединое озеро» -
«Щелкунчик» -
«Иван Сусанин» -
«Садко» -
«Моя Россия» -
Музыкальная викторина:
5 класс II полугодие
1. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?
«Царевна Лебедь» Врубеля -----
«Богатыри» Васнецова ------
Изображение гнома-----
2. Соединить названия произведений с именами композиторов:
«Богатырская» симфония Мусоргский
«Гном» Чайковский
«Апрель. Подснежник» Дебюсси
«Лунный свет» Бородин
3. Кто из выдающихся русских композиторов был:
морским офицером - …
ученым, химиком - …
Кого из русских композиторов называют:
«Сказочник русской музыки» - …
«Солнце русской музыки» - …
4. Свернуть:
Колорит, рельеф, фон, портрет, пейзаж - …
Мелодия, ритм, тембр, динамика - …
5. Назвать понравившееся произведение - …
6. Музыкальная викторина
Адресная направленность
Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.