kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект по музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: сохранение и пропаганда фольклора - традиций, обрядов, обычаев села.

Обяект исследования: фольклор в селе

Предмет исследования: процесс сохранения фольклора в селе

Гипотеза исследования: сохранение фольклорных традиций жителями села, способствует повышению их уровня духовности, сформирует у подрастающего поколения высоких нравственных, морально - психологических качеств.

Задачи исследования:

1. Поиск, обработка и анализ информации о фольклоре в селе

2. Приобщение познавательного интереса обучающихся

3. Участие в художественной самодеятельности

4. Создать сборник - "Фольклор моего села".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«исследовательский проект по музыке »

15



МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина» Бийского района Алтайского края



II межрегиональной сессии НОУ

«Мы – будущее XXI «века»





Секция «Народное творчество. Фольклор»







Тема: "Фольклор моего села Сростки"

Подготовили:

Осипова Яна

Иванова Арина

Обучающиеся 7 «Б»класса,

МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»

659375 с.Сростки ул. Советская 88


Руководитель:

Иванова В.А. социальный педагог

МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»

659375 с.Сростки ул. Советская 88


























с. Сростки, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ





1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….

2. АКТУАЛЬНОСТЬ……………………………………………………

3.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………..

4. ДАЛЬНЕЙШАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………..

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….….

ПРИЛОЖЕНИЕ

3

4

5

7

8

































Введение

Россия – удивительная страна, богатая не только природными ресурсами, но и шедеврами народного творчества.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека. Фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков.

Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянном движении. Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа.

В энциклопедическом понятии "фольклор", рассматривается именно как синоним категории "народное творчество" и определяется как "художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь.

Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:

календарные песни: колядки, подблюдные, масленичные, весенние;

свадебные песни (величальные, корильные, опевальные);

хороводно-игровые песни;

частушки;

лирические песни;

эпические жанры (духовные стихи, баллады, былины);

сказки;

детский фольклор (игры, считалки, жеребьёвки, дразнилки, приговорки, заклички);

материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

Большой вклад в собирание детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов.

В фольклоре, каждому возрасту соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар.

Село, Сростки находится по «Чуйскому тракту», на 36 километре от города Бийска Алтайского края.

Привольно раскинулось старинное сибирское село Сростки между Чуйским трактом и зеленоглазой красавицей Катунью. Здесь родился и жил Василий Макарович Шукшин.

Село Сростки — одно из старейших сел Алтайского края. История его такова. В начале XX века Алтайской экспедицией были произведены раскопки курганов на горе Пикет. Грязнов Н. П. в своей книге «Древние культуры Алтая» (1930 г.) описывает результаты этой экспедиции. В IX-X веках на Алтае существовала несколько обособленная прогрессивно-развитая Сросткинская культура — это культура древних половцев, конников-кочевников. В курганах были найдены остатки трупосожжений, конская сбруя, уздечки, седла, старинное оружие, различные украшения — бусы, серьги, бляхи, а также китайские и византийские монеты, время которых VII-X в. н. э. В книге М. П Грязнова приведены рисунки многих предметов, найденных при раскопках Сросткинских курганов, а сами предметы находятся в Эрмитаже и часть в Бийском краеведческом музее им. Бианки.

Что же означает слово «Сростки»? Река Катунь в районе села, Сростки и вверх и вниз по течению распадается на множество рукавов и протоков и только в месте образования села «сростается» в единое русло. Еще до образования села место это имело название Сростки. В 1804 году сюда переселились 14 семей из села Большое Угренево и одна семья из села Шубенка; в 1807 году — две семьи из Усятского и в 1808 году еще две семьи из Шубенки (эти села существуют и поныне). Датой основания села Сростки считается 1804 год. В настоящее время население села составляет 3195 человек.

И на протяжении этого времени у сельчан были свои особые традиции, которые их отличали от жителей других деревень и сёл нашего района, области.

Цель исследования:

Сохранение и пропаганда фольклора: традиций, обрядов, обычаев села Сростки

Объект исследования: фольклор в с. Сростки.

Предмет исследования: процесс сохранения фольклора в с. Сростки. Гипотеза исследования заключается в следующем:

Сохранение фольклорных традиций жителями с. Сростки способствует повышению их уровня духовности, сформирует у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств.

Задачи исследования:

1. Поиск, обработка и анализ информации о фольклоре в селе Сростки;

2. Приобщение познавательного интереса обучающихся МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина» к традициям и обычаям в селе Сростки;

3.Участие в художественной самодеятельности, районных и областных конкурсах, с целью пропаганды традиций своего села.

4. Создать сборник - "Фольклор моего села Сростки"

Актуальность исследования:

Конечно, время вносит свои коррективы. Появляются новые жители, которые тоже накладывают отпечаток на уклад сельской жизни.

Поэтому так важно собрать те крупицы народной мудрости, заложенные в быт сельчан нашими предками.

Но, к сожалению старожилов села, остаётся всё меньше и меньше. А именно они являются  тем «кладезем», из которого хочется черпать и черпать

народную мудрость, традиции, обычаи и обряды нашего села.

Поэтому одной из главных задач нашего поискового исследования является сбор и сохранение фольклора села Сростки.


Этапы реализации исследования:

Работа по проблеме сохранения и пропагандирования фольклора в селе Сростки началась два года назад, когда к нам всё больше стали приезжать молодые пары для проведения фольклорного свадебного обряда. И нас это заинтересовало, почему люди с разных районов знают, про наш обряд, а мы жители села ничего не знаем об этом. Тогда мы принялись за дело.

1-й этап: Подготовительный диагностико-мотивационный

На первом этапе своей деятельности мы провели классный час с 3 по 6 классах, рассказали о фольклоре, о его жанрах.

Провели анкетирование среди обучающихся 3-6 классов МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина», где выяснили, что дети очень мало знают о традициях в нашем селе, хотя многие принимают участие в народных праздниках.

2-й этап: Основной информационно-методический

На втором этапе разработали план действий:

1. Поиск материальной и духовной культуры сельчан.

2. Встречи со старожилами села, с целью восстановления утраченных

традиций, обычаев и обрядов.

3. Переписка с земляками, проживающими за пределами района.

4. Работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных материалов о людях и событиях родного села.

5. Участие в художественной самодеятельности, районных и областных конкурсах, с целью пропаганды традиций своего села.

3-й этап: Заключительный социально-практический

Для нас этот этап показался самым сложным, ведь именно на этом этапе мы реализовывали все свои знания.

Разработали сценарий праздника «Масленица» провели его в МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина».

Организовали ярмарку «Традиции моей малой Родины»

Устроили вечер «вечерние посиделки»

Собрали материал для сборника "Фольклор моего села Сростки"

Содержание работы над исследованием:

На первом, диагностико-мотивационном этапе, мы провели классный. Дети рисовали декорации к праздникам. Придумывали разные частушки, потешки. В ходе классного часа в каждом классе прошёл конкурс на лучшую частушку к празднику «Масленица».

Провели анкетирование среди обучающихся 3-6 классов МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина», где выяснили, что 43% детей знают, что такое фольклор. «Встречаете ли вы фольклор в повседневной жизни?» - 30% ответили что нет. «Нужно ли нам изучать фольклор?» - 45% ответили что фольклор изучать надо.

На втором информационно-методическом этапе разработали план действий:

Поиск материальной и духовной культуры сельчан. Мы обратились в библиотеки МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина», в сельскую библиотеку поговорили с Малюгиной Ириной Леонидовной. Обратились в музей им. В.М.Шукшина.

Встречи со старожилами села, с целью восстановления утраченных

традиций, обычаев и обрядов. Взяли интервью у Ядыкиной Надежды Алексеевны, Петровой Василисы Семёновны, благодаря которым нам удалось очень многое узнать, мы смогли создать сборник свадебного обряда. Все песни были записаны на видео камеру, а Ольга Дмитриевна, учитель музыкальной школы переложила их в нотном варианте.

В библиотеке В.М.Шукшина мы подняли архивные издания, в которых нашли небольшую информацию о наших традициях.

Обратились в кинотеатр «Катунь» Оксана Николаевна директор ДК рассказала нам про традиционные праздники в нашем селе и в которых мы принимаем активное участие:

Первый из них – Рождественские колядки. Святые дни, которые наступают с приходом праздника Рождества Христова, называются Святками. Подготовка к ним начинается за несколько дней до Рождества.

Мы готовим наряды, мастерим посох со звездой. И, конечно, разучиваем колядки. Например:

Сеем, веем - посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Открывайте сундучки

Доставайте пяточки.

С этими колядками мы ходим по домам колядовать. Колядовать -значит славить Христа специальными песнями-колядками. Людей, которые славили Христа, пели колядки, называли христославами. Нашему приходу всегда радуются, нас ждут и дают гостинцы - конфеты, пряники, фрукты, сувениры, деньги. Колядок у нас более пятнадцати. Есть и песни.

Масленица

Масленица в христианском календаре - это последняя неделя перед Великим Постом. Воскресенье - «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и близких, а после поют и пляшут, провожая Масленицу. Для этого праздника мы делаем чучело Маслены. Делается оно так: две палки сколачиваются крест- накрест, на них надевается старая одежда. Голову делаем из тряпья, а под юбку кладем газету.

Маслёну мы выносим во двор и всей сем селом в компании друзей водим хоровод, поём песни. Вот одна из них: «Весну звали»

А ещё мы устраиваем конкурсы и соревнования. Затем чучело сжигаем. Немного жаль своих трудов, но раз такая традиция - нужно её соблюдать! В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

На масленицу мы обязательно печём блины. Ими угощаем друзей, соседей, родственников. Блин - символ солнца - круглый, жёлтый, тёплый.

« Солнышко, солнышко, солнышко мое». Троица

Библейская легенда повествует о том, что на пятидесятый день после Христова Воскресения на его учеников - апостолов сошёл Святой дух. Апостолы заговорили на разных языках, никогда им не учившись. Это было указание Бога - отца нести весть о христианстве «всем народам и языкам». Эта легенда подтверждает существование пресвятой Троицы: Бог - отец, Бог - сын, Бог - дух святой. Таков религиозный смысл этого праздника.

На Руси Троица считалась «девичьим» праздником. Именно на Троицу принято было водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогали Солнцу - главному источнику жизни. На Троицу молодые девушки гадали, пуская по реке венки, которые плели сами. Водя хоровод, пели песни.

Вот как описывает обычай украшать березками дома и храмы Иван Сергеевич Шмелев в своей повести «Лето Господне»: «… Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дом, а в роще...

Ограда у Казанской зеленая, в березках.. .В дверях ничего не видно от березок... Входим, как будто в рощу... Везде березки: они и на хоругвях, и у распятия, и над свечным ящичком-закутком, где я стою, словно у нас беседка... »

Иван купало

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день) — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных славян, а также в Подляшье и Мазовии (Польша). Ночь накануне превосходит сам день Ивана Купалы по своему ритуальному наполнению. Кроме восточнославянских стран, Иванов день (на англ.) имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе, во многих странах является общенациональным и церковным праздником. Изначально обрядность праздника была связана с летним солнцестоянием.


На третьем этапе Социально-практическом мы реализовывали собранные знания, и полученный материал. Для нас этот этап показался самым сложным.


Дальнейшее развитие исследования:

В реализации нашего проекта мы уже достигли многого. Но впереди у

нас ещё больше работы.

А результатом нашей работы над исследованием «Фольклор моего села Сростки» будут являться сохранения традиций нашего села, создание сборника фольклора.

Вывод:

Большинство людей постоянно сталкиваются с фольклорными произведениями, обычаями. Часто взрослые поют песни обрядовые, в определённые праздники. Дети активно "исполняют" загадки, считалки, дразнилки, слушают сказки, колыбельные, потешки. В результате чего, в нашем селе сохраняются традиции.


Заключение:

В своей работе мы постаралась объяснить, что традиции важно знать, необходимо изучать и соблюдать. Они объединяют нас, приносят радость, настроение, силу.

Как говорится, без прошлого нет не только будущего, но и настоящего.




Список использованной литературы:

  1. 1. Н.В.Чудакова. Праздники для детей и взрослых. М., ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

  2. Русский фольклор: Словарь-справочник / Составитель Т.В.Зуева. М.,Просвещение, 2005

  3. С.В.Максимов. Литературные путешествия. М..:Современник, 2007

  4. И.Шмелёв. Лето Господне. Хрестоматия по русской литературе в 2-х томах, т.2, 1995


  1. А.В. Кенеман «Детские подвижные игры ». Москва 2011г.









































ПРИЛОЖЕНИЕ





















Приложение 1

Анкета- опросник.

Нам очень важно ваше мнение, ответьте на вопросы

Что такое фольклор?

Встречается ли в вашей жизни фольклор?

Нужно ли нам сохранять традиции нашего села?





















Приложение 2

Сценарий праздника «Масленица»


В центре зала, где будет проходить праздник, стоит на специальной подставке Масленица (большая соломенная или тряпичная кукла на палке, которую в последствие будут сжигать на улице).

Рядом с Масленицей 2-3 стола с блинами и угощением.
Гости входят в зал.
Ведущий:
Вот и Масленица пришла!
Пришла Масленица к нам,
Красна Масленица, нам всем улыбается!
Нам всем улыбается, да с зимой прощается!
До свидания Зима,
Да приди же к нам весна!
Будем угощать тебя блинами,
Да танцуй Весна ты вместе с нами!

Выходит танцевальная группа в русских народных костюмах, и исполняют русский народный танец, а потом со всеми гостями водят хоровод вокруг масленицы.
Ведущий:
А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый из дней масленицы.
Выходят 7 учеников.
1 ученик:
Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!

2 ученик:
Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются,
И блинами наедаются.
3 ученик:
Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают,
И друг друга угощают!
4 ученик:
Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!
5 ученик:
«Тещины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!
6 ученик:
А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!
7 ученик:
У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!
Ведущий:
Вот и узнали мы названия дней недели Масленицы. А теперь давайте немного поиграем.
Игра: перетягивание каната, «петушиные бои»
Игра – Горячий блин.
Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.
Ведущий:
Вот и поиграли немного. Давайте теперь позовем к нам в гости весну! А чтобы она нас услышала, давайте споем весеннюю песенку.
Исполняется весенняя песня. «Весну звали»
Ведущий:
Что-то не хочет весна приходить. Давайте ей стихи расскажем, может она услышит и придет к нам.
Дети рассказывают стихи.
Выходит Весна:
Слышу, слышу, что зовете,
Вижу, вижу, что меня вы ждете.
Вот пришла я к вам друзья,
Наконец, я вас нашла!
А теперь давайте вместе с вами
Угостимся мы блинами,
Но сначала нашу Масленицу мы сожжем,
Чтоб зима и все наши беды прочь ушли с огнем!
Масленицу, что стояла в центре зала, выносят на улицу и сжигают. Все желающие пишут на листочках плохое настроение, плохие оценки и т.д. и бросают эти листочки в костер.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
исследовательский проект по музыке

Автор: Иванова Вероника Анатольевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ "МУЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ" "
    ["seo_title"] => string(51) "issliedovatiel-skii-proiekt-muzyka-v-nashiei-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "192097"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427399066"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Дары осени» для младшей группы детского сада."
    ["seo_title"] => string(110) "tvorchieskoissliedovatielskiiproiektpoekologhichieskomuvospitaniiudaryosienidliamladshieighruppydietskoghosada"
    ["file_id"] => string(6) "304715"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457781271"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Исследовательский проект по музыке "Музыка народов мира: красота и гармония""
    ["seo_title"] => string(79) "issliedovatiel_skii_proiekt_po_muzykie_muzyka_narodov_mira_krasota_i_gharmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "354002"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477949193"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Использование проектного метода на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(47) "ispolzovaniieproiektnoghomietodanaurokakhmuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "278344"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453056241"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Исследовательский проект:   ВОДА ВОЛШЕБНИЦА"
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-voda-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "282597"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453717432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства