Экскурс в историю возникновения и развития фортепиано и инструментов-его предшественников. Данная разработка применялась в педагогической работе автора в детской школе искусств при проведении концерта-лекции "Фортепиано - далёкое и близкое". Предназначена для использования педагогами в работе с детьми. Работа позволяет проследить эволюцию музыкального инструмента с момента его изобретения до наших дней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из истории создания фортепиано»
Из истории создания фортепиано
Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент; пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях –рояль, что означает «королевский», и пианино.
История создания этого удивительного инструмента уходит своими корнями в глубокую древность. С тех пор, как первобытный человек стал использовать для охоты лук и стрелы, он заметил, что момент спуска стрелы сопровождается гудящим звуком, возникающим от колебания тетивы. Заинтересовавшись этим, человек стал использовать лук как орудие для звукоизвлечения; таким образом, появился первый струнный музыкальный инструмент.
Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами молоточков. Исходя из этого, связь с прошлым очевидна. Конечно, фортепиано в том виде, в котором мы видим его сегодня, изобрели не сразу. Это был довольно долгий путь.
После рождения струны был изобретён монохорд,представлявший собой деревянный прямоугольный ящик-резонатор, над верхней плоскостью которого крепилась сначала одна струна, а затем и несколько десятков струн. Звук появлялся в момент защипывания струны, либо от удара по ним специальной пластинкой – плектром. Но управляться с большим количеством струн - дело вовсе не простое. И в эпоху раннего средневековья появляются инструменты с клавиатурой. Первые клавишные потомки монохорда уступили место инструменту клавикорду.
Клавикорд появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Это был достаточно простой и небольшой по конструкции музыкальный инструмент с тихим звучанием, выполненный в виде небольшого плоского ящика без подставки и ножек. Струны у клавикорда располагались перпендикулярно клавишам, как у современного пианино, и их количество было часто меньшим, чем количество клавиш. В этом случае одна струна обслуживала несколько клавиш. Отдельная для каждой ноты струна была только в басовой октаве. Диапазон первых клавикордов охватывал всего 2,5 октавы, к 17 веку он расширился до 4-х октав, а в 18 веке достиг 5-6 октав, и для каждой ноты была своя струна. Поскольку клавикорд был небольшим, он предназначался исключительно для домашнего музицирования.
В отличие от тонкого и нежного звука клавикорда,клавесин обладает игрой более звучной и блестящей, звук у него более резкий. При нажатии на клавишу клавесина плектр из гусиного пера цеплялся за струну и она звучала. В клавесине могли звучать от одной до четырех струн одновременно и располагались они параллельно клавишам, как у современного рояля. И ещё одна особенность клавесина – у него было две клавиатуры.
Таким образом, прямыми предшественниками фортепиано считаются клавесиныиклавикорды.
В 17-18 веках многие мастера трудились над тем, чтобы создать достаточно громко звучащий инструмент. И в 1709 году клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел клавишный инструмент, в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише.
Этот новый инструмент сначала получил название «клавишный инструмент, играющий тихо и громко», затем это название сократилось до пьянофорте и только позже обрел современное название фортепиано.
Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини).
Фортепианообладает огромным преимуществом перед клавикордом и клавесином - это возможность изменять динамику звучания, способность воспроизводить различные музыкальные оттенки от pp и p до нескольких f, но эта возможность появилась уже позже. А в начале фортепиано, на котором играл И.-Х. Бах в 1768 году, звучал совершенно не так, как звучит современный рояль. Сегодня Бетховен и Моцарт могли бы просто не узнать собственную музыку, поскольку «современное» звучание рояль обрёл только приблизительно к 1850 году. Это объясняется тем, что фортепианные струны в начале 19 века были по сравнению с современными струнами очень тонкими и лёгкими, и натянуты они были намного слабее, - ведь струны на современных роялях напоминают скорее жёсткие неподвижные бруски. Тонкие струны, которые устанавливались на ранних фортепиано, издавали массу обертонов, поэтому такие инструменты показались бы нам, современным слушателям, плохо настроенными.
Еще один ключевой момент в истории пианино, —клавиши. Раньше клавиатура состояла из одних только белых клавиш, называвшихся по первым буквам латинского алфавита. Как правило, эти же буквы наносились и на клавиши самого инструмента – это делалось для того, чтобы помочь музыканту ориентироваться в сплошном ряду одинаковых клавиш. Да и классическая система семи нот, которую мы сейчас используем, тоже родилась не сразу. Немало музыкантов, имена которых остались неизвестны, бились над тем, чтобы понять, какой же все-таки должна быть ее структура. И начиная с 13 века уже создается привычное нашим глазам и пальцам построение клавиш – 7 белых и 5 черных в октаве, всего 88 клавиш.
Итак, изобретенный Бартоломео Кристофори инструмент с годами менялся, совершенствовался разными мастерами. И в 1783 году были изобретены ножные педали. Одна педаль использовалась для игры f, а вторая – для того, чтобы приглушить струну. Многие мастера экспериментировали с другими видами педалей, количество которых на некоторых инструментах доходило до 4-х и даже 6-и.
В начале 18 века новый инструмент – фортепиано – не сразу был принят публикой. Ведь механика первых фортепиано была не совершенна, а звук, хотя и менялся по силе, был резким и сухим. Вторая половина 18 века является переломным моментом в истории фортепиано. Отныне крыловидное фортепианополучило название рояль, что означает «королевский». Главной особенностью этого инструмента был певучий звук.
Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы. В 19 веке роялю, завоевавшему большие залы, не хватало силы звука. Для этого струны сделали толще, длиннее и больше натянули их. Но деревянные корпуса роялей не выдерживали большого натяжения струн, которое исчислялось сотнями килограммов.
На помощь дереву пришёл металл – чугунная рама, позволявшая увеличить силу натяжения струн до 20 с лишним тонн! А сами струны стали располагаться перекрёстно в два яруса. В результате звук стал ярче, полнее, громче.
Изменились не только сила, но и качество звука. Раньше молоточки обтягивали лосиной кожей, но она была жёсткая и не долговечная, а теперь стали использовать прессованный войлок – фильц. Но самым удивительным усовершенствованием рояля стало изобретение педали. Одна педаль использовалась для задержания звука, для его продления после того, как клавиша отпущена, а вторая – для того, чтобы приглушить струну и сделать звук особо тихим и мягким.
Всего фортепиано понадобилось более 200 лет на то, чтобы окончательно сформироваться в тот инструмент, который мы с вами привыкли видеть и слышать.