Развитие эстетического восприятия детей средствами классической музыки
Развитие эстетического восприятия детей средствами классической музыки
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие эстетического восприятия детей средствами классической музыки»
Развитие эстетического восприятия детей средствами классической
музыки
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....
В.А.Сухомлинский
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий и, тогда, восприятие становится эстетическим эмоционально окрашенным, сопряженным с определенным отношением к нему. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью здорового воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В последнее время в СМИ все чаще находят подтверждения те факты, которые указывают на пренебрежительное отношение родителей к музыкальному образованию своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать практические знания, а музыкальное развитие видится им чем-то малозначимым. Это требует большой траты времени и сил не только детей, но и родителей.
Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению. Широко известны сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо образованными людьми.как, например, русским дипломатом А. С. Грибоедовым, который совмещал дипломатическую, писательскую деятельность с музыкальной: сочинил ряд прекрасных музыкальных произведений.
История знает множество людей, талант которых многогранен:
-Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; занимался вокалом, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.
-Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал.
-Эйнштейн играл на скрипке...
В музыкальные школы, в прежние времена, был огромный конкурс, а принимали лишь особо одаренных детей... Те, кто не поступали в школу, посещали частных учителей и через год на семейных праздниках лихо играли польку Глинки и полонез Огинского. Профессионалами становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех, и считали это необходимым.
В наше время нельзя говорить о том, что это направление утратило свою актуальность. Оно живо, современно, так как музыка не только обучает, но и лечит. Именно поэтому, изучая богатое наследие классиков и опираясь на свои многолетние наблюдения, я выбрала . приоритетным направлением своей работы: развитие общей культуры, творческих способностей детей, поддержание их психического и физического здоровья через знакомство с классической музыкой.
Замечено, что дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка способствует овладению грамотным письмом: устраняет нарушения пространственного восприятия, переключения с одного вида деятельности на другой, координирует движения.
Игра на музыкальном инструменте формирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук. Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную форму - в слова и предложения - отражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства.
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского, и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.
Кроме того, именно классическая музыка развивает ассоциативное восприятие, фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств...
Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества: во-первых, ребёнок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке; во-вторых, чаще всего после окончания получения начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно и как правило без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребёнка.
Занимаясь с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, для меня важным является формирование музыкальной и хореографической культуры.
Для достижения поставленной цели мне как концертмейстеру приходится решать следующие задачи: приобщать детей к музыкальному творчеству, развивать их творческий потенциал; знакомить с народной, современной и классической музыкой.
В наше время дети слушают музыку разных жанров. Но не может не тревожить, что дети мало знают классическую музыку, а порой совсем ее не воспринимают. А ведь классическая музыка — это лучшее, отобранное временем наследие человечества.
Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание — ощущение и восприятие; укрепляют психическое здоровье детей. Это давно доказано музыкальной психологией.
Кроме того, ученые обнаружили, что мозжечок у музыкантов на 5% больше, чем у людей, не имеющих отношения к этой профессии. Именно этот участок мозга, отвечающий за координацию движений, «слушает» и чувствует музыку!
Работая концертмейстером хореографического коллектива, наблюдая за изменениями в развитии детей, основываясь на опрос родителей обучаемых, пришла к выводу о том, что учреждение дополнительного образования как нельзя лучше подходит для формирования здоровой, позитивно относящейся к себе и окружающим личности.
Важно отметить, что подбор классического репертуара осуществляется с учетом развития и поддержания психического и физического здоровья детей, так как знакомство с классической музыкой способно снять напряжение у тревожных и неуверенных в себе детях, пробудить чувство прекрасного, организовать и повысить мотивацию детей к обучению, активизировать внутренние ресурсы.
В своей работе я выстраиваю определенную систему знакомства детей с музыкой, осуществляя подбор музыкальных произведений ярких, понятных и доступных детям, способствующих созданию образов.
Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а, видя и слыша - чувствовать. По мнению философов и мыслителей, счастье человека зависит от того, какими глазами он видит окружающее, и какие эмоции увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а, следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность.
Литература:
Н.Н. Кондратюк, «Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы», методическое пособие, Творческий центр «Сфера», М.2005г.
Н.М. Черноиваненко, Л.Г.Дмитриев, «Методика музыкального воспитания», 1989г. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, «Музыка», 2000г. А.В. Воев, «Классическая музыка. Новое восприятие», 1997;