Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Ведь придя в школу, ребенок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. И даже если он ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное – поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Ведь придя в школу, ребенок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. И даже если он ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное – поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску.
У меня, как у учителя музыки, существует несколько правил, которых, на мой взгляд, должен придерживаться каждый учитель:
• Не сковывать, а освобождать;
• Не сдерживать, а поддерживать;
• Не сгибать, а распрямлять.
Эти простые правила легли в основу моей педагогической деятельности.
Наверное, каждый урок музыки, – это в какой- то степени урок жизни. На своих уроках я стараюсь «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься в противоречиях жизни, заглянуть в себя…
Как сказал Сухомлинский: « Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
У каждого человека процесс развития креативности, творчества индивидуален.
Моя задача, как учителя музыки, заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей детей, поддержать умную, способную, неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Ведь таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Поэтому, очень важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован.
Практика работы в школе показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, является для него поистине самым счастливым. Благодаря такому общему подъёму, дети начинают смотреть, на учителя открыто, и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной деятельности учащихся открываются не только в урочной, но и во внеурочной работе. Что же такое одарённость и как определить одарённых детей?
Одарённость – значительное по сравнению с взрослыми нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных).
Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие ,вокальные возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, вокального мастерства.
Одарённые дети испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, усваивают дополнительный материал. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше. Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.
Работа с одарёнными детьми, показывает, что эти дети пытаются показать себя на разных этапах урока. Пытаются сочинять четверостишья на заданную мелодию, пробовать себя в сочинение небольших попевок, для работы артикуляционного аппарата - используются скороговорки. Во время занятий с детьми, использую приёмы массажа, как укрепление и сохранение здоровья учащихся. Очень в работе над «раскрепощённостью» детей помогает пластическое интонирование и театрализация. Ведь, когда ребёнок учится держаться на сцене, ему необходима уверенность в себе, боязнь сцены можно избежать, если на уроке и во внеурочной деятельности чаще инсценировать песни. Большое внимание я уделяю использованию методов проектов, проблемно – поисковых методов, приёмам организации групповой и индивидуальной работы, что способствует развитию самостоятельности, инициативности, творчества обучающихся. Также важно в работе с одарёнными детьми придерживаться следующих принципов:
1.Системность занятий.
2.Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
3.Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
4.Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
5.Креативность и эмоциональность педагога.
6.Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
7.Преемственность в работе с другими специалистами.
8.Связь с семьей.
Наблюдения показывают, что работая с одарёнными детьми, в процессе работы, эти дети становятся более активными и раскрепощенными в своих суждениях о музыке (и других видах искусства). Дети всегда рады встрече с музыкой, любят придумывать истории, связанные с музыкой. В музыкально-ритмических импровизациях стараются передать характер и движение мелодии, придумать новые движения. У этих детей появляется опыт сочинения песенок и мелодий. Наблюдая за одарёнными детьми, педагоги и родители замечают, что раньше дети старались петь и танцевать в основном для себя, боясь сцены, а сейчас они с удовольствием выступает на концертах, конкурсных программах, фестивалях, где проявляются и ее эмоциональность, актерские способности. У этих детей накапливается исполнительский опыт, в их репертуаре есть песни различных жанров и характеров. В процессе работы с этими детьми, виден их рост, т.е. дети, пришедшие в первом классе, не могли показать свои способности, были замкнуты.
Благодаря всем разнообразным видам работ в урочной и внеклассной деятельности, дети достигли положительных результатов, в ежегодном городском конкурсе «Звонкие голоса», учащиеся занимают призовые места, получают звания лауреатов разных степеней и звания Гран – при.
Много можно говорить о талантливых учениках, но ещё раз хочется сказать, что талант нужно раскрывать в каждом ребёнке. Нет не талантливых детей, каждый ребёнок одарён и прекрасен по своему, только это нужно увидеть.
В ходе работы с одарёнными детьми, многие из них затем с большим удовольствием записываются и посещают городские учреждения дополнительного образования.
Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с детьми, имеющие предпосылки к одаренности, я пришла к выводу, что система индивидуальных и групповых занятий, разнообразие творческих заданий, позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.