kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по обучению детей народному пению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечь современного ребенка петь народные песни - это искусство. На сегодняшний день на базе нашей школы работает и очень хорошо ансамбль народной песни "Сударушка", конечно для этого проводится большая работа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по обучению детей народному пению»

Методические рекомендации по обучению детей народному пению

(из опыта работы)


Жолобова Л.Е.


С 1994 года в МБУДО «Детской школе искусств №2», после окончания Челябинского государственного института культуры и искусства, открыла отделение народного пения. В результате творческой деятельности создала ансамбль народной песни «Веретенце». За время своего существования ансамбль воспитал много талантливых и увлеченных выпускников, которые продолжили свое обучение в специальных учебных заведениях и являются руководителями творческих коллективов.

В 2016 году на базе МАОУ СОШ №36 создала ансамбль народной песни «Сударушка». Выпустила репертуарные сборники народных и авторских песен, СD альбомы. Данные сборники представляют лучшие песни ансамблей и солистов. Весь музыкальный материал подобран в удобной для исполнения тесситуре. А самое главное он нравится участникам коллектива и слушателям. В результате работы с творческими коллективами хочется поделиться опытом работы.

Специфика работы педагога заключается в том, что все дети независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому творчеству. Поэтому главная задача педагога-хоровика состоит в том, чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению. Для обучения детей народному пению необходимо подобрать инте­ресный репертуар, направив своих учеников по творческому пути. Главными критериями в подборе репертуара служит соответствие возрасту обучающихся.

В старину специально не учили детей народным песням. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляли праздники и обряды с бесчисленным количеством песен, играли свадьбы, и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен. Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад — и пре­рвалась цепочка устной, непосредственной передачи традиционного песенного ис­кусства. Необходимо найти пути преодоления этого разрыва. Идет поиск пре­одоления разрыва между традиционным песенным искусством и современным испол­нительством или отсутствием такового.

Опыт работы может слу­жить опорой в поисках своего направления в обучении детей сольному, ансамблевому народному пению. Занималась и обучалась народному пению сначала в музыкальной школе, потом в институте. Заинтересованность к народной песне вызвала интерес поехать в фольклорную экспедицию, чтобы записать народные песни, чтобы разучить их с народными коллективами. А также познакомиться с исполнителями, которые сохранили традиции своего региона. Увидела их гла­за, увидела, как они живут в песне. Если хороший че­ловек, если у него много хорошего в душе, она так запоет, что ее невозможно не слу­шать. Если душа не поет, если нет искренности и доброты, доброго отноше­ния к миру, народную песню не споешь. Петь и понимать традиционные песни я училась у на­родных певиц и певцов, благодаря фольклорным экспедициям. Необходимо начинать знакомство со старинной песни веселой, игровой, плясовой, шуточной. Дети эти песни лучше поймут и воспри­мут, так как они ближе к их детской натуре. И я начала с детьми разучивать с игро­вых песен: «Золотые ворота», «Дрёма», «А мы просо сеяли», «Капустка, капустка моя», так как игра для детей очень понятна, любую игру дети восприни­мают очень легко, и старинную тоже. Объясняла и показывала движения игро­вых песен и начинала с ними разучивать. Любовь к старинной песне передать можно только тогда, когда сам страстно лю­бишь и веришь в это искусство, когда заворожен его глубиной и красотой. Постановке голоса уделяю большое внимание, это прежде всего постановка дыхания, дикции, распевание. Всегда говорю, что как говорим – так и поём, только всё на дыхании и нараспев.

В течение работы над разучиванием репертуара, голосовые данные отлич­но развиваются, развивается дыхание.

Приходят ко мне дети, которые не умеют петь. «Но­венькие» занимаются с опытными певцами. Они очень быстро все усваивают и догоняют дру­гих. Слышно, как их голоса постепенно начинают обретать уверенность, слаженность и умение слушать друг друга. Есть случаи, когда дети начинают чисто петь только на второй год за­нятий. Уверена, что народная песня способна воспитать и слух, и голос, было бы желание и любовь к пению.

Благодаря большому объему проведенной работы, у учащихся повышается сценическое мастерство, уровень исполнения, интерес к выступлениям, здоровый дух соперничества. Освещение концертно-лекционной деятельности школы в прессе создает благоприятный имидж нашего образовательного учреждения и способствует привлечению новых обучающихся.

Благодаря приобретению школой современной аудио и видеотехники, оснащению учебного процесса новыми электронными инструментами и акустическим оборудованием, преподаватели и учащиеся получили возможность делать свои конкретные номера более яркими, зрелищными и информационно емкими.

Введена новая форма работы, это выпуск нотных сборников и сольных дисков творческих коллективов, которые сопровождаются слайд-шоу, причем на экран выводится не только художественно и эмоционально значимое изображение, но и полезная информация. Выпуск репертуарного сборника русских народных песен «На горе-то калина» – это результат творчества детского коллектива ансамбля народной песни «Сударушка». Это повышает интерес у детей и взрослых к народным истокам и традициям, воспитывает бережное отношение к жемчужине устного народного творчества – русской народной песне и является одним из основных методов патриотического воспитания подрастающего поколения.

Презентация диска «С любовью к музыке» – итог совместной творческой работы преподавателей Л.Е. Жолобовой, Т.И. Климовой и учащихся Тимкачевой Н. И Сахаровой И. Выпуск и презентация диска способствуют повышению мотивации к обучению не только по основной специальности – народное пение – но и по инструментальному исполнительству (фортепиано). Подобные мероприятия, ставшие традиционными, повышают престиж музыкального образования, служат стимулом творческого роста для других детей.

Презентация диска «С любовью к музыке» выпускнице Мещеряковой Ксении, показывает высокий профессиональный и исполнительский рост, что имеет большое значение в воспитании личных творческих качеств ученицы, а также является пропагандой русской народной песни.

Ежегодно коллективы участвуют в 20 – 30 концертах на различных концертных площадках города.

Благодаря большому объему проведенной работы, у учащихся нарабатываются навыки сценического поведения, расширяется музыкальный кругозор, происходит обмен опытом и информацией с другими участниками концертных программ.

Наиболее значительные мероприятия ансамбля народной песни «Веретенце», «Сударушка» и солистов:

- Участие в концертах ко Дню города;

- День знаний;

- Городской праздник «Дни славянской культуры и письменности»;

- Выездные и юбилейные концерты;

- Выездные концерты в ДОЛ «Лесная сказка»

- Совместный концерт с хором ветеранов Дворца культуры «Победа»

- концерты к 8 марта, 9 мая

Написаны тематические сценарии «Масленица», «Святки», которые знакомят с народными праздниками и обрядами.

Хорошей традицией стало проведение творческих вечеров на отделении. Эти вечера посвящаются либо творчеству кого – либо из учащихся, либо целым семьям, или творческой деятельности педагога.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации по обучению детей народному пению

Автор: Жолобова Людмила Евгеньевна

Дата: 08.05.2018

Номер свидетельства: 468786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка «Стратегия и тактика обучения детей   5-6 лет в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-stratieghiia-i-taktika-obuchieniia-dietiei-5-6-liet-v-klassie-skripki"
    ["file_id"] => string(6) "288303"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454604747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства