ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.
Музыка и танец в своем гармоническом единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
На уроках хореографии дети приобщаются к лучшим образцам классической и народной музыки, таким образом формируется их музыкальная культура, развивается музыкальный слух, которые помогают воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Развитие «музыкальности» танцевальных движений - задача концертмейстера, в его обязанности входит также участие в решении образовательных и воспитательных задач.
Стремясь разобраться в специфике хореографического аккомпанемента, я хочу поделиться мыслями о принципе работы концертмейстера в детском танцевальном коллективе, о той роли и задачах, какие ему приходится осуществлять.
Искусство хореографии имеет свои специфические требования, поэтому я стараюсь изучать опыт работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию.
Знакомлюсь с новыми методиками «движения под музыку», постоянно расширяю репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, пополняю музыкальный багаж и знания о природе танца, его характерных особенностях.
Подбор музыкальных произведений требует от меня, как концертмейстера, знания системы хореографического образования: знание о школах и направлениях танцевального искусства, о формах построения занятий, хореографическую терминологию (музыкальная терминология - на итальянском, а в хореографии - на французском). При подборе музыкального материала особое внимание нужно уделять характеру, темпу, метро-ритму (размеру, акцентам, ритмическим рисункам) и форме музыкального произведения.
В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности, ведь основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический, народно-сценический и современный танец. Музыкальное сопровождение каждого из этих уроков должно быть точным, четко и качественно организованным. Я стараюсь сразу определить для себя задачи каждого года обучения (как на уроках классического, народно-сценического, так и современного танца), а также проявить грамотный подход в подборе музыкального оформления.
Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется в соответствии с программными требованиями хореографа. В значительной мере выбор того или иного музыкального материала зависит от возрастных особенностей обучающихся.
В своей работе для занятий с детьми младшего школьного возраста я подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и т.д.
Активно использую элементы игровых технологий. Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна ребенку. В процессе музыкальной игры у детей развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации.
В игровой форме на уроках мы изучаем элементы музыкальной грамоты:
характер музыки: игра «День и ночь» (см. приложение);
понятие темпа: игра «Кошки-мышки» (см. приложение); ,
жанр музыки: игра «Угадай-ка» (см. приложение);
метроритм: прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников, ритма стихов; небольших музыкальных произведений на 2/4, 3/4, 4/4;
сильные и слабые доли: чередование хлопков рук с ударами ног, игра «Похлопаем-потопаем»;
строение музыкальной фразы: акцентируем конец музыкально-танцевальной фразы такими движениями, как притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т.д.
У детей хорошо развито воображение, они с удовольствием импровизируют, изображая что-то или кого-то из живой природы, для того чтобы передать образ лисы, зайца, медведя, балерины, снежинки, мне нужно быстро подобрать выразительные отрывки музыкального сопровождения, характеризующие выбранный персонаж.
В игре определенные танцевальные движения, уже освоенные воспитанниками, обретают другой смысл, например «рогt de bras» (упражнение для рук): дети - это деревья, а руки - это веточки, которые колышет ветер, или наши руки - воздушный шарик.
Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребенка, его артистические данные, так нужные для выступлений на сцене.
В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого, поэтому я подбираю музыкальный материал уже с более сложной фактурой, развитой мелодией.
Дети старшего звена должны стремиться соединить технические сложности с характером исполняемого элемента, наполняя движение эмоционально-музыкальной выразительностью, соответственно, музыкальный материал - уже с использованием более сложных размеров, более быстрых темпов.
Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи определенных методов и приемов:
наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);
словесный (педагог вместе с концертмейстером, помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).
В процессе занятий и в паузах между ними знакомлю детей с новыми музыкальными произведениями. У концертмейстера нет специальных уроков, но всегда есть небольшие паузы, которые можно заполнить музыкой, привлечь внимание детей.
Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, применяю метод прослушивания музыкального фрагмента или произведения классической музыки с последующей краткой беседой.
В своей работе я стараюсь использовать проверенные временем лучшие музыкальные образцы, например:
с классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В. Моцарта, Л. Бетховена;
романтизм представлен музыкой Ф. Шопена, Ф. Шуберта;
с русской классикой дети знакомятся на музыке М. Глинки, П. Чайковского и т.д.;
советская музыка - это музыка И. Морозова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова и т.д.
Подбирая музыкальный материал к занятиям, я всегда помню об огромном балетном музыкальном арсенале, созданным композиторами прошлого и настоящего, это отрывки из балетов А. Адана, Л. Делиба, П. Чайковского, А Хачатуряна и т.д.
Работая в детском хореографическом коллективе, концертмейстер должен всегда помнить, что правильная работа в ансамбле - необходимое в концертмейстерской практике качество. Мое внимание на уроке распределяется не только между двумя собственными руками, но и относительно воспитанников-танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, что в данный момент делают дети, что требует педагог.
Нужно жить и «дышать» вместе с коллективом.
Деятельность концертмейстера за инструментом на этом не заканчивается, на смену ей приходит время работы с фонограммами.
Я хочу отметить, что концертмейстер - это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене. Только в творческом содружестве можно добиться положительных результатов.
В течение занятия я стараюсь, чтобы время использовалось максимально эффективно, а педагог-хореограф мог работать над постановкой танцев, не думая и не отвлекаясь на поиски нужной музыкальной фонограммы. В работе над фонограммами я стараюсь не останавливаться на месте и постоянно совершенствоваться, используя инновационные технологии для получения ряда дополнительных возможностей для улучшения ее качества:
накопление и использование нотного материала на уроках;
возможность поиска необходимого нотного и музыкального материала;
возможность общения с коллегами-концертмейстерами;
возможность быть в курсе последних разработок и инноваций в выбранной сфере деятельности;
возможность поиска, создания, записи, редактирования любой фонограммы, любым необходимым способом для решения поставленных педагогом-хореографом целей и задач.
Еще одна важная функциональная обязанность концертмейстера - это совместные с педагогом-хореографом репетиции на сцене, при подготовке обучающихся к выступлениям и концертам, поездки на конкурсы различного уровня. Наши воспитанники много и успешно выступают (городские, областные, российские, международные конкурсы).
Подводя итог, хочу отметить, что главное в работе концертмейстера - это особая, бескорыстная любовь к своей специальности. Так уж повелось, что концертмейстер нередко остается в тени и его работа растворена в общем труде всего коллектива, однако от этого она ничуть не становится менее значимой и важной.
прохлопывание простейших ритмических рисунков музыки руками, затем ногами;
игра «Эхо» - прохлопывание простейших ритмических рисунков по показу педагога, затем по показу самих детей;
прохлопывание ритма стихов, например:
Шел, шел без дорог.
Где шел - там и лег.
До весны пролежал,
А потом побежал.
Шесть котят есть хотят.
Дай им каши с молоком -
Пусть лакают языком.
Потому что кошки не едят из ложки.
прохлопывание небольших музыкальных произведений на 2\4, 3\4, 4\4.
Паузы:
Игра «Замри». Дети стоят по кругу, в руках одного - игрушка. Звучит музыка, воспитанники передают игрушку по кругу. Музыка прекращается - игрушка «замирает» в руках одного из детей. Музыка звучит снова - игрушка движется по кругу. Во время этой игры также развивается внимание, умение как останавливаться с окончанием музыки, так и начинать движение с началом музыки. А еще можно вводить изменение темпа в музыке, следовательно, дети передают игрушку быстрее или медленнее - развивается умение слышать изменение темпа музыки и в соответствии с ним двигаться.
Сильные и слабые доли:
Чередование хлопков рук с ударами ног. Во время исполнения музыкального произведения на сильную долю хлопаем, на слабую - топаем.
Игра «Платочек». Дети стоят по кругу, в руках одного - платочек. Во время музыки передаем платочек следующему на сильную долю. Игра развивает внимание и ощущение сильной доли в музыке.
Музыкальные регистры:
Игра «Гномы и великаны». Проигрывается два музыкальных фрагмента: 1-й - в высоком регистре - это гномы, 2-й - в низком, это великаны. На звучание музыки в высоком регистре дети шагают мелкими шагами, согнувшись, руки сцеплены за спиной (гномы несут рюкзачок), при звучании музыкального фрагмента в низком регистре, дети поднимают руки и шагают по кругу широкими шагами (это идут великаны).
Строение музыкальной фразы:
1. «Лужа» - воспитанники двигаются под музыку по кругу со словами: «Вокруг лужи обойду, а в середину прыгну» - на окончаниемузыкальной фразы, на слове «прыгну» - дети прыгают в центр круга.
2. «Мост» - во время этого упражнения также развивается понятие последнего такта фразы. Воспитанники маршем идут по кругу: «Я иду, иду, иду. Скоро до реки дойду. Если мостик сломан там - перепрыгну реку сам». На слово «сам» дети делают перескок.
«Листочки» - под музыку вальса («Вальс» А. Грибоедова, ми минор) дети кружатся, танцуют как листочки. На окончание музыкальных фраз «листочки опускаются на землю», т.е. приседают. Поначалу акцентирую окончание фраз замедлением. После того, как воспитанники хорошо усвоят, играю без замедлений.
Темп:
Ходьба и бег в разных темпах. Игра «Кошки-мышки».
Дети разбиваются на две команды (мышки и кошки). Мышки стоят в одном конце зала, руки перед грудью (это лапки). Кошки находятся в другом конце зала, сложив ладошки возле уха (кошки спят), Звучит музыка в высоком регистре, темп средний, мышки двигаются мелкими шагами (мелкий бег) в сторону кошек, внезапно меняется музыка на быструю, кошки просыпаются и ловят мышек. Игра повторяется, дети меняются ролями.
Выдерживание основного темпа - движение продолжаем при остановке музыки; двигаемся под какую-нибудь песенку, например, «Кукла с мишкой», музыка прекращается, дети продолжают движение, напевая песенку.
Игра «Солнышко и дождик» - для этой игры лучше выбрать одну универсальную мелодию, которая будет хорошо восприниматься как в медленном, так и в быстром темпе. Первая - спокойная шаговая - двигаемся, протягивая руки к «Солнцу», «растем» под лучами солнца. Вторая - быстрая - «Дождик» - бежим под музыку. Чередуем, и сообразно предлагаемому музыкальному фрагменту, дети должны правильно выполнять заданные движения. Игра развивает не только восприятие различного темпа, но и вырабатывает внимание.
Характер музыки: игра «День и ночь».
1. Под веселую музыку (лучше польку) дети танцуют, играют, словом изображают «День». Под спокойную музыку (колыбельную) - засыпают, наступает «Ночь». Кроме понятия темпа, развития внимания, у воспитанников есть возможность проявить свою фантазию, включить воображение.
Литература
Г. Безуглая. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. Академия русского балета им А.Я.Вагановой, С.-Пб., 2005 г.
А.Я.Ваганова. Основы классического танца. Учебное пособие издание пятое. «Искусство»Л., 1980 г.
А.В.Волынский. Книга ликования. Азбука классического танца. Издание хореографического техникума, Л.,1925 г.
Е.А.Моор. Музыкальное оформление занятий классическим танцем популярной музыкой. ж-л «Дополнительное образование и воспитание» №12, 2014 г.
Ритмика и Танец. Программа для хореографических отделений школ искусств. М.,1980 г.