kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе сольного пения. Стилистические особенности исполнения произведений В.А. Моцарта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концертмейстерская деятельность связана с решением разнообразных творческих задач. Творческое начало присутствует в любой деятельности, однако наиболее важное значение приобретает в музыкально – педагогической профессии и среди них в профессии концертмейстера. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе сольного пения. Стилистические особенности исполнения произведений В.А. Моцарта»»

9


ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

241050 Г. Брянск, ул. Горького, 35






Методический доклад



«Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе сольного пения. Стилистические особенности исполнения произведений В.А. Моцарта.»




Концертмейстер высшей категории:

Гайдарова Л.Б.









г. Брянск 2016 г.




План


1. Концертмейстер - часть музыкально-исполнительского искусства


2. Музыкально - исполнительская деятельность концертмейстера в классе сольного пения:

2.1 Творческая деятельность.

2.2 Концертмейстер – интерпретатор музыкального сочинения

2.3 Концертное выступление.


3. Классический стиль. Особенности исполнения фортепьянного аккомпанемента на примерах В.А.Моцарта


4. Концертмейстерское искусство в современных условиях











1. Концертмейстер - часть музыкально-исполнительского искусства


Концертмейстер – это слово имеет немецкое произношение, буквально переводится как «мастер концерта», самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен везде: в классе по всем специальностям, на концертной эстраде, в хоровом коллективе, в оперном театре и в хореографии. Без него не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, этетические центры, музыкально-педагогические училища и вузы. Грузинский и российский пианист, Важа Чачава, педагог и выдающийся концертмейстер, в одной из своих статей пишет: «Концертмейстер – пианист – это и солист, и равноправный партнер, и аккомпаниатор. Это триединство и составляет суть концертмейстерского искусства.»

Концертмейстерская деятельность связана с решением разнообразных творческих задач. Творческое начало присутствует в любой деятельности, однако наиболее важное значение приобретает в музыкально – педагогической профессии и среди них в профессии концертмейстера. Творческая деятельность концертмейстера особенно ярко проявляется в исполнительстве, которое требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Концертмейстерское исполнительство связано с игрой на фортепьяно. Поэтому важно, чтобы аккомпаниатор совершенствовал своё исполнительское мастерство: читал с листа, импровизировал, вырабатывал навыки подпора по слуху и транспонирования. В своей профессиональной деятельности концертмейстеру постоянно приходится выступать в роли исполнителя. Поэтому ему необходимо не только свободное владение инструментом и музыкальной литературой, но и умение донести музыкальный материал до аудитории, постигать смысл музыки и воплощать в конкретном звучании того или иного произведения, а важным условием является наличие исполнительской культуры, которая предполагает наличие его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству.

Исполнительская деятельность концертмейстера очень разнообразна. Существует множество форм исполнительской практики: выступление в концертах, участие в конкурсах, концертная работа на педагогической практике, аккомпанирование студентам в самодеятельных коллективах ДК .


2. Музыкально - исполнительская деятельность концертмейстера в классе сольного пения:

2.1 Творческая деятельность

Творческая деятельность включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.

Рабочий процесс делится на четыре этапа.

Процесс исполнительного замысла начинается с ознакомления с нотным текстом. Задачей этого процесса является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста, а также умении зрительно определять его особенности (внутренним слухом – способность мысленно представлять музыку по памяти, а также без проигрывания на инструменте).

Первым этапом является работа над освоением художественно – выразительных особенностей исполняемого произведения: особенности стиля, жанра (камерное или оперное), характера произведения, темпа, штрихов, нюансов, знать перевод иностранных терминов, хорошо усвоить текст, фактуру, форму развития произведения.

Следующим этапом является работа над техническими и фактурными трудностями партии сопровождения и воспроизведении его на фортепиано. Разучивание фортепианной партии, отработка трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, соблюдение «люфтов», подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, выразительность динамики, точной фразировкой профессионального туше, умение разобрать фортепьянную фактуру:

- вертикаль (метр, ритм, тональность, нюансы гармонию);

- горизонталь (мелодия - сквозная линия развития, интонация, мотивы, фразы, штрихи, текст);

- глубина (дифференциация голосов, педаль, тембральная окраска, плотность).

Очередным этапом в работе над партитурой (аккомпанементом), является работа с солистом. В партитуре исполняемого произведения, концертмейстер должен видеть не только партию сопровождения, но и заранее изучить партию солиста, чтобы увидеть ка в ней отражаются некоторые особенности вокальной технологии. Кроме того нужно в тексте увидеть характерные регистры певца, отслеживать одновременно с исполнением партии сопровождения партию солиста, а также быть готовым к его ошибкам, знание словесного текста исполняемого произведения, чтобы прочувствовав его, вместе с солистом более выразитель его исполнить. Важную роль играет быстрая реакция, включающая умении слушать партнера при совместном исполнении. Главным образом это зависит от контакта партнеров от интуитивного фактора, постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.

Четвёртый этап – рабочие (репетиционные) исполнения произведения целиком создание музыкально-исполнительского образа, на основе собственной трактовки. В.Чачава: «Обычно, аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом смысле этого слова – он не только исполняет с певцом, но и работает на предварительных репетициях». Именно этот последний рабочий этап определяет предварительный настрой аккомпаниатора на концертное выступление и служит по сути репетицией первого исполнения произведения целиком.

Исполнительский процесс в концертмейстерском искусстве состоит из двух основных частей: становление исполнительского замысла и его воплощение (см. раздел «Творческая деятельность»). После знакомства с авторским текстом происходит осознание образного строя музыкального сочинения, его художественной идее. Следующим этапом в творческой работе исполнителя является эстетическая оценка музыкального произведения. Такой творческий процесс завершается в сознании интерпретатора концепцией идеального продукта исполнительской деятельности. Можно с уверенностью сказать, что концертмейстер – интерпретатор музыкального сочинения.


2.2 Концертмейстер – интерпретатор музыкального сочинения


Интерпретация присутствует и в исполнительской деятельности, и в формировании исполнительского замысла, а также в процессе его реализации. Результат творчества композитора выступает в виде музыкально-художественной интерпретации произведения. Постигая композиторский замысел, аккомпаниатор старается передать своё представление об идейно-художественном содержании музыкального сочинения солисту и вместе с тем помогает партнёру точно донести задуманное до слушателя. В исключительных случаях концертмейстер по ходу исполнения корректирует звучание Исполнительская деятельность аккомпаниатора даёт ощутимый эффект лишь в том случае, когда он сможет увлечь солиста и слушателей своей идеей. 

Исполнение аккомпанемента должно быть направлено и на реализацию требований методического характера:

- достижение верного распределения звучности и соотношения голосов, а именно: выразительное исполнение мелодической линии, ощущение гармонической основы баса, дифференцированное звучание гармонических фигурации;

- уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;

- правильное соотношение динамики, темпа, нюансов исполнения партии аккомпанемента с характером звучания солирующей партии.


2.3 Концертное выступление

Концертное исполнение итог и кульминационный момент всей проделанной работы, главная цель – совместно с солистом раскрыть музыкально - художественный замысел при высочайшей культуре исполнения сочинения. Во время концертного выступления концертмейстер берет на себя роль ведущего и следует выработанной концепции помогает партнеру, вселяет в него уверенность, стараясь не подавлять солиста, а сохранять его индивидуальность. В процессе исполнения аккомпаниатор – опора для солиста, его гармоническая опора и фактурное богатство.

Для того, что бы выступления были успешными, концертмейстеру необходимо мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, постоянно контролировать себя и помнить о том, что также несет ответственность за исполнение партии солиста, т.к. исполнительские задачи, стоящие перед аккомпаниатором и солистом взаимосвязаны.

Исходя из вышесказанного следует, что исполнительская деятельность – это одно из важнейших средств повышения концертмейстером своего мастерства.


3. Классический стиль. Особенности исполнения фортепьянного аккомпанемента на примерах В.А.Моцарта

Классический стиль как классическая система, создан Гайдном, Моцартом, Бетховеном. Окончательная кристаллизация классического стиля произошла в творчестве В.А. Моцарта (1756 – 1791). Синтезировал передовые творческие тенденции своих предшественников, подготовивших в течение нескольких десятилетий рождение нового стиля. Заканчивается пора клавирного искусства, начинается период фортепианной музыки. Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, контиленностью, богатством, изобретательностью мелодии взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. По сравнению со стилем барокко в динамике этого стиля происходят значительные изменения, появляется такое явление, как крещендо и диминуэндо, строгость соблюдения метрической пульсации и темпа, появление более протяженных фермат, точное исполнение авторского текста. Классический стиль предполагает строгий ансамбль солиста и концертмейстера, степень свободы солиста значительно расширяется и возрастает подчинённость, зависимость концертмейстера.

Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров: опер, симфоний, концертов, сонат, ансамблей и песен.

В.А.Моцарт написал более 40 песен для детей и взрослых. К их числу относятся: «Маленькая пряха», «Жил-был на свете мальчик», «Тоска по весне», «Фиалка», «Колыбельная песня» и т.д.


Рассмотрим работу концертмейстера в классе сольного пения на примере произведения В.А. Моцарта «Вы, птички, каждый год …»

Это камерное произведение написано для женского голоса (сопрано) в сопровождении фортепиано. Основной художественный образ тема весны, тепла и любви: «Уйдет от нас весна, спешите вы за ней, что б там любить еще нежнее». Исполняется произведение в тональности до-мажор. Партия солиста обрамляется вступлением и окончанием, квадратной структурой с ярко выраженным пунктирным ритмом, звучит на форте, партия солиста исполняется на пиано, что характеризует исполнительские особенности классического стиля. Партия солиста и фортепиано выступает как единый музыкально-художественный механизм, где партия солиста звучит как мелодия, а сопровождение как фон с гармонической поддержкой с ярко выраженной ритмической пульсацией аккордов с опорой на басовую линию, с использованием короткой гармонической педали. Основа аккомпанимента: аккордовые столбы, второй куплет - гармоническая конфигурация аккордов, появление лирического отступления в третьем куплете (тональность до минор) меняет аккомпанемент на разложенные трезвучия. В коде появляется смешанный аккомпанемент (бас – аккорд), который несет в себе темповую организующую функцию, соблюдением единого темпа от начала до окончания произведения. Песню заканчивает жизнеутверждающий фортепианный отыгрыш с возвращением в до мажор со снятием на первую долю.

Особенности исполнения сопровождения концертмейстера: единость темпа, исполнение динамического контраста, звуковое соотношение солиста и партии фортепиано, достижение максимальной ансамблевой синхронности.

Ария Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро»: «Приди, мой друг, в мои объятия…»

Е. Шендерович в своей книге в концертмейстерском классе писал: «Начиная работу над арией, концертмейстер, так же как и певец, обязан знать характер данного отрывка, его место в общей драматургической концепции оперы, должен представлять психологическое состояние действующего лица…».

Бомарше так характеризует Сюзанну, ловкая молодая особа, остроумная и жизнерадостная. Моцарт сохранил основные черты характера, но преобразил особой лирической наполненностью, партия Сюзанны поручена сопрано.

Речитатив и ария Сюзанны исполняется в четвертом действии оперы. Ария звучит в фа мажоре, своей тональностью напоминает многие пасторальные моменты из опер. Мелодии вокального голоса отвечают «воздушные» пассажи флейты, гобоя и фагота. В коде находится тихая кульминация арии с достижением легкого парящего звука ля второй октавы – остановившись на фермате, голос как бы прислушивается к окружающей природу. Арию заканчивает возносящиеся ввысь подголоски флейты, которые как бы растворяются в ночной тишине.

Все эти средства выразительности складываются в жанр ночной любовной серенады.

В учебной и концертной практике исполняемая ария является оркестровым переложением, для исполнения на фортепиано. Природа фортепиано отличается от природы струнных и духовых инструментов, т.к. фортепиано является гулким ударным механизмом. При исполнении тактов совместного звучания pizzicato струнных и реплик деревянных духовых, от концертмейстера требуется четкая штриховая дифференциация, а именно мягкое, певучее легато и округлое, не столь острое staccato для передачи партии деревянных духовых. И по возможности, используя «минимальную» правую педаль, создающую эффект легкой звуковой дымки, звуковых отблесков, исполнить острое staccato соответствующее звучанию pizzicato струнной группы.

Форма двухчастная. Первую и вторую часть разделяет небольшой двухтактовый проигрыш, в основе которого лежат звуковые переливы шестнадцатых нот на staccato и деревянных духовых на фоне разложенных звуков исполняемых струнной группой оркестра на legato. Вступления, проигрыши, отыгрыши являются сольным исполнением в концертмейстерской работе и зависят от особенностей его партнера-солиста, но также зависят от концертмейстерских качеств. Умение мобилизовать все свои технические (пианистические) и артистические способности для создания единого художественно-музыкального образа.



Дуэт Графини и Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро».


Дуэт Графини и Сюзанны написан для исполнения двух сопрано и сопровождения. Под диктовку госпожи Сюзанна пишет любовную записку. Эту сцену Моцарт воплотил в дуэте, где Сюзанна, вторя голосу Графини, исполняет те же музыкальные фразы, но с запозданием и неполностью, словно перечитывая отдельные строки письма. Изящный, пасторальный и в тоже время шаловливый характер музыки говорит о том, что горе позади, и сейчас обеими женщинами руководит желание лишь позабавиться над графом, проучить его.


Партия сопровождения не представляет каких либо особых трудностей в техническом или ритмическом отношениях. По этому нет оснований тщательным образом анализировать произведение и подробно рассматривать каждую фразу. Более важным представляется дать рекомендации частного характера.

Особенности исполнительского мастерства концертмейстера:

  1. Партия фортепиано является переложением оркестровой партитуры для дуэта и фортепиано, по этому необходимо приблизить фортепианную партию клавира приблизить к партитуре композитора, его красочности, музыкально-сценической образности.

  2. Знание нотного текста партитуры и текста вокального дуэта. Хорошее знание партии каждого голоса, создание ясного представления звучания всех голосов требует от пианиста тщательной тренировки и укрепления внутренних слуховых представлений.

  3. В интонациях вступления определяется темп, ритм, динамика, характер произведения.

  4. Педаль играет важнейшую роль. Её использование будет способствовать полноте звучания и насыщенности фактуры.

  5. Знание текста произведения на языке оригинала, т.к. опера «Свадьба Фигаро» была написана на итальянском языке.

4. Концертмейстерское искусство в современных условиях

Сохранять исполнительскую форму – это важная, хотя отнюдь не простая задача концертмейстера. Способность «быть в форме», не деквалифицироваться в исполнительском отношении - свидетельство профессионально-технической (исполнительской) компетенции концертмейстера.

Сюда входит: чтение с листа, транспонирование, подбор на слух, ансамблевость, аккомпанирование, художественно-образное мышление, владение средствами невербальной коммуникации для передачи музыкальной информации учащимся, опыт сценического поведения.

Можно с полным правом утверждать, что личность концертмейстера-профессионала определяет судьбу музыки как основу развития музыкальных и интеллектуально-творческих способностей, эмоциональных переживаний, общей человеческой культуры детей, а профессия имеет социальное значение, так как формирует основные качества личности обучаемых, их мировоззрение, мышление, вкусы.


Список использованной литературы:

1. Е. Черная, «Оперы Моцарта» (Москва, Государственное музыкальное издательство 1960 г.).

2. Е.Шендерович, «В концертмейстерском классе» (Москва, «Музыка»,

1996 г.).

3. Е.И. Кубанцева, «Концертмейстерский класс» (Москва, «Академия»,

2002 г.).

4. В. Бикташев, «Искусство концертмейстера» (Санкт-Петербург, «Союз художников», 2014 г.).

5. М.С. Агин, «Развитие певческого голоса» (Москва, «Учебно-методическое пособие», 2016 г.).
















9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гайдарова Людмила Борисовна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358394


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства