kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка о детях и для детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа даёт понятие детской музыки и дает описание основных характеристик инструментальной детской музыки, как программность, элементы изобразительности, звукоподражание. танцевальность, маршевость и многое другое. Работа предназначена преподавателям детских школ искусств и других детских учреждений дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка о детях и для детей»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

г. Ульяновск











Методический доклад







Автор:

преподаватель фортепианного отделения


Полуэктова В.Н.





г. Ульяновск


2016

Музыка о детях и для детей

Содержание:

1.Понятие детской музыки.

2.Народная детская музыка.

3.Детская музыка средних веков.

4.Детская музыка русских композиторов.

5. Западноевропейская детская музыка.

6.Детская музыка советских композиторов.

7.Детская музыка современных композиторов.

Детская музыка - музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтическим содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота музыкальной фактуры, опора на фольклор. В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира.

Существуют различные виды детской музыки - песни, хоры, инструментальные пьесы, оркестровые произведения, музыкально-сценические сочинения. Произведения, предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вокальных произведениях принимаются во внимание диапазон  голоса, особенности звукообразования и дикции, хор. подготовка, в инструментальных пьесах - степень технической трудности. Круг музыкальных произведений, доступных восприятию детей, шире области собственно детской музыки. В детской аудитории, особенно старшего возраста, популярны многие произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и других классиков, произведения советских и современных композиторов.
Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки часто служили основой профессиональной детской музыки. Ещё в Древней Греции была известна народная детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что несколько детских песен было сочинено греческим певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В Древней Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

В средние века в Европе детская музыка была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европейских детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (немецкая детская песня "Фонарик, фонарик"). Главные особенности музыкального языка: гармонический характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная). Городские уличные детские песни (der Kurrenden) в средние века в Германии популяризировались своеобразными певческими коллективами (die Kurrende) - бродячими хорами певцов-учеников, выступавшими на улице за небольшое вознаграждение. Русские старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сборниках народных песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Некоторые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогической музыкальной литературы для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - начала 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й половине 19 века, с усилением религиозно- консервативного начала в воспитании детей, детская музыка приобрела ярко выраженную культовую направленность.
Во 2-й половине 19 века появилось сравнительно большое количество профессиональных произведений детской музыки : сб. М. А. Мамонтовой "Детские песни на русские и малороссийские напевы" (обработки песен для детей сделаны П. И. Чайковским, вып. 1, 1872), фортепианные пьесы для начинающих пианистов. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фортепиано, например "Детский альбом" Чайковского (ор. 39, 1878) - своеобразная фортепианная сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах народного характера перед детьми последовательно ставятся разные художественно-исполнительские задачи. Отсутствие мелодических, гармонических, фактурных трудностей делают эти произведения доступными юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения являются сборники фортепианных пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.

Среди произведений западноевропейской детской музыки:

  1. "Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" Р. Шумана (1848) - цикл фортепианных миниатюр, расположенных по принципу от простого к сложному;

  2. "Детские народные песни" Брамса (1887);

  3. сюита Ж. Визе "Игры для детей" (1871) -12 пьес для фортепиано в 4 руки (пять пьес из этого цикла, оркестрованные автором, составили одноимённую сюиту для симфонического оркестра);

  4. Известны циклы произв. для фп.: "Детский уголок" Дебюсси (1906-08);

  5. "Матушка гусыня" Равеля (1908) (сюита для фп. в 4 руки; оркестрована в 1912);

  6. Для детей писал Б. Барток ("Маленькому словаку", 1905, - цикл из 5 мелодий для голоса и фортепиано; в 1908-09 4 тетради ученического репертуара для фортепиано "Детям"). В его пьесах, в основном народного характера, использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фортепианные картинки, продолжающие традиции Д. м. Шумана и Чайковского. В 1926-37 Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фортепиано "Микрокосмос". Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки;

  7. Песни для детей писали: X. Эйслер ("Шесть песен для детей на слова Б. Брехта", ор. 53; "Детские песни" на слова Брехта, ор. 105), З. Кодай (многочисленные песни и хоры для детей на основе венгерской народной музыки).

Советские композиторы обогатили детскую музыку, расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Широко известны, например, фортепианные пьесы для детей С. М. Майкапара "Бирюльки" (ор. 28, 1926) и сб. "Первые шаги" (ор. 29, 1928) для фортепиано в 4 руки. Эти произведения отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность музыкального языка, тонкое использование приёмов полифонии. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произведениям композитора свойственны современность музыкальных интонаций, выразительность мелодических оборотов, острота гармонии.

Популярны произведения Д.Д.Кабалевского. Он написал 3 тетради педагогических фортепианных пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности ("Тридцать детских пьес", ор. 27, 1937-38). Его произведения отличают тематическое богатство, близость массовым формам музицирования - песням, танцам, маршам.

Выдающимися художеств. достоинствами обладают произведения для детей С. С. Прокофьева. Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью муз. языка, новаторской трактовкой жанров. Фп. пьесы Прокофьева "Детская музыка" (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту "Летний день") характеризуются ясностью изложения, простотой музыкального материала, прозрачностью фактуры. Для юных исполнителей написаны 2-й фортепианный концерт Д. Д. Шостаковича, триада молодёжных концертов Кабалевского (для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром), 3-й фортепианный концерт А. М. Баланчивадзе, фортепианный концерт  Ю. А. Левитина. Особенности всех этих произведений - опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистических черт детского и молодёжного музыкального обихода - маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности музыкального языка, виртуозности и камерности.

Современные композиторы конца 20 и начала 21 веков также внесли свой вклад в развитие детской музыки. Есть отдельные сборники композиторов Москвы, Санкт-Петербурга, сборники произведений современных композиторов, стали писать произведения джазового и эстрадного характера для детей, много переложений популярных произведений из кино и театральных постановок.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыка о детях и для детей

Автор: Полуэктова Валентина Николаевна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275444

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_muzykalnogo_vospriiatiia_u_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_razlichnykh_vid"
    ["file_id"] => string(6) "593159"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638335629"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Из  опыта работы музыкального руководителя Клименко Елены Геннадьевны по теме:"Классическая музыка в  жизни дошкольников." "
    ["seo_title"] => string(132) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-klimienko-ielieny-giennad-ievny-po-tiemie-klassichieskaia-muzyka-v-zhizni-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199082"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428510154"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "урок музыки в 1 классе"
    ["seo_title"] => string(23) "urok-muzyki-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "306839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458208624"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Из опыта работы. Анкета как одна из форм обобщения школьного учебного курса «Музыка». "
    ["seo_title"] => string(92) "iz-opyta-raboty-ankieta-kak-odna-iz-form-obobshchieniia-shkol-nogho-uchiebnogho-kursa-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "224878"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439232353"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока по музыке в 3 классе на тему:"Выразительные свойства музыки""
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotkaurokapomuzykiev3klassienatiemuvyrazitielnyiesvoistvamuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "290417"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454949835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства