Развитие творческих способностей дошкольников в процессе инструментального музицирования
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе инструментального музицирования
В работе раскрыты методы и приемы организации инструментального музицирования с детьми дошкольного возраста на занятии в системе дополнительного образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе инструментального музицирования»
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе инструментального музицирования
Музицирование на детских музыкальных инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребёнка с миром музыки. Творческое музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой - опыта речи и движения, опыта общения, творчества и фантазирования, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
В процессе владения новыми знаниями у детей развивается мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью даёт возможность воспитывать у детей умения сравнивать явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Музицирование детей дошкольного возраста
Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ребёнок действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении ребёнка к делу, их непосредственном участии в "создании" музыки пробуждается интерес к искусству. Огромную роль в реализации этих задач играет наличие различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возрастных возможностей детей.
Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.
Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:
- ребёнок действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
- педагог помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
- педагог помогает ребёнку найти прием исполнения.
Использование инструментов детских музыкальных инструментов
Детское творчество начинается с "обследования" звуковых возможностей инструментов, которые им предлагаются. Выбор сделан - бубен и треугольник. Сначала нужно вспомнить (знакомство состоялось раньше), как нужно бережно брать в руки инструмент и исполнять на нем свое настроение (инструментальная импровизация).
Итог - педагог играет на фортепиано в ансамбле с одним ребёнком, а ребята помогают аккомпанировать своим маленьким оркестром.
Известные и благодатные примеры музицирования на детских инструментах - произведения: "Пешком шагали мышки» В.Каллистратова, "Дон-дон", "Калинка", "Во саду ли, в огороде»", "Итальянская полька» С.Рахманинова. Ребята знакомятся и музицируют на инструментах русского народного оркестра (в основном ударными) в произведениях: "Барыня", "Ах, вы сени" и другие.
На занятиях можно применять дидактические игры для развития тембрового слуха Например, “Узнай свой музыкальный инструмент”.
Педагог условно закрепляет за каждым ребёнком определенный музыкальный инструмент (треугольник, барабан, ксилофон, бубен). Далее для прослушивания предлагаются музыкальные произведения. Узнав звучание своего инструмента, дети условно изображают игру на них.
Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики.Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у детей, желание каждого попробовать свои силы, можно часто использовать эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.
Инструментальное музицирование как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Простейшие музыкальные инструменты и игра на них - увлекательный вид музыкальной деятельности. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, осуществляет эстетическое воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.
Для детей старшего дошкольного возраста игра на музыкальных инструментах помогает передать разнообразные чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Этой работе в ОУ должно уделяться большое внимание и проводиться она должна не формально, от случая к случаю, а на основе определенной системы обучения.
Создание ансамбля - дело непростое, ведь для этого должны быть определённые условия: наличие инструментов, фонотека, наглядные средства и пособия. Основу детского ансамбля составляют простейшие музыкальные инструменты: деревянные ложки, кастаньеты, бубен, трещотка, бубенцы, свистульки, треугольник, колокольчик, маракасы. Также используются самодельные шумовые инструменты. Материал, использующийся для изготовления «инструментов-самоделок»: бумага, картон, деревянные палочки, карандаши (цветные, простые), фломастеры, клей, наполнитель (крупа, горох, камешки), палочки от флажков, скорлупа (фисташек, грецких орехов), спичечные коробки, баночки, скотч, ткань и др. Дети очень любят играть на таких инструментах. Во-первых, они необычны, во-вторых, дети изготавливают их сами, или с помощью родителей, в-третьих, дети сами находят атрибуты для изготовления таких инструментов. Дети сами придумывают названия этим инструментам по тембру их звучания или по способу игры на них: шумелки, звенелки, «ветерок», «дождик», бурчалки, фырчалки и тому подобное. Инструменты-самоделки помогают поддерживать интерес к занятиям в ансамбле. При помощи их необычного звучания можно озвучивать небольшие музыкальные сказки, стихи и песенки.
Наблюдения за детьми в процессе занятий, выступлений и опрос родителей показывают, что игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, эстетическое восприятие, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне содержательнее и духовно богаче.
Таким образом, инструментальное музицирование развивает творческую активность детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, осуществляют целенаправленное эстетическое воспитание.