Подготовка голосового аппарата детей младшего школьного возраста к народному пению.
Подготовка голосового аппарата детей младшего школьного возраста к народному пению.
Данная методическая разработка может быть использована для преподавателей дополнительного образования при создании фольклорного ансамбля или для вокалистов народного пения.
Важное место в образовательной программе по вокалу занимает освоение музыкального творчества русского народа, что способствует эмоциональному психическому и физическому развитию, формирует коммуникативные навыки детей, развивает образное мышление и творческие способности, обогащает духовный мир ребёнка, его нравственные устои.
По программе «народный вокал» дети осваивают музыкальный фольклор с 7 до11 лет. Изучение происходит по ступеням обучения, содержание которых соответствует возрастным особенностям ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка голосового аппарата детей младшего школьного возраста к народному пению. »
Методическая разработка на тему
«Подготовка голосового аппарата детей младшего школьного возраста к народному пению.»
(Из опыта работы педагога по вокалу ДШИ г. Нытва
Репиной Ирины Александровны.)
Фольклор – не только культурное наследие прошлого, но и действенное средство развития личности, фундамент на котором формируются эстетические и нравственные идеалы
Важное место в образовательной программе по вокалу занимает освоение музыкального творчества русского народа, что способствует эмоциональному психическому и физическому развитию, формирует коммуникативные навыки детей, развивает образное мышление и творческие способности, обогащает духовный мир ребёнка, его нравственные устои.
По программе «народный вокал» дети осваивают музыкальный фольклор с 7 до11 лет. Изучение происходит по ступеням обучения, содержание которых соответствует возрастным особенностям ребёнка.
За годы работы с народным вокалом накоплен значительный опыт по освоению музыкального фольклора с детьми разного возраста. Важным моментом в занятиях является подготовка голосового аппарата ребёнка к фольклорному пению. Для каждого возраста используется своя методика распевания. В данной статье предлагается методика распевания младшего школьного возраста.
Упражнения для разогрева голосового аппарата проводятся в форме игры. В основе упражнений лежит методика работы с голосовым аппаратом новосибирского учёного В. В. Емельянова, опубликованная в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж».
1 упражнение направлено на активизацию работы дыхательных мышц (диафрагмы).
- Представьте, что мы поехали на машине , но дорога заросла травой, мы сейчас её скосим.
«Косим траву» со звуком «шить», который произносится на активном выдохе. Рукой имитируем движение косаря. (4-8раз)
2 упражнение направлено на плавное и экономное дыхание, правильно «направленное».
- Теперь дорога расчищена, можно заводить мотор.
Влажные губы. На долгом выдохе произносим сочетание букв «БР». Продувая через губы звук.
3 упражнение (продолжение предыдущего) переходим на звук «Р»
- мы должны заехать на высокую гору, надо включить повышенную скорость и взобраться на гору. А потом съехать с горы.
4 упражнение -Формирование высокой звуковой позиции.
- По дорожке нам на встречу скачут лошадки , молодые, на высоких, стройных ножках.
Цоканье в позиции «О» звук высокий , зубы открыты, губы в улыбке. Гласные чередуются «О,Е,У,А»
- А за этими лошадками идут лошади – тяжеловозы.
Цоканье на тех же гласных но губы закрыты. Цель – сравнить звук и выбрать более красивый.
5 упражнение – расширение диапазона и сглаживание регистровых переходов. Основным элементом является скользящая «глиссандирующая интонация» восходящая и нисходящая с переходом из грудного в фальцетный режим из фальцетного в грудной.
- Вдоль дороги сидят на деревьях попугайчики и всё, что слышат – повторяют. Я буду говорить, а ты повторяй за мной.
Ушу-шу ,(о,а,э,е,ы,и),
Уду-ду (о,а,э,е,ы,и)
Узу-зу (о,а,э,ы,и)
6 упражнение. «Вопросы –ответы»
В эмоциональном отношении присутствует вопрос и ответ. В этом суть упражнения. Интонация должна захватывать грудной и головной регистр.
Упу? Упу! (о,а,э,и), Уду? Уду! Узу?Узу!
7 упражнение. Соединение регистров на длинном дыхании. Соединение звуков УОАЭЫ. Берётся лёгкий высокий звук фальцетом, через глиссандирующую интонацию и преодоление регистровых порогов переводится через все гласные в грудной регистр и уход в «штро – бас», с отдыхом связок.
-Последним по дорожке вышагивает динозаврик. Нам его надо нарисовать чтобы надолго запомнить.
Голова у него высоко, поэтому звук высокий(все показываем рукой) «У» .Дальше, звуком «У» рисуем шею, похожую на горку.
Наш динозаврик – обжора! Туловище у него толстое и круглое, давайте нарисуем и удивимся какой он толстый ! «О» (рука рисует)
У «Д».есть большие передние лапы , они устойчивые и ходят так :
«А», «А». Интонация переступания с лапы на лапу.
Есть у него и задние лапы. Они ходят так «Э», «Э»!
А ещё есть у «Д» большой длинный хвост, уходящий в булькающее болото.
«Ы»-«Ы» -переход в штро-бас. «А» с широко открытым ртом.
8 упражнение. Проговаривание текста изучаемой на данном этапе песни с различной эмоциональной окраской. (Вопросительной, восклицательной, укором или поощрением). Отслеживая плавное голосоведение речи и хорошую звуковую наполненность гласных.
В речи следить за свободной нижней челюстью, осанкой, позицией рта.
Хорошим помощником в выполнении всех упражнений должно быть зеркало, т.к. ребёнок с самого начала занятий должен видеть своё отражение, внимательно отслеживать результат занятий, чтобы повторять дома самостоятельно.
Умение работать с зеркалом с раннего возраста оказывает хорошую психологическую помощь в формировании внешнего облика исполнителя. Ребёнок должен научиться «принимать себя».
Работать с собой жестикулируя и закрепляя мимику не только через внутренние, но и через внешние ощущения.
Певческий звук – результат речевого начала, поэтому очень важно на начальном этапе много времени уделять именно речевым упражнениям, несложным скороговоркам, простым попевкам и звукосочетаниям и развитию певческого дыхания.