Развитие в последние годы дополнительного образования
Развитие в последние годы дополнительного образования
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формировании общей культуры, а также на организацию их свободного времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие в последние годы дополнительного образования»
Абдуразакова Б.А.
РАЗВИТИЕ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. СТАВРОПОЛЬ
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формировании общей культуры, а также на организацию их свободного времени. [1] Дополнительное образование детей в Детской музыкальной школе г. Ставрополя обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы школы учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей.
В 2014 году принята «Концепциия развития дополнительного образования детей», которая определила цели, задачи и приоритетные направления деятельности Российской Федерации по развитию дополнительного образования детей, которая направлена на признание особого статуса дополнительного образования детей. Механизмом реализации концепции является план мероприятий на 2015 - 2020 гг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р. Целью Плана мероприятий является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, развитие инновационного потенциала государства.[7]
Минобрнауки России разработаны рекомендации от 11 июня 2015 г. № ВК-1545/09о недопустимости свертывания системы организаций дополнительного образования детей, в которых отмечено, что в отдельных субъектах Российской Федерации отмечаются факты ликвидации и реорганизации организаций дополнительного образования детей. В связи с этим главной задачей муниципальных органов управления культуры остается необходимость сохранения сети школ дополнительного образования и соответственно контингента обучающихся, во избежание нарушения непрерывности художественного образования в сфере культуры.
В марте 2015 года вступил в силу приказ от 22.12.2014г №1601 Министерства образования и науки РФ, устанавливающий единую норму часов для преподавателей ДМШ, однако вопрос реализации данного приказа в субъектах РФ остается еще нерешенным.
По оценке Минобрнауки и Минкульта России за 2014-2015 гг., деятельность детских школ искусств Ставропольского края заслужила положительную оценку. Примерно каждый десятый ребенок школьного возраста является учащимся системы допобразования.
Так, с первого сентября 2014 года все школы Ставропольского края реализуют дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие общеобразовательные программы в сфере искусства. Общее количество детей, обучающихся по предпрофессиональным программам, составляет 4827 человек. К началу 2017 года все образовательные учреждения имеют уставы в новой редакции и наименования в соответствии с действующим законодательством. [3]
По статистическим данным, в крае действуют 97 детских школ искусств и 72 филиала, в которых в прошлом учебном году обучалось 25 369 человек.
Одной из основных количественных характеристик системы дополнительного образования детей является доля детей школьного возраста, охваченных услугами дополнительного образования. В крае этот показатель растет с 9,8% в 2012 году до 10,3 % в 2015. (средний показатель по Российской Федерации – 11,9%, по Северо-Кавказскому Федеральному округу – 6,8%).
В последние три года стабильно высоким остается процент охвата в районах: Александровском, Буденновском, Георгиевском, Изобильненском, Ипатовском, Кировском, Левокумском, Новоселицком и в городах Железноводске, Лермонтове, Кисловодске, Михайловске.
Важным звеном в работе по обеспечению отрасли культуры края специалистами является качество и уровень взаимодействия ДМШ с образовательными учреждениями СПО, которое главным образом направлено на то, чтобы выпускники учреждений дополнительного образования выбирали для продолжения обучения профильные ССУЗы. В результате успешно проведенной школами и ССУЗами профориентационной работы в 2016 году выполнены все цифры целевого набора на всех отделениях отраслевых учреждений СПО при наличии конкурса в целом примерно 1,8 чел. на место. Особенно популярные специальности - «Хореографическое творчество», «Театральное творчество», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование».
В Ставропольском крае создаются благоприятные условия для выявления и поддержки талантливых детей в сфере культуры и искусства. Юные таланты награждаются туристическими поездками на льготных условиях, им оказывается первоочередная поддержка в фестивалях, конкурсах, а так же при поступлении в отраслевые учреждения среднего профессионального образования. Так, в 2015 г. Министерством культуры СК организована работа по организации экскурсионных и туристических поездок для лучших учащихся края по реализации творческого проекта «Маршруты Победы».
Всего в конкурсах приняли участие 4061 учащийся, в том числе в краевых конкурсах - 2839
В сравнении с прошлыми годами, в 2015 г. увеличилось количество участников краевых мероприятий на 51%, это связано с массовостью проводимых конкурсов. Анализ участия в конкурсах представителей муниципальных образований показал, что самыми активными были: Будённовский, Труновский, Минераловодский, Кочубеевский, Предгорный, Шпаковский муниципальные районы, городские округа Георгиевск, Кисловодск, Лермонтов, Невинномысск, Ставрополь, Пятигорск, Михайловск. [3]
В краевом смотре-конкурсе хореографических ансамблей детских школ искусств Ставропольского края в честь праздника 70-летия Победы приняли участие 43 хореографических коллектива (1128 учащихся); по сравнению 2011 годом (последний смотр-конкурс хореографических ансамблей детских хореографических школ, хореографических отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств Ставропольского края - 688 участников) количество участников увеличилось почти двое.
Огромная работа педагогов системы дополнительного образования проведена в крае по созданию и организации работы Сводного 1000 детского хора Ставропольского края, сформированного по поручению Губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова, первое выступление которого состоялось 9 мая 2015 г. на площади Ленина в городе Ставрополе в рамках краевой молодёжной Интернет-эстафеты «Голос Победы».
В соответствии с планом основных мероприятий по проведению Года культуры в 85-ти субъектах Российской Федерации Всероссийский в 2015 г. проведен Всероссийский хоровой фестиваль, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в котором приняли участие 17 хоровых коллективов из 7 субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа, в том числе и из Ставропольского края. Представителями края стали три коллектива, прошедшие региональный этап фестиваля. Все коллективы по итогам были признаны лауреатами окружного этапа Всероссийского хорового фестиваля (два II и III место).
В Ставропольском крае создаются условия для выявления и поддержки талантливых детей в сфере культуры и искусства. Для поддержки одаренных детей учреждена стипендия Губернатора СК. Для проведения конкурсного отбора была создана комиссия, которая в 2015 г. определила 11 обладателей именной стипендии Губернатора Ставропольского края. [3]
Детская музыкальная школа № 4 г. Ставрополя осуществляет свою деятельность в соответствии с целями и задачами, определенными при ее создании, законодательством Российской Федерации.
Основной целью Школы является образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств.
Основными задачами деятельности Школы является:[6]
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
- профессиональная ориентация детей;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- возможность освоения навыков игры на музыкальных инструментах для людей любого возраста;
- формирование общей культуры населения на лучших образцах мирового искусства.
Основными видами деятельности, реализуемые в Детской музыкальной школе № 4 г. Ставрополя являются:
образовательные;
творческие;
культурно-просветительские.
Творческие и культурно-просветительские виды деятельности направлены на развитие творческих способностей учащихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщения к мировым духовным ценностям.
Образовательные услуги, предоставляемые школой, широко востребованы жителями города Ставрополя. Контингент учащихся на бюджетном отделении в 2015-2016 учебном году составляет 437 человек. Дети имеют возможность получить начальное музыкальное образование по специальностям: фортепиано, синтезатор, баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, скрипка, академический и эстрадный вокал. Одним из этапов развития образовательной деятельности учреждения стало открытие в 2007 году отделения изобразительного искусства, пользующееся большой популярностью среди детей и подростков.
Более пяти лет в школе функционирует отделение дополнительных платных образовательных услуг, свыше 250 учащихся обучаются основам игры на музыкальных инструментах, сольному пению и изобразительному искусству по программам художественно-эстетической направленности.
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в городских, зональных, краевых, региональных и международных конкурсах и фестивалях исполнительского мастерства, олимпиадах, конкурсных выставках художественных работ, пополняя «копилку достижений». За период с 2008 по 2015 гг. более трёхсот учащихся приняли участие и стали лауреатами и дипломантами международных конкурсов в городах: Париж (Франция), Прага (Чехия), Херцег–Нови (Черногория), Закопане (Польша), Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Пятигорск, Кисловодск, Георгиевск), Всероссийских (Ростов-на-Дону, Железноводск), региональных, краевых зональных, городских конкурсов исполнительского мастерства, олимпиад по музыкально-теоретическим дисциплинам, конкурсных выставок художественных работ.
В учреждении на высоком профессиональном уровне ведется методическая работа, внедряются новые методики обучения, инновационные программы с применением компьютерных технологий. В 2013 году, в соответствии с федеральными государственными требованиями, коллективом преподавателей по основным направлениям деятельности разработаны и реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального и изобразительного искусств: «Фортепиано», «Народные инструменты», «Струнные инструменты», «Живопись». Наряду с новыми образовательными программами в учреждении ведется обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в области музыкального искусства, по программам художественно-эстетической направленности, разработанным преподавателями школы. [1]
На музыкальном и художественном отделениях школы систематизирована работа по обмену педагогическим опытом. Преподаватели принимают активное участие в работе городского методического объединения. Одним из направлений методической деятельности, многие годы приносящим положительные результаты, является работа по проведению педагогической практики для студентов Ставропольского государственного педагогического института, а с 2013 года – и Северо-Кавказского Федерального университета. [1]
Таким образом, осуществляя процесс эстетического воспитания, школа с одной стороны способствует формированию культурной среды, необходимой для развития человеческой личности, с другой – выявляет наиболее одарённых учащихся и готовит их к продолжению профессионального образования, по существу являясь первой ступенью профессионального образования.
Современное дополнительное образование в детских школах искусств, нацеленное на воспитательную составляющую единого процесса обучения и развития, поможет обеспечить гармонию человека с самим собой, через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью.
Примечания:
Аствацатурова., М. А. Концепция национальной и региональной политики Ставропольского края [Текст] / М. А Аствацатурова. // История Северного Кавказа с древнейших времен по настоящее время (тезисы конференции 30-31 мая 2013 года). - Пятигорск, 2014.
Актуальные проблемы социокультурных исследований. Межрегиональный сборник научных статей / под ред. Е.Л. Кудриной. - Кемерово : КемГУКИ, 2009.
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края [Электронный ресурс]. – URL: http://www.stavminobr.ru/(Дата обращения, 18.11.2017 г.)
Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении : сборник научных статей / Министерство культуры Российской Федерации, Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Кемерово, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» и др. - Кемерово : КемГУКИ, 2015. - Вып. 2. - 367 с.
Стратегия развития отрасли культуры Ставропольского края на период до 2020 года. / «Ставропольская правда» от 30 апреля 2009 года.
УСТАВ Детской музыкальной школы [Электронный ресурс].– URL: http://dmsh4stav.ru/glavnaya-stranitsa/1111-2/uchebnyj-protsess/nashi-dostizheniya-2/dokumenty-stranitsa/3321-2/ (Дата обращения, 18.11.2017 г.)
ФЗ «Основы государственной культурной политики» – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://static.kremlin.ru/ (дата обращения 30.10.2017).