Нетрадиционные технологии обучения на уроках музыки с использованием мультимедийных средств обучения
Нетрадиционные технологии обучения на уроках музыки с использованием мультимедийных средств обучения
Нетрадиционные технологии обучения на уроках музыки с использованием мультимедийных средств обучения.
Пояснительная записка. Актуальность темы. Новизна опыта. ОСНОВНУЮ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА можно сформулировать следующим образом: ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ ДУХОВНОЙ, ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К МИРУ МУЗЫКИ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ И НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ ЧЕРЕЗ СОБСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ И ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОПЫТА ПРОШЛОГО.
Главная задача проекта: на уроках музыки не только давать детям знания, умения и навыки, но и создавать условия для развития и повышения уровня креативности детей через систему творческих заданий.
Г И П О Т Е З А :
ТВОРЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МУЗЫКИ СПОСОБСТВУЕТ БОЛЕЕ ПОЛНОМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ВНУТРЕННИХ КРЕАТИВНЫХ СИЛ У ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЮ ИХ ФАНТАЗИИ, ВООБРАЖЕНИЯ, АРТИСТИЗМА, ЭМОЦИЙ, ИНТЕЛЛЕКТА, ТО ЕСТЬ, РАЗВИТИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ВАЖНЫХ ДЛЯ ЛЮБЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные технологии обучения на уроках музыки с использованием мультимедийных средств обучения »
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
« Лозовская специальная школа – интернат»
На тему: « Нетрадиционные технологии обучения учащихся на уроках музыки с использованием мультимедийных средств обучения.»
Проект разработала: Абкадырова Эльвира Серверовна,
учитель музыки Лозовской спецшколы – интерната.
г.Симферополь 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Учитель живет до тех пор,
пока учится; как только он перестаёт учиться,
в нём умирает учитель».
К.Д.Ушинский
В современных условиях бурного развития , каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.
Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.
Особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.
При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?
Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал, т.е. учить ребенка учиться.
Признаки нетрадиционного урока
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использование НИТ.
Выполняются творческие задания.
Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются
*Интегрированные уроки;
*урок – игра;
*урок – исследование;
*урок – сказка;
* Урок – зачет;
*и другие формы.
Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих перед школой, а музыкальное искусство, уроки музыки способствуют творческому (креативному) развитию ребёнка. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, безусловно, одно из первых мест среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Программа определяет общую стратегию развития школы и действия по её реализации. Я в свою очередь стараюсь внести индивидуальный вклад в развитие школы по приоритетным направлениям учебно-воспитательного процесса.
Цель моей профессиональной деятельности непосредственно согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю, то в основе моей педагогической концепции – формирование духовности и культуры школьников, инициативности, толерантности, самостоятельности, способности к успешной социализации – определены как важнейшие задачи образовательного процесса.
В процессе работы я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к музыкальному развитию личности ребёнка. В своей работе я столкнулась с тем, что у детей вызывает затруднение умение словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать об её эмоциональном восприятии, существует реальная необходимость развивать у детей практику высказываться о музыке, нужна специальная работа по обогащению лексического состава речи учащихся начальных классов. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время интересы детей обращены к компьютерам, игровым приставкам, мобильным телефонам, просмотру телепередач и видеофильмов. Дети становятся равнодушными, инертными, они мало читают, мало бывают на концертах, меньше общаются друг с другом. Проанализировав эту ситуацию, я пришла к выводу, что нужно разбудить интерес ребёнка к самому себе, сделать творческую деятельность потребностью, развивать творческие и личностные способности детей, расширять их кругозор.
Поэтому я выбрала темой своего педагогического проекта «Использование нетрадиционных технологий обучения учащихся на уроках музыки» и считаю это направление своей работы одним из самых перспективных.
А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь В Ы Б Р А Н Н О Й Т Е М Ы :
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что проект направлен на реализацию художественного образования в школе. Особое внимание в этом уделено повышению роли художественного, в том числе музыкального образования в формировании духовно-нравственной, творческой и культурной личности.
Следует так же отметить, что именно уроки музыки способствуют развитию креативного (творческого) потенциала младших школьников. Активное участие ребёнка в разных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить специальные способности (ритм, слух, память), даёт шанс ребёнку попробовать свои силы. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию и живое воображение, создаёт мощный творческий импульс и радостное, приподнятое настроение. Это особо актуально в связи с тем, что дети в наше время максимально подвержены влиянию стрессовых ситуаций, а так же обусловлено повышением тревожности, агрессивности и психосоматических заболеваний у детей, о чём свидетельствует современная статистика. Музыкально-творческая деятельность даёт детям возможность снять психологическое напряжение или наоборот, активизировать чрезмерно заторможенную эмоциональную сферу. Творческое восприятие музыкальных произведений приобщает учащихся к мировому культурному наследию, расширяя их кругозор, а, значит, делая их духовно богаче в целом.
Н О В И З Н А О П Ы Т А:
В рамках данного проекта сделана попытка систематизировать, обобщить и уточнить основные приёмы и особенности развития креативного потенциала и творческой активности у детей как непосредственно на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Произведена коррекция основной программы посредством использования серии оригинальных игр и введения системы творческих заданий, целостно развивающих личность школьников.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:
Организация процесса совместной музыкально-творческой деятельности учителя и учеников в рамках рассмотрения творчества как комплекса интеллектуальных и личностных особенностей школьников в ходе генерирования ими оригинальных идей и поиска нешаблонного пути их реализации.
Ц Е Л И П Р О Е К Т А :
ОСНОВНУЮ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА можно сформулировать следующим образом: ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ ДУХОВНОЙ, ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К МИРУ МУЗЫКИ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ И НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ ЧЕРЕЗ СОБСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ И ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОПЫТА ПРОШЛОГО. Так же предусматривается выполнение следующих целей:
1) развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
2)воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
3)освоение учащимися целостной картины мира, в которой синтезируются познавательные, творческие и эстетические аспекты;
4)овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении, импровизации, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания;
5)формирование музыкально-релаксационной культуры.
З А Д А Ч И П Р О Е К Т А :
Главная задача проекта: на уроках музыки не только давать детям знания, умения и навыки, но и создавать условия для развития и повышения уровня креативности детей через систему творческих заданий. Так же существуют другие задачи проекта:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
*формировать у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни и других составляющих эстетической культуры личности.
*формировать знания учащихся о музыке, первоначальные представления о языке музыкального искусства
*формировать образно-слуховые представления о гармонии музыки со звуками и образами природы
*формировать установки на творческое, эмоциональное освоение музыки
ОБУЧАЮЩИЕ:
*учить детей слушать и переживать услышанную музыку *учить умению словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать о её эмоциональном восприятии
*знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, способствовать развитию танцевально-игрового творчества
*учить детей воспринимать окружающую действительность через мир слова, музыки, хореографии и живописи
*способствовать выполнению разнообразных музыкально-терапевтических упражнений, использующих целительные возможности музыки.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
*развивать музыкальные способности детей: слух, ритм, память.
*развивать художественное воображение, эстетический вкус, творческую фантазию путём выполнения творческих заданий.
*способствовать развитию творческой самореализации, раскрытию способностей детей.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
*воспитывать любовь к Родине, родной природе, окружающему миру.
*воспитывать музыкальные интересы и вкусы детей
Г И П О Т Е З А :
ТВОРЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МУЗЫКИ СПОСОБСТВУЕТ БОЛЕЕ ПОЛНОМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ВНУТРЕННИХ КРЕАТИВНЫХ СИЛ У ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЮ ИХ ФАНТАЗИИ, ВООБРАЖЕНИЯ, АРТИСТИЗМА, ЭМОЦИЙ, ИНТЕЛЛЕКТА, ТО ЕСТЬ, РАЗВИТИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ВАЖНЫХ ДЛЯ ЛЮБЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
П Л А Н И Р У Е М Ы Е П У Т И Р Е Ш Е Н И Я П Р О Е К Т А
Предполагается, что образовательные потребности учащихся на уроках музыки должны реализовываться через систему творческих заданий. Специфика заданий обусловлена психологическими, интеллектуальными художественными параметрами младшего школьного возраста. с целью развития креативного потенциала школьников, повышения у них интереса к предмету, а также активизации познавательной деятельности, предусматривается использование различных передовых образовательных технологий, таких, как технология развивающегообучения, технология личностного ориентирования, проектная и информационная технологии. Особое внимание нужно уделить здоровьесберегающей технологии, так как забота о здоровье детей – первостепенная задача каждого педагога. Следует чередовать нагрузку и отдых, напряжение и расслабление, учитывать изменения голосового аппарата у детей.
Современные интерактивные технологии играют важную роль в плане разработки наглядных материалов и заданий креативного типа. С помощью ИКТ создаются различные карточки-задания, пособия, тесты, буклеты, мультимедийные презентации и слайдшоу.
Новые приёмы обучения призваны разнообразить жизнь школьника, развивать его внутренний мир и определять пути его успеха. Поэтому на мой взгляд, урок должен быть построен на основе использования разнообразных методов и форм работы. Так, при изложении нового материала, я использую диалогические формы работы, методики и материалы, построенные на интеграции различных культур, методы стилевого подхода и проблемного обучения, а так же творческий метод. Для того, чтобы все школьники были вовлечены в совместный творческий процесс и учились самостоятельно добывать знания, я практикую методы ассоциативноговосприятия, звуковой аналогии, двигательного уподобления, эмоциональной драматургии и зрительной наглядности. Использование метода импровизации и сценического движения позволяет поднять исполнительское мастерство детей на более высокий уровень, научить их держаться на сцене во время внеклассных мероприятий. Метод художественно-творческого иобразного моделирования активизирует воображение и креативное представление учащихся. Атр-терапевтические методы способствуют гармонизации личности школьника с природной и социальной средой, с их помощью можно научить школьников чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, выявлять характерные особенности своего голоса, а через него – своей неповторимой индивидуальности. В рамках арт-терапевтических методов предусматривается использование вокалотерапии, сказкотерапии, танцевально-двигательной терапии, дыхательной музыкотерапии, цветотерапии, улыбкотерапии.
В процессе выявления и развития креативного потенциала учащихся предусматриваются различные формы учебных занятий: типовые уроки, включающие в себя объяснения и практическую деятельность, комплексные уроки (музыкальное рисование, цветовое и словесное моделирование, написание творческих работ, игра, импровизация). Разная зона ближайшего развития детей, и, как следствие этого, разный темп их развития и усвоения знаний, музыкальные способности и подготовка приводят к тому, что на моих уроках класс делится на несколько творческих групп. Ученики выполняют разного рода творческие задания, развивающие и дополняющие друг друга. Это даёт возможность каждому ребёнку проявить себя и быть активным на уроке.
Руководствуясь проблемой проекта, я закладываю в основу взаимодействия с классом «педагогику сотрудничества», которая обеспечивается неформальным, живым, эмоциональным поведением как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Я стараюсь уделить внимание каждому школьнику и так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы все оказались вовлечёнными в процесс творческой деятельности. На уроках предусматривается использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы. Так как креативные способности могут развиваться только в обстановке, нацеленной на выявление свободной инициативы, на создание нового и оригинального, то в процессе реализации проекта предусмотрено применение приёмов «обмена мнениями» и «размышления вслух». Широко применяются эвристическая беседа, дискуссия, творческие импровизации и игры.
В ходе работы над проектом создана серия оригинальных творческих заданий и игр, целостно развивающих креативный потенциал личности школьников: дидактическая игра «Музыкальная копилка слов», «Дыхательно-игровая гимнастика», сказкатерапия, караоке-разминка, интересные игры-распевки собственного сочинения.
«Музыкальная копилка слов» служит для того, чтобы прослушав музыку, ученики могли в полной мере выразить словами свои чувства, эмоции, настроения. Данная игра используется для расширения лексического запаса и позволяет через игровую ситуацию и наглядность стимулировать детей к проявлению творческого воображения.
Систематическое выполнение упражнений «Дыхательно-игровой гимнастики» обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие, снимает усталость, несёт в себе гармонию и энергию, столь необходимую для поддержания творческих сил.
Сказкотерапия на уроках музыки и внеклассных мероприятиях как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Сказкотерапия - течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).
Предполагаемые итоги:
Позитивное оптимистическое отношение к жизни; умение детей вести себя в различных жизненных ситуациях, применяя положительный опыт сказочных героев; воспитание патриотических качеств; повышение эмоциональной отзывчивости; обогащение информации об окружающем мире.
Основные предназначения мультимедийного урока:
*изучение нового материала, преподнесение новой информации;
*закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков;
*повторение, практическое применение полученных знаний, умений, навыков;
*обобщение и систематизация знаний.
В вариативную часть проекта включены разнообразные арт-терапевтические упражнения, позволяющие активно развивать у ребёнка певческий аппарат, певческое дыхание, звукообразование, звуковедение, координацию слуха и голоса.
Использование в проектной деятельности различных традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения на уроках музыки у младших школьников повышает интерес учащихся к предмету, способствует формированию навыков и практических умений, воспитывает уверенность в своих креативных возможностях, даёт школьникам импульс для поиска, позволяет пофантазировать и испытать радость творчества, что напрямую согласуется с основной проблемой, целями и задачами данного проекта и позволяет на практике проверить корректность выдвинутой гипотезы.
П Л А Н И Р У Е М Ы Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы :
В ходе разработки проекта планировалось разностороннее приобщение каждого ученика к креативной деятельности в спектре вокальной, исполнительской, актёрской, литературной и изобразительной видах деятельности. С самых первых шагов проекта предполагалось проведение прослушивания детей, а также определение их музыкальных и интеллектуальных способностей, что обусловливается разным начальным уровнем музыкальной подготовки школьников. Необходимым условием реализации проекта считается наблюдение за динамикой музыкально-творческого развития (креативности), овладением творческими умениями на уроках музыки. Это осуществляется с помощью беседы с учениками на разные темы, что позволяет составить представление о кругозоре школьника, его интересах и умении общаться до начала и после завершения проекта. Письменные формы опроса, среди которых наиболее актуальной является анкетирование, помогают составить сравнительный анализ промежуточных результатов в процессе работы над проектом, с целью своевременной необходимой корректировки некоторых недостаточно детально разработанных методологических аспектов.
Так как общение с учащимися продолжается вне уроков, особое внимание в планировании результативности данного проекта уделялось подготовке школьников к внеклассным мероприятиям и разного рода конкурсам. В данном случае учитель выступает как консультант, режиссёр и член жюри при оценке результатов, что позволяет ему вести постоянное наблюдение за детьми, изучать их склонности, интересы, а также выявлять музыкально-одарённых детей.
Устойчивый положительный результат можно получить только в условиях комплексной и регулярной работы в соответствии с составленной методологической основой проекта.
Д И А Г Н О С Т И К А Р Е З У Л Ь Т А Т И В Н О С Т И П Р О Е К Т А
Проверка эффективности и результативности проекта осуществлялась с помощью диагностических контрольных заданий, которые предназначены для отслеживания роста креативного потенциала школьников по следующим компонентам:
1) Музыкальное восприятие, включающее в себя лексическую характеристику образного содержания музыкальных произведений, а так же базовые знания о средствах музыкальной выразительности.
2)Активность на уроке, то есть умение школьников своевременно и корректно выразить свою точку зрения.
3)Выполнение заданий креативного типа.
П О Л У Ч Е Н Н Ы Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы
Полученные образовательные результаты в целом совпадают с заранее спланированными показателями результативности. Использовав предложенные в ходе проекта методы и формы работы, касаемые увеличения креативного потенциала у детей, удалось добиться развития интереса к предмету «Музыка» и сформировать побудительные мотивы для творческой деятельности у младших школьников. У учащихся выработаны прочные вокально-хоровые навыки, слушательская культура, а также навыки интерпретации музыкальных произведений.
Использование различных традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения на уроках музыки, стимулирует развитие у школьников уверенности в своих творческих возможностях, даёт детям импульс для поиска, пробуждает их фантазию и позволяет испытать радость творчества. В результате работы над проектом у школьников сформировалась творческая познавательная активность и повысилась самооценка.
В процессе разработки проекта составлена серия оригинальных творческих заданий, целостно развивающих творческий потенциал личности школьника: дидактическая игра «Музыкальная копилка слов», «Сказкотерапия», « Дыхательно-игровая гимнастика», караоке-разминка и т.д. создан комплекс уроков по музыкально-релаксационной терапии « Путешествие в Волшебный мир звуков».
В рамках работы с музыкально-одарёнными детьми развивались их индивидуальные творческие способности на основе исполняемых произведений и участия в школьных мероприятиях. Ежегодно мои ученики принимают участие в республиканском конкурсе «Звонкие голоса», что приносит не только положительные результаты в виде призовых мест, но и позволяет прививать этим детям основы художественного вкуса, учить их навыкам сценического мастерства, создавая атмосферу успешности, в чём состоит моя главная задача при работе с одарёнными детьми.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать деятельность учащихся и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Результаты проекта обобщены в виде выступлений на методических объединениях учителей эстетического цикла школы.