Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе элементарного музицирования»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается развитие творческих способностей в процессе элементарного музицирования.
Ключевые слова: элементарное музицирование.
Элементарное музицирование – один из видов детского исполнительства, обогащающий музыкальные впечатления ребенка и развивающий их музыкальные способности.
Развитие творческих способностей в условиях обновления дошкольного образования актуально и приобретает в настоящее время доминирующее значение. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, и требует от человека подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к различным условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем 2,120.
Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия, занятия с ансамблем и оркестром.
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления педагог стремиться дать ребятам в занимательно-игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку, воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике.
По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыки (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально.
Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан). Полезно использовать дидактические игры на различие детьми тембров музыкальных инструментов 4,95.
В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек, направлять удар на середину пластины.
Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху.
Обучение детей по нотам очень трудоемко. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.
Цветовая система удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. 1,155.
Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона.
Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха (прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте). Использовать дидактические пособия, моделирующие движения мелодии вверх, вниз. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок бабочка и т.д. Можно показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее.
В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. После того как металлофон освоен, детей обучают игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых 4,97.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры; на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.
Список литературы:
1. Бутенко Э. В. Музыкальные игры и развлечения. – М.: Академия, 2013. – 155 с.
2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2012. – 120 с.
3. Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. Теория музыкального воспитания. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
4. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 95-97 с.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
["file_id"] => string(6) "529998"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1575373474"
}
}