Просмотр содержимого документа
«Музыкально - дидактические игры на уроках музыки в начальной школе»
Музыкально-дидактические игры
Начальная школа
Пакулина И.П.
МАОУ СОШ № 29
г. Калининград
Значение музыкально – дидактических игр.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика и т.п.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Музыкально – дидактические игры, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика и т.п.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Музыкально – дидактические игры, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
1.Коррекционные:
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2.Оздоровительные:
- укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
- развитие быстроты двигательной реакции.
3.Образовательные:
- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
4.Воспитательные:
- воспитание общей музыкальности, речевой, двигательной культуры;
- эстетическое отношение к окружающему;
- развитие чувств, эмоций высшего порядка.
5.Развивающие:
- познавательную активность;
- устойчивый интерес к действованию;
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- ориентировку в пространстве.
Классификация игр.
В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управление процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.
Н.А.Метлов с воспитательной точки зрения выделил:
- игры с пением, развивающие музыкальный слух, голос, ритм и умение правильно передавать мелодию;
- игры-сказки, для воспитания художественного вкуса и радостных эмоций.
Н.А.Ветлугина (продолжатели: А.Н.Зимина,
Э.П.КостинаН.Г.Кононова)научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки.
Л.Н.Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении настольных дидактических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни детского сада.
Работая над чистотой интонации у старших дошкольников А.Д.Войнова показала значение вокальных игр с элементами дидактичности.
По форме проведения игры подразделяются на (Г.И.Анисимова):
- статические (стоя или сидя);
- игры с движением;
- речедвигательные игры;
- игры-шутки;
- игры-песни;
- артикуляционные игры;
- игры-забавы;
- игры-загадки;
- ритмические игры.
Статические игры
Развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Методика применения музыкально – дидактических игр.
Педагог знакомит детей с игрой , объясняя задание. Оно может выполняться под музыку как одним ребенком, так и всей группой.
Музыкальные приключения Домисольки (Марина Вл.Мирович)
-музыка веселого характера
- грустного
характера
поощрение за правильный ответ
Жили – были нотки. Они были такие маленькие такие чёрненькие, как пуговичка с палочкой, звали их: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Маму они не помнили, жили с папой Скрипичным ключом.
Ноток было так много, и они все были так похожи друг на дружку, что папа Скрипичный ключ их иногда путал.
Он их различал только тогда,
когда нотки становились каждая на свою линеечку.
Папа был строг
. Не разрешал перескакивать
с линии на линию, говорил:
«Гармония нарушается».
Нотки были большие труженицы. Они играли на разных музыкальных инструментах . Каких?
А играли они так.
На дудочке: ДУ – ДУ – ДУ.
На ложках: ТУК – ТУК – ТУК.
На колокольчике : ДИНЬ – ДИНЬ
На барабане: ТРА – ТА – ТА.
Везде, где играла музыка, там трудились нотки.
Отдыхать им было некогда, да и незачем, так как они отдыхали тогда, когда звучала хорошая музыка и они заряжались от такой музыки хорошей энергией.
Особенно нотки любили.
Музыку эльфов: ПА– РА – РА.
Музыку луны: НА – НА – НА.
Музыку бабочек: ЛИ – ЛИ – ЛИ.
И музыку веселья: ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ.
Когда звучала хорошая песня, то хвалили и композитора, и поэта. А маленьких ноток никто никогда не хвалил. Почему?
композитор
Иоганн Себастьян Бах
поэт
Александр Сергеевич Пушкин
Задумалсястарый Скрипичный ключ, захандрил.
Покрутилоего всего. Попросил он, чтобы нотки сыграли
ему мелодию не грустную, а весёлую, не о печали,
а о любви, о радости, о жизни.
Но как могут играть Нотки без Скрипичного ключа?
Ведь он должен стать во главе и только тогда
польётся мелодия.
Нотки пошушукались, пошушукались, посмотрели в окошко, а
за окном снежинки кружились в каком – то плавном, красивом
танце и по одной танцуют, и хороводы водят. Снежинки были
маленькие, совсем крошечные, но такие красивые,
такие белые, такие пушистые, с разнообразными узорами.
Нотки засмотрелись на танец снежинок
и стали тихонько подыгрывать снежинкам, затем громче, а затем громко зазвучала музыка о любви,
о счастье, о радости, о молодых летах, о сладостных речах, о счастливой жизни!
Снежинки кружились в танце всё быстрей и быстрей,
и в изнеможении попадали на землю, и укрыли её всю.