kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы сценического волнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Публичное волнение – важнейшая форма общественной деятельности исполнителя. Это итог поделанной работы, показатель его умственных и творческих способностей. Публичное выступление с одной стороны показывает результат работы исполнителя, с другой – выявляет те недостатки и недочёты, которые были в этой работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы сценического волнения»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ильинская детская школа искусств»


Заверяю:

Директор

Кожокарь С.В. _____________

«__» ____________2024г.



Методический доклад.


«Проблемы сценического волнения».


Преподавателя

музыкального отделения

Русских Н.В.


























п. Ильинский, 2024г.







ПРОБЛЕМА СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ.


Публичное волнение – важнейшая форма общественной деятельности исполнителя. Это итог поделанной работы, показатель его умственных и творческих способностей. Публичное выступление с одной стороны показывает результат работы исполнителя, с другой – выявляет те недостатки и недочёты, которые были в этой работе.

Обычно при публичном выступлении, у исполнителя возникает сценическое волнение. - особое эмоциональное состояние. Сценическое волнение может проявляться, как физиологически (учащенное сердцебиение, дрожь в руках, холодные пальцы, ватные ноги), так и психологически. Оно может быть:

  • волнение – подъём;

  • волнение - паника;

  • волнение - апатия

При публичном выступлении наиболее желательно волнение – подъём. При этом

исполнитель мобилизует свои силы, концентрирует свои способности. Волнение-подъём желательно для музыканта исполнителя, так как музыка искусство, прежде

всего, эмоциональное. Музыкальное произведение при исполнении нужно переживать,

без этого оно будет не интересным, сухим, безэмоциональным.

Менее желательно волнение-паника. При нём исполнитель обычно теряет голову, не может собраться с мыслями, играет бездумно, по инерции. Обычно волнение-паника бывает тогда, когда исполнитель боится сцены, боится себя на этой сцене. Он поглощён мыслями: «Как же я играю?». Чтобы избежать этого, нужно перед выступлением сделать установку на музыку, а не на себя, думать об образном строе, форме произведения, а не о том, «как я выгляжу на сцене».

Волнение-апатия также нежелательно при публичном выступлении, обычно оно возникает после того, как исполнитель переволновался или долго ждал своего выступления. Ему становится безразлично, он не заинтересован в своём выступлении. Чаще всего волнение-апатия свойственно флегматическому типу темперамента. Поэтому педагог перед выступлением должен настроить ученика, нельзя перед выступлением полностью исполнять программу, эмоционально выкладываться, играть в быстром темпе. Лучше составлять план выступления, т.е. намечать основные моменты произведения.


Чтобы меньше всего быть подверженным негативным проявлениям сценического волнения, нужно знать и понимать причины его возникновения.

Одна из главных причин – слабая подготовка исполнителя. Нерегулярность занятий, недоученность произведений сказывается на публичном выступлении.

Римский - Корсаков говорил, что эстрадное волнение прямо пропорционально степени подготовки. Сценическое волнение также зависит от взаимоотношений ученика и педагога, взаимное уважение только способствует хорошему исполнению и, наоборот. Важным фактором также является проявление темперамента. Например, холерикам и меланхоликам свойственно волнение-паника, флегматикам свойственно волнение-апатия. Преподаватель должен знать тип темперамента ученика, чтобы верно настроить его перед выступлением.

Чтобы избежать нежелательных явлений эстрадного волнения нужно знать способы их устранения. Перед публичным выступлением очень важен психологический настрой исполнителя. Нейгауз говорил: «Удачному исполнению должен предшествовать предварительный отдых, бодрое состояние духа, здоровье, свежесть души и тела». Перед выступлением преподаватель должен дать ученику указания. Эти указания должны быть не конкретного плана мелко детализированы, а общие, настраивающие на выступление. При излишней детализации ученик может не сконцентрировать своё внимание, не сможет собрать воедино форму, образ произведения. Подробный анализ исполнения должен быть после выступления для того, чтобы выявить «слабые» места и в следующем выступлении их устранить.

Перед выступлением не следует исполнять произведения в быстром темпе, особенно технически трудные места, так как есть опасность «смазать» их при выступлении. Перед выступлением лучше хорошо разыграться или распеться. Разыгрываться и распеваться лучше на упражнениях, гаммах, распевках. Сложные места можно попробовать в быстром темпе, однако полностью играть программу в быстром темпе не стоит. Не нужно эмоционально выкладываться перед концертом, чтобы не потерять настрой при выступлении.

Для того, чтобы произведения, которые выносятся на эстраду звучали профессионально, не были «сырыми», их нужно подбирать с техническим резервом, то есть те произведения, которые хорошо получаются, которые эмоционально и музыкально осмыслены. Тогда при их исполнении ученик не будет переживать, что у него что-то не получается, а будет думать о музыке. Гофман говорил, что произведение нужно 3 раза учить и откладывать, только после этого выносить на концертную эстраду. Это не значит, что в работу нужно брать только те произведения. которые получаются. Над ними нужно работать в процессе обучения, а выносить на эстраду только тогда, когда произведение готово.

Чтобы научить ученика не волноваться на концертных выступлениях, нужно моделировать концертную обстановку в классе: предлагать ученику играть на родительских собраниях, на тематических вечерах, просто в присутствии других учеников. Частые выступления вырабатывают уверенность в себе, в своём исполнении, дают возможность приобрести навык концертного выступления.

Сценическое волнение во многом зависит от личности ученика, но опытный педагог должен не только научить его исполнять произведение, но и преподносить его на концертном выступлении.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемы сценического волнения

Автор: Наталья Владимировна Русских

Дата: 29.09.2024

Номер свидетельства: 656983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Методическая работа "Сценическое волнение и способы его преодоления.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_rabota_stsienichieskoie_volnieniie_i_sposoby_iegho_prieodolieni"
    ["file_id"] => string(6) "426515"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1503932118"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "«Актуальные вопросы сценического волнения учащихся в классе фортепиано и пути его преодоления»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktual_nyie_voprosy_stsienichieskogho_volnieniia_uchashchikhsia_v_klassie_fortie"
    ["file_id"] => string(6) "463677"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522102718"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Пути преодоления сценического волнения у обучающихся"
    ["seo_title"] => string(63) "puti_preodoleniia_stsenicheskogo_volneniia_u_obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "498355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549274701"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Методические рекомендации на тему "Сценическое волнение""
    ["seo_title"] => string(58) "metodicheskie_rekomendatsii_na_temu_stsenicheskoe_volnenie"
    ["file_id"] => string(6) "542245"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1583825207"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "«Сценическое волнение и способы его преодоления»"
    ["seo_title"] => string(58) "stsienichieskoie-volnieniie-i-sposoby-iegho-prieodolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "255236"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447877626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства