Работа даёт понятие детской музыки и дает описание основных характеристик инструментальной детской музыки, как программность, элементы изобразительности, звукоподражание. танцевальность, маршевость и многое другое. Работа предназначена преподавателям детских школ искусств и других детских учреждений дополнительного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыка о детях и для детей»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
г. Ульяновск
Методический доклад
Автор:
преподаватель фортепианного отделения
Полуэктова В.Н.
г. Ульяновск
2016
Музыка о детях и для детей
Содержание:
1.Понятие детской музыки.
2.Народная детская музыка.
3.Детская музыка средних веков.
4.Детская музыка русских композиторов.
5. Западноевропейская детская музыка.
6.Детская музыка советских композиторов.
7.Детская музыка современных композиторов.
Детская музыка - музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтическим содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота музыкальной фактуры, опора на фольклор. В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира.
Существуют различные виды детской музыки - песни, хоры, инструментальные пьесы, оркестровые произведения, музыкально-сценические сочинения. Произведения, предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вокальных произведениях принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хор. подготовка, в инструментальных пьесах - степень технической трудности. Круг музыкальных произведений, доступных восприятию детей, шире области собственно детской музыки. В детской аудитории, особенно старшего возраста, популярны многие произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и других классиков, произведения советских и современных композиторов. Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки часто служили основой профессиональной детской музыки. Ещё в Древней Греции была известна народная детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что несколько детских песен было сочинено греческим певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В Древней Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.
В средние века в Европе детская музыка была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европейских детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (немецкая детская песня "Фонарик, фонарик"). Главные особенности музыкального языка: гармонический характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная). Городские уличные детские песни (der Kurrenden) в средние века в Германии популяризировались своеобразными певческими коллективами (die Kurrende) - бродячими хорами певцов-учеников, выступавшими на улице за небольшое вознаграждение. Русские старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сборниках народных песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Некоторые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогической музыкальной литературы для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - начала 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й половине 19 века, с усилением религиозно- консервативного начала в воспитании детей, детская музыка приобрела ярко выраженную культовую направленность. Во 2-й половине 19 века появилось сравнительно большое количество профессиональных произведений детской музыки : сб. М. А. Мамонтовой "Детские песни на русские и малороссийские напевы" (обработки песен для детей сделаны П. И. Чайковским, вып. 1, 1872), фортепианные пьесы для начинающих пианистов. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фортепиано, например "Детский альбом" Чайковского (ор. 39, 1878) - своеобразная фортепианная сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах народного характера перед детьми последовательно ставятся разные художественно-исполнительские задачи. Отсутствие мелодических, гармонических, фактурных трудностей делают эти произведения доступными юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения являются сборники фортепианных пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.
Среди произведений западноевропейской детской музыки:
"Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" Р. Шумана (1848) - цикл фортепианных миниатюр, расположенных по принципу от простого к сложному;
"Детские народные песни" Брамса (1887);
сюита Ж. Визе "Игры для детей" (1871) -12 пьес для фортепиано в 4 руки (пять пьес из этого цикла, оркестрованные автором, составили одноимённую сюиту для симфонического оркестра);
Известны циклы произв. для фп.: "Детский уголок" Дебюсси (1906-08);
"Матушка гусыня" Равеля (1908) (сюита для фп. в 4 руки; оркестрована в 1912);
Для детей писал Б. Барток ("Маленькому словаку", 1905, - цикл из 5 мелодий для голоса и фортепиано; в 1908-09 4 тетради ученического репертуара для фортепиано "Детям"). В его пьесах, в основном народного характера, использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фортепианные картинки, продолжающие традиции Д. м. Шумана и Чайковского. В 1926-37 Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фортепиано "Микрокосмос". Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки;
Песни для детей писали: X. Эйслер ("Шесть песен для детей на слова Б. Брехта", ор. 53; "Детские песни" на слова Брехта, ор. 105), З. Кодай (многочисленные песни и хоры для детей на основе венгерской народной музыки).
Советские композиторы обогатили детскую музыку, расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Широко известны, например, фортепианные пьесы для детей С. М. Майкапара "Бирюльки" (ор. 28, 1926) и сб. "Первые шаги" (ор. 29, 1928) для фортепиано в 4 руки. Эти произведения отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность музыкального языка, тонкое использование приёмов полифонии. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произведениям композитора свойственны современность музыкальных интонаций, выразительность мелодических оборотов, острота гармонии.
Популярны произведения Д.Д.Кабалевского. Он написал 3 тетради педагогических фортепианных пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности ("Тридцать детских пьес", ор. 27, 1937-38). Его произведения отличают тематическое богатство, близость массовым формам музицирования - песням, танцам, маршам.
Выдающимися художеств. достоинствами обладают произведения для детей С. С. Прокофьева. Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью муз. языка, новаторской трактовкой жанров. Фп. пьесы Прокофьева "Детская музыка" (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту "Летний день") характеризуются ясностью изложения, простотой музыкального материала, прозрачностью фактуры. Для юных исполнителей написаны 2-й фортепианный концерт Д. Д. Шостаковича, триада молодёжных концертов Кабалевского (для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром), 3-й фортепианный концерт А. М. Баланчивадзе, фортепианный концерт Ю. А. Левитина. Особенности всех этих произведений - опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистических черт детского и молодёжного музыкального обихода - маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности музыкального языка, виртуозности и камерности.
Современные композиторы конца 20 и начала 21 веков также внесли свой вклад в развитие детской музыки. Есть отдельные сборники композиторов Москвы, Санкт-Петербурга, сборники произведений современных композиторов, стали писать произведения джазового и эстрадного характера для детей, много переложений популярных произведений из кино и театральных постановок.