Краски музыки и голоса.
Открытое занятие
Цели:
– Закрепить понятия в пении – ансамбль и строй;
– добиваться устойчивого интонирования одноголосного пения;
– добиться слитного звучания голосов в пении.
– Повторение репертуарных песен.
Методы обучения:
беседа, рассказ, сравнение, практические упражнения, распевания, выступление на сцене.
Оборудование:
микрофоны, музыкальное оборудование, доска, выписаны на доску слова: хор – хорошо, С-ЧАСТЬ-Е, соединение частей в единое слово.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Музыкальное приветствие.
2. Проверка готовности к занятию.
II. Работа по теме.
1. Сообщение темы, постановка цели.
На предыдущих занятиях мы, ребята, учились все вместе петь в единой манере звукообразования, одновременно и одинаково исполнять динамические оттенки, соблюдать паузы, то есть тренировались петь в ансамбле. А также учились чисто интонировать в унисонном пении.
2. Настройка певческих голосов детей.
Физическая разминка.
Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотно прилегать к зубам. (Выполнение упражнения)
Дикционная разминка.
Мы продолжаем учиться четко и ясно произносить слова во время пения, то есть занимаемся вокальной дикцией.
– Что такое вокальная дикция? (Отчетливое произношение слов, которое не должно мешать плавности звукового потока)
Согласные в пении произносятся по возможности быстрее, чтобы дольше прозвучал гласный звук. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.
Утрируя произношение текста, приговариваем:
- Баран-буян залез в бурьян;
- Хороши в дорожку пирожки с картошкой;
- Двое – не один, в обиду не дадим.
Пение скороговорок:
- – баран-буян залез в бурьян;
- – хороши в дорожку пирожки с картошкой;
- – двое – не один, в обиду не дадим;
- – стоит лодырь у ворот –
широко разинув рот,
и никто не разберет.
где ворота, а где рот.
Вокальные упражнения.
– Что значит красиво петь?
(Вздохнуть так, как будто нюхаем цветок. Мягко, аккуратно «ставим» гласную на «звуковую ленту, держим звук и «снимаем его», как будто ставим точку. Ни при вдохе, ни при выдохе стараемся не «толкать» звук.)
- Упражнение на ударные слоги «да», «до»:
- «до-о-о-о-о»;
- «да-а-а-а-а».
При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам.
А сейчас попрыгаем, поиграем голосом, почувствуем дыхание.
Выполнение упражнения.
- Упражнение исполняется легким стаккатированным звуком на гласном у, при тишайшей звучности легким, но активным соприкосновением голосовых складок в момент атаки звука, «как искорку высекая из камня», добиваемся яркого, хотя и короткого звука. Легкость обеспечивается мягкой атакой звука, на что постоянно следует обращать внимание. Представим звуки-капельки или искорки, звуки-недотроги, как одуванчики, как стон заболевшей куклы:
- у – у – у;
- о – о – о;
- а – а – а.
Выполнение упражнения.
- А сейчас споем широкое октавное упражнение. Оно успокоит ваш организм. Упражнение требует очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе, чуть-чуть отпустив дыхание, чтобы не было зажатого звука, начинаем петь. Успех упражнения зависит от того, как вы мысленно построите его исполнение (то есть сначала мысль – потом действие).
3. Развитие темы.
– Дети, следите за тем, чтобы звук не ослабевал к концу фразы. Для чего нужно распевание? (Для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции, чтобы «разогреть горлышко», чтобы перед пением песни «горло сделало зарядку»)
– Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе будущее звучание. Давайте пропоем мелодию следующим образом:
1-я фраза – на звук «м»;
2-я фраза – на звук «у»;
3-я фраза – на звук «о»;
4-я фраза – на звук «а».
Все гласные звуки поем в правильной вокальной позиции – ощущение зевка, овальный «рисунок» рта. Обращаем внимание на освобождение нижней челюсти, особенно при пении гласной «а».
– Какие звуки рождают музыку?
(Звуки, которые не будут спорить, а будут слушать друг друга и подчиняться главному)
Голосом можно изобразить многое. Даже то, как множество маленьких ручейков вливаются в одну реку. Один голос – основной – ведет мелодию, остальные должны будут постепенно «вливать» свой голос в общее звучание, но при этом, не перебивая друг друга и слушая главный. При таком стройном, слаженном пении получится «полноводная, полнозвучная река».
– Следите за слаженностью звучания ансамбля, одновременное вступление всех голосов.
– Дети, почему петь лучше хором? (Хор – хорошо!)
– А что такое хорошо? Когда человеку хорошо? (Когда человека окружают друзья, когда между людьми есть взаимопонимание, их связывают добрые отношения, забота друг о друге. Когда в обществе царят мир и дружба, тогда все счастливы.)
– Прочитайте запись на доске:
С-ЧАСТЬ-Е. С-оединение ЧАСТей в Е-диное.
Хор состоит из разных голосов, партий. У каждой партии своя роль. Все в хоре друг друга слушают, дополняют и обогащают друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда все взаимосвязано, все вовремя и к месту, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождают благозвучие.
III. Исполнение репертуарных песен.
- Милые взрослые
- Радужки
- Зажги звезду
IV. Итог занятия.
– Понравилось ли вам ваше исполнение?
(Если исполнение было неудачным, педагог предлагает детям обсудить, почему детям не понравилось пение, что не получилось. Возможно, после такого анализа у детей появится желание исполнить песню еще раз, учитывая недостатки.)
– Что мы сегодня повторили на занятии? С чем познакомились?
(Обязательно отметить успехи детей)