Работа написана преподавателем фортепианного отделения высшей квалификационной категории. В работе конкретно описается воспитание вежливости у детей и роль родителя в воспитание нравственной личности.Работа предназначена для преподавателей и родителей как детской школы искусств, так и общих образовательных школ и детских дошкольных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Нравственные качества воспитанного человека»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
Методический доклад
преподавателя фортепианного отделения
Полуэктовой Валентины Николаевны
на тему:
«Нравственные качества воспитанного человека»
Ульяновск
2016 г.
«Нравственные качества воспитанного человека»
«Вежливость ничего не стоит, но приносит многое»
(пословица)
Содержание:
1.Определение вежливости и клишированные формулы…………1-2
2.Исторические корни вежливости…………………………………..2-3
3.Методика обучения вежливости……………………………………3-6
4.Литература………………………………………………………………6
I. Определение вежливости и клишированные формулы.
Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими (словарь по этике, 1975 г.). Похожие качества: любезность, учтивость, тактичность, доброжелательность, приветливость. А так же дружелюбность, обходительность, корректность, предупредительность, галантность.
Существуют клишированные формулы вербальной вежливости:
поведение за столом: «Приятного аппетита!», «На здоровье!»;
в транспорте: «Разрешите, пожалуйста, сойти», «Будьте добры, передайте деньги на билет».
В каждой культуре существует свой концепт вежливости. В русской культуре быть вежливым, значит соблюдать правила поведения.
Вежливость – одно из важнейших нравственных качеств воспитанного человека.
II. Исторические корни вежливости.
До XVI века «Вежа» означает «знаток» – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. «Не дорого ничто, дорого вежество» - гласит народная мудрость.
Этикет – это слово французского происхождения, оно вошло в лексикон со времен французского короля Людовика 16, имевшего громкое прозвище «король солнца», необычайную любовь к роскоши. На приёме у короля гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек-этикеток и произошло слово «Этикет» (Толковый словарь Ожегова Н.).
Вежливость является одним из необходимых качеств культурного человека. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать ее одним из признаков воспитанности и не случайно стало крылатым изречение «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Без нее невозможно представить взаимоотношения людей.
III. Методика обучения вежливости.
Учить вежливости можно начинать с самого раннего возраста. Прежде всего, нужно сформировать у ребенка базовые правила поведения в обществе, С двух лет можно знакомить ребенка с этими правилами. Например, малыш должен знать, что в зале, где идет детское представление, нужно сидеть тихо, не греметь игрушками и т.д. По коридору идти спокойно, не ползать по полу. В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Дети этого возраста могут дружно играть со сверстниками, способны поделиться игрушками, проявить заботу. В пять лет могут оценивать свои и чужие поступки, Поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим.
Если первоначальные правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости.
Многим родителям, вероятно, приходилось испытывать чувство стыда по поводу того, что их дети не умеют вести себя в общественных местах: не приветствуют старших, не обращаются к ним с просьбой или благодарностью, берут вещи без спроса и оставляют где попало, садятся за стол в центре среди взрослых; сидят, развалившись в кресле, болтают ногами, перебивают старших, вмешиваются в разговор взрослых и т.д.
Как же воспитать у ребёнка хорошие манеры и сделать так, чтобы вежливость стала естественнейшей из его привычек. Существует железное правило: нельзя научить ребенка чему бы то ни было, если в семье теория не подкрепляется практикой. И сколько бы ни объясняла мама, ежедневно кричащая на бабушку, что старших нужно уважать, вряд ли её слова дойдут до ребенка. Так что важно, не учить-наставлять, а соблюдать в повседневной жизни, те правила, которые хочет передать своему малышу.
Родители сами должны стать эталоном поведения для своего ребёнка и он унаследует от них нормы общения также, как и черты лица, цвет глаз, волос. Нужно следить за собой и не подавать своим детям плохой пример. И чтобы образование навыков вежливости у детей протекало успешно, дети должны быть свидетелями безупречного поведения старших, их родителей всюду - и за столом, и на улице, и в общественных местах. Очень важно, чтобы с малых лет вокруг ребёнка была создана высоконравственная атмосфера. Детям необходимо видеть культурные манеры родителей, их вежливое обращение, сердечное отношение к людям.
Будьте для свого ребенка примером подражания. Если у вас в семье принято благодарить за поданную какую-либо вещь, извинять если случайно задел кого-то локтем, говорить «До свидания» уходя из дома, то малыш быстро усвоит основы вежливого поведения, он же так хочет быть похожим на взрослых.
Необходимо объяснить ребенку основы вежливого поведения. Нужно извиняться, если причинены неудобства другому человеку, говорить «спасибо» когда что-то дарят, здороваться и прощаться, появляясь в компании и уходя из неё.
Требуя от ребенка правильного поведения, следует, как можно раньше раскрыть ему смысл такого поведения. Почему надо уступать место в общественном транспорте старшим, почему надо пропускать их вперед: почему надо встать, когда старший вошел в комнату, и поздороваться первым; почему некрасиво вмешивать в разговор взрослых, если к тебе не обращаются; почему нельзя громко разговаривать, кричать, шуметь, если дома кто-то спит; почему не прилично смеяться над человеком, который нечаянно упал и многое другое надо объяснить ему.
Если смысл благородных поступков довести до сознания ребенка, то процесс образования навыков культурного поведения будет протекать эффективнее. Ребенок должен знать, для чего это нужно, должен знать, что в вежливости как раз и проявляется уважение к людям.
Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважению к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Он всегда поблагодарит за малейшую услугу, поможет по мере сил и, уж конечно, никогда не закричит и не устроит истерику.
Важно, чтобы любое проявление вежливости, стало для ребёнка хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.
Вежливость – это не свод правил, а образ жизни. И если он станет естественным для ребенка с самого раннего возраста, во взрослой жизни наши дети будут чувствовать себя комфортно в любом обществе.
Для чего же нужна вежливость:
вежливость помогает сохранять хорошие отношения с окружающими людьми;
вежливость помогает людям чувствовать себя комфортно друг с другом и избегать напряжённости отношениях.
IV. Литература
Ларина, Т. В. (2003): „Вежливость в межкультурном ообщении.“ in: Русский язык за рубежом, 1; 100–105.
Саников, В. З. (1999): Русскый язык в зеркале языковой игры. Москва: Языки русской культуры.
Формановская, Н. И. (1982): Вы сказали: „Здравствуйте“: Речевой этике в нашем общении. Москва: Знание.
Формановская, Н. И. (1988): „Беседы о речевом этикете.“ in: Русская речь, 2; 48–51.
Формановская, Н. И. (1989): Речевой этикет и культура общения. Москва: Высшая школа.