Просмотр содержимого документа
«Особенности работы концертмейстера в классе скрипки»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Детская школа искусств №8
Методическая разработка на тему
«Организация и основные принципы работы
концертмейстера в классе скрипки»
Выполнила: концертмейстер ДШИ №8
Грачева Е.А.
Волгоград
2022
Содержание
Введение 3
Глава 1. Специфические способности, умения и навыки концертмейстера 5
Глава 2. Психологические качества концертмейстера 7
Глава 3. Основные принципы работы концертмейстера с солистом 8 скрипачом, практические рекомендации концертмейстеру
Глава 4. Роль концертмейстера в классе скрипки 12
Глава 5. Использование современных информационных технологий и современных технических средств обучения 15
Глава 6.Типичные ошибки и недочёты учащихся по классу скрипки и
пути их преодоления 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение
Работа концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста. Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом знаний в области музыки, бегло читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху, редактировать музыкальные тексты, делать переложения. Если говорить о работе концертмейстера в классе струнносмычковых инструментов в целом, то способность «вживания» в звучность смычковых инструментов – одна из самых сложных проблем для пианиста. Если струнники в классе специальности сталкиваются с фортепиано в качестве аккомпанирующего инструмента, то для большинства пианистов работа со скрипачом часто является неизведанной областью. Начнем с того, что в процессе концертмейстерской работы необходимо владеть определёнными специфическими навыками, отличными от сольного исполнения. Это и навыки необходимы концертмейстеру в любом классе (вокалисты, инструменталисты). Вот основные из них:
1. Следить за инструментальной строчкой, видеть и
слышать партию солиста, знать её во всех подробностях.
2. Уметь фразировать партию аккомпанемента в соответствии с партий
солиста.
3. Соизмерять звучность аккомпанемента со звучанием сольной
партии.
4. Слушать и слышать солиста, «дышать» и произносить (мысленно)
его партию вместе с ним.
5. Уметь менять характер звучанию фортепианной партии в
зависимости от распределения сольных эпизодов и сопровождения.
Необходимо познакомится так же и со специфическими принципами
звукоизвлечения, присущему каждому инструменту. При этом важно
учитывать степень звукового насыщения фортепианного сопровождения в
зависимости от тембра солирующего инструмента. Так, если иметь ввиду
любые из многочисленных оттенков шкалы динамических градаций, то
при аккомпанементе скрипке возможно более громкая звучность, чем при
аккомпанементе альту или виолончели (здесь присущи более глубокая,
«бархатная» звучность). Так же необходимо помнить пианисту о способе
«добывания» красивого, тянущегося звука, когда следует не тыкать в
клавишу, а извлекать звук из рояля как бы лаская клавишу.
или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Можно с
уверенностью сказать, что это самая распространённая профессия среди
пианистов. Участие концертмейстера является неотъемлемой частью
учебного процесса струнников, народников, вокалистов, хора, хореографов
в ДМШ или ДШИ. Широко распространён ошибочный стереотип –
«концертмейстер – это человек на вторых ролях». На самом деле, по
поводу второстепенности данной профессии можно спорить. Далеко не
всегда концертмейстер играет «под солистом», в большинстве случаев
участие в музыкальном ансамбле равноправно, а иногда концертмейстер
берёт на себя функцию дирижёра. Зачастую роль концертмейстера
сводится не только к игре по нотам, но и к разучиванию партий, созданию
образа, интерпретации, контролю над качеством исполнения и т.п. Помимо
того, концертмейстер должен быть хорошим педагогом, психологом,
организатором.
Обязательные требования к профессионализму концертмейстера
скрипичного класса: наличие музыкальной одаренности, владение
навыками игры в ансамбле, артистизм, фантазия, развитые образные
слуховые представления, эрудированность в вопросах музыкальных
стилей, музыкальной формы, скорость реакции, гибкость, дирижерское
начало, знание основ скрипичного искусства, понимание исполнительской
специфики струнных инструментов. Концертмейстер должен, помимо
музыкальной чуткости, обладать ясным мышлением, крепкими нервами и
хорошей интуицией. Умение транспонировать полезно, но не жизненно
необходимо, как в вокальном или духовом классах. Умение
импровизировать и подбирать по слуху поможет разнообразить уроки
первоклашек. Даже игра гамм может превратиться в удовольствие.
Рассмотрим подробнее работу концертмейстера в классе скрипки.
Глава 1. Специфические способности, умения и навыки концертмейстера.
Работа концертмейстера занимает значительное место в повседневной
профессиональной деятельности пианиста. Слово концертмейстер состоит
из двух слов: концерт и мастер (в переводе с немецкого meister — мастер).
Концертмейстер-пианист - это «концертный мастер», сопровождающий
работу солиста над репертуаром и аккомпанирующий на концертах
(конкурса). Деятельность концертмейстера - это разучивание с солистами их
партий, умение контролировать качество их исполнения, знание
особенностей возникновения трудностей при исполнении, умение подсказать
путь их преодоления, итогом является концертная работа на различных
концертах, конкурсах.
Главное качество концертмейстера - общая музыкальная одаренность.
Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства
ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, владение навыками игры
в ансамбле. К навыкам для концертмейстера следует отнести хорошее
владение роялем, как технически, так и музыкально, умение играть разную
фактуру, беглое чтение с листа, транспонирование и общая музыкальная
эрудиция. Чтобы быть надежной опорой ученику во время выступлений на
концертах и конкурсах концертмейстер должен иметь такие качества, как
артистичность и выдержка.
Мастерство концертмейстера предполагает владение ансамблевой
техникой, особенностей игры на различных инструментах, также отличного
музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и
транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке
на фортепиано.
Работая в классе скрипки, концертмейстер должен знать специфику
звучания струнных инструментов, их штрихи, особенности настройки.
Также необходимо знать специфические особенности скрипки: знать
строение инструмента, способы звукоизвлечения, чтобы работа в классе
была эффективной и качественной. Особое внимание стоит уделять
штрихам. Рассмотрим некоторые из них чуть более подробно.
Первый штрих - «pizzicato», приём игры, когда звук извлекается не
смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и более
тихим, чем при игре смычком. Звуки «pizzicato» неизбежно будут слабее.
Особенно это касается игры с начинающими скрипачами, так как это их
первый способ звукоизвлечения. Концертмейстеру необходимо на этом этапе
работы пользоваться левой педалью, звук на фортепиано должен быть тише и
легче, подражая этому щипковому приему, исполняя острыми кончиками
пальцев, близко к клавиатуре, экономя движения.
Также одним из основных штрихов на струнных является «detache» ( от
фр. «detache» - отделять) - разновидность приёма, когда на одно движение
смычка по струне исполняется одна нота, исполнитель извлекает каждую
ноту отдельным движением смычка, без отрыва от струны, меняя его
направление. В отличие от «legato», исполняется отдельными движениями
смычка. В нотах отсутствует специального обозначения «detache», и как
правило, на него указывает отсутствие лиг над нотами. В зависимости от того
какой частью смычка играется «detache», с какой скоростью проводится
смычок, звучание этого штриха будет меняться. На фортепиано этот штрих
схож со штрихом «non legato», когда звучание каждой ноты осуществляется
снятием пальца с клавиши непосредственно перед взятием следующего. А
вот «legato», «legatissimo» это тот штрих, которому, пианисты учатся у
струнников, и чтобы соответствовать скрипичному «legatissimo», пианист
извлекает звуки, как бы вытягивая пальцы, то есть исполнение
«поглаживающим» звуком.
Средства для достижения разнохарактерного «staccato» на струнных
инструментах в некоторой степени аналогичны фортепианным. Имеют
специальные обозначения: «spiccato», «sautille», «martle» и другие.
Флажолет «flageolet» - своеобразный высокий звук, извлекаемый
особым способом. Требует определенных навыков и тренировки в
достижении чистой интонации. Во время его звучания, для соблюдения
звукового баланса, сопровождение концертмейстера должно звучать ещё
тише.
К важным техническим элементам техники скрипача следует отнести
двойные ноты и аккорды.
Глава 2. Психологические качества концертмейстера.
Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения
многосторонних знаний и умений по различным музыкально-теоретическим
курсам. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера
предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности,
таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,
мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и
воля, педагогический такт и чуткость. Быстрота и активность реакции, воля и
самообладание – все это качества, которые очень важны для
профессиональной деятельности концертмейстера.
В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сцено-фобии, страха перед повторением ошибок.
Важность такой помощи трудно переоценить, особенно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям окружающего мира. Как доказывает жизнь, наличие в команде профессионального психолога существенно влияет на спортивные достижения; шахматисты мирового уровня не мыслят свою деятельность без такой психологической помощи, которую в ансамбле часто оказывает концертмейстер. Не менее важны, на первый взгляд малозаметные психологические функции концертмейстера в обычной классной работе.
Глава 3. Основные принципы работы концертмейстера с солистом скрипачом, практические рекомендации концертмейстеру.
Основной особенностью работы концертмейстера в классе скрипки
является раннее приобщение юных скрипачей к ансамблевому
музицированию. Ведь репертуар скрипача от начальных и до выпускных
классов в основном строится на работе с концертмейстером.
Одной из главных задач концертмейстера в классе скрипки является
создание единой ансамблевой звучности с солистом, раскрытие единого
художественного образа. Для создания музыкально художественного образа
солист и пианист должны быть единым целым. Концертмейстер должен
уметь слушать и слышать партнёра, соизмерять звучность аккомпанемента со
звучанием сольной партии. Во время игры концертмейстер должен следить за
инструментальной строчкой, видеть и слышать партию солиста, знать её во
всех подробностях. При работе нужно обращать внимание на стиль
композитора, жанр, в котором написано исполняемое произведение, форму
произведения и темп. Тембр и способы звукоизвлечения фортепиано должны
соответствовать стилю композитора и особенностям солирующего
инструмента. Концертмейстер, работая с учащимися в классе скрипки
должен обращать внимание на интонационную точность исполнения учащимся мелодии, соответствие штрихов и фразировки, сбалансированность и синхронность звучания. Необходимо устанавливать общность фразировочных лиг и штрихов с тем, чтобы в аналогичных местах
они точно совпадали. Имитируя штрихи скрипки, концертмейстер должен с
особой осторожностью и тщательностью использовать педаль, максимально
приблизить звучание фортепиано к звучанию скрипки.
Концертмейстеру, работающему в классе скрипки, можно дать следующие практические рекомендации:
1. Работая в классе скрипки, концертмейстер должен знать специфику звучания струнных инструментов, их штрихи, чтобы в соответствующих местах произведения приближать звучание фортепианной партии к характеру извлечения звука струнника.
2. Необходимо учитывать регистр, в котором исполняется данная
фраза или штрих. Скрипка - это инструмент, звучащий, в основном, в
высоком регистре, поэтому здесь концертмейстеру необходимо уделять
больше внимание среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание
было выстроенным и гармоничным. Нельзя форсировать звучание рояля в
верхнем регистре, так как это помешает восприятию партии скрипки.
3. Концертмейстеру в классе скрипки следует стремиться в своем
исполнении к тембровой красочности звука, особенно это важно в
произведениях, где пианист исполняет партию оркестра. Природа
струнных инструментов – певучая, напоминает человеческий голос.
4. Первое, о чем надо помнить концертмейстеру – это соблюдение
звукового баланса, особенно, если яркое волевое начало определяет
большое развёрнутое и динамически насыщенное вступление
концертмейстера. Надо не забывать о физических возможностях ученика,
его возрасте и качестве его инструмента. Поэтому, соразмерив все
стороны, вступление надо играть мягче и немного тише, чтобы
последующая игра скрипача была действительно солирующей и не
терялась на фоне игры концертмейстера.
5. Во вступлении надо взять правильный темп, иначе фортепианное
начало может оказаться в одном темпе, а вступление скрипача – в другом.
Поэтому перед тем, как начать, надо сосредоточиться и мысленно пропеть
первые такты скрипичной партии в условленном с солистом темпе.
6. Необходимо помнить, что природа звука фортепиано и природа
звука скрипки диаметрально противоположны. Рояль имеет ударное
начало звука и его последующее неизбежное затухание, скрипка имеет
мягкую атаку и естественное певучее продолжение, длительную
протяженность звучания. В разных регистрах звучания скрипки требуется
разная по интенсивности и окраске поддержка. Поиск различных
вариантов звучания – это одно из важнейших задач концертмейстерского
искусства.
7. Приходя на урок к начинающему ученику или выпускнику и
работая над маленькой пьесой или крупной формой, находясь в классе или
в концертном зале, концертмейстер всегда должен контролировать силу
звука на своем инструменте. Фортепиано, как инструмент
сопровождающий, должен звучать чуть слабее солирующего инструмента.
Надо не забывать о физических возможностях ученика, его возрасте и
качестве его инструмента. Поэтому, соразмерив все стороны, вступление
надо играть мягче и немного тише, чтобы последующая игра скрипача
была действительно солирующей и не терялась на фоне игры
концертмейстера. При этом нужно следить, чтобы и обратного эффекта
тоже не было, когда скрипка останется без поддержки; можно чуть
выпуклее сыграть левую руку, и с помощью басов создать некий
«фундамент», на который и будет опираться солист.
8. Концертмейстер должен совместно с преподавателем помогать
ученику овладевать произведением, готовить его к концертному
выступлению. Обычно работа учащегося над пьесой состоит из
следующих этапов: разбор, фрагментарное исполнение, исполнение
подряд от начала до конца (репетиционное), которое предшествует
концертному исполнению. Концертмейстер может включаться в эту работу
еще на этапе разбора, для решения самых различных задач.
9. Грамотное ансамблевое исполнение подразумевает синхронность
всех партий (единство темпа и ритма партнеров), уравновешенность силы
О профессиональной интуиции. Сложное и неоднозначное понятие.
Концертмейстерская интуиция – способность предсказывать дальнейший
ход музыки (при читке с листа), предугадывать намерения учащегося солиста, помогать выкручиваться из сложных (с потерей текста) ситуаций
на сцене, ощущение совместного «кривого поля». Опытный
концертмейстер всегда безошибочно знает, с какого места начнёт
учащийся после остановки. Разумеется, проще работать с тем учащимся,
которого знаешь не первый год. С ним создаётся единое
психоэмоциональное поле. И этот термин вовсе не из области
экстрасенсорики и эзотерики. Интуиция, помогающая создать из
разрозненных инструменталистов единый организм исполнителя, – это
результат многолетней наработки специфических знаний и умений. Это
практика читки, транспорта, подбора, импровизации, композиции, теории,
гармонии. Концертмейстер обязан не бояться за себя и должен быть
спокоен за солиста или ансамбль. А посему необходимо быть уверенным в
тексте, знать назубок партитуру, быть готовым к любому повороту
событий, обладать огромной выдержкой.
Концертмейстер в классе скрипки и скрипичного ансамбля в
современных условиях – важная составляющая процесса реализации
личностно-ориентированной модели обучения и системного подхода к
формированию базовых основ скрипичного исполнительства. Он играет
большую роль в приобщении учащихся ДМШ, ДШИ к академической
музыке – вплоть до профессионализации, музицированию, творческому
поиску, причём, как в художественном, так и в технологическом плане.
Глава 5. Использование современных информационных технологий и современных технических средств обучения.
Использование современных информационных технологий и современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр, синтезатор и др.) на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету. На уроках использую беседы, диалог, чтобы ученик умел самостоятельно находить решения поставленных задач, делать выводы, доказывать свою точку зрения. Выслушиваю мнение ученика, создаю ситуацию выбора, например – порядок работы над произведением на уроке, выбрать понравившееся произведение из числа предложенных преподавателем. Чтобы учащиеся на уроках быстро не утомлялись и продолжали внимательно воспринимать нужную информацию я чередую различные виды деятельности.
Репертуар как основа музыкально-художественного развития ребенка имеет важное значение при выборе. В первую очередь учитываются индивидуальные особенности характера ученика, степень его подготовки. В работе использую современные технические средства – ноутбук, интернет-ресурсы, синтезатор, электронные нотные библиотеки.
Один из способов создания положительной мотивации к обучению – это работа с малыми группами (объединить на уроке двух-трех учеников, создать импровизированный ансамбль), которая позволяет удовлетворить потребность ребенка в общении, прививает чувство коллективизма, повышает ответственность.
Выступления на концертах также повышают интерес детей к обучению, дают возможность сравнить своё исполнение с другими, мотивируют к дальнейшему совершенству исполнительского мастерства.
Давно не секрет, что эффективность обучения музыке зависит от организации систематических домашних занятий, определяемых мотивацией. Помочь ребенку организовать занятия дома могут только родители, которых важно приобщить к процессу обучения.
Современное развитие системы дополнительного образования детей диктует активное введение инноваций в учебно-воспитательный процесс, что отражается на повышении эффективности (результативности) деятельности образовательного учреждения. Инновационные процессы в рамках дополнительного образования детей выступают инструментом создания и развития образовательной среды, направленной на развитие личности обучающегося.
В педагогической практике под инновациями понимаются определенные, осмысленные, целенаправленные изменения педагогической деятельности через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и т.п.)
Работая концертмейстером, осуществляя повседневную репетиционную работу и, одновременно занимаясь исполнительской деятельностью, постоянно обращаешься к музыкальной педагогике, которая является сущностью профессии «концертмейстера» по формированию и развитию художественно-драматургического мышления музыкального исполнительства.
Инновационные аспекты деятельности концертмейстера применяются в следующих направлениях:
- реализации информационно-коммуникативных технологий (имитационных, моделирующих, комплексных);
- реализации современных образовательных технологий (метод решения конкретных ситуаций, игровые технологии, развивающие технологии);
- реализации личностно ориентированного подхода к образованию через музыкальную деятельность, направленную на художественное, нравственное, эстетическое развитие обучающегося;
- совершенствование профессионализма концертмейстера как проявление его инновационной направленности в рамках учебно-воспитательного процесса (разработка музыкальных композиций, владение разными музыкальными инструментами: балалайка, домра, синтезатор).
Можно сделать вывод, что системное, комплексное сочетание проявлений инновационной деятельности концертмейстера учреждения дополнительного образования направлено на развитие личности ученика, раскрытие его способностей, обеспечение целостного педагогического процесса.
Глава 6.Типичные ошибки и недочёты учащихся по классу скрипки и
пути их преодоления.
Далее рассмотрим типичные ошибки, которые встречаются во время
работы у учащихся по классу скрипки и пути их исправления.
1. Интонация. Необходимо помнить, что скрипка – инструмент с
нефиксированным интонационным строем, поэтому помощь рояля
здесь очень велика. И концертмейстер может уже на стадии
разучивания текста помочь солисту выучить текст, дублируя его партию
на рояле. Это помогает скрипачу слышать чистую интонацию и
добиваться ее на своем инструменте при взятии нот. Поэтому вначале
пианисту придётся совмещать подыгрывание партии солиста с партией
аккомпанемента. Если ученик на стадии разучивания пьесы теряет
контроль над интонацией (особенно в высоких позициях), пианист
может подыграть звуки мелодии, как это делается в вокальных классах.
Он помогает ученику справиться с непонятным для него ритмом,
дублируя на рояле сольную партию. Иногда ученики не додерживают
или сокращают длинные ноты во время пауз у фортепиано, в этих
случаях полезно бывает временно заполнить такую паузу аккордами.
Вообще временное видоизменение фактуры аккомпанемента часто
помогает юному исполнителю быстрее освоить свою партию.
2. Говоря еще об основных этапах работы, следует отметить так же о
скрипичных аккордах, которые при исполнении делятся пополам, и
соответствующие аккорды у пианиста должны приходиться на верхние
звуки, как бы с оттяжкой; начало аккорда берется за счет предыдущей
доли. Концертмейстеру следует учитывать эту особенность, и не
спешить играть свою партию.
3. При исполнении двойных нот ученик, как правило, испытывает
трудности и при этом замедляет темп, а при исполнении пассажа
мелкими длительностями на один смычок, наоборот, ускоряет. Эти
примеры скрипичных штрихов и фактуры требуют большого внимания
от концертмейстера. Необходимо добиваться максимальной схожести в
звучании.
4. Очень распространенным недостатком ученической игры является
«спотыкание», потери текста и концертмейстер должен быть к этому
готов. Он должен точно знать, в каком месте текста ученик сейчас
играет, следить за обеими партиями. Быстрая реакция концертмейстера
(подхват солиста в нужном месте) сделает эту погрешность почти
незаметной для большинства слушателей.
5. Более распространённая ошибка у учащихся: пропустив несколько
тактов, «добросовестный» ученик возвращается назад, чтобы сыграть
все пропущенное. Даже опытный концертмейстер может растеряться от
такой неожиданности, но с течением времени вырабатывается
внимание к тексту и способность сохранять ансамбль с учеником,
несмотря на любые сюрпризы.
6. Иногда способный исполнитель запутывается в тексте настолько, что
это приводит к остановке звучания. Концертмейстеру в этом случае,
следует сначала применить музыкальную «подсказку», сыграв
несколько нот мелодии. Если это не помогло, то надо договориться с
учеником, с какого места продолжить исполнение и далее спокойно
довести пьесу до конца. Выдержка концертмейстера в таких ситуациях
позволит избежать образования у учащегося комплекса боязни эстрады
и игры на память. Еще лучше обговаривать до концерта, с каких
моментов может быть возобновлено исполнение в случаях остановок в
определенных частях формы.
7. Грамотное ансамблевое исполнение подразумевает синхронность всех
партий (единство темпа и ритма партнеров), уравновешенность силы