Место работы: Симфонический оркестр. Соло. Инструментальный ансамбль.
Имя: Балалайка
Возраст:Более 400 лет. Известна со времён царя Ивана Грозного
Создатель: Неизвестен
Родственники: Все струнные
Семейство: Струнные щипковые
Тембр: Звонкий, весёлый, грустный, задиристый.
Место работы: Оркестр русских народных инструментов. Соло. Инструментальный ансамбль
Имя: Гусли
Возраст: 20 000 лет
Место рождения: Древняя Греция
Родственники: Домра, цимбалы, кантеле - все струнные
Семейство: Струнные щипковые
Внешний вид: В виде трапеции, от 5 до 25 струн. Сделаны из сосны, ели, явора
Тембр: И тихий, и громкий
Место работы: Соло. Оркестр русских народных инструментов.
Экспонат: Лютня
Имя: Лютня
Возраст: Известна со времён Древней Греции, Древнего Рима. Звучала в Китае, Индии, Египте, в странах Востока
Место рождения: С 8-го века завезена арабскими воинами, купцами в Испанию. Широкую известность и распространение получила в 15-17-м веках в странах Европы
Семейство: Струнные щипковые
Внешний вид: Похожа на половину груши, тыквы. От 6 до 16 струн
Тембр: Тихий, приглушённый, мягкий
Место работы: Соло. Ансамбль. В старые времена была участницей домашних камерных оркестров. Звучала в королевских дворцах на балах, приёмах
Имя: Гитара
Возраст: Родилась в 9-м веке
Место рождения: Древняя Греция
Судьба: Была известна у цыган, живущих в Индии. С 11-го века цыгане переселились на юг Испании, вместе с утварью в кибитках "переселилась" и гитара. С 13-го века распространилась на территории стран Западной Европы и начала борьбу с лютней. В 16-м веке вытеснила лютню
Родственники: Все струнные
Семейство: Струнно-щипковые
Внешний вид: Плоский корпус с выемками по бокам, 6-7 струн, изящная тонкая "талия"
Место работы: Оркестр народных инструментов. Соло. Эстрадный и джазовый ансамбли.
Имя: Скрипка
Рождение: 9-й век
Место рождения: Словения, позже Франция
"Второе рождение": 16-й век
Место рождения: Италия, город Кремона
Родственники: Альт, виолончель, контрабас
Семейство: Cтрунные смычковые
Внешний вид: Деревянный корпус, 4 струны, смычок
Тембр: Мягкий, певучий, нежный. Близок к человеческому голосу
Место работы: Соло. Ансамбль. Камерный оркестр. Симфонический оркестр, Эстрадный оркестр
СКРИПКА
Скрипка окружена множеством легенд и загадок. Тайной осталась и история её возникновения. Такого инструмента не знали ни древние греки, ни римляне. Возможно, родиной скрипки была Индия: ведь именно там обнаружены древнейшие наскальные изображения смычка. В славянских странах Европы скрипка известна уже с 9-го века. Тембр её голоса походил на звуки, издаваемые ослом, петухом, и потому её называли инструментом простолюдинов. Действительно, звучала эта простушка со своим диким, грубым, некрасивым голосом на деревенских праздниках, свадьбах, в кабаках, на рыночных площадях. Признаком дурного тона было остановиться в карете на площади, желая послушать "пение" скрипки. Так продолжалось вплоть до 16-го века. Именно тогда произошло её "второе рождение". По-настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера 16-17-го веков. Благодаря им, скрипке удалось наконец-то победить виолу и доказать, что она достойна звучать не только на площадях и ярмарках, но и на сцене.
История сохранила имена великих итальянцев, мастеров изготовления скрипичных инструментов. Среди них самые известные - Амати, Гварнери, Страдивари. Стоит рассказать немного об этих мастерах.
ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА
АМАТИ - семья итальянских скрипичных мастеров, живших в Италии, в городе Кремоне в 16-17-м веках. Основателем династии считают Андрёа Амати. Он жил с 1535 по 1661 г. Свою первую скрипку он сделал в 11 лет. И тогда ещё никто не догадывался, что эта скрипка станет первой из множества совершеннейших инструментов кремонской школы.
ГВАРНЕРИ. Секрет изготовления скрипок и виолончелей династии Гварнери до сих пор считается непревзойдённым. Скрипка, сделанная в начале 18-го века Джузеппе Гварнери, принадлежала Никколо Паганини. Жил Гварнери с 1698 по 1744 г.
СТРАДИВАРИ. Семья итальянских мастеров кремонской школы. Самый прославленный - Антонио Страдивари. Он жил в 1644-1737 гг.
Да, эти знаменитые итальянцы оставили нам в наследство великолепные инструменты и... множество загадок.
РОЖДЕНИЕ СКРИПКИ
Её величество скрипка живёт в дружной семье смычковых. Её ближайшими родственниками были и остаются альт, виолончель и контрабас.
А теперь зададимся вопросом: как делают скрипку?
Изготовление скрипки - очень тонкое искусство. Понадобятся месяцы, чтобы подобрать и обработать материалы, отшлифовать детали, собрать изделие. Особенно важно, из какой древесины будет изготовлена скрипка. Древесина должна быть крепкой и в то же время упругой - иначе инструмент не будет хорошо звучать. Для верхней деки нужен мягкий материал (сосна или ель), для нижней - твёрдый (клён). Обе деки склеиваются. Затем вдоль края верхней деки вырезают узкое углубление, в которое вкладывается ус. Он служит не только украшением, но и предотвращает расщепление древесины. Шейку и головку вырезают из кленового бруска. На шейке просверливают отверстия для колков. На них закрепляют струны. Очень важно для сохранности и звучания скрипки, каким лаком она будет покрыта. Лаки готовятся самые разные. В течение 3-4 месяцев постепенно, слой за слоем, на корпус скрипки наносят различные лаки. Число слоев может быть больше десяти.
Важнейшая часть скрипки - её смычок. Струны для него изготавливают из конского волоса. На Востоке в 8-м веке существовал пятиструнный смычковый инструмент - крота. Уже тогда музыканты перед выступлением натирали смычок смолой, чтобы звук получался плавным, а сам смычок - более прочным. Сейчас для натирания смычка тоже используют твёрдую смолу из сока хвойных деревьев - канифоль.
ПРЕДШЕСТВЕННИЦА СКРИПКИ
Действительно, какой инструмент предшествовал появлению на свет скрипки? Оказывается, был такой, имя его - виола. Виола стала предшественницей не только скрипки, но и всех смычковых. В Европу её завезли арабы в 14-15-м веках. Во время игры виолу или держали на плече, или ставили на пол. У виол был нежный, мягкий голос, но, увы, очень слабый. Сейчас этот старинный инструмент музыканты не используют, он уступил свои позиции другому - скрипке. Однако очень долго виола не знала себе равных и была любима многими музыкантами. Во Франции в 18-м веке был даже написан трактат "В защиту виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели", но это не помогло.
ГИТАРА
История возникновения гитары уходит в далекое прошлое. Мы не знаем точно, когда она появилась на свет. Но знаем, что уже в 13-м веке она была известна в Испании.
Исследователи, занимающиеся историей музыкальных инструментов, считают, что гитара появилась вслед за своей родственницей кифарой. Они утверждают, что будто бы у греков существовала легенда, подтверждающая это, и будто бы название "гитара" идёт от названия древнегреческого инструмента. Другие исследователи полагают, что гитара появилась только в 11-м веке. Однако можно с уверенностью сказать, что существует этот инструмент вот уже более 700 лет.
Но раз гитара такой старинный инструмент, значит, она имеет свою историю. И историю, всего скорее, непростую: были у гитары и взлёты и падения. В Европу гитара попала с кибитками кочующих цыган. Преследуемые за свои верования, цыгане ещё в 9-м веке покинули Индию. К концу 13-го века обосновались они на юге Испании. Излюбленным инструментом цыган и была красавица гитара. За звучный, певучий, ласковый, а порой до боли плачущий голос полюбили её и испанцы. Всё подвластно её голосу, её струнам. Под гитару исполняли, да и до сих пор исполняют в Испании зажигательные танцы. Например, фламенко. Родина фламенко - юг Испании. Фламенко на гитаре - это мелодии, чередующиеся с аккордами. Мелодии настолько быстрые, что на большинстве других инструментов сыграть их нельзя. Да и на гитаре они возможны только благодаря особым приёмам и виртуозности исполнения.
Но вернёмся к истории. В Испании начиная с 13-го века гитара вступила в борьбу с инструментом, давно обосновавшимся здесь. С благозвучной лютней. Эта "благородная, уважаемая дама" была всеми любима, к её тембру (голосу) привыкли давно. Признаком дурного тона считалось, проезжая в карете, остановиться на площади послушать гитару, сопровождавшую народные гулянья. Долго длилась борьба. Но, как вы уже знаете, лютне пришлось уступить. А объяснялось всё просто: тяжеловесная, с тихим голосом, лютня не могла соперничать с лёгким, звонким, певучим звуком молодой гитары. В 16-м веке лютня окончательно покидает гостиные, уходит на покой. А вот гитара, эта изящная, с тонкой талией красавица, живёт и по сей день.
Гитара изготавливается из дерева, звук извлекается щипком. Когда-то она имела всего 4 струны. Сейчас их у неё 6 или 7, это классический вариант гитары. Купить гитару можно везде. Нет ни одной страны в мире, где бы не звучал её голос. Где только она ни бывала: и в космосе, и под водой, и в горах. У современной гитары есть сестры - это гавайская гитара и электрогитара.
ЛЮТНЯ
"Самый важный и самый интересный в музыкальном отношении инструмент",- так говорят о лютне музыканты, интересующиеся историей музыкальных инструментов.
Действительно, какой прекрасный инструмент! Когда-то, появившись в далекие времена в Китае, Индии, Египте, этот инструмент по-настоящему удивил всех в 15-17-м веках в Европе. Сюда лютня была завезена восточными купцами. Она стала предметом торговли. Её ввозили вместе с оружием, тканями, специями, золотыми украшениями, книгами.
Полюбилась европейцам лютня своим голосом. Тембр её был мягок, ласков, приятно ублажал слух музыкантов, любителей пения. Под звуки лютни танцевали, под её аккомпанемент звучали серенады - ночные любовные песни.
Изготавливали лютню из ценных пород деревьев. Количество струн достигало 16. Звук извлекался приёмом щипка, а значит, относилась она к семейству струнных щипковых инструментов. Лютня была участницей ансамблевой игры, звучала во дворцовых покоях, на светских праздниках, во время балов, но она могла звучать и соло.
В 16-м веке лютня из миролюбивого, любимого всеми инструмента, стала активной воинствующей дамой. На её пути появилась скромная, никому не известная соперница - гитара. И закипела борьба! Но... борьбу эту лютня проиграла. Ей пришлось уступить свои позиции. И отправилась знатная, в прошлом уважаемая всеми дама на покой.
Сейчас лютню можно увидеть как в музее старинных музыкальных инструментов, так и на концертных площадках. Да, забытый на долгое время инструмент вновь пригласили на сцену. Возродили её звучание, устраивают концерты с её участием.
И вновь лютня своим изысканным звучанием покоряет сердца слушателей.
Изображение лютни, лютнистов было излюбленным мотивом европейских живописцев. Например картина "Юноша с лютней" , написанная известным итальянским живописцем Караваджо, жившим в 16-м веке. Это полотно хранится в Петербурге, в Государственном Эрмитаже.
Среди ближайших родственников лютни выделяют мандолину. Её корпус похож на корпус лютни. Родственницей мандолины, а значит, и лютни является украинский инструмент - бандура. Протяжный голос бандуры удивительно сочетается с мелодичными украинскими песнями - думами.
ГУСЛИ
Давным-давно появился на свет этот музыкальный инструмент. Примерно 20000 лет назад. Да, почти тогда же, когда стала известна арфа. Вот только внешне они отличались друг от друга. Струны арфы натягивались на раму, а струны гуслей - на плоский деревянный ящик со сторонами разной длины, потому у гуслей есть длинные струны и короткие. Гусляр-исполнитель укладывал свой инструмент на колени и пел песни, перебирая струны руками. Изготавливались гусли из ели, сосны. Особенно дорогими были гусли, изготовленные из явора. Они так и назывались-яровчатыми. Именно на таких, яровчатых гуслях и играл Садко. А ещё пел да играл на гуслях былинный герой Боян. Воспевал он силу и храбрость русских богатырей, которые охраняли и защищали родную землю от набегов степных кочевников.
К 16-му веку покорили гусли Европу и зазвучали в королевских дворцах и на придворных балах. А в 19-м веке в Венгрии появилась разновидность гуслей - цимбалы. Устанавливались они на ножках. Но уже в начале 20-го века цимбалы изменили свой внешний вид и голос, число же струн увеличилось до 140.
Звук гуслей и цимбал зависит от того, чем на них играют. Если играют молоточками, обтянутыми мягкой материей,- звучат они подобно фортепиано; если палочками, обтянутыми кожей,- звучат жёстко; если деревянными палочками - то звенят они хрустальным звоном; ну а ежели их струны перебирают руками - напоминают они арфу, звучащую в высоком регистре.
Гусли и цимбалы сыграли значительную роль в музыкальной жизни европейских стран.
На Руси гусли начали распространяться с 9-го века. Родственниками их являются все струнные. А так как звук на гуслях и цимбалах извлекается щипком, то оба инструмента относятся к семейству струнно-щипковых. У "звончатых" гуслей по-прежнему от 5 до 25 струн; у цимбал, особенно современных,- до 140.
Гусли и цимбалы могут звучать соло, а могут быть участниками оркестра русских народных инструментов. В состав этой разновидности оркестра они вошли в начале 20-го века. У русских гуслей много родственников - литовский канклес, эстонский каннель, карельские кантеле.
Балалайка
Появилась она более 450 лет назад. Страна наша тогда называлась коротким словом - Русь. А правил ею царь Иван; суровым, жестоким был он, а потому прозвали его в народе Грозным. А позже так и величали - царь Иван Грозный. Тяжело жилось народу. Но бывали и светлые, радостные моменты в жизни простых людей. Тогда они песни пели весёлые, задорные, хороводы водили, игры затевали. А сопровождали песни да пляски нехитрые музыкальные инструменты. Была среди них и балалайка. Простая, скромная. Но как начнёт петь-звучать - ноги сами в пляс идут; а то как заплачет, загорюет - душа замирает. Только всё же чаще веселила она народ. За весёлый, задиристый нрав её так и прозвали - хохотушкой. Говорят, будто слово балалайка пришло к нам из татарского языка. Часто в те далёкие времена Русское государство воевало с татарскими племенами. И всегда русских воинов сопровождал в походах их весёлый инструмент. Слышали татары его звучание, да не знали, как называется. Вот и прозвали балаболкой. Ну, а русскому человеку такое название пришлось по душе. Так постепенно "балаболка" стала "балалайкой".
Изготавливают балалайку из дерева. По форме напоминает она треугольник. Струны у балалайки только три, звук извлекается с помощью щипка. А значит, относится балалайка к семейству струнных щипковых инструментов.
Не только простой народ умел веселиться, веселиться умел и царь. Хоть и грозен был, держал он при своём дворе певчих. Как пир у царя - они тут как тут. А где песня, там и пляска. А какая ж пляска без музыки? Что ж, вот и музыканты, а в руках-то у них балалаечка. А уж она-то знает, как развеселить да потешить. Так и веселила и простой люд, и бояр, и самого царя-батюшку.
Но более 100 лет назад, в конце 19-го века, приметил её музыкант, любитель русской народной песни Василий Васильевич Андреев. Полюбился ему этот простой, скромный инструмент. Изменил он кое-что во внешнем его виде, улучшил звучание, и стал инструмент как будто новым. И пошли разговоры: "Чудо, чудо произошло - из простого, скромного инструмента вышла красавица - в новом платье, с новым переливчатым голосом". С 1886 года балалайка стала участницей оркестра, в который вошли все струнные щипковые инструменты. Управлял оркестром его создатель - В. В. Андреев. Весь свет объездил он со своим оркестром. Всех удивлял, радовал, пленял задиристо-мелодичный голос русской хохотушки. Радует балалайка любителей русской песни и сейчас. И мы пожелаем ей ещё долгих-долгих лет жизни на радость всем нам.
АРФА
Арфа появилась на свет более 20 000 лет назад. Её родиной можно считать и Египет, и Древнюю Грецию. Однако при своём рождении она вовсе не была похожа на тот прекрасный инструмент, который мы привыкли видеть в оркестровой яме наших театров. То, что сейчас мы называем арфой, первоначально было приспособлением охотника для ловли птиц и зверей.
Получается, что охотничий лук со стрелами - дальние родственники арфы, а тот первобытный человек, который, натянув тетиву своего лука, пустил стрелу в цель, и был создателем первобытной арфы. Позже число струн увеличилось, и арфа стала той красавицей, которой мы с вами не перестаём восхищаться. Красотой арфы восхищались и древние египтяне. При написании писем они, обращаясь друг к другу, писали: "О, божественный...", заменяя это слово изображением арфы.
Родственниками арфы являются все струнные инструменты. А поскольку звук извлекается с помощью щипка струн пальцами, то арфа относится к семейству струнных щипковых инструментов. У неё 46 струн. Звуки, издаваемые этим божественным инструментом, нежны и ласковы, порой напоминают хрустальный перезвон.
В давние времена арфу богато украшали позолотой, резьбой, перламутром, полудрагоценными камнями. Похожа арфа на крыло гигантской бабочки.
Местом работы арфы стал симфонический оркестр, хотя она не входит в его состав. Арфа может звучать соло, быть участницей инструментального ансамбля.
Клавишные
Имя: Клавесин
Время рождения: 12-й век
Место рождения: Западная Европа, Германия
Судьба: С 18-го века вышел из употребления. В настоящее время можно увидеть в музее старинных инструментов. В последние годы вновь звучит с эстрады. Продолжает жить.
Семейство: Клавишные
Внешний вид: Похож на фортепиано, две клавиатуры. Богато украшен полудрагоценными камнями, перламутром. Изготовлен из ценных пород дерева
Тембр: Яркий, громкий, звучный, резкий
Место работы: Соло. Ансамбль.
Имя: Фортепиано, Пианино
Время рождения: 1709-1711 гг
Место рождения: Италия, г. Флоренция
Создатель: Бартоломео Кристофори
Судьба: Отчаянно боролся за выживание весь 18-й век. Самый распространённый сегодня инструмент
Внешний вид: Напоминает маленькое пианино, металлические пластинки вместо струн
Тембр: Звук светлый, чистый, нежный. В переводе с латыни - "небесный". Звук извлекается с помощью деревянных молоточков
Место работы: Соло. Ансамбль. Симфонический оркестр
РОЖДЕНИЕ ФОРТЕПИАНО
В доме Фердинандо ди Медичи, старшего сына герцога Тосканского, большой прием. Вечера, которые устраивает принц Фердинандо, один из самых богатых аристократов Италии, всегда вызывают интерес во Флоренции. Здесь гостей непременно ожидает что-нибудь необычное. Иногда это премьера новой пьесы модного драматурга или музыкальное сочинение известного композитора, встреча с прославленным скульптором, художником или выступление гастролирующего виртуоза.
Просвещенный вельможа, тонкий знаток искусства, Фердинандо ди Медичи и сам недурно владеет клавесином. И где бы он ни жил - в своей зимней резиденции - палаццо Питти или в летнем доме в Пратолино,- в его распоряжении всегда превосходные инструменты. Коллекция клавесинов принца Фердинандо известна далеко за пределами Италии.
Хранитель этой коллекции, Бартоломео Кристофори, всю жизнь занимающийся конструированием клавесинов, и приготовил сюрприз, которым на этот раз собирается удивить гостей хозяин дома.
И вот публика собирается в просторном, изысканно убранном зале, устремляя взгляды на скрытый под чехлом инструмент.
- Гравичембало коль пиано е форте ,- забавно назвал падуанец свою новинку. Переговариваются гости, поглядывая на Кристофори.- Говорят, что он изобрел молоточки вместо язычков. Забавно!
Но вот наступает тишина, чехол снят, и инструмент ожил... Еще не отзвучало первое произведение, а гости переглядываются между собой, и тишина мало-помалу сменяется шепотом:
- Любопытно, весьма любопытно. Но обычный клавесин все же привычней... и лучше.
- Да это и есть обычный клавесин. Посмотрите на его форму...
- Нет,- заключают гости,- это просто очередной эксперимент, не более. Сколько мастеров уже пытались изобрести клавишный инструмент, который был бы совершеннее клавесина. Тщетно! Ничто не может быть лучше клавесина!..
Показ окончен. Публика, забыв о сюрпризе, переходит в соседний зал, где их ждет новое развлечение.
Кристофори закрывает крышку своего детища, новизну которого не оценили гости принца Фердинандо. Никто не понял, что это принципиально новый тип клавишного инструмента. Но Кристофори уверен, что "чембало с молоточками" ждет большое будущее. Нужно только время...
Шел 1709 год, когда Бартоломео Кристофори демонстрировал молоточковое фортепиано гостям своего хозяина. Он был тогда первым создателем этого инструмента. Первым, но не единственным... В 1716 году модель подобного инструмента сконструировал француз Мариус. А годом позже немецкий музыкант Шретер, независимо от Кристофори и Мариуса, тоже собрал молоточковое фортепиано.
Казалось бы, благодаря замечательному свойству нового инструмента - возможности "дозировать" звук - музыканты должны были бы сразу предпочесть его клавесину. Но клавесин не сдавал позиций. Ведь механика первых фортепиано была несовершенна, а звук, хотя и менялся по силе, был резким и сухим.
Первые отзывы о новом инструменте не могли порадовать мастеров. "Фортепиано не так звучно, как клавесин,- говорил, например, в начале XVIII века один весьма авторитетный музыкант.- Это камерный инструмент и потому в громкой музыке не может быть использован".
"Хотя верхи фортепиано обаятельны,- вторил ему другой, уроженец Франции,- басы жесткие, глухие и кажутся слишком чахлыми для наших французских ушей".
Великий Себастьян Бах, познакомившись с первыми образцами фортепиано, тоже нашел в них существенные недостатки. В высоком регистре звук их слаб, заключил он, и играть на них трудно.
Действительно, по сравнению с податливостью клавесина, нажатие клавиш фортепиано требовало большего усилия. Многие музыканты считали, что, преодолевая это дополнительное сопротивление, невозможно добиться клавесинной легкости и беглости.
"Этот выскочка никогда не сумеет вытеснить величественного клавесина",- такой, как многим казалось, окончательный приговор был вынесен только что родившемуся "чембало с молоточками", или "пиано-форте", как его иногда называли. Но время решило по-другому.
Себастьяну Баху не суждено было писать специально для фортепиано. Зато его младший сын - Иоганн Кристиан Бах, известный композитор и превосходный исполнитель на клавире, сразу же оценил преимущества нового инструмента. Одним из первых он выступил перед публикой с сольным концертом на фортепиано. А вскоре появился сборник его сонат, в подзаголовке которого значилось: "Для фортепиано".
Тем временем в 60-70-е годы XVIII века постройкой фортепиано начинают заниматься уже многие ведущие музыкальные мастера Европы. И мнение о новом инструменте быстро меняется. Теперь нападкам уже подвергается клавесин. Оказывается, что его "глухая и одновременно острая звучность" не подходит для исполнения "певучих отрывков". Это значило, что как солист клавесин терпит поражение. Проходит каких-нибудь два десятка лет, и современники этого "великого музыкального переворота" свидетельствуют, что "клавесин сохранился только в оркестре, и то удивительно, зачем им еще пользуются: звук его острый, резкий, пронзительный". Таким образом, и как оркестровый инструмент клавесин признается непригодным.
Далее судьба чембало, флюгеля и других "перышковых" складывается весьма неудачно. Их не только перестают изготовлять, но и фактически истребляют. Поскольку потребность в фортепиано резко возрастает, а фабрики и мастерские не успевают удовлетворять всех желающих новыми инструментами, фортепиано начинают изготовлять из старых клавиров. В результате клавесины почти полностью исчезают. Наступает их почти вековое забвение.
Конец XVIII века - это рубеж, который отделяет период клавирного искусства от фортепианного.
Имя: Орган
Возраст: 20 000 лет
Место рождения: Город Александрия
Первоначальное имя: Гидравлос
Создатель: Механик Ктесибий
Родственники: Духовые, клавишные.
Семейство: Клавишные духовые
Внешний вид: Трубы (до 45 000 труб), клавиатуры (две ручных и ножная). Богато украшен позолотой, резьбой по дереву. Настоящее архитектурное сооружение
Тембр: Мощный. Может в одиночку заглушить несколько оркестров
Место работы: Католический собор. Соло. Ансамбль. Симфонический оркестр. Опера (в оркестровую группу не входит)
ОРГАН
Представьте себе, что мы отправляемся гулять по городу! Итак, мы в центре города, на Невском проспекте. Почему именно на Невском? Не торопитесь, посмотрите по сторонам. Сколько вокруг удивительных, неповторимых зданий. Нет ни одного похожего. Верно? А знаете почему? В те времена, когда они создавались, архитекторы стремились в камне передать всю свою любовь к этому городу, строить только лучшее. Каждый дом отличен от другого. У каждого есть своё "лицо". А значит, каждый дом имеет свой, отличный от соседнего фасад. Гуляя по Невскому, подойдём к дому № 22/24. Как вы думаете, что это за здание? Это лютеранская церковь Святого Петра. Войдём в неё. Что вас так удивило? А... инструмент, который, словно каменная глыба, стоит посредине церкви. Знаете, как он называется? Верно - орган. Что за красота, что за величие! Не правда ли? Давайте познакомимся с этим инструментом поближе.
Орган - единственный из духовых инструментов, которым управляют при помощи клавиш. Это очень древний инструмент.
Первые органы были известны ещё во 2-м веке до н. э. Именно тогда они появились в Древней Греции и Древнем Египте. История сохранила даже имя мастера, создавшего орган. Звали его Ктесибий. Жил мастер в Александрии. А инструмент, который он создал, назывался тогда вовсе не органом, а... гидравлосом. Почему? Вот почему. Трубы того органа звучали с помощью воды.
Музыка древнего органа - гидравлоса - была одноголосной, звук он издавал довольно резкий. Но инструмент пользовался популярностью. Он звучал в домах богатых горожан. На нём играли во время гладиаторских боёв. Его музыка сопровождала пиры и праздники. Потом про инструмент забыли, и секрет его устройства был утерян.
С 7-го века н. э. начинается возрождение органа. Это было время распространения новой веры - христианства. Вот тогда-то в католических храмах, куда приходили верующие, орган и стал одной из главных принадлежностей богослужения. Правда, поначалу звуки органа пугали молящихся.
Расцвет органной музыки относится к эпохе, которая называется Средневековьем. Сила Церкви была в этот период велика, и музыка, прекрасная музыка, волей-неволей становилась верной её союзницей. Своими звуками, приобщая к религии души верующих, орган завоёвывал всё большее и большее признание.
Однако играть на старинных органах было непросто. Органисту приходилось изо всей силы ударять по широким и тугим клавишам кулаками и локтями, чтобы извлечь звук. А внизу, под органом, в поте лица трудились два-три человека. Они мехами нагнетали воздух в трубы, заставляя их звучать.
В России орган был даже во дворце великого князя Василия III.
Прошло время, органы усовершенствовались, изменились. В современных органах бывает до 45 000 труб. Механизм у них электрифицирован. Теперь не надо вручную нагнетать воздух, чтобы звучали эти тысячи труб.
Музыку для органа писали многие композиторы. Своей игрой и множеством написанных для органа произведений прославился Иоганн Себастьян Бах, немецкий композитор, который жил в середине 18-го века.
Орган инструмент сложный. У него три клавиатуры - две из них для рук. Музыкант, играя на органе, должен одновременно выполнять три вида работ. Вести мелодию на клавиатурах, нажимать на педаль для басового сопровождения и не забывать переключать регистры при помощи специальных рычажков. Орган может звучать на разные лады: как флейта, гобой, кларнет, фагот.
По силе звучания орган можно сравнить с 2-3 звучащими одновременно оркестрами.
Однако в 19-м веке появились небольшие, портативные органчики. Они устанавливались в доме, и их можно было переносить с места на место.
Итак, сегодня вы увидели орган в лютеранской церкви на Невском проспекте. А всего их в нашем городе - 14.
Ещё 4 в пригороде. У нас находится один из старейших органов в России. Он стоит в Капелле, носящей имя русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
Деревянные духовые
Имя: Флейта
Возраст: 2-й век до н. э.
Место рождения: Древний Египет, Древняя Греция
Разновидность: Флейта-пикколо
Судьба: В 19-м веке (1832 г.) усовершенствована. Новая флейта поперечная
Родственники: Все духовые
Семейство: Духовые деревянные
Внешний вид: деревянная трубка
Тембр: Нежный, певучий, свистящий
Место работы: Соло. Ансамбль. Симфонический, эстрадный оркестры
Имя: Гобой
Время рождения: 2-й век до н.э. Бомбарда
Место рождения: Франция.
Первоначальное имя: Флейта-пикколо
Предки: Первобытные свирели, греческий авлос
Судьба: В Западную Европу попала в 17-м веке с Ближнего Востока
Родственники: Все духовые
Семейство: Духовые деревянные
Внешний вид: Трубка, клапаны, наконечник
Тембр: Свежий, нежный, жалобный, грустный
Место работы: Соло. Ансамбль. Симфонический, эстрадный оркестры
Имя: Кларнет
Время рождения: 18-й век
Место рождения: Германия
Создатель: Иоганн Кристоф Дённер
Родственники: Все деревянные - флейта, гобой, фагот
Семейство: Деревянные духовые
Внешний вид: Трубка, клапаны, мундштук
Тембр: Яркий, блестящий, резкий
Место работы: Соло. Ансамбль. Симфонический, эстрадный оркестры. Джаз
Имя: Фагот
Время рождения: 16-й век
Место рождения: Италия
Родственники: Свирель-бомбарда
Семейство: Деревянные духовые
Внешний вид: Большая деревянная трубка, похожая на вязанку дров
Тембр: Хриплый, грубый, таинственный
Место работы: С 17-го века - в симфоническом оркестре, в военном (духовом)
ФЛЕЙТА ПАНА
ЛЕГЕНДА О ФЛЕЙТЕ
Сначала была легенда.
Одолели жителей одного немецкого городка крысы. Отвратительные существа грозили городу полным опустошением - сжирали пищу, разрушали дома. Обнаглев, стали нападать и на людей. И не было с ними никакого сладу.
Вот тогда-то и появился крысолов. Он обещал, правда за некоторую награду, очистить город от крыс. Горожане согласились. Достал тогда крысолов дудочку в грош ценой и заиграл. Волшебно, наверное, заиграл, потому что жители ничего такого особенного в его игре не заметили, но крысы, словно заколдованные, вылезли из своих нор и обреченно поплелись следом за крысоловом. А он направился к реке, играя на своей дудочке, вошел в воду, и крысы, повинуясь зову дудочки, тоже вошли в воду. И утонули.
Так крысолов-музыкант избавил жителей города от крыс.
Тут бы горожанам честь по чести и расплатиться с их спасителем. Но, как это часто бывает, увидев, что угроза миновала, и значительно повеселев, они сразу позабыли, от какой напасти спас их крысолов. И отказались наградить его. Дескать, что это за подвиг - поиграть на дудочке. Пустяк!
- Хорошо,- сказал крысолов. - Я вам покажу, какой это пустяк!
И он снова заиграл на своей дудочке. И тогда на зов его песни выбежали из всех домов дети. Крысолов, играя, вышел из города и увел за собой детей
ДНРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ
Eсли бы вдруг музыкальные инструменты заговорили, то мы услышали бы множество удивительных и увлекательных историй. Один когда-то Царствовал в музыкальном мире, а сегодня забыт. Другой превратился из "золушки" в "королеву". Есть и такие, которые сдружились навеки и друг без друга жить не могут. А иные долго боролись за своё место под солнцем. У инструментов разные характеры; подобно артистам, они исполняют разные роли. И у каждого своя судьба.
Удивительна судьба духовых инструментов. Они давние спутники людей. Духовые оркестры существовали как в Древнем Египте, так и в Древней Греции. Возраст же самых древних духовых каменных "свистулек" насчитывает десятки тысячелетий. Позже научились делать свистящие дудочки из тростника, дерева, кости, глины, металла.
До сих пор сохраняется деление духовых инструментов на деревянные: фагот, кларнет, гобой, флейта; и медные: туба, тромбон, корнет, труба, валторна.
Во всех духовых инструментах звук возникает в результате того, что воздух, прежде чем попасть в корпус инструмента, преодолевает различные преграды. В деревянных - это края отверстий для пальцев, в медных - края вдувного отверстия. Чем ближе ко рту открытое пальцевое отверстие и чем уже и короче трубка, тем выше будет звук. Самые низкие звуки у медных духовых, длина которых достигает девяти метров. Для удобства эти инструменты сворачивают, изгибают - звук от этого почти не меняется, только становится мягче.
Воздух звучит намного громче струны, поэтому духовых инструментов в оркестре меньше, чем струнных. Располагаются они в глубине оркестровой ямы.
А теперь по порядку.
Родоначальницей всех духовых деревянных можно считать тростниковую дудку. Сделать этот простейший музыкальный инструмент из полой (пустой внутри) тростинки несложно. Тростинку надо укоротить, проделать в ней несколько отверстий и расплющить один конец.
Один из древних духовых деревянных инструментов - флейта. У неё несколько "лиц". Древнейшая из разновидностей флейты - Флейта Пана многоствольная. Именно такой инструмент, состоящий из восьми трубочек разной длины и ширины, обнаружили археологи при раскопках в Поволжье, в захоронениях, возраст которых пять тысячелетий.
На Руси её называли кувиклы (кугиклы), а в Древней Греции - флейта Пана. По легенде, лесной бог Пан сделал себе такую флейту из тростника, в который превратилась нимфа Сиринга, испугавшись уродливого, бегущего за ней Пана.
Свирель и флейта обладают нежным голосом со свистящим призвуком. Слово флейта означает дуновение. И звук из флейты извлекается лёгким дуновением. Всё очень просто. С давних времён существует поверье, будто флейта может заворожить. Ей приписывают магическую силу. В одной немецкой легенде рассказывается о том, как ряженый дудочник, играя на своём нехитром инструменте - флейте, околдовал детвору.
Другой деревянный духовой - гобой - возник во Франции в 17-м веке. Делают его из ценного чёрного дерева. С французского гобой можно перевести как высокое дерево.
В оркестр этот инструмент попал в конце 18-го века. Он даёт основной тон для настройки всех остальных инструментов в оркестре. У гобоя Гобой естъ ближайший родственник - брат - английский рожок. Он больше гобоя и звучит ниже. Из-за особой формы раструба - грушевидной - сильнее становится носовой, характерный для этого инструмента призвук. Гобою часто поручают восточные мелодии.
Ещё один инструмент из семейства духовых деревянных - кларнет. Он обладает чистым и светлым звучанием. Его название произошло от латинского слова, означающего ясный, четкий. Этот инструмент может всё: ему доступны как тихие, едва слышные звуки, так и громкие, напряжённые. Он поёт глубокие, протяжные мелодии и исполняет быстрые, стремительные Кларнет пассажи в высоком регистре. В оркестре всегда не менее трёх кларнетов.
И наконец самый низкий по звучанию из этого семейства - фагот. Его узкая трубка в длину достигает почти трёх метров, и поэтому для удобства её сгибают вдвое. До сих пор неясно, откуда произошло название фагота. В переводе с итальянского слово это означает связка, вязанка, а с латыни - бук. Сейчас фагот делают из клёна, он-то и придаёт мягкий, тёплый тембр инструменту.
Без его сочного баса трудно представить себе современный оркестр, фагот в его составе с 18-го века. Только одна проблема у фаготиста (музыканта, играющего на фаготе) - не получаются у фагота беглые, быстрые мелодии. У фагота есть брат - контрфагот. Он в два раза длиннее обычного инструмента.
Все духовые (медные и деревянные) имеют мундштук - специальную голосовую трубку, которой музыкант во время игры касается губами. Мундштук помогает управлять струёй воздуха. От формы мундштука во многом зависит тембр инструмента.
У флейты и кларнета его делают в виде клюва, у медных - в виде чаши или воронки.
Место работы: Соло. Ансамбль. Симфонический, эстрадный, джазовый оркестры. С 16-го века - участник оперного оркестра
Имя: Валторна
Время рождения: Средневековье, 6-й век
Место рождения: Германия
Судьба: До 18-го века - участница охоты. В 17-м веке стала участницей оперного оркестра, в 18-м веке - симфонического оркестра. В 18-м веке претерпела изменения во внешнем виде, изменила тембр
Семейство: Духовые медные
Внешний вид: Древнее. Предком был охотничий рог
Тембр: Поэтичный инструмент. Звук полный, благородный, мягкий, блестящий, стремительный, певучий
Место работы: Соло. Ансамбль. Симфонический, эстрадный оркестры
Имя: Труба
Время рождения: Глубокая древность
Место рождения: Египет. Греция. Рим. Древний Восток
Место работы: Соло. Ансамбль. Симфонический, джазовый, эстрадный оркестры. С 16-го века - участница оперного оркестра
Имя: Туба
Время рождения: 1835 год
Место рождения: Германия
Судьба: До 19-го века участница садовых, военных оркестров
Первонаяальное имя: Серпент - "змея"
Родственники: Духовые
Семейство: Духовые медные
Тембр: Низкий, хриплый, рычащий, мощный
Место работы: Симфонический, эстрадный оркестры. Редко соло
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ МЕДНЫЕ
А действительно, откуда?
К семейству духовых медных относятся валторна, труба, корнет, туба, тромбон, саксофон. Инструменты и правда делают из меди, точнее, из латуни. Потом их покрывают лаком или тонким слоем серебра.
У нынешних медных духовых инструментов были далёкие предки, созданные самой природой: раковины, полые стебли некоторых трав, рога животных.
Рог - один из древнейших музыкальных инструментов, едва ли не первый из духовых. Он издавал всего несколько звуков, но этого было вполне достаточно, чтобы подавать сигналы на большие расстояния. Такой инструмент, был очень нужен и пастухам, и охотникам, и воинам. Долгое время длинный полый рог (чаще всего рог тура) оставался главным сигнальным инструментом. В средние века богатые рыцари украшали такой рог серебром и тонкой резьбой.
ВАЛТОРНА
Именно от такого охотничьего сигнального рога и произошла валторна. Ах, как она прекрасна, сколько в её "причёске" завитков!
Название этого медного инструмента происходит от немецкого слова, которое переводится как лесной рог. Её расширяющаяся на конце труба действительно напоминает древний охотничий рог, только очень длинный. Для удобства труба валторны несколько раз согнута. С 17-го века валторну стали включать в состав оркестра.
О САМОМ МАЛЕНЬКОМ
Да, самый маленький в семействе медных духовых, а значит, и самый высокий по звуку - это корнет. Управлять крошкой со звонким голосом музыканту помогает мундштук в виде воронки. В духовом оркестре малыш-корнет играет важную роль.
СТВОЛ-ГИГАНТ
Великан среди духовых - важная-преважная туба. Если бы можно было выпрямить её, она растянулась бы на целых девять метров! Но как играть на таком инструменте? Удачное решение нашёл бельгийский музыкант Адольф Сакс, живший в 19-м веке. Он свернул длиннющую трубу в четыре раза, и у него получилась толстушка туба с насыщенным, полнозвучным басом.
ИЗ ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО
Труба - второй по высоте звучания, после корнета, медный духовой. Её ясный, звонкий голос был известен ещё в античном мире. Сигнальные трубы были в войске афинян при взятии Трои в 1200 году до н. э. В Древнем Риме делали деревянные и металлические трубы и называли их буцилами. В России уже в 12-м веке были ратники-трубачи. А с 18-го века серебряные трубы вручали как символ мужества и храбрости отличившимся в бою воинским частям. Первым этой чести был удостоен в 1737 году 1-й батальон лейб-гвардии Измайловского полка, отличившийся при взятии Очакова.
Труба в изогнутом виде появилась в 15-м веке. В начале 19-го века она была усовершенствована при помощи вентилей.
ЕДИНСТВЕННЫЙ ИЗ ВСЕХ
Тромбон. Распознать его очень легко. Он единственный из всех духовых не меняет своей формы вот уже 500 лет. Какое постоянство! От остальных медных инструментов его отличает подвижная дополнительная трубка - кулиса, изогнутая в виде латинской буквы U. Чтобы извлечь более низкий звук, музыкант просто плавно двигает кулису вниз.
ОСОБЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Изобретатели музыкальных инструментов редко дают имена своим "детям". Но есть исключения. Таковы, например, инструменты, названия которых происходят от фамилий их создателей. В 1846 году бельгийский мастер Адольф Сакс (мы уже говорили о нём) соединил мундштук кларнета с системой клапанов гобоя. Мастер придал инструменту коническую форму. Для изготовления инструмента он выбрал латунь. Так появился саксофон. Он входит в семейство деревянных духовых, хотя делается из металла - серебра или особого сплава.
Сначала саксофон использовался только в военном оркестре, но позже его стали вводить и в симфонический. Для "особенного" существуют даже концертные произведения. Так, французский композитор Клод Дебюсси написал для саксофона концерт с оркестром и ещё рапсодию. Но полноправным членом симфонического оркестра саксофон не стал. Зато он стал главным инструментом в джазовых оркестрах.
Никто не сомневается в том, что играть на скрипке или флейте - дело сложное и тонкое. Зато игра на ударных инструментах многим кажется лёгкой задачей: стучи палкой по барабану - только и всего. Однако всё не так просто. Каждый удар должен иметь определённую силу. Сложные движения перепонки (мембраны) барабана заставляют колебаться воздух под ней. Чем меньше перепонка и чем сильнее она натянута, тем выше звук - действует тот же принцип, что и при игре на натянутой струне.
А теперь в алфавитном порядке:
БАРАБАН. Его можно с полным основанием считать одним из древнейших музыкальных инструментов. У разных народов и в разные времена барабаны могли принимать самый неожиданный вид. Главное требование к барабану - гулкий, мощный звук, такой, чтобы его можно было услышать даже на очень большом расстоянии. Ведь основным назначением барабана в древности было передавать сигналы. Язык барабанов и сегодня применяют некоторые африканские племена. Барабан может с помощью темпа и ритма рассказать соседям за сотни километров о радостном или печальном событии, предупредить о приближении опасности.
БОЛЬШОЙ БАРАБАН. Иногда можно встретить его второе имя - тур. Большой барабан - основа современного оркестра. Он может быть двухсторонним или односторонним. Барабан обладает самым мощным и самым мрачным голосом из всех оркестровых инструментов. Регулировать громкость его звука очень сложно - слишком большие размеры у большого барабана.
Рассказывают, как однажды во время репетиции дирижёр в течение часа безуспешно пытался добиться от музыканта, играющего на большом барабане, тихого звучания. Как тот ни старался - всё равно звук казался дирижёру слишком громким. Тогда музыкант решил схитрить и пропустил своё вступление. Дирижёр остался доволен. Но заметил: "Можно было бы ещё чуть-чуть тише".
МАЛЫЙ БАРАБАН. Его называют ещё военным (в своё время боевая атака начиналась с резкой барабанной дроби). Он не только намного меньше, чем его большой тёзка, но и отличается по конструкции: внутри его корпуса, прямо под натянутой кожей - мембраной, находятся маленькие стальные пружины или струны. Они создают характерный звук барабана - трескучий, чуть дребезжащий. Барабанщикам, искусно владеющим Малый барабан
двумя маленькими палочками с войлочными головками, подвластны самые сложные ритмы, самая стремительная дробь. Малый барабан задаёт темп всему оркестру.
БУБЕН. Пришёл к нам с Востока. Он реагирует на малейшее прикосновение. Стоит дотронуться до его тонкой кожи - и сразу ясе отзовутся расположенные в прорезях по бокам маленькие медные тарелочки или бубенчики. Без задорно звенящих бубнов не обходится ни один цыганский танец. А в оркестре ему поручают самые сложные ритмические фигуры.
ВИБРАФОН. Представляет собой всего лишь набор тонких металлических пластинок разной длины (поэтому он и относится к металлофонам). Но стоит ударить по одной из них палочкой с войлочной головкой - и пластинка зазвучит. Сконструировали инструмент в Америке в начале 20-го века, а теперь его можно часто встретить и в симфоническом, и в эстрадном оркестрах. На вибрафоне можно сыграть и мелодию, ведь у каждой пластинки свой звук. И мелодия получается яркая, необычная.
КАСТАНЬЕТЫ. Этот инструмент традиционно считается испанским. У кастаньет сухой, резковатый звук. Кастаньеты почти всегда сопровождают испанский народный танец фламенко.
Кастаньеты известны у многих народов. Изготавливают их из черепашьего панциря либо из кожи, дерева. Оркестровые кастаньеты делают из твёрдого сухого дерева. Для удобства обе выпуклые деревяшки не привязывают к пальцам, а скрепляют вместе на одном шнурке.
КОЛОКОЛ. Прежде всего, это сольный инструмент. У него работа особенная. Ведь колокольная музыка - это музыка духовная (церковная). Колокола помещали на высоких колокольнях, чтобы звон был слышен далеко в округе. Для каждого праздника и даже для каждого времени суток имелся свой перезвон. Колокольных дел мастера вкладывали в свои творения душу и давали им разные имена. "Лебедь", "Полиелей", "Сысой" - так зовутся колокола в Ростове Великом, в центре России. И колокола отвечали людям добром. Существует множество легенд о том, как колокола начинали сами звонить в минуту опасности.
Делают колокола из самых разных материалов. Есть стеклянные колокола в Швеции, глиняные - в Эфиопии. А в России их всегда отливали из металла - стали, чугуна. Но лучше всего звучит бронза, особенно если бросить в неё на счастье серебряную монету. У каждого мастера был свой секрет сплава для колокола. Нужно было заранее рассчитать размеры, чтобы колокол получился громким, голосистым. Из разных металлов делают и современные оркестровые колокола. И хотя их звучание напоминает настоящий колокольный звон, внешне они совершенно не похожи на церковные колокола: это набор полых труб и трубочек разной длины. Закреплены они на раме. А чтобы они зазвучали, по ним ударяют специальным молоточком.
КСИЛОФОН. Это сложное слово. Состоит из двух греческих, которые в переводе означают дерево и звук. Значит, изготавливают этот инструмент из дерева? Да. Как же он выглядит? Очень просто: соединяются деревянные брусочки разной длины, но при этом каждый брусочек издаёт только один звук определённой высоты. Из дерева делают и молоточки, которыми ударяют по брусочкам. Звук получается резкий, отрывистый и довольно сильный. Виртуозы-музыканты могут играть в поразительно быстром темпе.
ЛИТАВРЫ. Один из немногих инструментов семейства ударных, который позволяет взять звук определённой высоты. Литавры - очень древний инструмент, хотя в Европу они попали только в 15-м веке. В современном оркестре находится группа из трёх-четырёх литавр. Одни литавры настроены на ноту соль, другие на ноту ля, третья - на ноту си. Литавры можно перенастраивать. Как это делается? А вот как: на металлическом корпусе-котле меняют натяжение кожи - натяжение усиливают или ослабевают. У литавр столько тончайших оттенков звуков по громкости, что дирижёру бывает очень трудно добиться звука нужной силы от незнакомого ему музыканта. Поэтому даже если дирижёра приглашают руководить на концерте "другим" оркестром, обычно литавриста он берёт своего, привычного.
МАРАКАСЫ. Это красочные деревянные или пластмассовые шары на ручках, наполнены они дробью или горохом. Да, не удивляйтесь - горохом. Стоит легко встряхнуть такой шар - и раздастся лёгкое, приятное шуршание: это пересыпаются дробинки или горошины. На родине маракасов - в Латинской Америке - их делали из высушенных кокосовых орехов или тыквы. Сейчас шуршащий звук маракас часто сопровождает эстрадные мелодии.
МЕТАЛЛОФОН. Это разновидность самозвучащих инструментов. К числу таких инструментов относятся и колокольчики, и гонг, и треугольник, и тарелки. Источник звука у них - упругое металлическое тело, по которому бьют молоточками, палочками и специальными язычками.
ТАМТАМ. А вот у этого ударного инструмента высоту звука определить невозможно. Не старайся. Это слишком сложно! Голос у тамтама запоминающийся - низкий, грозный. Часто тамтам путают с гонгом. И немудрено. Внешне они очень похожи. Только у тамтама бронзовый круг не плоский, а выпуклый
ТАРЕЛКИ. Вступают обычно в самом конце произведения. Им поручают ответственное дело - "поставить точку". Ещё бы. Такое торжественное, приподнятое настроение может создать далеко не каждый инструмент. Уже две тысячи лет назад в Древнем Египте радостный звон тарелок сопровождал триумфальные шествия фараонов и полководцев. В Россию тарелки завезли турки-торговцы, а вот секрет изготовления настоящих звонких тарелок Тарелки так и остался на Востоке. Говорят, там в медь для изготовления тарелок добавляют серебро и даже золото. Но как бы там ни было, настоящие тарелки бывают китайские - ими ударяют друг о друга в оркестре, и турецкие - такие тарелки, закреплённые на подставке, штативе, можно увидеть в эстрадном, симфоническом, джазовом оркестрах.
СКАЗКА. БАРАБАН ОСЭБО
Сказка народа Ашанти(зап.Африка)
Когда-то у леопарда Осэбо был большой барабан, которым восхищались и звери, и боги. Восхищались-то все, но никто даже и подумать не смел, чтобы завладеть этим барабаном, потому что Осэбо выл самым сильным из зверей на земле и его все боялись. Один только бог неба Ньяма все подумывал, как бы отнять барабан у леопарда. И случилось так, что у него умерла мать. Ньяма стал готовиться к похоронам. Для такого обряда нужен большой барабан Осэбо, но как раздобыть этот барабан, Ньяма не знал.
Наконец он созвал к себе всех зверей, какие были на земле, и сказал: "Для похорон мне нужен большой барабан леопарда. Кто мне его добудет?"
Первым вызвался слон Эсоно. Он отправился туда, где жил леопард и попытался отнять барабан, но леопард прогнал его. Тогда вызвался лев Гиата. Пошел лев туда, где жил леопард, и попытался отнять барабан, но леопард прогнал и его. Антилопа тоже ходила за барабаном. И крокодил. И медведь. Ходили и многие другие звери, но леопард всех прогнал прочь.
Тогда выступила вперед черепаха Акйкиге. В те времена спина у черепахи была, как и у других животных, мягкая. Акйкиге сказала богу веба: "Я добуду для тебя барабан" И она медленно-медленно поползла из дома Ньяма и наконец добралась до того места, где жил леопард.
"Оньяма, бог неба. сделал себе новый барабан",- сказала черепаха.- "Барабан этот так велик, что бог может войти в него и спрятаться. Говорят, этот барабан больше твоего". "Нет на свете барабана больше моего",- обиделся леопард. И чтобы доказать черепахе, что она ошиблась, Осэбо решил забраться в барабан.
Леопард, извиваясь, втискивался в барабан все дальше и дальше, пока не скрылся и самый кончик его хвоста. Тогда черепаха скорее заткнула отверстие барабана кухонным горшком. И хотя леопард неистово кричал, черепаха поволокла барабан к дому Ньямы, а когда она подошла совсем близко к дому, то остановилась и начала бить в него, подавая богу неба знак. что она неподалеку. Черепаха предстала перед богом неба. "Вот этот барабан, Я его добыла для тебя."
Черепаха вынула кухонный горшок, который закрывал отверстие к барабане, и оттуда выбрался испуганный Осэбо... Ньяма сказал черепахе; "Ты раздобыла большой барабан Осэбо для похорон моей матери. Что тебе дать за это?" Черепаха оглядела всех и увидела в глазах зверей страшную зависть. Она испугалась: неужели ей достанется от них за то, что она их всех превзошла? И черепаха ответила: "Больше всего на свете мне хотелось бы иметь на спине крепкий щит". И бог неба дал черепахе крепкий панцирь, который она и носит на спине.
Экскурсия: Дирижер и оркестр
Дирижер
Для чего в оркестре дирижёр? Ведь перед каждым оркестрантом стоят ноты, он смотрит в них и играет то, что там написано. К чему ещё дирижёр? Правда, оркестры без дирижёра существовали. В 20-е годы 20-го века был создан такой оркестр. Назывался он "Персимфанс" - "Первый симфонический ансамбль".
Что ж, слушали "Персимфанс", хлопали ему, но недолго. Вскоре он распался. Видно, не очень хороший ансамбль получился.
А что означает само слово дирижёр? Слово дирижёр французское, в переводе означает управлять, направлять. Дирижёр - музыкант, руководящий коллективным исполнением музыкального произведения. Что ж, теперь, кажется, всё ясно. А вот что написано в книге "Музыка для всех" Леонида Стоковского (польского музыковеда): "Скрипач может быть счастливым обладателем Страдивари (то есть его музыкального инструмента), а пианист не менее счастливым обладателем рояля Стенвей (лучший мастер - изготовитель роялей), но дирижёру приходится самому создавать свой инструмент, то есть оркестр". Так вот, оркестр - музыкальный инструмент дирижёра, а значит, дирижёр - это и есть главный исполнитель музыкальных произведений, которые написаны для оркестра. Он не только руководитель. Настоящий дирижёр - это ум, душа и сердце оркестра.
Он всегда идёт из глубины сцены через весь оркестр. В этом есть особый смысл. "Я не откуда-то со стороны,- как бы говорит дирижёр,- я выхожу к вам, уважаемые слушатели, я буду говорить с вами от имени всех этих музыкантов". Сдержанный поклон залу, и палочка в руке поднята таким жестом, словно на её конец маэстро подцепил весь оркестр. Стоп! Палочка? Какая такая палочка? Непростая. Знакомьтесь, её имя - баттута - специальный дирижёрский жезл. Появилась она, как считают музыканты, в 19-м веке. В наши дни маленькая белая палочка в руках маэстро играет роль увеличительного стекла. Она делает жест дирижёра более крупным, заметным. Без неё руководителю оркестра пришлось бы прибегать к помощи слишком широких и размашистых движений, чтобы их видели музыканты.
Вроде бы дирижёрская профессия очень давняя. Но, оказывается, настоящие профессиональные дирижёры появились не так давно, примерно полтора столетия назад. Дело в том, что современный дирижёр - это музыкант-исполнитель, артист, который "играет на оркестре". Как скрипач на скрипке, пианист на рояле, арфист на арфе. Великие скрипачи не могли появиться прежде самих скрипок. Пианистом-виртуозом нельзя стать, если не изобретено фортепиано. И яснее ясного, что артист-дирижёр не мог появиться раньше, чем появился великолепный, совершенный оркестр. История сохранила для нас имена многих замечательных дирижёров прошлого.
Золотой тростью подавал музыкантам знаки в 16-м веке знаменитый итальянский композитор Джованни Палестрина.
Наиболее известным дирижёром 17-го века был Жан Батист Люлли, французский композитор. Кстати, именно он поплатился жизнью за пристрастие отбивать об пол баттутой темп звучащей музыки. Рассердившись на музыкантов, он хотел стукнуть палкой об пол, но угодил себе по ноге и нанёс рану, которая явилась причиной смертельной болезни.
А знаменитый немецкий скрипач и дирижёр Людвиг Шпор (середина 19-го века) вышел на эстраду с хартой - листом бумаги, свернутым в трубочку. Таким способом управляли дирижёры, сторонники "тихого" дирижирования.
Блестяще руководил оркестром венский музыкант, композитор, дирижёр Иоганн Штраус, живший в 19-м веке.
Замечательными дирижёрами были русские композиторы П. И. Чайковский, А. К. Лядов, А. К. Глазунов, С. С. Рахманинов и другие.
Дирижёры 20-го века также оставили след в истории отечественной музыкальной культуры. Одним из них был маэстро Евгений Мравинский. Более 50 лет, точнее, 58 он прослужил главным дирижёром оркестра Большого зала Ленинградской филармонии. История сохранила память о дирижёре Карле Ильиче Элиасберге. Именно под его руководством 9 августа 1942 года в блокадном, осаждённом Ленинграде была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В наши дни в залах Филармонии звучит музыка русских, зарубежных композиторов под управлением Юрия Темирканова, Александра Дмитриева и других.
Оркестр
Слово оркестр происходит от греческого слова орхестра. В древние (античные) времена так называлась площадка, на которой выступали хор и актёры древнегреческого театра. Позднее оркестром стали называть место между сценой и зрителями. Там размещались музыканты, сопровождавшие своей игрой пение и танцы. Теперь же оркестром называют весь коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. Первые оркестры были небольшие и разнородные по своему звучанию. В них входили: лютни, виолы, флейты, гобои, тромбоны, арфы, барабаны. А дирижёра не было! Оркестром управлял музыкант, игравший на клавесине. Такие оркестры звучали тихо, приглушённо. Их выступление не выходило за пределы богатых дворцовых покоев.
Классический состав оркестра - примерно двести лет тому назад - установил великий австрийский композитор Йозеф Гайдн. Позже этот состав оркестра, конечно, менялся и усложнялся.
Какие же инструменты входят в состав оркестра? И какие бывают оркестры? Рассмотрите таблицу.Название оркестра Состав
Симфонический оркестр 1. Струнные смычковые
2. Арфа (как дополнительный инструмент)
3. Духовые (деревянные, медные)
4. Ударные
Эстрадный оркестр 1. Струнные смычковые (контрабас звучит без смычка, пиццикато)
2. Арфа
3. Духовые (медные, деревянные)
4. Ударные (основа оркестра)
5. Фортепиано
Военный (духовой) 1. Духовые медные
2. Отдельные духовые деревянные
3. Ударные
Джазовый оркестр 1. Духовые (медные, деревянные)
2. Ударные
3. Фортепиано
Неаполитанский Струнные щипковые
Камерный Струнные смычковые
Русских народных инструментов 1. Струнные щипковые
2. Ударные
3. Язычковые
Ударный оркестр Ударные
Самый большой, полный и наиболее выразительно звучащий - симфонический оркестр.
Он делится на четыре основные группы.
Основной группой симфонического оркестра, как вы уже знаете, являются смычковые инструменты: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Они составляют две трети оркестра.
Деревянные духовые - флейты, гобои, английский рожок, кларнет, фагот - это вторая группа. Со второй половины 19-го века к ней присоединился ещё один красавец с сочным тембром - саксофон. Третья группа - медные духовые. Они вносят в звучание оркестра яркие, звонкие краски, придают ему мощь и блеск. Обычно в оркестре бывает четыре валторны, две (три) трубы, три тромбона и туба.
И, наконец, четвёртая группа - ударные. Их основная задача - ритмическая. Многие композиторы используют их ещё и для создания звуковых эффектов. Среди ударных симфонического - литавры, колокольчики, ксилофон, колокола, бубны, треугольники, барабаны, тарелки, тамтамы, кастаньеты и другие. Число ударных инструментов, в отличие от струнных и духовых, может меняться по воле композитора.
А как располагаются инструменты в симфоническом оркестре? Расположение их можно сравнить с картиной. Здесь есть и передний, и дальний план.
Бывают просто струнные смычковые оркестры. Они состоят из одних лишь струнных - скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов.
Неаполитанскими называются такие, в которых играют на мандолинах и гитарах. Почему они неаполитанские? Да потому, что и гитара, и мандолина - очень распространённые инструменты среди итальянцев.
Очень популярны джазовые оркестры. Название своё они получили по имени негра Джазбо Брауна, который был организатором и руководителем первого такого ансамбля в США. Первоначально такие ансамбли исполняли негритянскую музыку. Состав оркестра необычен: в него входят саксофоны, трубы, тромбоны, банджо, гавайская гитара, тамтамы, часто рояль и контрабас. На контрабасе музыкант играет щипком, а не смычком.
Ещё один оркестр - русских народных инструментов. Его основой являются струнные щипковые инструменты. Также в его состав входят ударные язычковые (баян, аккордеон).
Ну, если вам не приходилось бывать на концертах симфонического оркестра или народного, то, возможно вы слышали военные оркестры. Они часто звучат в праздничные дни.
Военные оркестры - походные оркестры. И потому они играют не в помещении, а под открытым небом. У музыкантов военных оркестров инструменты должны быть очень голосистыми и такими, чтобы их было удобно
носить. Какие же это инструменты? Сейчас вы всё узнаете. Итак, в состав военного оркестра входят медные трубы разных размеров и разной окраски звучания, некоторые деревянные духовые - флейты и кларнеты, и, конечно, барабан. И даже не один.
Что ж, нам осталось познакомиться с последним оркестром - эстрадным. В его состав входят струнные смычковые, арфа, фортепиано, духовые, ударные. Большую и важную ритмическую роль в этих оркестрах играют именно ударные.
Теперь, зная составы оркестров, вы сможете на слух определить любой из них.