kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта воспитания творческого потенциала детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта воспитания творческого потенциала детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта воспитания творческого потенциала детей»

УДК 374 .02 (14.27.09)

Желудкова Юлия Сергеевна (г. Волгоград)

Из опыта воспитания творческого потенциала детей

В статье обозначена проблема, связанная с воспитанием творческого потенциала детей. Выделен блок экспериментальных методик, направленных на самовыражение ребенка в самостоятельной музыкально-творческой среде.

Ключевые слова: творчество, музыкальная деятельность, импровизация, ситуация, игра.

В современных условиях модернизации и инновационного развития образование ориентировано на удовлетворение потребностей личности, общества, государства в сфере культуры, творчества, инновационной деятельности. В центре всех педагогических устремлений становится отдельная личность каждого ребенка, способного к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах жизни. Согласно исследованиям Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, О.А. Опраксиной, Э.П. Костиной и др., успешное творческое развитие детей лучше всего формируется в активной творческой музыкальной деятельности [1; 3]. Этот факт ученые связывают с тем, что музыкальная деятельность соответствует эмоционально-творческой природе восприятия ребенка.

Однако по данным ученых музыкально-педагогическая практика отстает от современных тенденций и подходов, рассматривающих знания, умения и навыки как средство творческого развития целостной личности ребенка, а не как самоцель. В этой связи возрастает потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования направленных на раскрытие и развитие творческого потенциала детей.

В нашей экспериментальной работе, которая осуществляется на базе детской музыкальной школы №10 г. Волгограда с 2010 г., с детьми младшего школьного возраста, мы опираемся на блок экспериментальных методик Р.М. Чумичевой [4]. Этот блок направлен на самовыражение ребенка в самостоятельной музыкально-творческой среде и включает в себя: ситуации свободного выбора, проблемные ситуации, ситуации внесения новых неожиданностей, а также используются манипулятивные, имитационные, режиссерские, символические, состязательные и ролевые игры.

Обозначенный блок экспериментальных методик направлен на воспитание у детей их творческого потенциала на основе импровизаций. Поскольку импровизация, по мнению Э.-Ж. Далькроза [2], Т.Э. Тютюнниковой [5] – самый доступный для детей вид музыкального творчества, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли». Музыкальная импровизация, согласно точке зрения Б.В. Асафьева – одна из форм продуктивной художественной деятельности, в результате которой появляется новое произведение В основе этой деятельности лежит творческое музыкальное мышление, которое реализуется посредством музыкального языка. На основе музыкального языка дети и создают собственные творческие решения. Музыкальный язык, представляет собой специфическое средство материализации, хранения и передачи музыкальной «информации» [1]. На этой основе важно знакомить детей с азами музыкального языка.

Основой для проявления творческого потенциала детей является накопление музыкально-слухового опыта. Этому способствует подобранные иллюстрации и «слово»; наличие красиво и разнообразно звучащих музыкальных инструментов; постановка перед детьми увлекательных музыкально-познавательных задач, актуализирующих весь спектр их жизненных и художественных впечатлений, накоплений и т.д.; неизменно положительное, поддерживающее и вдохновляющее отношение взрослых к первым музыкально-творческим исканиям детей, их первым попыткам выразить себя в музыке.

Итак, остановимся на блоке экспериментальных методик. В качестве ситуаций свободного выбора, стимулирующих проявление творчества детей предлагается: выб­рать способы самовыражения своего сопереживания прослушанно­му произведению; внести в групповую комнату куклы с перебин­тованной рукой и ногой, прослушать произведение и выбрать способ проявления сопереживания кукле; выбрать цвет и отобразить сопереживание музыке в эмоциональ­ном дневнике.

В качестве проблемных ситуаций, стимулирующих творческую активность ребенка, выступают ситуации, когда: для спектакля необходимо подобрать из предложенных грамзаписей такой звуко­вой материал, который передавал бы эмоциональное состояние пер­сонажей; дети выступают в роли звукорежиссеров и озвучивают материал к живописным полотнам, проявляя сопереживание; по прослушанному музыкальному произведению придумать сказку-ди­алог; проинтонировать музыку цветом, линией, движением; составить звуковое письмо; взять одну из ролей «звуков», «мелодии», «тем­па», «ритма», «динамики», «регистра» для передачи эмоционально­го содержания музыкального образа.

Примером ситуации внесения новых неожиданностей в музыкально-творческую среду является: появление клоуна с меняющейся эмоциональной мимикой. Дети начинают обсуждать, почему клоун возник в данной музыкально-творческой среде, каким образом он может жить здесь, как им надо действовать.

Манипулятивные игры

«Превращение предмета» Ребенку дают предмет и предлага­ют изобразить его так, как будто его рисовал угрюмый (веселый, добрый) художник; сочинить о нем музыку, если бы ее сочинял злой (добрый) композитор; произнести слово, обозначающее этот предмет, интонацией, когда у тебя радостное (грустное, ленивое и т.п.) на­строение.

«Движение» Детям предлагают послушать, посмотреть про­изведение (музыкальное, литературное, изобразительное) и опреде­лить, какое в нем передано движение. Затем дети изображают это движение рукой, но педагог усложняет задачу, давая установку в за­висимости от изображенной ситуации, явления – изобрази характер этого движения над..., под.., в..., на..., вокруг..., снижая-повышая, усиливая-уменьшая и т.д.

Имитационные игры

«Реклама образа» Детям предлагается произведение (музы­кальное, изобразительное, литературное), отражающее образ (при­роды, человека, предмета и т.д.), который необходимо описать так, чтобы он понравился зрителю (слушателю); чтобы все поняли, что он добрый и нежный; чтобы всем захотелось его увидеть (услышать).

«Предмет-человек» Педагог предлагает рассмотреть натюр­морт, представить, каким бы он был, если бы был человеком. Дети разыгрывают эти предметы, изображая их взаимодействие, посред­ством жестов или текста.

«Образ в линии» Дети осуществляют поиск линий, которыми можно показать добро, уважение, взаимопомощь, красоту ит. д.; найдя ее, обыгрывают приключения с ней (рисунком, рассказом, движением).

Режиссерские игры

«Вхождение в картину» Дети описывают свое состояние от увиденного, услышанного, ощущаемого. Мысленное создание собственной карти­ны по названию известных им картин, музыки, стихотворения.

«Внесение детали» Педагог вносит в произведение художника дополнительную деталь (жук, бабочка и т.п.), в музыкальную фразу – аккорд, в стихотворение или слово. Дети определяют, что изменилось, каким образом, и высказывают свои суждения об этом.

Символические игры

Суть символических игр, заключается в том, чтобы показать, рассказать, каким тебе представ­ляется добро (красота, правда и т.п.), отраженное в произведении:

«Дополни произведение знаками» Педагог выставляет карти­ну, проигрывает мелодию или читает стихотворение, а дети подби­рают предметы, характеризующие содержание и форму произведе­ния. Например, рассматривая картину К. Моне «Лондонский туман», дети могут тонкой линией обозначить представленные ими очерта­ния зданий или фигуры людей путем наложения нитки на липучке на поверхность репродукции.

«Найди ключ художника» Детям предлагаются произведения различных направлений (реалистическое, авангардное, импрессионистов и т.п.). Они беседуют о нем, определяют, какую ценность несет произведение и как они ее определили.

«Мир природы в движении» Образ природы (дерева, листа, цвет­ка, реки и т.п.) в музыке, литературе, картине предлагается изобразить в движении в различное время года, суток, во взаимодействии с...

Состязательные игры

Состязательные игры состоят в том, чтобы красивее показать, сказать. Например, такие задания:

Если б ты был добром, любовью, правдой, чтобы ты делал (по­кажи, расскажи); о ком (о чем) можно сказать в этом произведении, что он хо­лодный (горячий, прозрачный, тяжелый и т.д.);

«Сердитые и добрые слова в тексте» Педагог спрашивает, что они обозначают, почему они получились такими, как их можно из­менить; что изменится в состоянии человека, если применить к нему слова, описывающие состояние природы: поникла трава, высохли цветы, зарделось небо, зазеленела трава, заметался пожар и т.д.;

Найди «дружную пару» (поссорившуюся пару) – пару слов рифмующихся или, наоборот, гармоничные звуки (дисгармоничные), цветовую или контрастную гамму;

«Соревнующиеся кисти» Художник, педагог и ребенок сорев­нуются в поиске удачных мазков в изображении воды, листвы и т.п. Кто больше назовет изменений при просмотре картины через рамку – окошко, прикрытые ресницы, цветную пленку; при прослу­шивании музыки через закрытые уши ватой, банкой и найдет изме­нение в образе. Кто больше найдет сходства: в цветке – музыкальном образе; женщине – в портрете, в предмете из натюрморта; в движении музы­ки, речи, цвете.

Ролевые игры

«Незнайка» Дети выбирают Незнайку и предлагают ему раз­личного вида произведения, исполняя роли звуков, мелодии, темпа, ритма, цвета, линии и т.п., т.е. средств выразительности, и отвечают на вопросы Незнайки о значении этих средств для произведения.

«Натюрморт» Выставляется натюрморт, изображающий цве­ты или предметы, реалистический или авангардный. Дети исполня­ют роли изображенных предметов и составляют аналогичную ком­позицию, озвучивая предметы звуком речи, определяют ценность натюрморта, выражают ее в музыкальном образе (импровизируют).

«Мир глазами муравья» Предложить детям представить себя в роли муравья, рассмотреть различные по содержанию, настроению и видам произведения искусств и описать, что он увидел, каким и какое у него возникло настроение, состояние, ощущение. (То же, например, в роли Буратино, бабочки и т.д.).

«Отчего-почему» Прослушав произведение вме­сте с детьми, педагог предлагает всем войти в тот или иной образ (цвет, звук и т.д.) и поговорить, задавая вопросы «в музыке и о музыке» Например, синяя река спрашивает у голубого неба: «А почему я темно-синяя, а ты светло-синяя?» Или листья деревьев перешептываются: «А ты не знаешь, что случилось, почему я вчера был зеленый, а сегодня желтый? А ты вообще поче­му-то побагровел?» и т.д.

«Турнир художников, поэтов, музыкантов» Суть игры состо­ит в том, что «художники» задают проблему «поэтам», а «поэты» – «музыкантам», «музыканты» – «художникам» Распределив роли, выб­рав детали для образа, «художники» создают линией, цветовым пят­ном образ (добра, зла, грусти и т.п.), «поэт» должен подобрать об­разные сравнения к ним, а «музыкант» сыграть музыкальную фразу. Затем «поэт» задает рифмованные слова, «художник» схемой созда­ет образ, а «музыкант» его проигрывает; «музыкант» импровизиру­ет, а «поэт» находит сравнения музыке, «художник» ее рисует.

Таким образом, проявляя сопереживания в самостоятельной деятельности че­рез самоидентификацию и раскодирование эмоционального состоя­ния другого человека в музыке и выражения своего понимания ему воспитывается и раскрывается творческий потенциал детей.


Список литературы

1. Асафьев, Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей // Б. В. Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е. М. Орловой. – М; Л., 1965. – С. 101.

2. Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика – XXI, 2006. – 248 С.

3. Костина Э. П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: автореф. дис. ... доктора. пед. наук: 13.00.02 / Э.П. Костина. – Москва: Московский гос. университет культуры и искусств, 2007. – 55 с.

4. Ребенок в мире культуры. Под общей ред. Р.М. Чумичевой. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. – 558 с.

5. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия / Т.Э. Тютюнникова. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 264 с.











Желудкова Ю.С. директор МОУД ДОД ДМШ №10,

E-mail: [email protected]

Тел.: 8-917-641-76-02


Zheludkova Julia Sergeevna

From experience of education of creative potential of children

In article the problem connected with education of creative potential of children is designated. The block of the experimental techniques directed on self-expression of the child in the independent is musical-creative environment is allocated.

E-mail: [email protected]























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из опыта воспитания творческого потенциала детей

Автор: Желудкова Юлия Сергеевна

Дата: 07.10.2017

Номер свидетельства: 431231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Творческий отчет по теме самообразования «Роль хореографии в  творческом развитии детей» "
    ["seo_title"] => string(98) "tvorchieskii-otchiet-po-tiemie-samoobrazovaniia-rol-khorieoghrafii-v-tvorchieskom-razvitii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "118933"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295629"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Формирование творческой личности через ручной труд "
    ["seo_title"] => string(58) "formirovaniie-tvorchieskoi-lichnosti-chieriez-ruchnoi-trud"
    ["file_id"] => string(6) "161413"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422210131"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "статья по теме: Творческий рост учащихся в системе дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-po-tiemie-tvorchieskii-rost-uchashchikhsia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "145366"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418905196"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) ""Использование интерграции НОД. как средство развития творческих способностей детей." "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-intierghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210073"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361169"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование интеграции НОД,  как средство развития творческих способностей детей. "
    ["seo_title"] => string(92) "ispol-zovaniie-intieghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210075"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства