kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы и перспективы развития классической музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика техники саксофониста включает в себя процесс звукоизвлечения и артикуляцию, что достигается при филигранной работе  языка в комплексе с правильно поставленным дыханием, хорошо координированными пальцами и гибким губным аппаратом.

На целостном фоне исполнительского процесса звукоизвлечение представляет в виде функциональной системы. Ее деятельность проявляется во-первых,  в единстве физических и психофизиологических действий индивида, которые направлены на звукообразование. Во-вторых данная система создает необходимый комплекс навыков, которые способствуют адекватной эстетической оценке звучания инструмента.

Артикуляционная техника саксофониста это приобретенный гибкий навык, т.е устойчивая автоматизация движений языка с фиксацией ощущений, обусловленных тактильными контактами с тростью.

Работа над атакировкой начинается с освоения твердых атак, которая является основой техники выполнения других видов атаки. При извлечении звука твердой атакой у саксофониста должно возникнуть ощущение быстрого, энергичного отталкивания средней части языка отплощадки трости вниз и чуть назад.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и перспективы развития классической музыки»



Основные штрихи и приемы игры на саксофоне.


Специфика техники саксофониста включает в себя процесс звукоизвлечения и артикуляцию, что достигается при филигранной работе языка в комплексе с правильно поставленным дыханием, хорошо координированными пальцами и гибким губным аппаратом.

На целостном фоне исполнительского процесса звукоизвлечение представляет в виде функциональной системы. Ее деятельность проявляется во-первых, в единстве физических и психофизиологических действий индивида, которые направлены на звукообразование. Во-вторых данная система создает необходимый комплекс навыков, которые способствуют адекватной эстетической оценке звучания инструмента.

Артикуляционная техника саксофониста это приобретенный гибкий навык, т.е устойчивая автоматизация движений языка с фиксацией ощущений, обусловленных тактильными контактами с тростью.

Работа над атакировкой начинается с освоения твердой атаки, которая является основой техники выполнения других видов атаки. При извлечении звука твердой атакой у саксофониста должно возникнуть ощущение быстрого, энергичного отталкивания средней части языка от

площадки трости вниз и чуть назад. Момент атакировки станет четким, если саксофонист сможет сымитировать фонетически ясное произнесение слога та.

При мягкой атаке язык отводится от вибрирующей части трости более смягченным, плавным движением, чем при твердой атакировке. Поэтому и посыл воздушной струи в мундштук становится спокойным, ненапористым. Артикуляционный аппарат (язык, губы, ротовая полость и гортань) "настраиваются" в это время на произнесение слога да.

Вспомогательный способ атаки осуществляется саксофонистом в целом в режиме твердой атаки, однако в этом случае язык действует несколько необычно: он соприкасается задней частью спинки с нёбом. Артикулируется же исходный звук с помощью слога ка.

Конечно, надежная атака звука во многом зависит от способности саксофониста своевременно и верно предслышать внутренним слухом необходимый характер воспроизведения звука, быстро настроить мышечную память на произнесение нужных слогов.

На саксофоне возможно звукоизвлечение и без помощи языка. Этот способ атаки, близкий к мягкой атакировке, относится к нетрадиционным выразительным средствам и, как правило, применяется в джазовом исполнительстве. В основе этого способа лежит или плавное поступательное движение воздуха в мундштук, или, наоборот, резкое, форсированное.

Основой для развития техники языка должно стать овладение саксофонистом четкой атакой на слоге Наиболее легкими для начальной атакировки являются звуки си, ля и соль первой октавы. Эти звуки обычно играют в одной динамике и на ровном дыхании, внимательно следя за их интонационной устойчивостью и качеством тона.

С момента атаки и до своего окончания звук претерпевает изменения в акустических характеристиках (динамике, тембре, интонации), а фаза его затухания подготавливает условия для атаки последующего звука. Атака звука, его развитие, окончание и соединение с другим звуком определяется в своей совокупности понятием "штрих" (от немецкого слова Strich – черта, линия).

В зависимости от вида атаки звука штрихи объединяются в группы.

Первую группу составляют штрихи, исполняемые твердой атакой звука.

Détасhé (от франц. detacher – отделять) – самый употребительный штрих, для выполнение которого характерна энергичная, четкая атака, но без резких толчков языка, и полностью выдержанная длительность звука. Обычно в нотном тексте не имеет никаких обозначений.

Маrсatо (подчеркивая) – особенностью этого штриха является резкое, акцентированное начало звука с последующим ослаблением его интенсивности ведения. Обозначается в нотах акцентами (вилками) или же словом marcato:


Staccato (отрывисто) – прием исполнения отрывистых, с резким отделением друг от друга звуков. В нотной записи обозначается точками, стоящими над или под нотой.


Маrtе1é (от франц. marteler – отбивать, ударять, молотить) – прием исполнения с помощью четкой акцентированной атаки; при этом звуки выдерживаются до конца их затухания. Обозначается штрих клинышком, обращенным острием вверх или вниз.


Вторая группа включает штрихи, требующие при звукоизвлечении мягкой атаки.

Nоn legato (не связанно) – смягченное исполнение звуков при незначительном сокращении их протяженности. Обозначается в нотах точками под лигой.


Legato (связно) – прием связанного исполнения звуков, при котором атака производится лишь в начале первого звука. Остальные звуки извлекаются на едином дыхании, требуя при этом от саксофониста плавности и ровности соединения их между собой. Этот штрих графически обозначается в нотном тексте дугообразной линией.

Особая, колористическая группа штрихов, немногочисленная по своему составу, требует при звукоизвлечении сложных действий артикуляционного аппарата, чем и представляет для саксофониста определенную техническую трудность.

Frullato (от итал. frullare – вращаться) осуществляется при помощи тремолирования кончика и стенки языка в области твердого нёба рта. В результате этого действия создается эффект грассирующей гласной р или ее сочетаний типа тррррр, хррррр, фррррр. В нотной записи обозначается словом frullato или нотой с трижды перечеркнутым штилем.

Двойное staccato – один из сложных штриховых приемов игры, для которого характерно применение вспомогательной атаки звука. Достигается этот штрих за счет предельно быстрого движения языка с артикуляцией сразу двух слогов та – ка (в отличии от воспроизведения простого staccato на та). В нотном тексте двойное staccato специального графического оформления не имеет.



  1. Современные приемы игры на саксофоне.

Современная инструментальная музыка с ее тончайшим ин­тонационным строем, усложненным гармоническим языком, тембровым многообразием и изощренным метроритмом ставит перед исполнителем ряд новых и сложных проблем. Одной из них является необходимость дальнейшего расширения и обога­щения технических и художественно-выразительных возмож­ностей инструмента путем более широкого внедрения в испол­нительско-педагогическую практику новых приемов звукоизвлечения.

Рассмотрение целого пласта современной саксофонной литературы показало, что номенклатура специфических приемов весьма многочисленна и разнообразна. В систематике приемы объединяются в группы по способу звукообразования и звукоизвлечения.

Глиссандо - прием игры, основанный на эффекте «скольжения» при переходе от одного звука к другому. На саксофоне он исполняется при помощи специфических действий амбушюра и аппликатурных действий пальцев. В нотах обозначается восходящей или низходящей чертой от одной ноте к другой:

Р. Нода «Импровизация»

Это одна из самых многочисленных групп, включающая такие разновидности как: глиссэйд (длинное глиссандо), портаменто - украшающий вспомогательный звук или группа звуков перед основным, украшаемым звуком. Характерной особенностью портаменто является применение плавного, «скользящего» перехода, как бы перетеканием от одного звука к другому. Обозначается мелкими нотами и не принимается в расчёт при ритмич. группировке нот в такте. Он пишется мелкой нотой с неперечёркнутым штилем и исполняется за счёт времени основного звука.

Вибрато - прием встречается в академической музыке, как правило, в отрезках кантиленного характера. Оно придает звучанию инструмента живой, эмоционально насыщенный колорит, повышает выразительную, особенно кантиленную, сторону звуковедения, приближая тем самым тон саксофона к вокалу. В арсенале выразительных средств саксофониста вибрато не является неким природным феноменом, оно приобретается в результате продуманной технической тренировки так же, как и другие штриховые приемы игры.

Развитие навыка вибрато начинается со слушания художественного исполнения музыки для саксофона мастерами (в концерте, в записи и т. п.), в результате чего складывается слуховое представление об эстетическом "идеале" вибрато: его соответствии определенному звукообразу, стилю исполняемой музыки и т. д. К работе над вибрато следует приступать лишь после приобретения устойчивого навыка извлечения хорошего полноценного тона, особенно выдержанных звуков и плавного legato.

С точки зрения музыкальной акустики прием вибрато разделяется на вибрато высоты, громкости и тембра. Следует заметить, что при восприятии вибрато яснее слышится верхний звук размаха и меньше – нижний. Лучше всего использовать в игре на саксофоне умеренное вибрато с частотой порядка 5-6 кол/сек. Более частое вибрато, как убеждает практика, придает звучанию инструмента менее выразительный, скорее "назойливый" характер. Медленно воспроизводимое вибрато, создающее особый эффект "качания" звука в нижнем и среднем регистрах саксофона, характерно для исполнения определенного настроения джазовой музыки. Частота вибрато зависит во многом от характера исполняемой музыки, ее стиля, темпа, агогики, а также от индивидуального музыкального вкуса и исполнительской манеры саксофониста. В современных сольных сочинениях для саксофона, кроме основного вида вибрато встречаются его разновидности такие как – губная осцилляция (микровибрато), вибрато высоты, вибрато громкости (сморцандо), возрастающее вибрато, аккордовое вибрато, вибрато-тремоло, клапанное вибрато.

В современных сочинениях область применения вибрато расширяется, появляются такие новые его виды как: вибрато высоты, вибратиссимо, аккордовое вибрато, сморцандо, «флят-ман» или клапанное вибрато.

Трели и тремоло. С развитием технических возможностей инструмента область применения тремоло и трелей значительно расширилась. В музыке второй половины XX - начала XXI века можно встретить различные виды трелей и тремоло: как между двумя монофоническими звуками при самой разной интервалике (включая трели и тремоло на уровне микротонов), так и между мультифоническими образованиями. Также трели могут образовываться на выдержанной ноте при помощи дополнительной аппликатуры.

Штрихи. Если в базовой технике достаточно традиционный штрих двойное стаккато служил вспомогательным средством для игры быстрых пассажей, то в современных сочинениях он приобретает значение самостоятельного художественного приема. Перечень разнообразных штрихов пополняется также все новыми и новыми видами.

Мулътифоники - прием игры, производимый на монофоническом инструменте, когда две или более высоты звучат одновременно. Игра аккордов подразумевает специфические действия амбушюра, определенные аппликатурные движения, особую артикуляцию и подачу воздуха. Необходимо рассчитывать степень и точку прижима трости нижней губой, степень прогиба языка, количество воздуха, подаваемого в инструмент. Многозвучия возможно извлечь двумя способами: от основной и специальной аппликатуры.

Э. Денисов «Соната №2»

Легче всего взять мультифоник постепенно, начиная с одной из составляющих его нот. Но в наше время техника владения мультифониками развилась до такой степени, что возможно не только исполнение отдельно взятого мультифоника attacca, но и относительно быстрые ритмические последовательности мультифоников: здесь важно найти именно такой мультифоник, который может быть исполнен относительно несложно.

Отдельно нужно сказать о такой технике игры, как «расщеплённые звуки» — sons fendus. Это кларнетовая техника, применяемая также на саксофоне, которую тоже нередко причисляют к мультифоникам. Отличие от последних в том, что sons fendus исполняются на правильной аппликатуре какого-то звука, только лишь с помощью давления и особого положения губ на трости. В результате возникает звуковой комплекс, звуки которого расположены по обертоновому ряду (на саксофоне, в силу его специфики звучат только нечётные обертоны, причём верхние сильно занижаются), но благодаря описанным сложным взаимодействиям тонов между собой sons fendus имеют довольно резкий тембр. С помощью одних только губ можно «скользить» внутри одного многозвучия, выделяя те или иные обертоны, и даже исполнять своеобразное «глиссандо» по обертонам.

Четвертитоновая альтерация - особый вид звуковысотной организации (микрохроматики), основанный на отклонении от традиционного темперированного строя, при котором октава делится на 24 части. Корректировка звуковысотного строя в момент исполнения четвертитона осуществляется как за счет гибкости и мобильности в работе амбушюра, дыхания, так и благодаря концентрации слухового контроля для создания определенной высоты звука. Как правило, наиболее оптимальным при игре микротонов является использование дополнительной аппликатуры.

Р. Нода «Импровизация»


Приемы спектрального звучания с тембровыми модификациями. Следующая группа включает самые разнообразные приемы, предполагающие изменение качества тембра: детембр, сюртембр, тембролауди, тембральный акцент, энгармоническая дифракция, лайт, глостинг, субтон, бисбиглиандо (тембровое тремоло). Эти приемы производятся либо при помощи альтернативных аппликатур, либо - специфических действий амбушюра и языка. К данной группе можно причислить использование сурдины - дополнительного атрибута для тембровой перекраски звука.

Е. Подгайц «Гадание»

Шумовые и ударные эффекты. Современная техника значительно расширилась за счет включения совершенно необычной группы приемов, предполагающих воспроизведение звуков с сопутствующими им шумовыми и ударными эффектами:

- Slap-tongue или «звуковой щелчок» достигается зажиманием трости инструмента средней частью языка, отнимаемой от нее в то самое мгновенье, когда исполнитель «посылает» струю воздуха. Столкновение струи воздуха с тростью и дает то странное ощущение резкого щелчка или точнее сказать - звукового щелчка, обозначаемого в нотах словом «slap»:

М. Броннер «Песня сегодняшнего дня»


- клик, игра на мундштуке, удары по мундштуку или трости и др.

Приемы делятся на три группы по физическим параметрам звукообразования:

1. приемы, связанные с нестандартной атакой звука;

2. эффекты, в создании которых участвует механика саксофона;

3. звуки, производимые за счет специфической вибрации губ.


Бифония и приемы с использованием голосовой фонации. Бифония - извлечение тонов с помощью голосовой фонации и одновременной игрой на инструменте. Прием с использованием голосовой фонации предполагает одновременное ведение мелодического рисунка и исполнение горлового пения. Горловое пение в условиях игры на саксофоне - это, как правило, протянутые ноты.

М. Броннер «Песня сегодняшнего дня»


Перманентное дыхание, также известное как непрерывное или цепное, - это разновидность исполнительского дыхания музыканта-духовика, получившая большое распространение в последнее время. Перманентное дыхание протекает без перерыва подачи воздуха в инструмент, когда носовой вдох происходит при одновременном выдохе через ротовую полость. Достичь непрерывности выдыхаемого потока воздуха возможно лишь при формировании еще одного резервуара для накопления дополнительного запаса воздуха (щеки) и использовании двух раздельных дыхательных путей.

Прием «смеха» значительно проще предыдущего. Он достигается обычным придыханием на слоге «ha» или «fa», обозначаемым в нотах на требуемых автором местах. В нотах это записывается обычно буквенными обозначениями без каких-либо дополнительных условных значков.

Р. Видофт «Веселый саксофонист»

Новые приемы с их необычными тембро-звуковыми характеристиками стали неотъемлемой частью современной системы средств музыкальной выразительности. Они имеют сложившуюся технологию игры, которая предполагает определенные двигательно-координационные действия, апробированные аппликатуры, установленные варианты степени и точки прижима трости, особые формы подачи дыхания.



В литературе для саксофона часто встречаются различные комбинации основных штрихов и их элементов: détaché и legato, portato и staccato и т. д.

Подобные разнохарактерные сочетания относятся к группе так называемых комбинированных штрихов. Основным условием их ясного "произношения" является устойчивое владение каждым штрихом в отдельности, четким согласованием движений языка с работой пальцев и дыханием.

В начальный период индивидуальной работы над штриховой техникой рекомендуется сначала изучать штрихи, выполняемые твердой атакой звука, затем – с помощью мягкой атаки. И только по мере их усвоения следует переходить к выполнению сложных штриховых элементов.

В повседневной работе над штрихами целесообразно придерживаться следующих основных требований:

1. Играть следует регулярно, используя в игре различные метроритмические и динамические варианты.

2. При развитии штриховых навыков исходить из артикуляционных особенностей выполнения атаки звука, строго контролируя его интонационную точность, силу и тембр.

3. Уделять внимание выразительной функции, добиваясь при работе над каждым из них художественной завершенности звучания.

4. Наряду с изучением типовых штрихов работать над различными их сочетаниями.

5. Добиваться тесного взаимодействия каждого штрихового приема с работой пальцев, амбушюра, дыхания при контроле слуха.

6. Штриховые особенности мелодии увязывать с необходимыми средствами выразительности.

Выполнение указанных принципов способствует последовательному развитию исходных звукомоторных навыков и штриховой исполнительской культуры в целом. Развитию штрихового мастерства активно поможет изучение такого музыкального материала, как гаммы, упражнения и этюды.


Заключение


Практика применения новых приемов игры на саксофоне, как особая сторона исполнительской специфики, все ещё не имеет единой технической и интонационно-выразительной концепции. Эта актуальная проблема, существующая сегодня в области игры на деревянных духовых инструментах, в том числе и на саксофоне, требует углублённого теоретического осмысления. Оказались пока в стороне вопросы изучения саксофонного репертуара, формирования высшего уровня игровой технологии, совершенствования творческих и интерпретационных способностей саксофониста и т.д. Восполнить этот пробел – значит придать импульс дальнейшему прогрессу отечественного искусства игры на саксофоне, и, как следствие этого, способствовать подготовке новой генерации профессиональных саксофонистов – музыкантов XXI века.




Список литературы и источников

Конец формы

  1. Баранцев А. Мастера игры на саксафоне Петербургской – Ленинградской консерватории 1862-1985гг. Петрозаводск 1989 г.

  2. Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в человеке. – М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2012

  3. Беговатова М.А. Роли современного репертуара в концертно-конкурсной практике // Актуальные про- блемы музыкально-исполнительского искусства. История и современность. — Казань: 2010.

  4. Иванов В.Д. Трактовка современных исполнительских приёмов в музыке для деревянных духовых инструментов // Современное музыкальное образование: актуальные вопросы педагогики, методики, практики. – М.: 2002.

  5. Музыкальные Инструменты №13 Игорь Бутман: Саксофон – инструмент не академический. - Весна 2014-63 с..

  6. Музыкальные Инструменты №14 Саксофон: И классика, и джаз - Лето 2012.-41 с

  7. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – М.: ТЦ Сфера, 2012-32 с.

  8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты. – М.: ТЦ Сфера, 2012.-58 с.

  9. Сайт государственной электронной библиотеки( http://rsl.ru)

  10. Научная электронная библиотека РФФИ (Http:elibrary.ru)

  11. Центральная библиотека образовательных ресурсов (http://edulib.ru)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемы и перспективы развития классической музыки

Автор: Старцев Кирилл Андреевич

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Индивидуальная беседа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации "
    ["seo_title"] => string(81) "individual-naia-biesieda-s-diet-mi-okazavshimisia-v-trudnoi-zhizniennoi-situatsii"
    ["file_id"] => string(6) "183016"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425671986"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Место и роль информационно-коммуникационных технологий в современной школе "
    ["seo_title"] => string(84) "miesto-i-rol-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "157205"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421571280"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства