kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит рекомендации по активизации творческой деятельности учащихся на уроках музыки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пути развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках музыки»

Пути развития познавательной и творческой

активности учащихся на уроках музыки

1. Развитие воображения – творческие способности

Сама способность творческого развития человека предполагает наличие двух элементов: накопленного культурного достояния человечества, в области искусства, и способности

«нарушить” сложившийся стереотип отношения к нему.

2. Познавательный интерес

Поэтому на занятиях необходимо органически сочетать два вида деятельности: познавательную и эвристическую. при этом поисковость, творчество детей важны не в конечном результате. Самостоятельную ценность имеет эвристический процесс, как способ организации духовного развития. В этой связи организационным стержнем уроков музыки должно стать целостное художественное восприятие

Творческая атмосфера присутствует во всех видах деятельности учащихся на уроке, начиная с музыкального приветствия.

3. Игровая деятельность (ритмопластика и театрализация, импровизация на инструментах)

Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках музыки я в своей практике активно использую игровые формы работы.

Сюжет урока позволяет органично включить в него игру, что является одним из главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. Применяются самые различные виды игр: развивающие, обучающие, закрепляющие определенные умения и навыки, сюжетно-ролевые и творческие. Именно эти игры включают ученика в активный процесс познания музыки, позволяют активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познает все изнутри, постигая и суть, и терминологию.

Программа по музыке предусматривает игру на детских музыкальных инструментах на уроке музыки. Их использование вызывает огромный интерес у учащихся, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу детей.

4. Творческие задания (тестирование на уроках, музыкальная разминка и т. д.)

1. Инсценируй песню или инструментальное произведение.

2. Разукрась, нарисуй

3. Составь и реши кроссворд по пройденному материалу

4. Составь и реши тестовые задания

5. Найди крылатые выражения о композиторе

6. Нарисуй свои впечатления по прослушанному произведению

7.Угадайки, Верно-неверно, Да-нет

8. Установи взаимосвязь между эмоциями и музыкой

9. Сочини музыкальную сказку

10. Игра «Убеди несознательного»

11. Составь презентацию

12. Музыкально-интеллектуальная разминка

13. Напиши сочинение по прослушанному произведению с использованием средств музыкальной выразительности

9. Вокально-хоровое творчество

Большое значение в работе по формированию у младших школьников коммуникативной компетенции играет вокально-хоровая работа. Для решения первой задачи, на своих уроках можно применять различные составляющие музыкальной терапии, такие как вокальные упражнения, игры, попевки и упражнения на развитие дыхания, скороговорки, музыкально – двигательные упражнения.

Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.

Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.

10. Восприятие музыки

При сохранении задач музыкального воспитания, реализуемых в начальной школе, в среднем звене школы музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую направленность. На новый уровень поднимается общение учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений – это уже сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем, при чутком отношении к вкусам, интересам и потребностям учащихся. Формирование музыкальной культуры учащихся 5-6-х классов происходит в опоре на приобретенный ими ранее музыкальный опыт, а, также, на субъектный опыт ребят.

На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно - познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.

11. ИКТ

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности, повышения познавательного интереса и качества обучения. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

ИКТ дают возможность:

• повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;

• расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;

• увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;

• обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;

• помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;

• активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;

• активизировать умственную деятельность учащихся.

12. Интеграция (межпредметные связи)

Одним из резервов повышения мотивации учебной деятельности школьников может быть рациональное использование межпредметных связей. Источник любого искусства – сама жизнь.

Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. (Художник, режиссер, журналист, поэт и т. д.)

13. Заключение

«Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает».
(Б. В. Асафьев)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Пути развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках музыки

Автор: Осипова Татьяна Геннадьевна

Дата: 23.03.2018

Номер свидетельства: 463077

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Самоанализ работы  учителя музыки"
    ["seo_title"] => string(35) "samoanaliz-raboty-uchitielia-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "286447"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454340490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ на уроках музыки" "
    ["seo_title"] => string(79) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "112527"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408716307"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках природоведения "
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-prirodoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "218403"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433775833"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Презентация "Активизация творческой деятельности учащихся на уроках музыки с применением ИКТ""
    ["seo_title"] => string(101) "priezientatsiiaaktivizatsiiatvorchieskoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhmuzykisprimienieniiemikt"
    ["file_id"] => string(6) "294099"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455606169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства