kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенность работы концертмейстера в классе сольного пения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассмотрены главные задачи коцертмейстера на уроках вокала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенность работы концертмейстера в классе сольного пения»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЯТЬКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

















МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему: «Особенности работы концертмейстера

в классе сольного пения»













Составила: концертмейстер высшей

квалификационной категории

Зубова Наталья Олеговна





г. Дятьково, 2020 г

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение…………………………………………………………………………………3

  2. Особенности работы концертмейстера в классе сольного пения………………………………………………………………………………………5

  3. Список литературы………………………………………………………………10



































  1. Введение

Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди пианистов. По той причине, что хорошими пианистами становятся далеко не все.

Тем не менее, профессия концертмейстера очень творческая и интересная. Она требует особого слуха и восприятия. Концертмейстер должен слышать мелодию и в аккомпанементе воплотить весь замысел композитора. Он должен обладать разносторонними музыкально-исполнительскими дарованиями, владеть ансамблевой техникой, знанием основ певческого искусства, знать особенности игры на различных инструментах, иметь специальные музыкальные навыки по чтению и транспонированию различных партий.

Как ни странно, для концертмейстера важна интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе, но без знаний в области музыкознания, музыкальной психологии достичь значимого результата невозможно.

Выбирая эту профессию нужно очень любить выступать на сцене и не бояться её, любить общаться с детьми, быть для них другом и помощником. Уметь быть на вторых ролях и радоваться успеху солистов.

Концертмейстер должен не только профессионально исполнять произведение, но и создать психологически удобную атмосферу и в концертном исполнении произведения, и в повседневной работе над ним.



Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Пианисту нужно развить в себе чуткость к партнеру, ощутить неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. В искусстве концертмейстера проявляются такие составляющие, как бескорыстность служения красоте, самозабвение во имя солирующего голоса, во имя одушевления партитуры.

Концертмейстерская работа – это особый вид искусства, который связан с воображением, фантазией. Научиться профессионально грамотно аккомпанировать, - не меньший труд, чем играть на рояле.

Выдающийся концертмейстер и педагог Важа Чачава говорил: «На сцене в аккомпанементе надо уметь перевоплощаться. Это обязательное условие для любого артиста. Концертмейстер в своем исполнении должен найти место и легкой улыбке, и отдыху, главное – надо избегать однообразия и пустоты, а исполнении вдвоем гораздо интереснее, чем соло».













  1. Работа концертмейстера в классе сольного пения



Концертмейстер – неотъемлемая часть самого певца, так как человеческий голос инструмент ансамблевый, выявить его красоту помогает инструментальное сопровождение. Исполнение музыки определенных стилей невозможно без «обожания» певческого голоса.

Концертмейстер, наравне с педагогом, участвует в процессе обучения, помогает в выборе программы с учетом индивидуальности каждого ученика. При этом критериями отбора репертуара для учащегося – вокалиста становятся его индивидуальные данные, интересы, диапазон его голоса, артистичность, а также задачи, которые педагог ставит перед учеником.

Опыт показывает, что функции концертмейстера носят и педагогический характер. Эта сторона работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний в области психологии, педагогики и смежных исполнительских искусств.

На первых этапах работы с учеником значительная ответственность лежит на концертмейстере.

Концертмейстер должен во всех подробностях знать вокальную партию (где певцу можно взять дыхание, агогические отклонения, динамику). Если певец не владеет фортепиано настолько, чтобы самостоятельно разобрать партию инструментального сопровождения, на помощь ему приходит пианист.

Часто для певца необходим контроль со стороны, нет ли чрезмерных агогических отклонений, достаточно ли удалось приблизиться к стилю композитора, понятен ли текст. На концертмейстера возлагается ответственная задача – ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом.

Занятия в классе позволяют смоделировать концертное исполнение: уточняются мельчайшие детали, различные приемы, краски, интонации, порой – темпы; меняется очередность произведений программы – ведутся поиски оптимального удобства в момент выступления. Концертмейстер является союзником, опорой и поддержкой педагога. Именно он остается с учащимся на сцене в момент экзамена или концерта, и от него на 90% зависит то, как покажет себя на сцене певец.

Одной из серьезных проблем для начинающего певца часто является ритмическая сторона исполнения. Воспринимая мелодию на слух, певец порой приблизительно поет ритмически сложные места.

Концертмейстеру необходимо в этот момент обращать внимание на художественное значение того или иного места. Необходимо не только говорить: «здесь точка, выдержи ее», но и объяснить цель этой точки в связи со словами, ее музыкальное значение, чтобы точки, паузы, ферматы стали для певца необходимыми средствами выразительности музыки. Если ученик не сразу полностью воспринимает сложный ритмический рисунок, он обязательно должен считать вслух или про себя, а не только запоминать музыку на слух. Для лучшего освоения ритмической стороны иногда полезно дирижировать, чтобы почувствовать сильную долю такта, пульсацию произведения. Часто приходится высчитывать места, где сочетаются дуоли в вокальной строчке и триоли в сопровождении. Пианист должен помочь певцу расчленить пассажи из мелких длительностей на группы, чтобы он почувствовал внутренние точки опоры, ритмическую организованность мелодики, а также разобраться во всех интонационных изгибах.

Неточная интонация у певца может зависеть от многих причин, связанных не только со слухом, но и с отсутствием вокальных навыков.

Опытный концертмейстер всегда сумеет обратить на них внимание и найти разные способы удаления фальшивых нот: показать гармоническую опору в аккомпанементе, связь с предыдущими тонами. В каждом произведении можно найти себе музыкальных «помощников» для устранения фальши и скорейшего запоминания мелодии. Подробно на способах разучивания интонационно и ритмически трудных мест мелодии останавливается известный педагог и концертмейстер Е. Шендерович*.

Концертмейстер должен установить с вокалистом контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом должно быть полное доверие.

_______________________________________________________________

* Шендерович Е. М. В концертном классе: Размышления педагога – М.: Музыка, 1996, с.71-81

Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, тесситурные слабости и достоинства. Все певцы, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и человеческой чуткости.

Особенность вокальной литературы – наличие словесного текста. В работе над текстом, надо почувствовать его основное настроение, выявить отдельные фразы и слова, но их не должно быть слишком много, иначе они могут отвлечь внимание от музыки, сделать ее неестественной. Педагог и концертмейстер должны разбудить у ученика воображение, фантазию, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения, использовать выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и «окрашенного» настроением всего произведения.

Концертмейстер также должен быть знаком с особенностями голосового аппарата. Не позволять певцу чрезмерной нагрузки, запретить работу в больном состоянии, следить за правильно взятым дыханием. Ребенок не должен петь «плоским» звуком. Важно объяснить динамику произведения, подвести его к кульминационным нотам.

При исполнении произведения вместе с вокалистом, концертмейстер должен дышать вместе с ним. Иногда, перед выходом на высокие ноты или после них сделать люфт-паузу для сброса напряжения, не «гнать» его вперед.

И в работе, и на концертных выступлениях певец должен слышать концертмейстера, но сам концертмейстер не должен заглушать певца, нужно играть тем звуком, которым певец должен петь, то есть «на дыхании». Движение вперед – основа любой музыки.

При работе над произведением концертмейстеру полезно познакомиться с творчеством композитора, историей создания, спецификой жанра. В обязанности концертмейстера входит объяснение ученику, в чем состоит авторский замысел и что нужно сделать, чтобы его сохранить.

Из вышеизложенного можно заключить, что особенности работы концертмейстера с вокалистами заключается в глубоком понимании природы музыкального искусства и певческого голоса, специфики вокального пения, секретов взаимодействия инструмента и голоса, в поиске разнообразных методов педагогической работы.

Необходимо всегда помнить о том, что концертмейстерство – это искусство, а концертмейстер в образовательной сфере – и пианист, и аккомпаниатор, и исполнитель, и педагог.















III. Список литературы



    1. Петрушин В. И. «Музыкальная психология» - М., 2009

    2. Бочкарев Л. П. «Психология музыкальной деятельности» - М., 2006

    3. Шендерович Е. М. «В концертном классе. Размышления педагога» - М., Музыка, 1996

    4. Кубанцева Е. И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера /Музыка в школе - 2001 №4/

    5. Люблинский А. П. «Теория и практика аккомпанимента: Методические основы» - Л., Музыка, 1972











11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенность работы концертмейстера в классе сольного пения

Автор: Зубова Наталья Олеговна

Дата: 15.09.2020

Номер свидетельства: 557604

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Особенности работы концертмейстера в классе хореографии "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-raboty-kontsiertmieistiera-v-klassie-khorieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "219560"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434271114"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "«Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе сольного пения. Стилистические особенности исполнения произведений В.А. Моцарта»"
    ["seo_title"] => string(80) "niekotoryie_aspiekty_raboty_kontsiertmieistiera_v_klassie_sol_nogho_pieniia_stil"
    ["file_id"] => string(6) "358394"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479033144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства