kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические аспекты деятельности концертмейстера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка посвящена раскрытию методических аспектов профессиональной деятельности концертмейстера на примере его работы в классе хорового дирижирования. Автор представляет материал из собстенного  многолетнего опыта работы концертмейстером в колледже искусств (музыкальном училище). Работа может заитересовать обучающихся - пианистов  колледжей искусств, приступающих к прохождению концертмейстерской практики, а так же молодых (начинающих) концертмейстеров.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты деятельности концертмейстера »

Методические аспекты деятельности концертмейстера

Копытина С. В., концертмейстер

КГУ «Комплекс колледж искусств – ШОД»


Концертмейстер – самая распространённая профессия среди пианистов. Я уверена, концертмейстер нужен буквально по всем специальностям (кроме собственно пианистов): и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в классе инструменталистов-исполнителей. Однако, при этом, многие музыканты склонны относиться к концертмейсерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Солист или хор и аккомпаниатор в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма.

Целенаправленное использование воспитательной силы концертмейстерского мастерства заключается в том, чтобы способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащать её духовный мир. На мой взгляд, концертмейстерское творчество – центральное понятие эстетики исполнительского искусства. Слово «концертмейстерство» заключает в себе своеобразие артистического исполнения, индивидуальную трактовку авторского замысла. Думаю, что это самостоятельное творческое явление, связанное с уникальным переосмыслением нотного текста.

Я работаю концертмейстером с 1969 года. Считаю, что «концертмейстерство» занимает важное место в системе нравственного воспитания. Оно способствует формированию эстетического вкуса и эстетической культуры. Ведь эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве, когда сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти и нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс становления убеждений, навыков и привычек.

При первом исполнении на фортепиано хорового сочинения пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к звучанию хора. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение взятия дыхания и т.д.) Это поможет хористам понять сущность нового произведения.

В концертмейстерском исполнительстве существует несколько масштабных уровней:

  • усвоение смысла отдельных мелодий и интонаций

  • переход к идейно-художественному обобщению

  • оформление определённого художественного замысла.

Проанализируем содержание и структуру концертмейстерской деятельности – это многомерность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Это касается особенностей сочетания партии хора, солиста, инструменталиста с аккомпанементом. Важны различные аспекты творчества концертмейстера, без которых был бы затруднителен процесс создания музыкального художественного образа:

  • философско-эстетический, отражающийся на характере исполнения музыкальных произведений;

  • психологический, включающий музыкальное восприятие и передачу эмоций;

  • развитие образного мышления;

  • эмоционально-волевые качества исполнителя, влияющие на трактовку и интерпретацию исполнения произведения.

Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы стать хорошим концертмейстером в классе хорового дирижирования? Хороший концертмейстер должен обладать следующими качествами:

  • общей музыкальной одарённостью,

  • хорошим музыкальным слухом,

  • воображением,

  • умением охватить образную сущность и форму произведения,

  • артистизмом,

  • способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.

Я считаю, что концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно двух-трёх-четырёхстрочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного. Должен знать основные дирижёрские жесты и приёмы. Быть особенно чутким, чтобы уметь быстро компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию.

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Первое - внимание. Его надо распределить не только между двумя собственными руками, но и относить к хормейстеру – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль. Слуховое внимание занято звуковым балансом. Зрительное внимание следит за жестом хормейстера, а ансамблевое внимание – за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру.При возникновении каких-либо музыкальных неполадок,

происшедших во время экзамена, он должен твёрдо помнить, что ни останавливаться, ни исправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

Важной составляющей своей работы считаю умение снять неконтролируемое волнение перед экзаменом у учащегося – начинающего хормейстера.. Лучшее средство для этого – сама музыка. Особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнителя, творческое вдохновение передаётся учащемуся и помогает ему обрести уверенность психологическую, а за ней и мышечную свободу.

Творческая деятельность концертмейстера включает две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение. Рабочий процесс делится на четыре этапа.

П е р в ы й э т а п. Ведётся работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что будет показано на экзамене. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей : музыкального слуха, музыкальной памяти, эмоционально – волевых качеств исполнителя, музыкального мышления и воображения, чувства ритма. Он должен грамотно прочесть нотный текст, вникнуть или «услышать» композиторский замысел, охватить его в целом.

В т о р о й э т а п. Индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, «держать темп» (не исключая агогики), выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше. Огромное значение имеет владение основами фортепианной культуры. Успех концертмейстера будет полноценным только после тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано.

Т р е т и й э т а п. Работа с хормейстером. Предполагает совмещение музыкально-дирижёрских действий, наличие интуиции, знание партии дирижёра, «отход» концертмейстера на второй план по отношению к

хормейстеру. Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать и видеть партнёра при совместном исполнении, т.е. интуиция. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.

Ч е т в ё р т ы й э т а п. Рабочее (репетиционное) исполнение целиком – создание музыкального исполнительского образа. Именно этот последний рабочий этап определяет предварительный настрой дирижёра и концертмейстера на выступление на экзамене и служит по сути репетицией первого концертного исполнения произведения целиком. Выступление на экзамене – итог и кульминационный момент всей проделанной работы над музыкальным произведением. И чем выше культура исполнителей, тем больше у них возможностей для воплощения идейно-образного содержания во время исполнения сочинения.

Говоря о концертмейстерском творчестве, следует подчеркнуть, что именно от мастерства и умения концертмейстера зависит точность воссоздания композиторского замысла, в особенности если произведение начинается с оркестрового вступления. И уже с первых звуков, с первых тактов сочинения в сознании концертмейстера складываются определённые музыкально-слуховые представления, после чего начинается их воспроизведение. Мои усилия как концертмейстера направлены на то, чтобы помочь хормейстеру выразить своё понимание музыкального произведения в образно-эмоциональной форме. При исполнении аккомпанемента я стремлюсь к реализации следующих требований методического характера :

  • достижение верного распределения звучности и соотношения голосов при выразительной игре партитуры;

  • уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от исполнения оркестрового вступления к исполнению хора;

  • правильное соотношение темпа, ритма, динамики исполнения партии аккомпанемента с характером звучания хора.

Работа концертмейстера с хормейстерами и хоровым коллективом сопряжена с некоторыми сложностями. Пианист должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приёмы как цепное дыхание, выразительная дикция и др. именно концертмейстер помогает дирижёру в распевании участников хора, задавая

чёткий ритм работы. Ему необходимо постоянно следить за жестами дирижёра, поэтому он обязан знать основы дирижёрской техники и уметь играть «по руке» дирижёра. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов дирижёра, порой даже наперекор логике исполнения произведения.

На занятиях в хоровом классе концертмейстеру (на этапах разучивания репертуара) нужно грамотно показать звучание всей музыки или отдельных её фрагментов, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. В процессе такой игры следует добиваться выразительности, создавая образец исполнения для учащихся-хормейстеров. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку, ритм.

Участие концертмейстера в повседневной жизни класса хорового дирижирования требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. От него требуется умение выразительно играть многострочные хоровые партитуры, грамотно в смысле прочтения текста, музыкально и технично играть аккомпанемент. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на нотный текст он должен видеть весь объём фактуры. Должен мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения. Должен предвидеть движение музыкального материала.

Фортепиано не может точно передать тембровую окраску тех или иных инструментов, но стремиться к этому нужно. Концертмейстер должен приблизить фортепианную интерпретацию к оркестровой красочности, а отсюда и к музыкально-сценической образности. Знание основ оркестровых стилей композиторов поможет более точно воплотить замысел конкретного сочинения. Следует учесть, что многие темпы при исполнении на фортепиано несколько «сдвигаются», поэтому, играя произведения для хора, необходимо темпы несколько сдерживать.

Для педагогов дирижёрского отделения концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник, наперсник его творческих дел. Для учащихся – друг и наставник, помощник и тренер. И педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер. Оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с хормейстером, в собственном музыкальном совершенствовании.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объём внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остаётся «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.

Литература

1.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность. Музыка в школе.-.2001.-№ 2.-с. 38-40

2.Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие. Москва.ACADEMIA.2002

3.Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств. Министерство культуры Российской Федерации. Рязань. 2003г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические аспекты деятельности концертмейстера

Автор: Копытина Светлана Вениаминовна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 162957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Методическая статья на тему "Специфика подбора музыкального сопровождения и деятельности концертмейстера на уроке классического танца" "
    ["seo_title"] => string(156) "mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-spietsifika-podbora-muzykal-nogho-soprovozhdieniia-i-dieiatiel-nosti-kontsiertmieistiera-na-urokie-klassichieskogho-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "239322"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444756227"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Работа концертмейстера в хоровом классе "
    ["seo_title"] => string(45) "rabota-kontsiertmieistiera-v-khorovom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "139872"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417805384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Педагогические функции концертмейстера в ансамбле грузинского танца"
    ["seo_title"] => string(71) "pedagogicheskie_funktsii_kontsertmeistera_v_ansamble_gruzinskogo_tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "506499"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1554728967"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Основные аспекты  концертмейстерской  деятельности "
    ["seo_title"] => string(57) "osnovnyie-aspiekty-kontsiertmieistierskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212305"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431800491"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка "концертмейстерство - важный вид практической деятельности музыканта""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_kontsertmeisterstvo_vazhnyi_vid_prakticheskoi_deiateln"
    ["file_id"] => string(6) "523936"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1571851540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства