Просмотр содержимого документа
«Особенности артикуляции и дикции в младшем хоре»
Областное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Медвенская ДШИ».
Методический доклад преподавателя теоретическо – хоровых дисциплин Тарасовой Веры Петровны:
« Особенности артикуляции и дикции в младшем хоре»
2021г.
Хоровое пение - один из самых доступных для детей видов музыкальной деятельности. Приходя в хор, дети включаются в творческую атмосферу коллективного музицирования. Все занятия хора должны быть подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера. Очень важно вызвать интерес к разучиваемой песне, воспитать у детей любовь к самому процессу совместного пения. Урок должен проходить стремительно и эмоционально. Весь процесс работы над хоровым произведением, условно. можно разделить на 3 этапа: ознакомление, разучивание, закрепление.
В процессе обучения пению у детей развиваются художественные способности - музыкальный слух, музыкальная память, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству. Методы вокально-хоровой работы целиком опираются на методы профессионального обучения пению, которые в применение к детям приобретают особую специфику, по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение
укрепляет здоровье детей.
А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:
В своем докладе я бы хотела более подробно поговорить об артикуляционно
– дикционной работе в хоровом коллективе.
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Пение – вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому пение еще иначе называют омузыкаленной речью. Музыка, сопровождаемая поэзией, ещё глубже воздействует на психику ребёнка, на художественное развитие, воображение и чуткость.
Развитие певческого голоса детей может быть эффективным на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции.
В переводе с латинского, артикуляцияозначает - расчленяю, членораздельно произношу. Это способ исполнения голосом последовательности звуков, стаккато и легато. В пении артикуляция зависит от способа пользования голосовым аппаратом.
Артикуляция гласных - это работа органов речи: губ, языка, мягкого неба, голосовых связок. Артикуляция - важнейшая часть в вокально-хоровой работе. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и так далее. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специльную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождении от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту, - все это влияет на качество исполнения. Четкое произношение звуков требует постоянной тренировки артикуляционного аппарата. Следует отметить, что чрезмерное повышение активности артикуляционного аппарата может вывести вокальную произношение с позиционного звучания, а текст произведения сделать искусственным и неестественным.
Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование всеми певцами хора единых правили приёмовартикуляции.
Некоторые из них.
Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к плоскому, некрасивому, невокальному звуку.
Если в слове или на стыке слов две гласных стоят рядом, то в пении их нельзя сливать – вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: ни огня; не увидит; но остался.
Достижение однотембрового звучания гласных тесно связано со стабильностью артикуляционной формы в процессе пения.
В отличие от гласных, которые поются максимально протяжённо, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведением, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.
Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.
Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных затрудняет понимание текста.
В целом характер певческой дикции, при условии соблюдения чёткого произношения зависит от особенностей музыки, содержания произведения, его образного строя, стиля, жанра. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится мягко; в драматических – энергично, жёстко, экспрессивно; в маршевых – твёрдо, скандировано.
При пении важны такие особенности произношения:
Напевность гласных,
Умение их округлять,
Стремление к чистоте звучания неударных гласных,
Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Занятия с хором обычно начинается с распевания, которое выполняет двойную функцию:
разогревания и настройки голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
развитие вокально – хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе, предполагает прежде всего создание у них определенного эмоционального настроя, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звукового и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании.
Упражнение для разогрева голосового аппарата.
В качестве «разогрева» полезно применять игровые методы. Речевые игры работают в трёх направлениях – это произнесение звука; движение, а значит моторика звука; и инсценирование, то есть образное представление всего звучащего. Примеры речевого интонирования: «Чищу овощи»,
«Жадный пес», «Неумытый Коля», «Лисичка», «Подарки и др.» Кроме того, дети очень любят всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, одушевлять их. И делают они это с удовольствием.
Прогулка
Упражнение №1.
Сегодня мы с вами пойдем на прогулку? …или поедем?
поедем на машине.
Но дорога заросла травой. Траву необходимо скосить.
Косим траву со звуком «шить», который произноситься на активном выдохе. Рукой имитируем движение «косаря». (4- 8 раз).
Цель: Упражнение нацелено на активизацию работы дыхательных мышц (диафрагмы).
Упражнение №2.
Дорога расчищена, надо завести машину.
На долгом выдохе имитируем работу машины. Цель: Способность экономно расходовать дыхание.
«Имитация» звука «Р» вибрацией губ. Обратить внимание на то, чтобы имитировалась комбинация согласных «ДБР», т.е. звонких, а не глухих
«ТПР».
Можно предложить игру в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъем в горку, спуском и т.д., такие задания побуждают детей изменять высоту и силу тона на вибрации губ. В любом случае рекомендуется добиваться звучного, энергичного тона…».
Упражнение №3.
Приехали – вышли из машины - идем по тропинке. Любуемся природой, и вдруг услышали шорох в траве. В траве оказалась кобра.
Изображаем кобру: рука согнута в локтевом суставе (держать параллельно полу); затем «кобра» поднимается и шипит - «Ш-Ш-Ш». Кисть руки- это голова кобры. Сначала пальцы согнуты в кулак, затем на звук шепотом «А- А-А», пальцы раздвигаются, имитируя раскрытие «капюшона» кобры. Звук
«Ш» должен плавно переходить в звук «А» (все шепотом).
А вот пробежал фыркающий, недовольный ежик. Звуки – ПФ, ПФ,ПФ. Упражнение№4.
-Дальше на лугу пасутся лошади. Лошадки скачут. Дети цокают, губы в позиции О.
Затем на разные гласные: Е,У,А.
Заканчиваем упражнение, губы в позиции О.
Артикуляционная гимнастика
В самом начале работы с хором стоит задача приведение певцов к общему тону, т.е. выравнивание унисона на одном звуке, используя упражнения, которые создают условия для работы гортани. Настройку голоса на правильное звукообразование лучше осуществлять в такой последовательности: легкое стаккато, переходящее в протяжный звук.
Упражнение№1.
Цель: перенести активное смыкание верхних краев голосовых складок, т.е. собственно голосовых связок, естественно возникающее при пении стаккато, на последуещее за ним легато.
Лучшие качества голоса проявляются при пении в близкой вокальной позиции, что контролируется ощущением резонирования маски. Решающее
значение здесь играет способ артикуляции гласного: переднего (губного) и заднего (глоточного) уклада.
Задний уклад на всех гласных стабилизируется по способу артикуляции гласного «у» при его естественном произнесении. Детям рекомендуется запомнить, как сложилось горлышко при произнесении гласного «у», и осознанно стремиться сохранить этот настрой неизменным при пении других гласных. За счет этого и обеспечивается умеренное округление всех гласных и выравнивание их по тембру.
Цель: сохранять положение гортани и следить за округлением звуков. Упражнение № 4.
Цель: овладение нюансами.
Тонус мышц голосового аппарата при пении пиано остаётся таким же активным как и при пении форте.
Дикционное упражнение № 5.
Цель: Активизация артикуляционного аппарата
Дикция.
От греч. – произношение. Основной критерий достижения хорошей дикции в хоре – это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Чёткое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения. Основной момент в работе над текстом – воспроизведение его в чистом виде, то есть без искажений. Основное правило дикции в пение – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных. Это обеспечивается прежде всего активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щёчных и губных мышц, а так же кончика языка. Как и всякие мышцы их нужно тренировать при помощи специальных упражнений. Укорочение произношения согласных и быстрая смена их гласными требует мгновенной перестройки артикуляционных органов. Поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. В процессе занятий с хором можно использовать разные формы работы над дикцией:
Работа над произношением слов непосредственно разучиваемого произведения;
Специальные занятия по дикции;
Исполнение небольших упражнений перед началом пения, включаемых в распевание.
В качестве упражнений для тренировки упражнений губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки, она развивает память, внимание, умение чётко говорить.
На дворе – трава, на траве – дрова.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
От топота копыт, пыль по полю летит.
Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.
Король – орёл.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у бела быка, губа была тупа.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.
По Чите течет Читинка.
Маланья - болтунья молоко болтала, да не выболтала. 10.Пекарь Петр пёк пироги.
11.И другие…
Слова всех упражнений произносятся твёрдыми губами при активной работе кончика языка. Их следует начинать в медленном темпе с несколько утрированной артикуляцией всех звуков при средней динамике и средней тесситуре. Затем условия произношения в отношении темпа, динамики и тесситуры постепенно усложняются.
Благодаря соединению гласных звуков с согласными обеспечивается наиболее активное звукообразование. При этом согласные произносятся легко и коротко. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.
Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата ведется при работе над дикцией. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является
«перенесение» последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных нисколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. При работе над дикцией
можно использовать такие приемы как: - выразительное чтение текста в процессе разучивания произведения; - коллективное чтение слов в ритме песни; - прочитать текст песни «по секрету» - шепотом, четко произнося слова. Часто при пении неправильно произносят окончания слов.
Необходимо применять приемы правильного произношения слов по слогам (всем классом или по одному). Выработке правильной дикции способствуют упражнения на сочетание глухих и звонких согласных. Помогают так же специальные песенки - упражнения, направленные на правильное произношение в пении, сочетания тех или иных гласных и согласных звуков. Примером может служить нотный сборник композитора С.В. Крупа – Шушариной «Необыкновенные песенки».
В работе над упражнениями следует идти меньшими шажками, т.е. не пытаться добиться всего сразу на одном занятии. Иначе подобное действие будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи. Залог успеха: тише едешь, дальше будешь. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала. Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос.
Выводы:
Итак, существует два определения, относящихся к произношению текста: дикция и артикуляция. Артикуляция имеет большое значение для художественно – выразительного пения. Чёткая дикция очень важна в пении, при её отсутствии в хоре не будут понятны слова. Дикция развивается на основе правильной артикуляции с начала отдельных гласных, слогов, а затем слов и целых фраз. Задача хора в работе над дикцией – выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов хорового сочинения.
В заключении, предлагаю стихи педагога по вокалу - О.В.Далецкого:
Голос твой, неповторим! Чутко обращайся с ним! Не учтешь его природы – Жди вокальные невзгоды!
***********************
********************** Не выражай вокальных мук! Укрась улыбкой лик и звук!
***********************
Чтоб красиво петь до гроба, Купол сделайте из нёба!
Станьте полым, как труба, И начните петь со лба.
Ощущайте точки две, В животе .и в голове. Напирайте на живот,
И пошлите звук вперед.
Чтобы петь и не давиться, не забудьте удивиться.
Вдох короткий, как испуг И струной тяните звук.
Что такое звук «прикрытый», Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти, нужно к «е» добавить «и»
«а»,где «о»,а «о»,где «у» Но не в глотке, а во лбу. И со лба до живота, Лишь провал, да пустота.
Пойте мягко, не кричите, Молча партию учите!
И не слушать никого, Кроме Бога одного!
Используемая литература:
1. Н. Добровольская, Н. Орлова «Что надо знать учителю о детском хоре» 2.Г. П. Стулова «Хоровой класс»
Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»