Просмотр содержимого документа
«Музыкальная одаренность в детской школе искусств»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» городского округа города Райчихинска
ДОКЛАД
на тему:
«Музыкальная одаренность
в детской школе искусств»
Подготовила:
преподаватель
Литкова Е.В.
г. Райчихинск, 2017 г.
Работа с одаренными детьми в детской школе искусств
Деятельность педагога детской школы искусств по воспитанию юных дарований сложна и многогранна. В ней можно различить две взаимосвязанные стороны. Одна из них – передача преподавателем ученику своих знаний, умений, приемов исполнительского мастерства, своего отношения к искусству, а другая – раскрытие, выявление и взращивание лучших задатков, заложенных в ребенке. Достигнуть и того, и другого невозможно без индивидуального подхода к каждому ученику. Особое внимание, конечно, должно уделяться одаренным детям. На современном этапе развития нашего общества внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, — актуальнейшая задача любой школы и, в первую очередь, музыкальной.
Из года в год детская музыкальная школа гостеприимно открывает двери для талантливых детей, стремящихся познать, что же такое музыкальное искусство, и научиться проявлять себя как художника в широком смысле этого слова. Для преподавателя с приходом каждого нового ученика встает вопрос: каковы способности данного ребенка, как их развить? Насколько он одарен? Что такое одаренность и в чем она выражается?
Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает «особо благоприятные внутренние предпосылки развития». Под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Каких же детей можно назвать одаренными? Для музыкантов истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка). Отсюда – впечатление какой-то удивительной «зрелости, без созревания», которое обычно больше всего поражает в одаренных людях. Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Исследователи отмечают, что к девяти -десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.
Б.М.Теплов в своем труде «Психология музыкальных способностей» отмечает, что главным признаком музыкальности является переживание музыки как выражения некоторого содержания. Проанализировав и обобщив примеры разносторонней творческой одаренности многих выдающихся музыкантов, к общим моментам музыкальной одаренности Б.М.Теплов отнес силу, богатство и инициативность воображения, обилие зрительных образов, устойчивость творческого внимания, волевые и другие особенности личности человека.
С. И. Савшинский характеризует музыкальную одаренность пианиста, исходя из исполнительской деятельности ученика, и предлагает следующую классификацию ее качеств:
- художественные (проникновенность, содержательность, артистичность и эмоциональность исполнения);
- технические (виртуозность, точность игры) и эстетические (тембровое богатство звучания).
Итак, одаренность – это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. При этом все входящие в структуру одаренности компоненты должны составлять целостную функциональную систему, взаимодействовать друг с другом.
Опытный педагог знает, что детская одаренность – явление неустойчивое, нестабильное, зависящее от массы условий и, следовательно, крайне нуждающееся в грамотном психолого-педагогическом сопровождении и поддержке.
Глубоко изучая ученика, педагог обязан справедливо оценивать стороны его личности, его отношение к музыке, склонности и намерения, уметь вовремя поддержать, направить, вдохновить. В чутком отношении педагога к исполнению ученика – залог тесного контакта в совместной работе и возможность дальнейших творческих достижений. Для педагога, увлеченного своим трудом, нет большей радости, чем наблюдение плодов своего труда – творческих достижений ученика. Работа с одаренными детьми – сложный, но увлекательный процесс, направленный на самореализацию ребенка как творческой личности, его всестороннее развитие. Во время индивидуальных занятий формируется эмоциональная сфера ребенка, развивается мышление, он познает красоту мира и себя в нем.
С появлением в музыкальной школе каждого нового одаренного ученика и дальнейшим раскрытием его талантов выполняется основная задача обучения – воспитание культурных, интеллектуально и эмоционально развитых молодых людей, способных применять свои способности в любой области деятельности, являющихся преемниками традиций классической школы и сохраняющих духовный потенциал народа – нашего достойного будущего.
Выявление и раскрытие детской одаренности с помощью инновационных технологий и эффективных форм организации образовательного процесса
Понимание особенностей личности одаренного ребенка является необходимым условием успешной работы учителя с одаренными детьми. Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие одаренных детей.
Таких юных музыкантов отличает пристрастно-эмоциональное, личностное отношение к собственной деятельности. У многих одаренных детей наблюдается возрастная впечатлительность и повышенная эмоциональная чувствительность. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для юных дарований источником самых ярких переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях принимает довольно «бурный» характер, проявляясь в склонности к аффектам, в других же случаях она носит скрытый характер, выражаясь в излишней застенчивости. Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей – способность наслаждаться творчеством. Именно это, по утверждению Стендаля, отличает гения от всех остальных людей. Несмотря на свой ярко выраженный индивидуализм, одаренные дети стремятся контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми. Одаренных детей отличает высокий интеллект, хорошая память, самоконтроль, богатство словарного запаса, умение рассуждать и делать выводы, анализировать и синтезировать информацию. В процессе деятельности они высказывают оригинальные идеи, проявляют богатое воображение, любознательность, чувство юмора, легкость ассоциирования, гибкость и быстроту мышления.
Для выявления всех сторон детской одаренности и успешного продвижения каждого ученика педагог должен применять традиционные и инновационные технологии обучения. «Основное, что должно интересовать и педагога, и исследователя, – пишет Б.М.Теплов, - не вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития». Таким образом, традиционный принцип индивидуального подхода в обучении игре на фортепиано остается важнейшим для успешного развития юных пианистов и использоваться он может на традиционном уроке по специальности и в групповых формах занятий - внеклассных мероприятиях.
Плодотворности занятий с учеником способствует использование инновационных педагогических технологий. Методика развивающего обучения интенсифицирует весь учебный процесс. Как известно, развивающее обучение предполагает такой способ работы с материалом, при котором с максимальной полнотой проявлялась бы творческая инициатива обучающегося, формировалось бы его музыкальное мышление. Правильно организованная учебная деятельность – это активная мыслительная работа самого ученика как человека, который учится, а не которого учат. Задача педагога, практикующего развивающее обучение конкретно в классе фортепиано, – воспитание музыканта - творца, исследователя, экспериментатора, который сам изучает музыкальный материал и в результате продолжительной работы создает собственную интерпретацию произведения, собственный художественный образ.
Самостоятельность мышления и действий ученика, основанная на твердом знании того, что он усвоил и что ему предстоит усвоить, характеризует проявление рефлексивного развития школьников при развивающем обучении. Рефлексировать ученик может тогда, когда у него есть внутренний идеальный план его собственной деятельности, который «позволяет ему рассматривать наедине с самим собой ее основания, изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания и чувства, формулировать высказывания, соответствующие конкретной ситуации» .
Идеи интенсивного развития личности заложены в системе обучения, разработанной группой ученых под руководством Л. В. Занкова. Исходя из этих идей, можно выявить важнейший показатель эффективности обучения и успешного усвоения знаний – это общее развитие обучающегося. Общее развитие – это деятельность наблюдения, размышления, умения делать выводы; это развитие воли, ума, чувств ученика.
Л. В. Занков предложил новые дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, большая значимость теоретических знаний.
Л. С. Выготский в свое время выступил с концепцией о двух уровнях умственного развития ребенка. О ней напоминает Л. В. Занков: «Один из этих уровней – это уровень интеллектуального развития. Он характеризуется тем, что ребенок определенные задания выполняет самостоятельно. Для второго уровня характерно то, что ребенок, не будучи в состоянии справиться с предлагаемыми обстоятельствами самостоятельно, в то же время может выполнять их с помощью наводящих вопросов, примеров по подражанию. Роль обучения состоит в том, что оно создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в актуальное развитие». В этой связи не стоит забывать о том, что и музыкантам нужно использовать важное положение, выдвигаемое современной общей педагогикой: любое обучение следует вести на высоком уровне трудности. Имеется в виду, если воспользоваться формулировкой Л. В. Занкова, «не любая трудность, а трудность, заключающаяся в познании сущности изучаемых явлений и взаимосвязей между ними…» .
Идея педагогики сотрудничества принадлежит А. С. Макаренко. Именно сотрудничество ученика с учителем, взрослым представителем социальной среды, обеспечивает развитие мотивационно - потребностной, личностно-смысловой сферы личности школьника, т.е. воспитывает его, а не только дает знания. Такая модель совместной продуктивной деятельности (сотрудничество педагога с обучающимся) преодолевает авторитарный командный стиль управления процессом обучения, устанавливает демократическую систему «учитель - ученик», обеспечивает неразрывную связь личностно - смыслового и интеллектуально - познавательного компонентов психического развития школьника. Развитие личности, по Макаренко, составляет содержательную основу воспитания. Продолжая лучшую традицию гуманистической педагогики, Макаренко утверждает: жизнь – главный воспитатель ребенка, и задача воспитателя состоит, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей .
В этом же ключе можно трактовать методы интерактивного обучения, психологическое обоснование которых дано в работах профессора В. Я. Ляудис. Основными методами интерактивного обучения являются учебные диалоги и коллективные дискуссии, а также учебно-ролевые игры, совместное решение творческих задач и т.д. Интерактивное обучение призвано формировать ученика как творческую личность. Оно организуется в форме сотрудничества, коллективного творчества учителя и ученика, их совместной продуктивной деятельности.
Творческая обстановка межличностного познавательного взаимодействия расковывает инициативу обучающихся, снимает чувство робости перед неизвестным, воспитывает смелость мысли и действий, уверенность в своих возможностях. Познавательный интерес выступает как все усиливающаяся учебная мотивация. Учитель при участии в дискуссии оказывает воспитывающее воздействие на ученика своей личностной позицией. Ученик оказывается перед объективной необходимостью сотрудничества с учителем и другими учениками, ориентируется в первую очередь на его смысловую сторону («во имя чего»), затем – на операционно-техническую сторону («что и как»). Это означает, что интерактивные методы обучения в большей мере, чем традиционные, воспитывают личность ученика, показывая, во имя чего он учится, формируя творчески мыслящего и активно действующего гражданина.