Методические рекомендации по обучению детей народному пению
Методические рекомендации по обучению детей народному пению
Привлечь современного ребенка петь народные песни - это искусство. На сегодняшний день на базе нашей школы работает и очень хорошо ансамбль народной песни "Сударушка", конечно для этого проводится большая работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по обучению детей народному пению»
Методические рекомендации по обучению детей народному пению
(из опыта работы)
Жолобова Л.Е.
С 1994 года в МБУДО «Детской школе искусств №2», после окончания Челябинского государственного института культуры и искусства, открыла отделение народного пения. В результате творческой деятельности создала ансамбль народной песни «Веретенце». За время своего существования ансамбль воспитал много талантливых и увлеченных выпускников, которые продолжили свое обучение в специальных учебных заведениях и являются руководителями творческих коллективов.
В 2016 году на базе МАОУ СОШ №36 создала ансамбль народной песни «Сударушка». Выпустила репертуарные сборники народных и авторских песен, СD альбомы. Данные сборники представляют лучшие песни ансамблей и солистов. Весь музыкальный материал подобран в удобной для исполнения тесситуре. А самое главное он нравится участникам коллектива и слушателям. В результате работы с творческими коллективами хочется поделиться опытом работы.
Специфика работы педагога заключается в том, что все дети независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому творчеству. Поэтому главная задача педагога-хоровика состоит в том, чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению. Для обучения детей народному пению необходимо подобрать интересный репертуар, направив своих учеников по творческому пути. Главными критериями в подборе репертуара служит соответствие возрасту обучающихся.
В старину специально не учили детей народным песням. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляли праздники и обряды с бесчисленным количеством песен, играли свадьбы, и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен. Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад — и прервалась цепочка устной, непосредственной передачи традиционного песенного искусства. Необходимо найти пути преодоления этого разрыва. Идет поиск преодоления разрыва между традиционным песенным искусством и современным исполнительством или отсутствием такового.
Опыт работы может служить опорой в поисках своего направления в обучении детей сольному, ансамблевому народному пению. Занималась и обучалась народному пению сначала в музыкальной школе, потом в институте. Заинтересованность к народной песне вызвала интерес поехать в фольклорную экспедицию, чтобы записать народные песни, чтобы разучить их с народными коллективами. А также познакомиться с исполнителями, которые сохранили традиции своего региона. Увидела их глаза, увидела, как они живут в песне. Если хороший человек, если у него много хорошего в душе, она так запоет, что ее невозможно не слушать. Если душа не поет, если нет искренности и доброты, доброго отношения к миру, народную песню не споешь. Петь и понимать традиционные песни я училась у народных певиц и певцов, благодаря фольклорным экспедициям. Необходимо начинать знакомство со старинной песни веселой, игровой, плясовой, шуточной. Дети эти песни лучше поймут и воспримут, так как они ближе к их детской натуре. И я начала с детьми разучивать с игровых песен: «Золотые ворота», «Дрёма», «А мы просо сеяли», «Капустка, капустка моя», так как игра для детей очень понятна, любую игру дети воспринимают очень легко, и старинную тоже. Объясняла и показывала движения игровых песен и начинала с ними разучивать. Любовь к старинной песне передать можно только тогда, когда сам страстно любишь и веришь в это искусство, когда заворожен его глубиной и красотой. Постановке голоса уделяю большое внимание, это прежде всего постановка дыхания, дикции, распевание. Всегда говорю, что как говорим – так и поём, только всё на дыхании и нараспев.
В течение работы над разучиванием репертуара, голосовые данные отлично развиваются, развивается дыхание.
Приходят ко мне дети, которые не умеют петь. «Новенькие» занимаются с опытными певцами. Они очень быстро все усваивают и догоняют других. Слышно, как их голоса постепенно начинают обретать уверенность, слаженность и умение слушать друг друга. Есть случаи, когда дети начинают чисто петь только на второй год занятий. Уверена, что народная песня способна воспитать и слух, и голос, было бы желание и любовь к пению.
Благодаря большому объему проведенной работы, у учащихся повышается сценическое мастерство, уровень исполнения, интерес к выступлениям, здоровый дух соперничества. Освещение концертно-лекционной деятельности школы в прессе создает благоприятный имидж нашего образовательного учреждения и способствует привлечению новых обучающихся.
Благодаря приобретению школой современной аудио и видеотехники, оснащению учебного процесса новыми электронными инструментами и акустическим оборудованием, преподаватели и учащиеся получили возможность делать свои конкретные номера более яркими, зрелищными и информационно емкими.
Введена новая форма работы, это выпуск нотных сборников и сольных дисков творческих коллективов, которые сопровождаются слайд-шоу, причем на экран выводится не только художественно и эмоционально значимое изображение, но и полезная информация. Выпуск репертуарного сборника русских народных песен «На горе-то калина» – это результат творчества детского коллектива ансамбля народной песни «Сударушка». Это повышает интерес у детей и взрослых к народным истокам и традициям, воспитывает бережное отношение к жемчужине устного народного творчества – русской народной песне и является одним из основных методов патриотического воспитания подрастающего поколения.
Презентация диска «С любовью к музыке» – итог совместной творческой работы преподавателей Л.Е. Жолобовой, Т.И. Климовой и учащихся Тимкачевой Н. И Сахаровой И. Выпуск и презентация диска способствуют повышению мотивации к обучению не только по основной специальности – народное пение – но и по инструментальному исполнительству (фортепиано). Подобные мероприятия, ставшие традиционными, повышают престиж музыкального образования, служат стимулом творческого роста для других детей.
Презентация диска «С любовью к музыке» выпускнице Мещеряковой Ксении, показывает высокий профессиональный и исполнительский рост, что имеет большое значение в воспитании личных творческих качеств ученицы, а также является пропагандой русской народной песни.
Ежегодно коллективы участвуют в 20 – 30 концертах на различных концертных площадках города.
Благодаря большому объему проведенной работы, у учащихся нарабатываются навыки сценического поведения, расширяется музыкальный кругозор, происходит обмен опытом и информацией с другими участниками концертных программ.
Наиболее значительные мероприятия ансамбля народной песни «Веретенце», «Сударушка» и солистов:
- Участие в концертах ко Дню города;
- День знаний;
- Городской праздник «Дни славянской культуры и письменности»;
- Выездные и юбилейные концерты;
- Выездные концерты в ДОЛ «Лесная сказка»
- Совместный концерт с хором ветеранов Дворца культуры «Победа»
- концерты к 8 марта, 9 мая
Написаны тематические сценарии «Масленица», «Святки», которые знакомят с народными праздниками и обрядами.
Хорошей традицией стало проведение творческих вечеров на отделении. Эти вечера посвящаются либо творчеству кого – либо из учащихся, либо целым семьям, или творческой деятельности педагога.