Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. Международная федерация общества Красного Креста и Красного Полумесяца в "Докладе о мировых катастрофах" (1998 г.) определяет дорожно-транспортные происшествия как одну из важнейших и обостряющихся проблем здоровья человека.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Участники проекта:
музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.
Планируемые результаты:
- создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД
- к окончанию проекта ребёнок должен:
· знать алгоритм перехода дороги « остановись – посмотри – перейди»;
· уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки;
· знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам;
- координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и педагогами ДОУ;
- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
- совершенствовать исследовательскую деятельность детей;
Цель:
- сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения
как на дороге, так и в транспорте.
Задачи:
· обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков – три цвета светофора, пешеходный переход – наземный, надземный, подземный, - пешеходная дорожка, велосипедная дорожка;
· научить ребёнка грамотно использовать полученные знания;
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактичес-
ких, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, муз.произведений)
2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий)
3 этап – заключительный (спортивная праздник «Путешествие в страну Дорожных Знаков»)
План реализации проекта
2-я младшая группа
Тема:
Задачи:
Виды деятельности
Ответственные
«Знакомство с улицей»
Познакомить с понятиями «дорога», «улица»;
Уточнить знания о том, где ходят пешеходы, а где едут машины.
Учить ориентироваться в окружающем пространстве
Через худ.произведения включить детей в изучение Правил дор. движения
Учить реагировать на смену музыкальных частей
Дидактическая игра:
« Где мы гуляем?»
Ролевая игра: «Гаражи и автомобили»;
Чтение худ.лит-ры: В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»
Муз/игра: «Птички и автомобиль»
воспитатели
Муз/руководитель
«Светофор»
Знакомить детей с понятием «светофор»;
Уточнить представления детей об обозначении цветов светофора: красный, жёлтый, зелёный;
Учить детей правилам дорожной безопасности
Дидактическая игра:
«Берегись автомобиля»;
Чтение худ.лит-ры:
А.Северный «Светофор», В.Кожевников «Светофор»;
С.Михалков «Бездельник- светофор»
Ролевая игра: « Автомобили и светофор»
Муз/игра : « Гуляем- ждем»
воспитатели
инструктор по физо
муз/руководитель
Средняя группа
Тема:
Задачи:
Виды деятельности
Ответственные
«Улица»
Дать представление о назначении улицы. Продолжать работу по охране здоровья детей. Познакомить с понятиями «пешеходный переход», «перекрёсток». Воспитывать культуру поведения на улице.
Развивать воображение.
Дидактические игры:
«Что такое улица?»
«Светофор»
Беседа «Дорога в детский сад»
Рисование «Дети вышли гулять»
Чтение худ.лит-ры: В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»
воспитатели
воспитатели
инструктор по физо
«Помни правила дорожного движения»
Уточнить представления детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках («Дети», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Остановка автобуса», «Светофор»). закрепить знания о значении сигналов светофора.
Дидактическая игра:
«Собери дорожный знак»;
«Найди пару»;
Аппликация: «Светофор»
Чтение худ.лит-ры:
С.Михалков «Если свет зажёгся красный»; «Дядя Стёпа – милиционер»
Сюжетно-ролевая игра: «Машины и пешеходы»; Муз/ игра:«Светофор».
воспитатели
инструктор по физо
муз/руководитель
НОД ТЕМАТИЧЕСКОЕ:
«Путешествие в страну
Дорожных
Знаков»
закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге
и Правилах дорожного движения.
НОД
воспитатели
муз.руководитель
Подготовительная группа
Тема:
Задачи:
Виды деятельности
Ответственные
«Улица полна неожиданностей»
Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице;
Расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы;
Закрепить представления детей о светофоре, различных дорожных знаках
Дидактическая игра:
«Что ты будешь делать, если…»
Беседа «Дорога от дома до детского сада»
«Нарисуй, какие ты знаешь дорожные знаки»
Лепка: «Регулировщик»
Чтение худ.лит-ры: В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»;
Н.Носов «Автомобиль»
(пересказ)
воспитатели
преподаватель по изо
инструктор по физо
«Школа пешеходных наук»
Закреплять знания о:
-дорожных знаках;
-правилах перехода улицы;
- правилах поведения в общественном транспорте;
Продолжать работу по охране здоровья детей.
Дидактические игры:
«Угадай, какой знак»;
«Путешествие в Страну
Знаков»
Чтение худ.лит-ры:
О.Бедарев «Азбука безопасности»;
В.Семернин «Запрещается -разрешается
Сюжетно-ролевая игра
« Правила дорожного движения»
воспитатели
инструктор по физо
НОД тематическое:
«Путешествие
в страну Дорожных Знаков»
закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге
и Правилах дорожного движения.
НОД
воспитатели
муз.руководитель
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Страна безопасности ПДД в ДОУ с детьми старшего возраста
по теме: «Ежик с друзьями идет в гости к бабушке»
Цель: формировать у детей основные навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Задачи:
Образовательные:
закреплять у детей понятия о правилах дорожного движения (дорожные знаки и сигналы светофора);
Развивающие:
развивать эмоциональную отзывчивость детей, творческие способности, побуждать их активно участвовать в игровых ситуациях
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения на улице и стремление к знаниям.
Предварительная подготовка:
С детьми: разучить инсценировку «Ежик с друзьями идет в гости к бабушке»;
песню «Вместе весело шагать»
С воспитателями: разучить с детьми стихи о дорожном движении; помощь в оформлении музыкального зала; изготовить конверт с письмом, планшет со знаком «Поворот»
С родителями: помощь в изготовлении дороги, зебры, светофора; нарисовать 2 машины – грузовик и разрезать на части (лего).
Музыкальное оформление:
¯веселая музыка, для входа детей в музыкальный зал
¯песня «Вместе весело шагать»
¯фонограмма музыки для входа - Дорожного знака
¯фонограмма для игры «Кто быстрей соберет машину»
¯фонограмма шума машин
¯веселая музыка для детей, идущих по пешеходной дорожке.
Материалы и оборудование:
музыкальный центр, USB;
мультимедиа устройство, экран, ноутбук;
конверт с письмом;
дорожные знаки, светофор, пешеходная дорожка
Действующие лица:
Дети: Ежик
Белочка
Лисичка
Волк
Медведь
Мышь
Взрослые:
Дорожный знак
Вводная часть
Зал украшен дорожными знаками.
¯Дети под музыку входят в музыкальный зал
Ведущая: Ребята, куда мы попали, вы не знаете? И я не знаю. А это что?
Письмо, какое – то…(читает):
«Дорогой, мой внучек – Ежик! Пишет тебе твоя бабушка, я очень по тебе соскучилась. Приезжай ко мне в гости на день рождения, и пригласи своих друзей, я буду вас ждать! Твоя бабушка».
Да, это письмо от бабушки, нашего Ежика.
Ежик: Меня в гости зовет бабушка. Мы не будем терять времени даром и отправимся в путь с веселой песней.
¯Песня «Вместе весело шагать»
Основная часть
¯Плача, входит «дорожный знак», на груди у него перевернутый обратной стороной
планшет с дорожным знаком.
Ведущая: Ребята, кто это?
Дорожный Знак: Я – Дорожный Знак, меня заколдовали. Я никому не могу показать
правила дорожного движения, я смогу открыться только тогда, когда вы отгадаете загадки.
Ведущая: Хорошо, Дорожный Знак, мы с ребятами попробуем отгадать загадки.
Слайд – «Описание загадки»
Широка в ширину,
Но зато длинна в длину,
Где вода и глубина –
Там бетонная она.
Слайд – картинка «Дорога»
Слайд – «Описание загадки»
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
Слайд – картинка «Улица»
Слайд – «Описание загадки»
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
Слайд – картинка «Автобус»
Слайд – «Описание загадки»
Стою с краю улицы
В длинном сапоге –
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Слайд – картинка «Светофор»
Дорожный знак: Узнаете меня? (на груди висит планшет, на планшете открывается знак «Поворот».) Где вы меня можете встретить?
Ответ детей: На дороге.
Ведущая: Правильно.
Ребенок: На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед
И вижу – скоро поворот!
Ведущая: Помните, дети! Выезжать на велосипеде на проезжую часть
дороги разрешено только тем, кому больше 14 лет!
¯Проводится игра «Кто быстрей соберет машину»
Две нарисованные машины разрезаны на части. Участвуют две команды. По команде каждый должен найти части от своей машины и сложить из них грузовик. Побеждает тот, кто быстрее справился с заданием.
Дорожный Знак хвалит ребят и уходит.
Ежик: Друзья, а теперь в гости к бабушке, в большой город.
Ведущая: Ведь там так много машин, пешеходов… Ой, попадете вы в беду!
Ежик: Что же нам делать? Ведь нас ждет бабушка! Она соскучилась!
Ведущая: Надо выучить правила дорожного движения…
Лисичка: Правила?…
Волк: Дорожного движения?…
Ежик: Никогда такого не слыхал.
Медведь: Какие еще правила?
Лисичка: Иди куда хочешь, да и все!
Ведущая: Это не так. Это у вас в лесу – иди, куда хочешь. А в большом
городе все двигаются по правилам: и машины, и пешеходы.
У каждого своя дорога. Сейчас, мы с ребятами расскажем вам.
Ребята, как надо переходить улицу?
Ребенок: Пешеход, пешеход! Помни ты про переход!
Подземный, наземный, похожий на зебру.
Знай, что только переход от машин тебя спасет!
Ведущая: Вам понятно, зверята?
Зверята: Да!
Ежик: А как нам перейти перекресток, к бабушке на день рожденье?
Вед. Пешеходам с давних пор, помогает, что ребята?
Ответ детей: Светофор!
Ребенок: Перейти через дорогу,
Нам на улице всегда.
И подскажут и помогут,
Говорящие цвета.
Ребенок: Светофор, конечно строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Ребенок: Светофор все дети знают,
Да и как его не знать.
И отлично понимают,
Все что хочет он сказать.
Слайд – «Светофор с красным цветом»
Ребенок: Красный свет нам скажет: «Нет!» - Сдержанно и строго.
Слайд – «Светофор с желтым цветом»
Ребенок: Желтый свет дает совет – Подождать немного.
Слайд – «Светофор с зеленым цветом»
Ребенок: А зеленый говорит:
«Проходите» - говорит.
Ребенок: Не спеша иди вперед!
Как нормальный пешеход.
О правилах не забывай,
И всегда их выполняй.
Ежик: А как пройти через дорогу,
Нам в цветочный магазин,
Очень, очень, очень много
На нашем пути машин?
¯Фонограмма шума машин.
Ребенок: Не спешите бежать вперед,
Вы сегодня пешеходы!
Вы налево поглядите,
Нет машин, переходите.
Ребенок: Полдороги перейдешь,
И немного подождешь.
Смотришь вправо – нет машин,
Все шагайте в магазин.
Ребенок: А если рядом есть обозначенный переход, надо идти только по нему.
Заключительная часть
Ведущая: А сейчас зверята, ответьте на вопрос. Можно ли играть на проезжей части?
Волк: Смотря во что. В шахматы нельзя.
Ведущая: А почему?
Волк: Машины все фигуры посбивают.
Лиса: А вот в мячик можно. Еще как?
Ведущая: А вы, ребята, согласны с Лисичкой?
Ответ детей: Нет!
Ежик: Правил дорожных на свете немало, Все бы их выучить нам не мешало.
Медведь: Но основное из правил движенья, Знать как таблицу должны умноженья.
Все дети: На мостовой – не играть, не кататься, Если хочешь здоровым остаться!
¯Под музыку идут дети - пешеходы.
Веселые старты «Папа, мама, я –знаем правила дорожного движения»
Спортивныйпраздник для родителей и детей старшей группы по ПДД
Программное содержание:
1.Закрепить знания детей и родителей о правилах безопасного поведения на дорогах, закрепить умение родителей анализировать ситуации на дорогах, выявить уровень теоретических и практических знаний родителей правил дорожного движения.
3.Развивать интеллектуальные функции: мышление, память, ориентировку в пространствепри выполнении заданий«Собери светофор», «Нарисуй дорожный знак», «Найди свой дорожный знак», «Пешеход на тротуаре», «Чья машина приедет быстрее».
4.Воспитывать интерес у детей к накоплению знаний правил дорожного движения, осознанное отношение к своей безопасности.
5.Стимулировать интерес к двигательной активности у детей и родителей, развивать быстроту, ловкость в эстафетах.
Предшествующая работа с родителями: оформление зала совместно с родителями, изготовление эмблем, изготовление макетов светофоров, пешеходных дорожек, дорожных знаков, анкетирование родителей «Мы – пешеходы», проведение тестирования «Мы-водители», консультация для родителей «Дети и дорога».
Предварительная работа с детьми: разучивание загадок по правилам дорожного движения, дидактические игры «Красный, жёлтый, зелёный», «Говорящие знаки», «Что было бы, если бы…», игры с паззлами «Собери дорожный знак» подвижные игры «Найди свой цвет», «Красный, желтый, зеленый», экскурсия к светофору.
Ведущий: – Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем семейном празднике «Папа, мама, я – безопасная семья». Наш детский сад и дома, где вы живёте находятся рядом с оживлённой проезжей частью. Если мы прислушаемся, то услышим гул от движения множества автомобилей, они мчатся на большой скорости.(слышится шум машин) Дорога полна неожиданностей… Сегодня мы с вами вспомним и повторим правила дорожного движения, и помогут нам в этом наши команды-участницы. Просим их занять свои места.
Дети и родители входят в зал под музыку «Весёлые путешественники» С.Михалкова. Построение в две колонны.
Ведущий: Помогать мне будет Светофор Светофорыч Светофор. Кстати, где же он? Светофор Светофорыч !
(Появляется Светофор).
Светофор Светофорыч:
Еле успел. Здравствуйте, все!
То, что знают дети даже
Подтвердим для ясности:
Светофор стоит на страже
Вашей безопасности.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горим и день и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Ведущий:
Где же вы задержались?
Светофор Светофорыч: Иду я на праздник в детский сад и вижу: около магазина мальчишки играют с мячом, катаются на санках с горки прямо у дороги. (показывается заранее снятый видеоролик)
(обращается к детям) Правильно они поступают?
(ответы детей)
Светофор Светофорыч:
Пришлось остановиться и рассказать этим мальчишкам правила дорожного движения, вот и задержался.
Ведущий: Спасибо, Светофор Светофорыч, что не прошли мимо.
Могла случиться и беда. Вернемся к нашему празднику. У нас на празднике будут соревноваться две команды, состоящие из детей и их родителей.
Оценивать соревнование будет жюри. В составе жюри: старший инспекторГИБДД Аглямов И.М., заведующий ДОУ Шагабиева М.Р., старшая медсестра ДОУ Самигуллина Л.Р.
Ведущий: Когда человек рождается, ему дают имя.
Свои имена имеют животные, улицы, даже автомобили.
Наши семейные команды тоже выбрали себе имена.
Я объявляю первый конкурс «Представление команд».
Команда “Знайки”:
Мы команда - “Знайки”.
Мы на встречу к вам пришли,
И смекалку и уменье
Мы с собою принесли.
Команда “Умники”:
Мы “Умники”, друзья,
Нам проигрывать нельзя.
С вами мы сразимся,
Так просто не сдадимся!
Ведущий. Спасибо нашим командам. Ансамбль девочек « Улыбка» исполнит для вас песню (по выбору музыкального руководителя)
Ведущий: Спасибо девочки, наше первое задание – это вопросы родителям.
Команда №1:
1.Из каких частей состоит улица?
2.Как правильно выходить с ребёнком из транспортного средства?
3.Если сломался светофор, как перейти дорогу?
Команда№2:
1.Как называется часть улицы, по которой идёт пешеход?
2.Что такое перекрёсток?
3.Как правильно переходить дорогу с ребёнком?
Светофор Светофорыч:
Знаки важные дорожные –
Компас взрослых и ребят,
Дети будьте осторожны
Выполняйте все, что знаки говорят.
Ведущий: 2. Следующий конкурс для наших ребят. Конкурс называется « Собери светофор». Вам необходимо правильно собрать светофор, а Светофор Светофорыч будет проверять, правильно ли вы это делаете. При оценивании жюри учитывается не только скорость, но и правильность сборки.
Светофор Светофорыч: Спасибо вам ребята, за то, что собрали мне помощников.
Танец светофориков
Ведущий: Знаков дорожных много. Они во всем мире одинаковы. Давайте проверим, какие дорожные
знаки знают наши болельщики. (Работа с детьми-зрителями «Нарисуй дорожный знак»)
Пока наши юные художники рисуют, а Светофор Светофорыч им помогает, команды будут загадывать болельщикам загадки.
Выступление команд:
Шагаешь – впереди лежит.
Оглянешься – домой бежит (дорога)
Вот стоит на улице
В длинном сапоге
Чудище трехглазое
На одной ноге.(Светофор)
Не летает, не жужжит – жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
Это дал завод ему: и огни –глядеть во тьму,
И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.(автомобиль)
Посмотри, силач какой,
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.(регулировщик)
Светофор Светофорыч:
Посмотрите, какие дорожные знаки нарисовали наши художники. Назовите их (болельщики называют)
Ведущий:
3.А сейчас проверим, как знают правила дорожного движения наши команды. Игра «Пешеход на тротуаре». На полу выложен тротуар из веревок. По команде «Один» идут по одному, по команде «Двое» берут ближайшего игрока за руку и продолжают путь вместе с ним. Игра продолжается пока все игроки не пройдут эстафету.
Светофор Светофорыч:
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки надо знать,
Знаки надо уважать.
Ведущий: Следующий конкурс. Преодолевая полосу препятствий, командам, необходимо выбрать среди множества знаков только определенные. Команде «Знайки» выбрать предупреждающие знаки, построится в колонну, и назвать эти знаки, команде «Умники»- запрещающие знаки.
Эстафета «Найди свой дорожный знак»
Ведущий: Для подведения итогов первых конкурсов предоставляется слово жюри. Пока жюри подводит предварительные итоги, предлагаю послушать частушки
Частушки «Правила дорожного движения»
Выступление жюри, подведение предварительных итогов
4.Конкурс «Разгадай кроссворд» Командам предлагается кроссворды с зашифрованной надписью. Конкурс рассчитан на взрослых участников команд.
Первый кроссворд «Дорога»
2.Кроссворд «Дорожная азбука»
5.Конкурс для детей «Чья машина приедет быстрее». Машины привязаны к ниткам. Необходимо обегать кегли и тянуть за собой машины и не сбивать кегли.
6.Конкурс для родителей. Эстафета «Кто быстрее соберет аптечку»
Светофор Светофорыч объясняет: На столе находятся все необходимое для автомобильной аптечки, но среди них есть и кое-что лишнее. Одному взрослому из команды надо собрать правильно аптечку.
7.Конкурс для детей «Регулировщик»: детям нужно понять команды регулировщика и объяснить что они означают.
8.Конкурс для родителей: «Попади в цель»: метание теннисного мяча в цель. Цель - дорожные знаки, прикрепленные на стене, на них с обратной стороны написано количество очков. Надо попасть в мишень, назвать дорожный знак. В меткости соревнуются мамы.
Ведущий: а сейчас объявляется музыкальная пауза. Дети подготовительной группы исполнят песню (по выбору музыкального руководителя на тему ПДД)
Ведущий: Следующий конкурс для взрослых. Каждой команде предлагается по три видеоролика. Просмотрев видеоролик, вы должны проанализировать дорожное происшествие, и сказать какое правило было нарушено.
Светофор Светофорыч:
Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения,
Нужно помнить,
Нужно знать,
Правила движения.
Ведущий: К сожалению, последствия аварий бывают очень печальными. Если такое случилось, мы должны уметь оказывать первую помощь пострадавшим. Посмотрим, смогут ли наши ребята это сделать. Конкурс «Помоги пострадавшему». (Дети перевязывают «пострадавшего»).
Ведущий: Вот и завершились наши задания для команд, пока жюри подводит итоги наших соревнований, хочу нашим зрителям предложить поиграть в игру «Небылицы». Я вам задаю вопрос, а вы мне отвечайте: да или нет.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?
Это правда или нет, что можно переходить улицу на красный свет светофора? - нет!
Это правда или нет, что пешеход может ходить по дороге рядом с машинами? - нет!
Это правда или нет, что нужно знать правила дорожного движения? - да!
Это правда или нет, что в автобусе можно играть, сорить, толкаться? - нет!
Это правда или нет, что с мячом на дороге играть можно? - нет!
Это правда или нет, что дорожные знаки помогают пешеходам и водителям? - да!
Это правда или нет, что пешеходный переход называется “Зебра”? - да!
Светофор Светофорыч: – Сегодня мы повторили правила дорожного движения, которые важно и необходимо знать каждому из нас.
Держись дорожных правил строго,
Не торопись, как на пожар.
И помни: транспорту – дорога,
А пешеходу – тротуар.
Да и родителям то же наказ -
Ведь ваши дети смотрят на вас.
Будьте примером достойным всегда,
И не случиться в дороге беда!
Исполняется общая песня о ПДД по выбору музыкального руководителя
Жюри озвучивает результаты праздника и награждает участников праздника: детей книжками по изучению правил дорожного движения, родителей памятками по ПДД.
Литература:
Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. “Правила дорожного движения: система обучения дошкольников, Волгоград, Учитель, 2011.
Жатин С.О. Правила дорожного движения, 1-4 классы. Занимательные занятия, Волгоград, Учитель, 2011