kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие эстетического восприятия детей средствами классической музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие эстетического восприятия детей средствами классической музыки»

Развитие эстетического восприятия детей средствами классической

музыки

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....

В.А.Сухомлинский

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий и, тогда, восприятие становится эстетическим эмоционально окрашенным, сопряженным с определенным отношением к нему. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью здорового воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В последнее время в СМИ все чаще находят подтверждения те факты, которые указывают на пренебрежительное отношение родителей к музыкальному образованию своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать практические знания, а музыкальное развитие видится им чем-то малозначимым. Это требует большой траты времени и сил не только детей, но и родителей.

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению. Широко известны сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо образованными людьми.как, например, русским дипломатом А. С. Грибоедовым, который совмещал дипломатическую, писательскую деятельность с музыкальной: сочинил ряд прекрасных музыкальных произведений.

История знает множество людей, талант которых многогранен:

-Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; занимался вокалом, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.

-Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал.

-Эйнштейн играл на скрипке...

В музыкальные школы, в прежние времена, был огромный конкурс, а принимали лишь особо одаренных детей... Те, кто не поступали в школу, посещали частных учителей и через год на семейных праздниках лихо играли польку Глинки и полонез Огинского. Профессионалами становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех, и считали это необходимым.

В наше время нельзя говорить о том, что это направление утратило свою актуальность. Оно живо, современно, так как музыка не только обучает, но и лечит. Именно поэтому, изучая богатое наследие классиков и опираясь на свои многолетние наблюдения, я выбрала . приоритетным направлением своей работы: развитие общей культуры, творческих способностей детей, поддержание их психического и физического здоровья через знакомство с классической музыкой.

Замечено, что дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка способствует овладению грамотным письмом: устраняет нарушения пространственного восприятия, переключения с одного вида деятельности на другой, координирует движения.

Игра на музыкальном инструменте формирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук. Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную форму - в слова и предложения - отражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства.

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского, и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.

Кроме того, именно классическая музыка развивает ассоциативное восприятие, фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств...

Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества: во-первых, ребёнок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке; во-вторых, чаще всего после окончания получения начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно и как правило без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребёнка.

Занимаясь с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, для меня важным является формирование музыкальной и хореографической культуры.

Для достижения поставленной цели мне как концертмейстеру приходится решать следующие задачи: приобщать детей к музыкальному творчеству, развивать их творческий потенциал; знакомить с народной, современной и классической музыкой.

В наше время дети слушают музыку разных жанров. Но не может не тревожить, что дети мало знают классическую музыку, а порой совсем ее не воспринимают. А ведь классическая музыка — это лучшее, отобранное временем наследие человечества.

Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание — ощущение и восприятие; укрепляют психическое здоровье детей. Это давно доказано музыкальной психологией.

Кроме того, ученые обнаружили, что мозжечок у музыкантов на 5% больше, чем у людей, не имеющих отношения к этой профессии. Именно этот участок мозга, отвечающий за координацию движений, «слушает» и чувствует музыку!

Работая концертмейстером хореографического коллектива, наблюдая за изменениями в развитии детей, основываясь на опрос родителей обучаемых, пришла к выводу о том, что учреждение дополнительного образования как нельзя лучше подходит для формирования здоровой, позитивно относящейся к себе и окружающим личности.

Важно отметить, что подбор классического репертуара осуществляется с учетом развития и поддержания психического и физического здоровья детей, так как знакомство с классической музыкой способно снять напряжение у тревожных и неуверенных в себе детях, пробудить чувство прекрасного, организовать и повысить мотивацию детей к обучению, активизировать внутренние ресурсы.

В своей работе я выстраиваю определенную систему знакомства детей с музыкой, осуществляя подбор музыкальных произведений ярких, понятных и доступных детям, способствующих созданию образов.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а, видя и слыша - чувствовать. По мнению философов и мыслителей, счастье человека зависит от того, какими глазами он видит окружающее, и какие эмоции увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а, следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность.




Литература:

Н.Н. Кондратюк, «Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы», методическое пособие, Творческий центр «Сфера», М.2005г.

Н.М. Черноиваненко, Л.Г.Дмитриев, «Методика музыкального воспитания», 1989г. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, «Музыка», 2000г. А.В. Воев, «Классическая музыка. Новое восприятие», 1997;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Развитие эстетического восприятия детей средствами классической музыки

Автор: Петровская Ираида Анатольевна

Дата: 03.02.2020

Номер свидетельства: 538297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_muzykalnogo_vospriiatiia_u_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_razlichnykh_vid"
    ["file_id"] => string(6) "593159"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638335629"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Проблема воспитания интереса к классической музыке  в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "probliema-vospitaniia-intieriesa-k-klassichieskoi-muzykie-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "187911"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426597317"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Доклад на тему "Значение искусства в развитии и воспитании ребёнка". "
    ["seo_title"] => string(71) "doklad-na-tiemu-znachieniie-iskusstva-v-razvitii-i-vospitanii-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "192260"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427440587"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Семинар практикум «Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыки»"
    ["seo_title"] => string(74) "seminar_praktikum_polikulturnoe_vospitanie_doshkolnikov_posredstvom_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "497470"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548667582"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины» "
    ["seo_title"] => string(156) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-narodnaia-ighra-kak-sriedstvo-formirovaniia-u-riebienka-chuvstv-soprichastnosti-traditsiiam-i-dukhovnym-tsiennostiam-rodiny"
    ["file_id"] => string(6) "117257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412753842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства