kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей в системе дополнительного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей в системе дополнительного образования.»

Развитие творческих способностей в системе дополнительного образования.


      Современная эпоха создала потребность в новом типе личности, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменения обстоятельств, самой создавать и творить что-либо новое, необычное. Поэтому творческие способности человека рассматриваются многими исследователями как базовый ресурс цивилизации. 

В отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческих способностей учащихся, показано значение участия педагога, семьи, социального окружения в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания, методики и методов творческого развития учащихся, разработаны теоретические основы творческого процесса и проведены исследования его важных компонентов.

 Наиболее

     Выделение проблемы развития творческих способностей в условиях дополнительного образования продиктовано наличием ряда противоречий, выявленных мной в результате теоретического анализа и практического изучения опыта развития творческих способностей учащихся в условиях учреждения дополнительного образования:

— между необходимостью в знаниях о процессе развития творческих способностей учащихся посредством дополнительного образования и недостатком теоретических и практических разработок о сущности этого процесса;

— между имеющимися в учреждении дополнительного образования резервами по развитию творческих способностей и недооценкой их значимости.

Проблемой моей работы является развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере освоения техники гильоширования. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий в процессе обучения по программе «Выжигание по ткани», с целью наиболее полной реализации творческого потенциала обучающихся, и развития их творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1   Понятие творчества и структура творческой деятельности.

     Творчество определяется  как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

    Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. 

     Творчество  — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г.С. Батищев).

    Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества — это то, что создано; процесс творчества — как создано; процесс подготовки к творчеству — как развивать творчество.

     Продукты творчества — это не только материальные продукты — здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество — это создание нового в разных планах и масштабах. При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания. 

     Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические — развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств,  интеллектуальных способностей человека,  приобретение знаний и др.

     С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

     Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

     Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

 

Структура творческой деятельности.  

Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать  следующим образом:

  1. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.

  2. Синтез итогов специальных исследований каждой из  выделенных сторон с целью создания возможностей рационального  управления  ходом  конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала. 

     В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько  основных подсистем.    Это — процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие.    Процесс деятельности может иметь такие основные составляющие, как формирование замысла и его реализация.  

  Личность творца характеризуется  способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д. Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д. 

     Творчество издавна делят на научное и художественное.   Построение общей теории творчества, то  есть переход от  эмпирических  к более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена привел к тому, что все настойчивые стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественному творчеству. 

     Составления многих схем позволяют заключить, что творческий акт и обычное решение проблем имеют одинаковую психологическую структуру,  которая выражается в виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач.

     Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения. Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:

  1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).

  2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

  3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).

  4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов — то есть логический разрыв, скачок  в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок)

  5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

     Можно выделить также и основные звенья творческого процесса: 

— звено столкновения с новым;

— звено творческой неопределенности; 

— звено скрытой работы; 

— звено эврика; 

— звено развития решения;

— звено критики;

— звено подтверждения и воплощения.

     Творчеству должны быть присущи адекватность, то есть решение должно быть действительно решением, новизна и оригинальность,  доработанность. Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата.

     Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом состоянии: «… в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».   У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд.  Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко  — взгляд людей на мир.

 

1.2  Творческие способности как основа творчества

     В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь “раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему–то новому…”. Воспитание творческой личности – задача дополнительного образования. Термин “креативный потенциал”, “креативность” часто употребляется как синоним понятия “творческий потенциал”, “креативная личность”, “одарённость”. Креативность – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых продуктах. Термином “креативность” в психологических исследованиях обозначается комплекс  интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. 

    Многолетние исследования творческой деятельности дают основания для развития творческих способностей в системе дополнительного образования.         Исследование творческих способностей (креативности) в психологии можно объединить в три группы: 

  • изучение продуктов творчества через анализ текстов; 

  • развитие когнитивных представлений о креативности; 

  • исследование креативных личностей. 

     Проявление креативности у учащихся подросткового возраста подвержены влиянию многих внешних условий и правильный выбор форм организации учебно-воспитательного процесса играет очень важную роль. 

    Можно выделить следующие приёмы стимулирования и развития творческого потенциала детей:

— обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ от оценочных суждений и критики в адрес учащегося способствует проявлению креативности;

— обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами; стимулирование любознательности учащегося, предоставление ему возможности задавать вопросы; 

—  поощрение высказывания оригинальных идей;

— личный подход педагога в использовании творческого подхода к решению проблем;

— наличие других позитивных образцов креативности, создание условий для порождения творческого поведения.

    Формирование творческих способностей учащихся неразрывно связано с развитием творческого мышления детей, для овладения которым необходима специально организованная деятельность.

    Восприятие себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта. При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется тогда, когда новое уже предложено или создано, а не при его зарождении. В этом смысле вера в собственную независимость – очень важное условие для реализации творческих способностей учащихся.

С учётом того, что проявление креативности подвержены влиянию многих внешних условий, правильный выбор форм организации учебно – воспитательного процесса может сыграть решающую роль.

 

 1.3  Мышление и творчество

Потенциальные возможности человеческого мозга — область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, с низким коэффициентом полезного действия. И перед наукой встает проблема: каковы должны быть условия внешней среды, чтобы каждый мог развить свои творческие (способности) задатки и превратить их в творческие достижения? Быть может, так называемые великие творцы — попросту люди, которые нормально используют резервы своего мозга.

     Творческая деятельность детей рассматривается как взаимодействие двух мыслительных процессов: дивергентного (выработка большего числа возможных решений) и конвергентного (выбор оптимального решения из ряда возможных). Предпочтение отдается первому.

     Выделяют четыре показателя мыслительной деятельности

1.Беглость.

2.Гибкость.

3.Оригинальность.

4.Степень детализации.

Мышление можно разделить на три вида:

— мышление, опирающееся на результаты понятий, выступающее как логический процесс (суждения, умозаключения), который заканчивается выработкой  моделей — это логическое мышление;

-мышление интуитивное, вплетенное в практическую деятельность, на основе неосознанных восприятий, представлений, навыков;                                                                                                                                                            

-дискурсивное мышление, выступающее, как единство интуитивного и логического мышления.                                                                

     Психологически научное открытие, творчество имеет два существенных признака: одним из которых является интуитивный момент, другим — формализация интуитивного полученного эффекта, то есть  иначе, творчество — это интуитивный  момент, но эффект его осознан и формирован средствами дискурсивного мышления.

     В том случае, когда для решения какой либо конкретной задачи в опыте человека имеются готовые логические программы, решение протекает преимущественно на логическом уровне и не сопровождается сдвигами в эмоциональных показателях. На начальных стадиях решения творческих задач человек тоже стремиться применить к ним уже известные логические схемы, но неразрешимость таких задач известным путем превращает их в творческие.  Решение творческих задач  теперь возможно лишь с помощью 

интуиции. В ходе деятельности, направленной на решение задачи, формируется интуитивная модель ситуации, приводящая в удачных случаях, 

к интуитивному решению.

     Можно выделить следующие  закономерности моделей интуитивных решений:  

  1. Интуитивное решение возможно лишь в том случае, если ключ к нему уже содержится в неосознанном опыте.

2.Такой опыт малоэффективен, если он сложился в действиях, предшествующих попыткам решить творческую задачу.

  1. Он становиться эффективным, формируется на фоне целевой поисковой  должности. 

  2. Его эффективность возрастает, когда исчерпываются направленные приемы решения задачи, но не гаснет поисковая доминанта.

  3. Влияние неосознанной части действия тем эффективнее, чем меньше содержательная сила  его осознаваемой части.

  4. Усложнение ситуации, в которой приобретается неосознанный опыт, препятствует его последующему использованию.

  5. Аналогичное усложнение самой задачи тоже действует  отрицательно.

  6. Успех решения связан со степенью автоматизации способов действия, в ходе которых складывается необходимый неосознанный опыт, — чем меньше автоматизирован этот способ, тем больше шансов к успеху.

  7. Чем к более общей категории можно отнести итоговое решение творческой задачи, тем вероятнее нахождение такого решения.                       

 

 Понятие творческого мышления  

     Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.    

     Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны, прежде всего, самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности.   Некоторые мыслители считают, что творческий стиль мыслительной деятельности — это первичная и естественная форма работы мозга. В связи с этим творческие способности присущи без исключения всем людям, но проявляются они по-разному в зависимости от выраженности специальных способностей к различным видам деятельности. Шаблоны и штампы появляются под влиянием социальных воздействий и, главным образом, как предмет существующей системы воспитания и обучения.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Развитие творческих способностей в системе дополнительного образования.

Автор: АРТЮХИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Дата: 24.02.2022

Номер свидетельства: 601088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья: "Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования" "
    ["seo_title"] => string(116) "stat-ia-razvitiie-pievchieskikh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-shkol-nikov-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441808786"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "статья по теме: Творческий рост учащихся в системе дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-po-tiemie-tvorchieskii-rost-uchashchikhsia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "145366"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418905196"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ "
    ["seo_title"] => string(67) "liego-tiekhnologiia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "234705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443513879"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства