kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ



Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хорео­графических классах с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант (концертмей­стер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Музыка и танец в своем гармоническом единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эсте­тического воспитания.

На уроках хореографии дети приобщаются к лучшим образцам классической и народной музыки, таким образом формируется их музы­кальная культура, развивается музыкальный слух, которые помогают воспринимать музыку и хореографию в единстве.

Развитие «музыкальности» танцевальных движений - задача концертмейстера, в его обязанности входит также участие в решении образовательных и воспитательных задач.

Стремясь разобраться в специфике хо­реографического аккомпанемента, я хочу поделиться мыслями о принципе работы концертмейстера в детском танцевальном коллективе, о той роли и задачах, какие ему приходится осуществлять.

Искусство хореографии имеет свои специ­фические требования, поэтому я стараюсь изучать опыт работы по эстетическому вос­питанию детей в хореографических коллекти­вах, в частности, по музыкальному развитию.

Знакомлюсь с новыми методиками «дви­жения под музыку», постоянно расширяю репертуарный подбор музыкальных произ­ведений для занятий, пополняю музыкальный багаж и знания о природе танца, его харак­терных особенностях.

Подбор музыкальных произведений тре­бует от меня, как концертмейстера, знания системы хореографического образования: знание о школах и направлениях танцеваль­ного искусства, о формах построения занятий, хореографическую терминологию (музыкаль­ная терминология - на итальянском, а в хо­реографии - на французском). При подборе музыкального материала особое внимание нужно уделять характеру, темпу, метро-ритму (размеру, акцентам, ритмическим рисункам) и форме музыкального произведения.

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности, ведь основопола­гающими дисциплинами в хореографии яв­ляются классический, народно-сценический и современный танец. Музыкальное сопро­вождение каждого из этих уроков должно быть точным, четко и качественно организо­ванным. Я стараюсь сразу определить для себя задачи каждого года обучения (как на уроках классического, народно-сценического, так и современного танца), а также проявить грамотный подход в подборе музыкального оформления.

Подбор музыкального материала на за­нятиях хореографии ведется в соответствии с программными требованиями хореографа. В значительной мере выбор того или иного музыкального материала зависит от возраст­ных особенностей обучающихся.

В своей работе для занятий с детьми младшего школьного возраста я подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, не­сложной мелодией, прозрачной, ясной фак­турой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и т.д.

Активно использую элементы игровых технологий. Игровая деятельность более до­ступна, понятна и интересна ребенку. В про­цессе музыкальной игры у детей развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации.

В игровой форме на уроках мы изучаем элементы музыкальной грамоты:

  • характер музыки: игра «День и ночь» (см. приложение);

  • понятие темпа: игра «Кошки-мышки» (см. приложение); ,

  • жанр музыки: игра «Угадай-ка» (см. при­ложение);

  • метроритм: прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников, рит­ма стихов; небольших музыкальных произ­ведений на 2/4, 3/4, 4/4;

  • сильные и слабые доли: чередование хлопков рук с ударами ног, игра «Похлопаем-потопаем»;

  • строение музыкальной фразы: акценти­руем конец музыкально-танцевальной фразы такими движениями, как притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т.д.

У детей хорошо развито воображение, они с удовольствием импровизируют, изображая что-то или кого-то из живой природы, для того чтобы передать образ лисы, зайца, медведя, балерины, снежинки, мне нужно быстро подо­брать выразительные отрывки музыкального сопровождения, характеризующие выбран­ный персонаж.

В игре определенные танцевальные дви­жения, уже освоенные воспитанниками, об­ретают другой смысл, например «рогt de bras» (упражнение для рук): дети - это деревья, а руки - это веточки, которые колышет ветер, или наши руки - воздушный шарик.

Игровые моменты дают возможность рас­крыть характер ребенка, его артистические данные, так нужные для выступлений на сцене.

В подростковом возрасте у детей происхо­дит осознание своих возможностей, утверж­дение себя как личности; подросток претен­дует на роль взрослого, поэтому я подбираю музыкальный материал уже с более сложной фактурой, развитой мелодией.

Дети старшего звена должны стремиться соединить технические сложности с харак­тером исполняемого элемента, наполняя движение эмоционально-музыкальной вы­разительностью, соответственно, музы­кальный материал - уже с использованием более сложных размеров, более быстрых темпов.

Музыкальное развитие на уроках хорео­графии осуществляется при помощи опреде­ленных методов и приемов:

  • наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);

  • словесный (педагог вместе с концерт­мейстером, помогает понять содержание му­зыкального произведения, побуждает вообра­жение, способствует проявлению творческой активности);

  • практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).

В процессе занятий и в паузах между ни­ми знакомлю детей с новыми музыкальными произведениями. У концертмейстера нет спе­циальных уроков, но всегда есть небольшие паузы, которые можно заполнить музыкой, привлечь внимание детей.

Развивая детское воображение, восприя­тие, фантазию, применяю метод прослуши­вания музыкального фрагмента или произ­ведения классической музыки с последующей краткой беседой.

В своей работе я стараюсь использовать проверенные временем лучшие музыкальные образцы, например:

  • с классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В. Моцарта, Л. Бетхо­вена;

  • романтизм представлен музыкой Ф. Шо­пена, Ф. Шуберта;

  • с русской классикой дети знакомятся на музыке М. Глинки, П. Чайковского и т.д.;

  • советская музыка - это музыка И. Мо­розова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова и т.д.

Подбирая музыкальный материал к заня­тиям, я всегда помню об огромном балетном музыкальном арсенале, созданным компози­торами прошлого и настоящего, это отрывки из балетов А. Адана, Л. Делиба, П. Чайковско­го, А Хачатуряна и т.д.

Работая в детском хореографическом коллективе, концертмейстер должен всегда помнить, что правильная работа в ансам­бле - необходимое в концертмейстерской практике качество. Мое внимание на уро­ке распределяется не только между двумя собственными руками, но и относительно воспитанников-танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, что в данный момент делают дети, что тре­бует педагог.

Нужно жить и «дышать» вместе с коллек­тивом.

Деятельность концертмейстера за инстру­ментом на этом не заканчивается, на смену ей приходит время работы с фонограммами.

Я хочу отметить, что концертмейстер - это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене. Только в творческом содружестве можно добиться положительных результатов.

В течение занятия я стараюсь, чтобы вре­мя использовалось максимально эффектив­но, а педагог-хореограф мог работать над постановкой танцев, не думая и не отвлекаясь на поиски нужной музыкальной фонограм­мы. В работе над фонограммами я стараюсь не останавливаться на месте и постоянно совершенствоваться, используя инноваци­онные технологии для получения ряда до­полнительных возможностей для улучшения ее качества:

  • накопление и использование нотного материала на уроках;

  • возможность поиска необходимого нот­ного и музыкального материала;

  • возможность общения с коллегами-концертмейстерами;

  • возможность быть в курсе последних разработок и инноваций в выбранной сфере деятельности;

  • возможность поиска, создания, записи, редактирования любой фонограммы, любым необходимым способом для решения по­ставленных педагогом-хореографом целей и задач.

Еще одна важная функциональная обязан­ность концертмейстера - это совместные с педагогом-хореографом репетиции на сцене, при подготовке обучающихся к выступлениям и концертам, поездки на конкурсы различного уровня. Наши воспитанники много и успешно выступают (городские, областные, россий­ские, международные конкурсы).

Подводя итог, хочу отметить, что главное в работе концертмейстера - это особая, бес­корыстная любовь к своей специальности. Так уж повелось, что концертмейстер неред­ко остается в тени и его работа растворена в общем труде всего коллектива, однако от этого она ничуть не становится менее значи­мой и важной.

Приложение

Упражнения, игры:


Метроритм:

  1. прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий обучающихся;

  2. прохлопывание простейших ритмических рисунков музыки руками, затем ногами;

  3. игра «Эхо» - прохлопывание простейших ритмических рисунков по показу педагога, затем по показу самих детей;

  4. прохлопывание ритма стихов, например:

Шел, шел без дорог.

Где шел - там и лег.

До весны пролежал,

А потом побежал.

Шесть котят есть хотят.

Дай им каши с молоком -

Пусть лакают языком.

Потому что кошки не едят из ложки.

  1. прохлопывание небольших музыкаль­ных произведений на 2\4, 3\4, 4\4.


Паузы:

  1. Игра «Замри». Дети стоят по кругу, в руках одного - игрушка. Звучит музыка, вос­питанники передают игрушку по кругу. Му­зыка прекращается - игрушка «замирает» в руках одного из детей. Музыка звучит снова - игрушка движется по кругу. Во время этой игры также развивается внимание, умение как останавливаться с окончанием музыки, так и начинать движение с началом музыки. А еще можно вводить изменение темпа в му­зыке, следовательно, дети передают игрушку быстрее или медленнее - развивается умение слышать изменение темпа музыки и в соот­ветствии с ним двигаться.


Сильные и слабые доли:

  1. Чередование хлопков рук с ударами ног. Во время исполнения музыкального про­изведения на сильную долю хлопаем, на сла­бую - топаем.

  2. Игра «Платочек». Дети стоят по кругу, в руках одного - платочек. Во время музыки передаем платочек следующему на сильную долю. Игра развивает внимание и ощущение сильной доли в музыке.


Музыкальные регистры:

  1. Игра «Гномы и великаны». Проигры­вается два музыкальных фрагмента: 1-й - в высоком регистре - это гномы, 2-й - в низком, это великаны. На звучание музыки в высоком регистре дети шагают мелкими шагами, со­гнувшись, руки сцеплены за спиной (гномы несут рюкзачок), при звучании музыкального фрагмента в низком регистре, дети поднима­ют руки и шагают по кругу широкими шагами (это идут великаны).


Строение музыкальной фразы:

1. «Лужа» - воспитанники двигаются под музыку по кругу со словами: «Вокруг лужи обойду, а в середину прыгну» - на окончаниемузыкальной фразы, на слове «прыгну» - де­ти прыгают в центр круга.

2. «Мост» - во время этого упражнения также развивается понятие последнего такта фразы. Воспитанники маршем идут по кругу: «Я иду, иду, иду. Скоро до реки дойду. Если мостик сломан там - перепрыгну реку сам». На слово «сам» дети делают перескок.

  1. «Листочки» - под музыку вальса («Вальс» А. Грибоедова, ми минор) дети кру­жатся, танцуют как листочки. На окончание музыкальных фраз «листочки опускаются на землю», т.е. приседают. Поначалу акцентирую окончание фраз замедлением. После того, как воспитанники хорошо усвоят, играю без замедлений.


Темп:

Ходьба и бег в разных темпах. Игра «Кошки-мышки».

  1. Дети разбиваются на две команды (мыш­ки и кошки). Мышки стоят в одном конце зала, руки перед грудью (это лапки). Кошки находятся в другом конце зала, сложив ла­дошки возле уха (кошки спят), Звучит музыка в высоком регистре, темп средний, мышки двигаются мелкими шагами (мелкий бег) в сторону кошек, внезапно меняется музыка на быструю, кошки просыпаются и ловят мышек. Игра повторяется, дети меняются ролями.

  2. Выдерживание основного темпа - движение продолжаем при остановке музыки; двигаемся под какую-нибудь песенку, напри­мер, «Кукла с мишкой», музыка прекраща­ется, дети продолжают движение, напевая песенку.

  3. Игра «Солнышко и дождик» - для этой игры лучше выбрать одну универсальную ме­лодию, которая будет хорошо восприниматься как в медленном, так и в быстром темпе. Первая - спокойная шаговая - двигаемся, протягивая руки к «Солнцу», «растем» под лу­чами солнца. Вторая - быстрая - «Дождик» - бежим под музыку. Чередуем, и сообразно предлагаемому музыкальному фрагменту, дети должны правильно выполнять заданные движения. Игра развивает не только вос­приятие различного темпа, но и вырабатывает внимание.


Характер музыки: игра «День и ночь».

1. Под веселую музыку (лучше польку) дети танцуют, играют, словом изображают «День». Под спокойную музыку (колыбель­ную) - засыпают, наступает «Ночь». Кроме понятия темпа, развития внимания, у вос­питанников есть возможность проявить свою фантазию, включить воображение.



Литература

  1. Г. Безуглая. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. Академия русского балета им А.Я.Вагановой, С.-Пб., 2005 г.

  2. А.Я.Ваганова. Основы классического танца. Учебное пособие издание пятое. «Искусство»Л., 1980 г.

  3. А.В.Волынский. Книга ликования. Азбука классического танца. Издание хореографического техникума, Л.,1925 г.

  4. Е.А.Моор. Музыкальное оформление занятий классическим танцем популярной музыкой. ж-л «Дополнительное образование и воспитание» №12, 2014 г.

  5. Ритмика и Танец. Программа для хореографических отделений школ искусств. М.,1980 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Автор: Соловьёва Жанна Николаевна

Дата: 04.05.2016

Номер свидетельства: 324257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая  разработка    «ОСОБЕННОСТИ    РАБОТЫ  КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА  ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО  КОЛЛЕКТИВА» "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-osobiennosti-raboty-kontsiertmieistiera-khorieografichieskogo-kolliektiva"
    ["file_id"] => string(6) "244494"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445950841"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Особенности работы концертмейстера хореографического коллектива"
    ["seo_title"] => string(66) "osobennosti_raboty_kontsertmeistera_khoreograficheskogo_kollektiva"
    ["file_id"] => string(6) "541145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582659251"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Особенности работы концертмейстера в классе хореографии "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-raboty-kontsiertmieistiera-v-klassie-khorieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "219560"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434271114"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "«Особенности работы концертмейстера в условиях ограничений по коронавирусу. Индивидуальная работа с детьми в хореографическом коллективе»"
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_raboty_kontsertmeistera_v_usloviiakh_ogranichenii_po_koronavirusu_in"
    ["file_id"] => string(6) "606229"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1651758146"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Особенности работы концертмейстера ‒ баяниста в детском хореографическом объединении"
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_raboty_kontsertmeistera_baianista_v_detskom_khoreograficheskom_obedi"
    ["file_id"] => string(6) "532248"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576513835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства