Методическое сообщение "Детский альбом П.И. Чайковского".
Методическое сообщение "Детский альбом П.И. Чайковского".
В данной работе даётся методический анализ пьес из "Детского альбома" П.И. Чайковского. При изучении данного материала с учащимися фортепианного отделения детских школ искусств рекомендуется прослушивание музыки с анотациями к каждой пьесе из этой работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Детский альбом П.И. Чайковского".»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Детский альбом П.И. Чайковского»
Подготовила преподаватель фортепиано, концертмейстер Дорожкина Р. Н.
пгт. Верхнеднепровский, 2017г.
Начинать становление процесса музыкального восприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную, эмоциональную. В самом начале работы над произведением, важную роль выполняет первое прослушивание пьес. Именно на этом этапе происходит развитие умения сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение и его жизненное, эмоциональное содержание. Неоценимую роль в раскрытие образа разучиваемого произведения играет личное исполнение его преподавателем. Беседа преподавателя и ученика после прослушивания музыки имеет очень большое значение для формирования пробуждения эмоционального отклика на слушаемую или исполняемую музыку, приобретения навыка выражать в слове, пластике, жесте, мимике свое отношение к музыке, определение ее характера и настроения. Музыка П.И. Чайковского - благодатный материал, на котором учащиеся в начальных и средних классах детских музыкальных школ учатся развивать обобщенные представления, знания, умения и навыки, которые потом сопровождают человека всю его жизнь. Знакомство с произведениями П.И. Чайковского начинается в младших классах ДМШ и продолжается на протяжении всех лет обучения. На примере произведений П.И.Чайковского дети с раннего возраста узнают о жанрах в музыке. Так, например, учащиеся знакомятся с различными по характеру маршами: игрушечный марш - «Марш деревянных солдатиков» (из сборника «Детский альбом»); траурный марш - «Похороны куклы». При изучении танцев дети знакомятся с музыкой разных национальностей. Рассказ о кукле всегда вызывает у учащихся эмоциональный отклик. Здесь и сочувствие, и сопереживание горю другого человека и радость. Музыкальные пьесы «Зимнее утро», «Шарманщик поет», «Мама», «Сладкая греза», «Баба Яга» помогают ученику мысленно нарисовать картины природы или придумать сюжеты, что значит, таким образом, пробудить фантазию. Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры - любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова. В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. «Детский альбом» Чайковского занимает особое место в фортепианном творчестве композитора, как по своей тематике, так и по особенностям фортепианного изложения. Этот цикл фортепианных пьес был написан П.И.Чайковским в 1878г. и посвящён своему любимому племяннику Володе Давыдову. Живя в гостях у своей сестры в Каменке и часто, слушая игру на фортепиано любимца Володи, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят. В цикле 24 маленькие пьесы, которые не связаны сквозной единой тематикой. Но, по ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. Мелодично, легко запоминающиеся пьесы близки и понятны каждому ребёнку. Например: Пьеса «Болезнь куклы»- пьеса из своеобразной «трилогии» о кукле, куда вошли еще две пьесы: «Похороны куклы» и «Новая кукла». Эта пьеса медленная, с грустными интонациями. Музыка передаёт печальное настроение, будто композитор рассказывает о больной девочке, которую очень жалко. Преподаватель сообщает, что музыку пьесы можно условно разделить на две части. Далее преподаватель показывает, что фактура данной пьесы выражена в виде разложенных четырёх звучных аккордов. Но это не мешает нам услышать выразительную мелодию, имеющую всегда нисходящее движение. Это и множество секундовых интонаций придаёт мелодии ещё больший печальный колорит, привносит чувство тревоги и неопределённости. Сегодня в арсенале педагогов ДШИ и ДМШ есть немало высокохудожественных аудио и видео образцов «Детского альбома» в исполнении А. Гольденвейзера, Я. Флиера, М. Плетнева, В. Постниковой, А. Севидова, а также молодых педагогов-музыкантов. В своей работе я попыталась проанализировать разные подходы к пониманию и исполнению музыки «Детского альбома» П.И. Чайковского, в знакомстве с детской музыкой П.И. Чайковского, в расширении музыкально-исполнительского кругозора учащихся. По большому счету, можно использовать любую удобную для ребенка интерпретацию и подходить к ней как к некоему образцу, к которому ученик должен постараться приблизиться как можно ближе
В подготовке к классному часу использованы материалы:
1. Айзенштадт С.А. Искусство интерпретации из сб. «Детский альбом»
П.И. Чайковского. Классика XXI век. – М., 2003.
2. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. – М., Музгиз. – 1949. – С. 126.
3. Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского. – М.: