«Каким образом педагог может изучить индивидуальные особенности обучающихся?"
«Каким образом педагог может изучить индивидуальные особенности обучающихся?"
Личность всегда неповторима. В работах ученых, исследующих проблемы творчества и индивидуальных особенностей личности, можно найти примеры, иллюстрирующие удивительный факт: в решении одной и той же творческой задачи достигают совершенно разные учащиеся. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решения. Иногда учащийся обладает хорошими способностями, глубокими познаниями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Чтобы понять истинные причины успехов и неудач конкретного учащегося, необходимо провести анализ этих качеств в тесной взаимосвязи друг с другом.
Предмет исследования – изучения индивидуальных психологических особенностей и учебных возможностей учащихся для применения их в практической деятельности педагога.
Цель работы – выявить эффективность и результативность качества обучения у обучающихся, их развитие и воспитания индивидуальных особенностей в условиях коллективной и творческой работы.
Задачи:
выяснить каким образом музыка может влиять на развитие личностных качеств, на развитие характера обучающихся;
изучить и обобщить методики, с помощью которых можно выявить душевное состояние, интересы и особенности характера обучающихся;
обобщить материал, сделать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Каким образом педагог может изучить индивидуальные особенности обучающихся?" »
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования в области культуры Белоярского района
«Детская школа искусств г. Белоярский»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
на тему «Каким образом педагог может изучить
индивидуальные особенности обучающихся?»
Выполнил: преподаватель МАУДОД «Детская школа искусств г. Белоярский»
Минасян Асмик Эдуардовна
г. Белоярский, 2015 г.
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов предполагает обязательное изучение педагогами школы индивидуальных психологических особенностей и учебных возможностей учащихся. Зная индивидуальные особенности личности каждого учащегося, опираясь на эти знания, педагог может строить работу более эффективно, добиваться высокой мотивации учения, а, следовательно, достигать качественного результата.
Работа в области искусства не терпит ни ремесленного, ни дилетантского, ни формального подхода. Как и во всем процессе, преподавании успехи всякого рода – личные, профессиональные, творческие – смогут быть достигнуты в том случае, если вся деятельность педагога и ученика будет проникнута важнейшей целью: разбудить живую страсть к занятиям на фортепиано. И тогда связь ученика с музыкой сохранится на протяжении всей жизни…
Каким же образом музыка может влиять на развитие личностных качеств, на развитие характера?
Начальное обучение детей музыке обычно состоит из 2-х периодов: дошкольного или подготовительного, в течении которого развиваются музыкальные данные ребенка, и первых классов музыкальной школы, когда ребенок уже обучается игре на фортепиано.
Если мы проанализируем естественный непринужденный путь развития музыкальных данных у детей, то убедимся, что в основе лежит интерес, проявляемый к звукам. Ведь только интерес способен остановить, сконцентрировать внимание ребенка на звуках и вызывать ту «наблюдательность», которая способствует запоминанию и точному воспроизведению услышанного.
Однако подлинный интерес возникает не к любому произвольному сочетанию звуков, а только к цельной и ясной мелодии (песенке, мотиву), вызывающей у ребенка либо эмоциональное переживание, либо образное представление, создающее то или иное настроение.
Немалую роль в пробуждении интереса играет и словесный текст песни. Такое воздействие оставляет след в памяти ребенка и вызывает желание спеть понравившуюся мелодию или подобрать ее на каком-либо инструменте. При этом, чем ярче впечатление, тем сильнее стремление правильно запомнить и точно воспроизвести услышанное. Так музыкальные способности получают главный стимул для развития.
Квалифицированные опытные специалисты по дошкольному музыкальному воспитанию используют в работе с детьми яркие и разнообразные мелодии и ритмы народной музыки, а также пьесы, близкие детям по музыкальным образам и настроению. В первую очередь, они стремятся разбудить воображение, создать настроение, заинтересовать понятными и яркими образами, научить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера: веселую, грустную, торжественную, танцевальную, напевную и т.д.
Так создаются условия для естественной концентрации внимания ребенка и появления у него так называемой «слуховой» наблюдательности.
При таком подходе рост и совершенствование отдельных элементов музыкальных данных (слух, ритм, память) тесным образом увязываются с повышением общей музыкальности у детей.
Положительные результаты данного направления в развитии музыкальных данных не ограничиваются дошкольным периодом. Последовательное проведение этих принципов в дальнейшем обучении может оказать влияние на формирование таких важных качеств, как непосредственность, цельность и содержательность исполнения, а также на приемы и способы технического развития.
Во всем этом процессе немаловажную роль играет личность педагога и его контакт с учеником. Ведь в течение какого-то времени (чем больше, тем лучше) педагог для малыша становится самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. Ученик верит педагогу и через него еще больше любит музыку. Если педагог, показывая простое произведение, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Такое совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика и в старшем возрасте.
Протянув эти невидимые нити и пробудив в ученике ответные струны, педагог создает условия для развития ярких музыкальных впечатлений, то есть для работы над художественным образом. И что особенно важно, этот музыкальный контакт педагога и ученика обычно способствует появлению инициативы у последнего, то есть желание самому сыграть, и не просто сыграть, а исполнить, попытаться, пусть неумело, по-своему, донести настроение и смысл музыки – всё то, что его воодушевляет в этой пьесе.
Это пробуждение инициативы, активного стремления к исполнению является первым успехом в педагогической работе и главным критерием правильного подхода к ученику.
Занятия с учеником – это творческий процесс. Всё чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново открывать, включая ученика в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно самые элементарные задачи сделать интересными и волнующими. Иногда мы недооцениваем способность ребенка мыслить и понимать, и, желая подделаться под него, впадаем в примитивный и фальшивый тон. Дети моментально ощущают эту фальшь, она и их оскорбляет и отталкивает. Бесцельно тогда стараться пробудить у ребенка какие либо музыкальные ощущения и настроение, ибо всё его внимание поглощено неправильно взятым тоном и закрыто для восприятия чего либо другого. Также неправильно разговаривать с ребенком в духе безоговорочного приказа, строгого и беспрекословного подчинения. При таком подходе основным состоянием ученика на уроке будет страх и скованность, боязнь сделать то, что педагогу не понравится. Естественно, в этом случае трудно будет его заинтересовать музыкальными задачами. Ребенок должен почувствовать, что педагог разговаривает с ним как с равным, рассуждает сам и серьезно выслушивает его рассуждения. Тогда ученик испытывает доверие к педагогу и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это доверие. С этого начинается авторитет педагога.
Разговаривая и рассуждая с учеником на равных, в то же время нельзя забывать, что перед ним ребенок, а ребенку свойственно конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответственно игровых приемах. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Например, определив характер и настроение пьесы, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие их характера пьесы и помогающие ярче раскрыть ее образное содержание.
Но, конечно, конкретность не должна переходить в вульгаризацию. Воспитание чувства меры (той меры, за которой вместо эмоциональности появляется чувствительная сентиментальность, вместо решительности – грубость, вместо естественной фразировки – вычурность, а вместо исполнительской свободы – развязность, словом, воспитание вкуса и культуры) – длительный процесс.
Решая с учеником самую узкую задачу, мы не имеем право узко мыслить и превращаться в ограниченных ремесленников. Опыт и стаж педагога не должны приводить к раз и навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблону в обучении. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач, может быть разной. Чем опытнее педагог, тем больше он видит путей для различных индивидуальностей.
Для изучения интересов учащихся, особенностей характера, душевного состояния можно применить предложенные ниже методики.
Диагностика № 1 «Памятные даты моей жизни».
Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни по следующему образцу:
Год
Событие
Данная диагностика позволяет педагогу увидеть нравственную суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.
Диагностика № 2 «Моих 10-Я».
Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказать о себе и своих качествах по образцу:
ая «Я» -
4- ая «Я» -
7 - ая «Я» -
10 - ая «Я» -
2 - ая «Я» -
5 - ая «Я» -
8 - ая «Я» -
3 - ая «Я» -
6 - ая «Я» -
9 - ая «Я» -
Затем учащиеся должны проранжировать все свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости.
Диагностика № 3 «Недописанный тезис».
Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждении тезиса различные доказательства:
Я считаю, что я …..
Главное в моей жизни – это …..
Мне хорошо, когда …..
Мне плохо, когда ……
Мне нравится, когда взрослые ….
Мне нравится, когда взрослые ….
В свободное время я …..
Самая большая моя ошибка ….
Самая большая радость в моей жизни ….
Иногда мне хочется ….
Диагностика № 4 «Блиц-опрос».
В течении одной минуты учащимся предлагается ответы на заранее приготовленные педагогом вопросы.
Любимое имя
Любимая пора года
Любимы цвет
Любимая книга
Любимое дерево
Любимый цветок
Любимая группа
Любимая песня
Любимый праздник
Любимый певец
Любимый композитор
Любимый месяц
Диагностика № 5 «Самореклама»
Учащимся предлагается составить о себе рекламу. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества. Главные требования к саморекламе – искренность, объективность и самокритичность.
Диагностика № 6 «Готовность к саморазвитию»
Учащимся предлагается определить наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаков /+/ или знаком /-/
Иногда мне хочется побольше узнать о себе.
Я считаю, что мне не нужно что либо в себе менять.
Я всегда уверен в своих силах.
Я убежден, что всё задуманное мной осуществится.
У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.
Планируя что либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.
Мне хочется учиться лучше и результативнее.
Когда мне что то нужно, я могу себя заставить это сделать.
Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.
Мои неудачи связаны с тем, что я много не умею.
Мне трудно себя воспитывать.
В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.
Мои качества и умения соответствуют требования к учению.
Обстоятельства всегда сильнее меня.
Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.
- могу совершенствоваться – баллы 3,4,6,8,11,12,14
Каким же еще методом изучения личности в практической деятельности педагога наиболее эффективны?
Педагогическое наблюдение – это давно себя зарекомендавший метод изучения личности учащихся. Именно он является основным в системе организации воспитания учащихся и планирования работы педагога. В процессе наблюдения педагогу необходимо обращать внимание на следующие личностные качества:
- дисциплинированность (выполнение требований учебной дисциплины, рациональное использование рабочего времени для выполнения учебных заданий);
- трудолюбие (увлеченность и творческий подход к выполнению заданий, добросовестность, ответственное отношение к труду);
- бережливость (аккуратное, бережливое отношение с инструментом, с нотной литературой);
- самооценка результатов работы (объективность, гордость, самолюбие и т.д.);
- профессиональная направленность (активность в овладении профессиональными знаниями и навыками, стремление применять знания для улучшения качества работы).
Основной целью обучения становится раскрытие индивидуальных способностей учащегося, признание его своеобразности, формирование его как творческой личности.
Разносторонность и глубина воспитательной работы педагога по фортепиано в любых музыкальных учебных заведениях во многом способствует сам метод работы в специальных классах – метод индивидуальных занятий, предусматривающий постоянное общение с учащимся. Благодаря этому в значительной мере под влиянием педагога формируется взгляды ученика, его отношение к музыке, к занятиям, к окружающим, складывается моральный облик. Конечно, здесь воздействуют и многие другие факторы, но многостороннее влияние на учащегося педагога по фортепиано при этом бесспорно.
«Главное, чтобы учитель сам был художником. И лишь в той степени, в какой он сам является художником, он сможет быть полезен и своим ученикам».
Список использованной литературы
Стратегия развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре до 2020 года.
Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре до 2020 года.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Нейгаз Г. «Об искусстве фортепианной игры» - Москва, 1976 г.
Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. – М.: Классика –XXI, 2002.
Цыпин Г.М. Русская пианистическая традиция – М.: Музыка, 1990.
Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога – М.: «Педагогика», 1976 г.
Миронов Л. Как лучше узнать ученика // Методическая работа в школе, 2010 г., № 4
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход – М.: Знание, 1992 – 80 с.
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. Якиманской И.С., М.: Педагогика, 1989 – 221 с.