kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль концертмейстера в классе скрипки

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методическом материале представлено описание особенностей работы концертмейстера в классе скрипки детской школы  искусств

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль концертмейстера в классе скрипки»

Пуминова В.И., концертмейстер МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств №3»

Роль концертмейстера в классе скрипки


Французское слово accompagnement образовано от глагола accompagner — «сопровождать». «Сопровождение» подразумевает опору — ритмическую и гармоническую. Уже отсюда понятно, какая огромная нагрузка — ложится на плечи аккомпаниатора. Аккомпаниатор является и концертмейстером— он не только исполняет произведение с певцом или инструменталистом на концертной эстраде, но и работает с солистом на предварительных репетициях, разрабатывая вместе с ним художественную концепцию интерпретации, помогает солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом знаний в области музыки, бегло читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху, редактировать музыкальные тексты, делать переложения. Концертмейстерство — самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде — и в классе (по всем специальностям, кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в оперном театре, и на преподавательском поприще (класс концертмейстерского мастерства).

Обязательные требования к профессионализму концертмейстера скрипичного класса: наличие музыкальной одаренности, владение навыками игры в ансамбле, артистизм, фантазия, развитые образные слуховые представления, эрудированность в вопросах музыкальных стилей, музыкальной формы, скорость реакции, гибкость, дирижерское начало, знание основ скрипичного искусства, понимание исполнительской специфики струнных инструментов. Работая в классе скрипки, концертмейстер должен знать специфику звучания струнных инструментов, их штрихи, особенности настройки. Также необходимо знать специфические особенности скрипки: знать строение инструмента, способы звукоизвлечения, чтобы работа в классе была эффективной и качественной. Особое внимание стоит уделять штрихам. 

- Первый штрих - «pizzicato»- приём игры, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и тихим, чем при игре смычком. Это первое звукоизвлечение начинающего скрипача. Концертмейстеру необходимо на этом этапе работы пользоваться левой педалью, звук на фортепиано должен быть тише и легче, подражая этому щипковому приему, исполняя острыми кончиками пальцев.

- «detache» (от фр. «detache» - отделять) – разновидность штриха, когда на одно движение смычка по струне исполняется одна нота, исполнитель извлекает каждую ноту отдельным движением смычка, без отрыва от струны, меняя его направление. На фортепиано этот штрих схож со штрихом «non legato», когда звучание каждой ноты осуществляется снятием пальца с клавиши непосредственно перед взятием следующего.

- «legato», «legatissimo» - штрих легато исполняется с одинаковой лёгкостью и целым смычком и отдельными частями. Основное качество этого штриха– певучесть, протяжённость, непрерывность и ровность звучания. Чтобы соответствовать скрипичному «legatissimo», пианист-аккомпаниатор извлекает звуки, как бы вытягивая пальцы, то есть исполнение «поглаживающим» звуком.

- «staccato» - на струнных инструментах в некоторой степени аналогичны фортепианным. Имеют специальные обозначения: «spiccato», «sautille», «martle». Звук извлекается броском смычка на струну с небольшого расстояния, смычок сразу отскакивает от струны, и звук, поэтому получается коротким, отрывистым.

- «flageolet» - флажолетом называется извлекаемый звук-обертон. Исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на два (высота звучания повышается на октаву) на 4,2 октавы. Этот штрих требует от начинающего скрипача определенных навыков и тренировки в достижении чистой интонации. Во время его звучания, для соблюдения звукового баланса, сопровождение концертмейстера должно звучать ещё тише.

- технические элементы - двойные ноты и аккорды.

В ходе работы со скрипачом концертмейстер должен обращать внимание на стиль композитора, жанр, форму, произведения и темп. Тембр и способы звукоизвлечения фортепиано должны соответствовать стилю композитора и особенностям скрипки, также должен обращать внимание на интонационную точность исполнения мелодии, соответствие штрихов и фразировки, сбалансированность и синхронность звучания.

Необходимо учитывать и регистр, в котором исполняется данная фраза или штрих. Скрипка - это инструмент, звучащий, в основном, в высоком регистре, поэтому концертмейстеру необходимо уделять больше внимание среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и гармоничным. Нельзя форсировать звучание рояля в верхнем регистре, так как это помешает восприятию партии скрипки.

Первая задача концертмейстера при игре с начинающим скрипачом или в игре с ансамблем – это соблюдение звукового баланса. Аккомпаниатору необходимо помнить о физических возможностях ученика, его возрасте и качестве его инструмента. Учитывать характер звучания, атаку звука. Для этого необходимо помнить, что природа звука фортепиано и природа звука скрипки диаметрально противоположны. Рояль имеет ударное начало звука и его последующее неизбежное затухание, скрипка имеет мягкую атаку и естественное певучее продолжение, длительную протяженность звучания. В разных регистрах звучания скрипки требуется разная по интенсивности и окраске поддержка. Фортепиано, как инструмент сопровождающий, должен звучать чуть слабее солирующего инструмента. Поиск различных вариантов звучания – это одно из важнейших задач концертмейстерского искусства.

Во вступлении концертмейстеру нужно брать правильный темп, чтобы фортепианное начало было в едином темпе, как и вступление скрипача. Перед тем, как начать играть нужно, сосредоточиться и мысленно пропеть первые такты скрипичной партии в условленном с солистом темпе.

Концертмейстер должен совместно с преподавателем готовить ученика к его концертному выступлению. Работа учащегося над программой состоит из следующих этапов: разбор, исполнение по частям, исполнение подряд от начала до конца (репетиционное), которое предшествует концертному исполнению. Концертмейстер должен включаться в эту работу еще на этапе разбора.

Для успешного ансамблевого исполнения нужно:

- единство темпа и ритма партнеров,

- уравновешенность силы звучания

- единство динамики, (умелое использование динамических оттенков помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание) Концертмейстеру необходимо развивать творческое воображение (играть свою партию в разных оркестровых тембрах, создавать художественный образ исполняемой пьесы). Нужно «заразить» своим творческим воображением солиста, добиваясь таких же интересных и красочных решений от него.

- единство приёмов, штрихов, фразировки. 

Немаловажным моментом в работе с начинающими скрипачами является совместное начало игры при отсутствии вступления. Сначала концертмейстер сам показывает и знакомит начинающего скрипача с «ауфтактом», далее идет постепенно работа к приучению ученика к тому, что показ начала игры – это его задача как солиста.

Для ансамблевой слитности концертмейстеру также необходимо обеспечивать взаимопонимание с учащимся, находить индивидуальный подход, создавать комфортную атмосферу, подбирать нужную тональность общения.

Перед концертным выступлением концертмейстеру нужно продумать все организационные моменты, включая тот факт, кто будет переворачивать ноты. Пропущенный во время переворота аккорд или бас, может негативно сказаться на солисте и вызвать неожиданную панику, вплоть до прерывания исполнения. Во время настройки скрипки необходимо держать руки на клавиатуре и внимательно следить за учеником; очень часто, особенно в начальных классах, ученики начинают играть сразу же. Бывают часто и останавливаются, пропускают несколько тактов, страниц. К этому нужно быть готовым. Нужно иметь быструю реакция, следить за инструментальной строчкой, видеть и слышать партию солиста. Уметь подхватить солиста в нужном месте, и сделать эту погрешность почти незаметной для большинства слушателей.

Концертмейстер в классе скрипки и скрипичного ансамбля в современных условиях – важная составляющая процесса реализации личностно-ориентированной модели обучения и системного подхода к формированию базовых основ скрипичного исполнительства. Работа пианиста-концертмейстера в ДШИ и ДМШ занимает важное место. Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с детьми, носит в значительной мере педагогический характер, поскольку часто сводятся к разучиванию нового репертуара, умению корректировать солиста в отношении точности интонирования и других тонкостях исполнительства. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от музыканта специфических навыков и знаний, педагогического чутья и такта. Творческая собранность, воля, бескомпромиссность художественных требований, неуклонная настойчивость, ответственность в достижении нужных художественных результатов, собственное музыкальное совершенствование отличают концертмейстера, чья задача совместно с педагогом по специальности научить учащегося музицировать в ансамбле, познакомить их с разнообразным миром музыки. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ скрипичного искусства, особенностей игры, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур.


Список использованной литературы.

1. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2. – С. 38-40.

2. Дж. Мур- Певец и аккомпаниатор (изд.1987).

3. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М.: Музыка, 1996.

4. Чулаки М.И. Струнные смычковые инструменты.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль концертмейстера в классе скрипки

Автор: Пуминова Виктория Игоревна

Дата: 28.12.2022

Номер свидетельства: 621845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Лекция-концерт "В гостях у "Детского альбома" Чайковского" "
    ["seo_title"] => string(66) "liektsiia-kontsiert-v-ghostiakh-u-dietskogho-al-boma-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "219865"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434393225"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства