Просмотр содержимого документа
«Пути преодоления сценического волнения у обучающихся»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №7 г. Смоленска»
Методический доклад на тему:
«Пути преодоления сценического волнения у обучающихся»
Преподаватель: Исакова О.В.
Смоленск 2018
Проблема сценического волнения – одна из наиболее важных для музыкантов-исполнителей.
В среде музыкантов-профессионалов эта проблема рассматривается с конца XVII века. Она включена многими методистами в свои работы о воспитании музыканта. И сегодня она по-прежнему значимыми для множества исполнителей, педагогов и учеников.
Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к выступлению. Но это зависит от того, что происходит с ним до начала исполнения, его реакции на сценическую ситуацию.
Такие симптомы как тряска рук, губ, дрожь в коленях, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выхода на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения.
Как правило, маленькие дети любят выступать. Но как только они начнут понимать, что люди сидящие в зрительном зале, их оценивают, сцена превращается в источник стресса.
По мнению психологов и педагогов-практикантов первые проявления симптомов сценического волнения дают о себе знать в возрасте 10-11 лет. Поэтому сценическое воспитание надо начинать с первых дней обучения в ДШИ или ДМШ.
Ребенок, который часто и успешно выступал в начальный период обучения, будет в дальнейшем проще справляться с эстрадным волнением. Сценой проверяется все: и природные музыкально-исполнительские данные, и «технический потенциал, и устойчивость психики.
Можно выделить 5 основных типов реакции человека на стрессовую ситуацию:
Напряженный тип
В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Проявляется напряженность.
На уроке можно наблюдать как напряжены и скованны дети, пытаясь выполнить, стоящие перед ними задачи. Но с каждым уроком навыки совершенствуются и появляется уверенность.
Трусливый тип
В стрессовой ситуации впадает в панику, испытывая страх. Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену.
Очень важно понять причины такого поведения. Уверен ли он в себе как личность и как музыкант? Не слишком ли он боится наказания за свою игру?
Тормозной тип
У человека замедляется движение, притупляются реакции. Он находится в ситуации «замедленной съемки».
Такие люди требуют «встряски». Для хорошего выступления им необходим хороший «запас прочности» знаний и навыков. В этом случае мы услышим уверенное выступление на сцене.
Агрессивный тип
В стрессовой ситуации человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, «нападая» на всех и всё.
Так, некоторые дети начинают «наказывать» непослушный инструмент, шлепая по клавишам.
Прогрессивный тип
Таких людей принято называть «экстремалами». В стрессовой ситуации у них появляется «боевой задор», стресс становиться толчком для мобилизации и творческого подъема.
Этот тип реагирования является идеальным для сцены. Он не любит «выкладываться» на уроках, но всегда превосходно чувствует себя на сцене.
Каковы же причины сценического волнения и как их преодолеть. Ведь часто бывает так, что произведение хорошо выучено, а при выходе на сцену из-за волнения, страха сыграно не так, как хотелось.
Как с этим бороться?
Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учетом индивидуальности ученика: его темперамента, типичной реакции в стрессовых ситуациях, уровня личностной тревожности. Но есть наиболее общие рекомендации, которые актуальными для каждого музыканта.
Рациональный подбор репертуара.
При выборе произведений важно учитывать возможности обучающегося, его пожелания, личную заинтересованность. Уметь аргументировать свой выбор.
Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки.
Одной из причин сценического волнения является боязнь музыканта забыть текст.
Чтобы избежать этого, используем следующие приемы заучивания наизусть.
а) Создаем «спорные точки». Разбираем произведение по фразам и периодам. Границы разделов должны стать опорными пунктами. Тогда, даже при остановке, ученик будет знать, откуда продолжать.
б) Для осознанного запоминания наизусть используем способ проговаривания нотного текста.
в) Делаем акценты на том, с какого звука начинается пьеса, как идет движение мелодии, где кульминация.
г) Важно выучить пьесу (программу) не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта. Музыкальный материал должен «прижиться, устояться»
3. Организация домашней работы обучающегося.
Нужна связь с родителями, контроль с их стороны за подготовкой к урокам.
Репетиция сценических ритуалов.
Репетиция выхода, поклона, начала и завершения выступления повышает уверенность обучающегося. Перед началом игры важно мысленно проиграть самое начало произведения, чтобы вступить в нужном темпе и характере.
Репетиция выступления на сцене.
Когда программа выучена, обыгрываем ее на публике. Перед одноклассниками, родителями, соседями и т.д. Обыгрывание программы надо делать как можно чаще, чтобы трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным.
Любой промах на сцене надо учиться игнорировать. Скрипач Абрам Штерн говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться, не бойся ошибаться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты не хирург».
Самоконтроль у детей мало развит, они не знают как можно себя успокоить, но основная проблема заключается в умении и способности ученика сосредоточиться на исполняемом произведении.
Способность самообучения – это наиболее эффективный метод борьбы со сценическим волнением. Все внимание должно быть сосредоточено на создании художественного образа произведения.
Хорошо помогают справиться с волнением игровые технологии.
«Игра с завязанными глазами» очень помогает справиться с волнением. При этом надо следить за ровностью дыхания и мышечной свободой.
«Игра с помехами». Чтобы застраховаться от случайных ошибок, можно поиграть программу при включенном на среднюю громкость радио или телевизоре. Для этого потребуется большая сосредоточенность и концентрация внимания.
На уроке «помехой» может послужить восклицание педагога: «Ошибка», «Кошмар». При этом ученик не должен ошибиться или остановиться.
В качестве помехи можно использовать неожидаемые звуки: шуршание бумагой, звонок мобильного телефона, скрип стула.
Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене можно предложить ученику побегать и покружиться, а потом попробовать сыграть программу. Или сделать 10 приседаний (прыжков) и сразу сесть играть. Похожее состояние возбуждения бывает перед выступлением на сцене. Для снятия стресса можно предложить ученику 2-3 кусочка сахара или кусочек шоколада. Таким способом пользовались Святослав Рихтер и Давид Ойстрах. Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает спазмы при стрессе. Восстанавливается кровообращение и питание мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног и дрожание рук.
«Универсальных рецептов» для преодоления сценического волнения не существует.
Главное, что должен понять юный музыкант: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем чаще выходить на сцену – тем больше появляется уверенности; сцена – лучшее лекарство от волнения.
Прислушайтесь к словам немецкого писателя Альберта Шеффера: «Лодке в гаване безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».
Использованная литература:
Баренбойм. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство, М., Музыка, 1974г.
Коган Г.М. У врат мастерства М., Музыка, 1969г.
Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада, изд. «Классика-XXI», 2006г.
Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением., М., Советский композитор, 1961г.
Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности, СПб., Композитор 2008г.