kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Работа над произведениями малой формы на начальном этапе обучения в классе фортепиано ДШИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

методические  рекомендации  для  преподавателей ДШИ отделения  "фортепиано"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Работа над произведениями малой формы на начальном этапе обучения в классе фортепиано ДШИ»»

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Дятьковская детская школа искусств»









Методическая разработка на тему:

«Работа над произведениями малой формы на начальном этапе обучения

в классе фортепиано ДШИ»





















Подготовил преподаватель

Стукова С.К.







Содержание:

Введение .

Анализ основных типов пьес малой формы

О возрастных особенностях детей младшего школьного возраста Методические рекомендации

Список литературы









































Введение. Сегодня педагогическая практика основана на опыте и рекомендациях как отечественных, так и зарубежных исследователей, а также используется собственный многолетний практический опыт. Следует отметить, что категория учащихся младших классов является одной из сложных и неустойчивых в восприятии информации. Но именно в этот период закладываются фундаментальные знания, которые впоследствии будут развиты и приумножены. Актуальность нашей совместной педагогической работы заключается в рассмотрении процесса развития музыкальных способностей учащихся младших классов на примере работы над произведениями малой формы в сфере оптимизации обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

П ь е с ы м а л о й ф о р м ы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика-пианиста. По программным требованиям ученик младших классов должен изучить в течение одного учебного года 10-12 пьес малой формы различного стиля, характера и уровня сложности. Работа над произведениями малой формы расширяет возможности для участия в концертах, в конкурсах, в школьных мероприятиях. Надо отметить, что ученики всех классов работают над пьесами малой формы с большим удовольствием.

Причины вполне объяснимые: - это удобный формат; - большое разнообразие характеров и музыкальных образов; - богатое стилистическое и жанровое разнообразие пьес малой формы. Все это позволяют познакомить ученика с современными музыкальными направлениями (джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы); позволяет педагогу выбрать такое произведение, которое не только понравится ученику, но покажет его музыкальные достоинства, даст возможность почувствовать себя исполнителем. Для педагога работа над такими пьесами – это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами и классической частью репертуара. Однако, несмотря на такую всеобщую любовь к этому жанру, работа над пьесами имеет свою специфику, свои задачи и свои трудности. И нами определена цель и задачи работы.

Цель данной работы: Расширение музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса и творческой активности в процессе работы над произведениями малой формы композиторов разных эпох и жанров.

Задачи методической работы: Обучающие: 1. Овладеть необходимыми исполнительскими приемами и навыками. 2. Активизировать слуховой контроль.

Развивающие: 1. Развивать интерес к изучению пьес малой формы. 2. Способствовать развитию музыкальных способностей.

Воспитательные: 1. Воспитание интереса к истории мировой музыкальной культуры, к творчеству великих композиторов.

ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия: - ФМ для улучшения мозгового кровообращения; - ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук; - ФМ для снятия утомления с мышц туловища; - Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти; - Упражнение для мобилизации внимания; - Комплекс упражнений гимнастики глаз.

Анализ основных типов пьес малой формы. Пьес малой формы много. Кроме классического репертуара имеется огромное количество произведений современных авторов.

Для ориентации в таком разнообразии целесообразно принять условное подразделение на основные типы пьес малой формы: 1. жанровые пьесы; 2. кантиленные пьесы; 3. виртуозные пьесы; 4. программно-характерные пьесы; 5. пьесы старинных композиторов; 6. эстрадно-джазовые пьесы.

1. Жанровые пьесы. Это пьесы с явно выраженной жанровой принадлежно стью: марш, танец, пе сня - « Тр и к и т а » . Э т о основные жанры. Типы музыки. Впервые их описал в своей книге для детей композитор Д. Д. Кабалевский. Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки. Начало обучения ребёнка игре на фортепиано связано с таким жанром, как марш. С ним малыш начинает свой путь в музыку. Ходить под музыку – занятие понятное и знакомое ребенку с раннего возраста, с музыкальных занятий в детском садике. На раннем этапе обучения знакомство с «шагами в музыке» переходит в осознание пульса, метра и размера. Работа над пьесами этого жанра развивает внутреннюю пульсацию, воспитывает метро-ритм. Еще одно достоинство этих пьес – это формирование координации. Как правило, функция аккомпанемента (метр, шаг) отдана в партию левой руки, партия правой – мелодическое начало. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) ребенок должен научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу. Среди пьес этого жанра есть ценные в музыкально-художественном отношении и полезные для учеников произведения: Прокофьев С.С. - «Марш», «Шествие кузнечиков», Чайковский П.И. - «Марш деревянных солдатиков», Глинка М. «Марш» из оперы «Руслан и Людмила», современный японский композитор Бин Канеда «Марш гусей» и др. В хрестоматиях для младших и средних классов имеется обилие танцевальных пьес. Это различные танцевальные жанры, среди которых преобладают вальс, полька, мазурка. Названия, как правило, очень образные, формирующие у ребенка не просто желание играть эту музыку, но и возбуждающие его воображение. Работа над такими произведениями дает возможность познакомить ученика с простыми приемами аккомпанемента. Чаще всего партия левой руки в этих пьесах строится по схеме бас-аккорд (или интервал). Правильно сформированный навык исполнения этого приема левой рукой пригодится ученику в дальнейшем процессе обучения. При этом развивается и укрепляется от природы слабый и проблемный 5-й палец, вырабатывается навык исполнения интервалов (двойных нот) и аккордов, закрепляется такое важное понятие как аппликатурная позиция. На таких пьесах целесообразно проводить первичное знакомство ученика с приемом педализации. Развивается координация и слуховой контроль при исполнении мелодии и аккомпанемента, совершенствуется навык владения метро-ритмом (сильная доля, пульсация).

2. Кантиленные пьесы. Эти пьесы лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения и представляют значительную трудность для учащихся разного уровня. Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнение legato. Это основной прием игры на фортепиано. Работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе. Разговор о принципах и приемах работы над legato требует отдельной методической разработки, так как это основа звукоизвлечения на фортепиано. Главное, преподаватель должен помнить о необходимости постоянного включения в репертуар учащихся таких пьес. Работа над ними дает возможность закрепления приобретенных звуковых и интонационных представлений, воспитывает слуховой контроль и культуру звукоизвлечения, осознанное отношение к фразировке и «дыханию» мелодии. Все это должно служить воспитанию главного навыка хорошего пианиста – умению «петь» на фортепиано, что остается, пожалуй, самой трудной задачей, так как наш инструмент по своей природе клавишно-ударный.

3. Виртуозные пьесы. Включение такой пьесы в репертуар не должно быть случайным. Прежде, чем начинать работу над выбранной виртуозной пьесой, необходимо подготовить ученика для такой работы. Для этого надо изучить с ним ряд произведений, содержащих элементы фактуры, с которыми придется работать в виртуозной пьесе. Обязательно надо принять во внимание физиологические особенности ребенка. Кому-то доступны произведения аккордовой фактуры (мальчик, имеющий крепкую, крупную ладонь). Ктото наоборот блеснет мелкой техникой и артикуляцией (чаще девочки). Безусловно, необходимо учитывать личностные особенности ученика, специфику его нервной системы, сценическую выносливость. Главный принцип в работе над виртуозной пьесой состоит в том, чтобы, решая технические сложности, помнить о главном - художественном замысле композитора. Именно его воплощению должна служить техническая сторона исполнения. Воспитание художественной техники – основная задача в работе над виртуозной пьесой.

4 . П р о г р а м м н о - х а р а к т е р н ы е п ь е с ы . Такие произведения составляют основу педагогического репертуара учеников всех классов музыкальной школы. В хрестоматиях и сборниках мы видим большое множество увлекательных и красочных названий. Это вполне объяснимо, ведь для ребенка 7-10 лет образное название вызывает интерес и желание исполнить эту музыку, возбуждает фантазию, творческую инициативу. Остается только пожелать, чтобы название вполне соответствовало музыкальному содержанию пьесы. А это, к сожалению, бывает не всегда так. П е д а г о г д о л ж е н о ч е н ь требовательно оценивать достоинство пьесы с позиции, как художественного вкуса, так и ее полезности для ученика. Целесообразность изучения той или иной пьесы определяется задачами, которые ставит педагог перед учеником на данном этапе обучения. Принимаясь за работу над программно-характерной пьесой, необходимо совме стно с уч еником определить сюжетнодраматургическую линию развития, обозначить образный круг и исполнительские приемы, при помощи которых эти образы будут воплощаться. Ребенок должен почувствовать себя художником за роялем. В п р о ц е с с е р а б о т ы п р о и с хо д и т закрепление основных штриховых приемов звукоизвлечения, понимание значения гармонии, динамики, педализации, фразировки и цезур. Особенно это важно на начальном этапе обучения, в 1-3 классах, так как в этот период происходит формирование базы, основы для дальнейших занятий музыкой.

5 . Клавирная музыка (Пьесы старинных композиторов). Клавирная музыка – это огромный пласт европейской музыкальной культуры, который охватывает период 16-18 веков. До наших дней дошло множество, как простейших, примитивных образцов, так и сложнейших музыкальных форм. Именно в творчестве композиторов этой эпохи формировались средства выражения, присущие только клавиру (фактура, клавирная техника, динамика, аппликатура и т.д.). Эти специфические особенности в дальнейшем легли в основу фортепианного искусства. Клавирное творчество И.С. Баха до сих пор считается непревзойденной школой фортепианного исполнительства. Название «клавир» в старинной музыке относилось к различным инструментам: орган, чембало или клавесин, клавикорд. Эти инструменты отличаются размерами, формами и способами звукоизвлечения. Объединяет их одно – наличие одинаковой клавиатуры. Эта же клавиатура перешла по наследству к нашему современному роялю. Педагогический репертуар ученика музыкальной школы включает достаточно большое количество произведений мастеров старинной музыки. В хрестоматиях 1-2 классов мы видим пьесы Г.Ф.Телемана, Д.Г.Тюрка, Г. Пёрселла, Ж.Б.Люлли, Г.Ф.Генделя. В средних и старших классах в репертуарных сборниках появляются произведения Ж.Ф.Рамо, Ф.Куперена, К.Дакена, Д.Скарлатти, Д.Фрескобальди. П о м и м о ч и с т о познавательной пользы, изучение этих пьес имеет большое практическое значение в развитии ученика. На их примерах педагог имеет возможность познакомить ученика с теми видами фортепианной фактуры, с которыми ему придется встретиться прежде всего в произведениях крупной формы. Это сонатины и сонаты Д.Скарлатти, Д.Чимарозы, М.Клементи, Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена. Для исполнения таких серьёзных произведений нужно иметь определённые навыки. Прежде всего это - «альбертиевы басы», «короткие» и «ломаные» о кт а в ы , с о п о с т а вл е н и е р е г и с т р о в , вл а д е н и е д и н а м и ко й , иструментовочные оттенки и т.п. Начальное знакомство с такими видами фактур, приёмами исполнения происходит при работе над произведениями композиторов старинной музыки.

6. Эстрадно – джазовые пьесы. Пьесы этого направления и стиля всё активнее появляются в репертуаре учащихся музыкальных школ. Издаются специальные сборники – хрестоматии, содержащие как чисто джазовые произведения, так и доступные переложения популярной эстрадной музыки, музыки из кинофильмов и мультфильмов. Необходимость включения в репертуар ученика таких пьес решает педагог, потому что их исполнение имеет целый ряд отличий от привычного академического исполнения. Прежде всего, это относится к джазовым пьесам. Чтобы работать над репертуаром подобного плана, педагог должен сам обладать определенным набором специальных знаний и навыков. Джазовые произведения имеют ярко выраженные отличия от традиционного классического исполнения в ритмике, агогике, приемах звукоизвлечения, педализации, технических приемах. Издания последних лет позволяют педагогу сделать подбор репертуара для подготовки учеников к работе с пьесами джазового стиля, начиная с этюдов, простейших пьес, постепенно переходя к более серьезному репертуару – к произведениям Петерсона О., Якушенко А., Крамера Д. Очень часто используются для обучения молодых музыкантов пьесы Ма′нфреда Шмитца, содержащие острый современный ритм и красивые мелодии. Ограниченные возможности начинающего пианиста композитор восполняет тем, что дает возможность услышать диапазон, фактуру фортепиано доступными ребенку средствами. Пьесы современных авторов, написанные в стиле эстрадной музыки с использованием нетрадиционных гармоний, мелодических оборотов, как правило, вызывают сильный эмоциональный отклик учеников. Они обладают красивой мелодикой и гармонией. Достаточно назвать таких авторов как М.Таривердиев, Е.Дога, А.Коровицин, Е.Весняк и другие. Основной контингент учащихся ДМШ – это дети со средними и слабыми музыкальными данными, обучающиеся по общеразвивающим программам. И они, и их родители помимо классики хотят иметь в репертуаре такие произведения, яркие, понятные. Однако в работе с эстрадно-джазовыми пьесами возникают проблемы, которые имеются и в работе с классическими произведениями. Это: - фактурная насыщенность; - акустическая координация; - воплощение музыкального образа требует звуковой культуры исполнителя. Трудности вызывают: - фразировка и дыхание; - педализация. Поэтому задачи будут те же, только решать их придется на примере более современного музыкального языка. Переложения популярных эстрадных произведений необходимо включать в репертуар ученика, прежде всего, для ознакомления. Это позволит ребятам выступать на школьных вечерах перед одноклассниками, что значительно повысит их статус. Они смогут показать свои навыки дома перед родственниками и гостями. При изучении любого музыкального произведения главной и конечной целью является достижение понимания замысла композитора и передача его на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. В то же время, каждый из названных типов пьес малой формы обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе. О возрастных особенностях детей младшего школьного возраста. Педагогу нужно помнить, что дети на начальном этапе обучения не могут сосредоточиться на долгое время, а их память отличается своеобразием: основную часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому задания следует давать в игровой форме, что делает урок менее утомительным для ребенка, а разнообразные задания являются необходимым элементом для разрядки. Ребенок легко воспринимает новое, но так же быстро забывает выученное на уроке. Необходимо возвращаться к уже пройденному заданию, повторять, закреплять его. Кроме того, у ребенка иной темп мышления, чем у взрослого, он думает медленнее. Отсюда следует, что принуждение к спешке, к быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, внесет беспокойство, что может отразиться на результатах обучения.

В работе с детьми педагог должен учитывать возрастные и психологические особенности ребёнка, его способности, уровень музыкального и общего развития. В музыкальную школу принимаются дети с различным уровнем музыкальных способностей. Но нельзя допускать, чтобы менее способные страдали от своей музыкальной ограниченности. Не стоит ожидать больших достижений от учеников, не обладающих яркими способностями. Но мы обязаны поощрять их увлечённость музыкой, научить их играть осмысленно, с пониманием характера, настроения исполняемой музыки, привить им культуру звука, хороший художественный вкус, научить получать радость от общения с музыкой и дарить эту радость другим.

Радостное, свободное, непринуждённое исполнение — вот к чему надо готовить всех учеников без исключения. В связи с этим очень важно проведение небольших классных мероприятий, так как в них могут выступать все ученики, независимо от степени их подвинутости. Нельзя не обойти проблемы занятости детей, их перегруженности.

Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия. Помимо обязательных уроков суще ствуют факультативные занятия, которые относятся к внеурочной деятельности, и платные образовательные услуги.

Перегруженность школьников - одна из проблем современной школы. Имеются рекомендации по решению этой проблемы в д о к у м е н т е «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН). В Приложении 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10 и в Приложении 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10 указано, что учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия. Методические рекомендации: Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ): - ФМ для улучшения мозгового кровообращения; - ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук; - ФМ для снятия утомления с мышц туловища; - Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти; - Упражнение для мобилизации внимания; - Комплекс упражнений гимнастики глаз.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения: 1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук: 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища: 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. 2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний. 3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. Комплекс упражнений ФМ для обучающихся начального периода обучения образования на уроках фортепиано с элементами письма: 1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний. 4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный. Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз. 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.





Список использованной литературы

1. Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М., 2010.-269 с.

2. Кабалевский Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание. - М., 1984.

3. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений.

4. Милич Б.Е. «Воспитание ученика-пианиста».

5. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.: Советский композитор, 1989.

6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - Изд. 5-е. М.,1987.

7. Петрушин В.И. Музыкальная психология.— М., 2006.

8. Элементы музыки и методика анализа малых форм. - М.: Музыка, 1967.

9. Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10

10. Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Стукова Светлана Константиновна

Дата: 23.06.2022

Номер свидетельства: 610452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) ""Комплексная программа для подготовительного класса по специальности "Ударные инструменты" соавторов Забигулина Е.Р., Мишиной В.А. "
    ["seo_title"] => string(138) "komplieksnaia-proghramma-dlia-podghotovitiel-nogho-klassa-po-spietsial-nosti-udarnyie-instrumienty-soavtorov-zabighulina-ie-r-mishinoi-v-a"
    ["file_id"] => string(6) "173756"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424020157"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Гитара в различных видах ансамбля "
    ["seo_title"] => string(37) "gitara-v-razlichnykh-vidakh-ansamblia"
    ["file_id"] => string(6) "233540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443121719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства