Индивидуальный подход к ученику. Методы преподавания
Индивидуальный подход к ученику. Методы преподавания
Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам – это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или, напротив, благоприятно влиять на развитие ученика. Педагог должен изучать особенности каждого ученика, прежде всего его психические свойства. При внимательном изучении он не сможет найти двух учеников одинаково психического склада. Каждый из них будет отличаться от своих товарищей по учебе.
Первое, что отмечает учащихся – это их интересы. Интересы являются важнейшим стимулом к приобретению знаний, поэтому они должны быть разнообразными, широкими. Из всего круга интереса основным для ученика баяниста – аккордеониста должно быть стремление стать музыкантом – исполнителем, педагогом, приносить пользу обществу своей игрой на инструменте. Очень важно, чтобы основной интерес был устойчив, ибо без этого человек не достигнет значительных успехов.
Вторая отличительная черта – это способности учащихся. Совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности, называется одаренностью.
Высшая степень развития одаренности называется в психологии талантом.
Нельзя смешивать одаренность музыканта – исполнителя с мастерством в этой области. Одаренность – это совокупность способностей, обеспечивающих успешное развитие данного вида творчества, а мастерство – сумма необходимых музыканту – исполнителю знаний, умения и навыков, приобретаемых в процессе овладения данной профессии.
Важной составной частью одаренности является склонность и способность к труду. Без труда никакая одаренность не может развиваться, какой бы большой она не была. Ясная целеустремленность, сознание своего долга в совокупности с большим и вдумчивым трудом помогают учащимся со средними исполнительскими способностями достигнуть очень хороших результатов. К основным способностям, составляющим одаренность музыканта – исполнителя кроме склонности к труду, относятся: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, наблюдательность, эмоциональное воображение, эмоциональная память, эстрадные данные. Кроме интересов, способностей и одаренностей, ученики баянисты-аккордеонисты отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью.
Она проявляется в активности основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта индивидуальная способность называется темпераментом. Сангвинистический темперамент – сильный, уравновешенный, подвешенный; флегматичный – сильный, уравновешенный, но малоподвижный; холерический – с преобладанием возбуждения над торможением; меланхолический – слабый тип.
Только отдельные учащиеся как исключения имеют ярко выраженные черты сангвиника, холерика, меланхолика или флегматика. Темперамент не обуславливает ни сознательности, ни интереса человека. Ошибаются и те педагоги, которые считают, что от флегматика и меланхолика нельзя требовать быстроты действий, а от сангвиника и холерика – сдержанности. Большую способность и одаренность могут иметь учащиеся всякого темперамента. Задача педагога направлять работу так, что бы они могли владеть своим темпераментом: бороться с его недостатками и развивать положительные стороны. Педагог обязан также вдумчиво изучать характер каждого ученика, настойчиво развивать его положительные черты. Следует развивать: мужество, честность, добросовестность, принципиальность, последовательность, чуткость, вежливость, чувство собственного достоинства, инициативность, настойчивость, трудолюбие, стремление к преодолению трудностей, аккуратность. Добиваться искоренению: трусости, хвастовства, лживости, безответственности, замкнутости, скрытности, заносчивости, чванливости, обидчивости, застенчивости, эгоцентризма, лени, боязни трудностей. Особое внимание надо обратить на такую черту характера как застенчивость. Она бывает результатом либо большой скромности, либо чрезмерного самолюбия. В процессе обучения очень важное значение имеет внимательность, поэтому педагог должен всегда контролировать внимание учащегося, выяснить устойчиво ли оно, переключается ли с одного предмета на другой. Память учащегося должна быть предметом изучения. Для это необходимо выяснить какой материал он лучше усваивает, нет ли у него привычки поверхностно запомнить пройденный материал, развита ли у него сообразительность. Надо знать к каким произведениям он склонен – к виртуозным или к кантиленным, и к каким видам техники расположен его игровой аппарат. Знание особенностей игрового аппарата учащегося дает возможность педагогу развивать его сильные стороны и подтягивать слабые. Только хорошее знание ученика, в сочетание с правильным подходом к нему, приносят желаемые результаты в учебно-воспитательной работе.
При проверке домашнего задания рекомендуются:
1) метод прослушивания материала (прослушивание произведения в целом, либо его эпизодов)
2) метод устного отчета учащегося (рассказ о проделанной работе, ответы на вопросы педагога)
При изложении нового материала и его закрепления применяются другие методы:
1) метод инструктажа (устное разъяснение материала, разъяснение с показом на инструменте или только показ на инструменте)
2) метод тренировки.
С целью воспитания необходимых рабочих навыков, полезно часть урока отводить для полу самостоятельной работы учащегося конкретно указав, что и как ему надо сделать – исправить художественные или технические шероховатости, обратить внимание на ритм, подобрать аппликатуру, или же несколько раз повторить эпизод произведения, либо не большую фразу, чередуя игру каждой рукой отдельно с игрой обеими руками и т.д.
В этом случае учащемуся предоставляется большая часть инициативы – педагог только помогает ему и следит за направлением его работы. При таком методе мобилизуются все знания и навыки ученика, закрепляются недавно приобретенные.
С успехом применяется показ на инструменте, причем вовсе не обязательно вдаваться в многословные объяснения, достаточно, например, сказать: «Вот так должно звучать». Такой показ поддерживает в ученике увлечение игрой. Педагог также может назначать отдельные уроки для какого – либо одного из видов работы – проверки домашнего задания, подача новых знаний и т.д. Некоторые уроки посвящаются вопросам трактовки, либо прослушиванию программы, либо только вопросам техники (штрихам, отработки беглости) и т.п. Однако такие уроки можно применять только изредка, как эпизодические, вызванные особенностями индивидуального развития ученика.
Из опыта педагогов и достижения педагогики можно сделать вывод, что каждый урок является законченным звеном в цепи других уроков, должен иметь свои методические особенности, вытекающие из постоянного и глубокого изучения индивидуальности ученика и из рабочего плана.
Список использованной литературы
1. Готсдинер А. «Музыкальная психология» М., 1993
2. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе» М., 1988
3. Назаров И. «Основы музыкального исполнительства» М., 1968
4. Ансерме Э. «Статьи о музыке» Москва, «Советский композитор» 1987
5. Шахов Г. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна» М., «Музыка», 1987
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный подход к ученику. Методы преподавания »
Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам – это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или, напротив, благоприятно влиять на развитие ученика. Педагог должен изучать особенности каждого ученика, прежде всего его психические свойства. При внимательном изучении он не сможет найти двух учеников одинаково психического склада. Каждый из них будет отличаться от своих товарищей по учебе.
Первое, что отмечает учащихся – это их интересы. Интересы являются важнейшим стимулом к приобретению знаний, поэтому они должны быть разнообразными, широкими. Из всего круга интереса основным для ученика баяниста – аккордеониста должно быть стремление стать музыкантом – исполнителем, педагогом, приносить пользу обществу своей игрой на инструменте. Очень важно, чтобы основной интерес был устойчив, ибо без этого человек не достигнет значительных успехов.
Вторая отличительная черта – это способности учащихся. Совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности, называется одаренностью.
Высшая степень развития одаренности называется в психологии талантом.
Нельзя смешивать одаренность музыканта – исполнителя с мастерством в этой области. Одаренность – это совокупность способностей, обеспечивающих успешное развитие данного вида творчества, а мастерство – сумма необходимых музыканту – исполнителю знаний, умения и навыков, приобретаемых в процессе овладения данной профессии.
Важной составной частью одаренности является склонность и способность к труду. Без труда никакая одаренность не может развиваться, какой бы большой она не была. Ясная целеустремленность, сознание своего долга в совокупности с большим и вдумчивым трудом помогают учащимся со средними исполнительскими способностями достигнуть очень хороших результатов. К основным способностям, составляющим одаренность музыканта – исполнителя кроме склонности к труду, относятся: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, наблюдательность, эмоциональное воображение, эмоциональная память, эстрадные данные. Кроме интересов, способностей и одаренностей, ученики баянисты-аккордеонисты отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью.
Она проявляется в активности основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта индивидуальная способность называется темпераментом. Сангвинистический темперамент – сильный, уравновешенный, подвешенный; флегматичный – сильный, уравновешенный, но малоподвижный; холерический – с преобладанием возбуждения над торможением; меланхолический – слабый тип.
Только отдельные учащиеся как исключения имеют ярко выраженные черты сангвиника, холерика, меланхолика или флегматика. Темперамент не обуславливает ни сознательности, ни интереса человека. Ошибаются и те педагоги, которые считают, что от флегматика и меланхолика нельзя требовать быстроты действий, а от сангвиника и холерика – сдержанности. Большую способность и одаренность могут иметь учащиеся всякого темперамента. Задача педагога направлять работу так, что бы они могли владеть своим темпераментом: бороться с его недостатками и развивать положительные стороны. Педагог обязан также вдумчиво изучать характер каждого ученика, настойчиво развивать его положительные черты. Следует развивать: мужество, честность, добросовестность, принципиальность, последовательность, чуткость, вежливость, чувство собственного достоинства, инициативность, настойчивость, трудолюбие, стремление к преодолению трудностей, аккуратность. Добиваться искоренению: трусости, хвастовства, лживости, безответственности, замкнутости, скрытности, заносчивости, чванливости, обидчивости, застенчивости, эгоцентризма, лени, боязни трудностей. Особое внимание надо обратить на такую черту характера как застенчивость. Она бывает результатом либо большой скромности, либо чрезмерного самолюбия. В процессе обучения очень важное значение имеет внимательность, поэтому педагог должен всегда контролировать внимание учащегося, выяснить устойчиво ли оно, переключается ли с одного предмета на другой. Память учащегося должна быть предметом изучения. Для это необходимо выяснить какой материал он лучше усваивает, нет ли у него привычки поверхностно запомнить пройденный материал, развита ли у него сообразительность. Надо знать к каким произведениям он склонен – к виртуозным или к кантиленным, и к каким видам техники расположен его игровой аппарат. Знание особенностей игрового аппарата учащегося дает возможность педагогу развивать его сильные стороны и подтягивать слабые. Только хорошее знание ученика, в сочетание с правильным подходом к нему, приносят желаемые результаты в учебно-воспитательной работе.
При проверке домашнего задания рекомендуются:
1) метод прослушивания материала (прослушивание произведения в целом, либо его эпизодов)
2) метод устного отчета учащегося (рассказ о проделанной работе, ответы на вопросы педагога)
При изложении нового материала и его закрепления применяются другие методы:
1) метод инструктажа (устное разъяснение материала, разъяснение с показом на инструменте или только показ на инструменте)
2) метод тренировки.
С целью воспитания необходимых рабочих навыков, полезно часть урока отводить для полу самостоятельной работы учащегося конкретно указав, что и как ему надо сделать – исправить художественные или технические шероховатости, обратить внимание на ритм, подобрать аппликатуру, или же несколько раз повторить эпизод произведения, либо не большую фразу, чередуя игру каждой рукой отдельно с игрой обеими руками и т.д.
В этом случае учащемуся предоставляется большая часть инициативы – педагог только помогает ему и следит за направлением его работы. При таком методе мобилизуются все знания и навыки ученика, закрепляются недавно приобретенные.
С успехом применяется показ на инструменте, причем вовсе не обязательно вдаваться в многословные объяснения, достаточно, например, сказать: «Вот так должно звучать». Такой показ поддерживает в ученике увлечение игрой. Педагог также может назначать отдельные уроки для какого – либо одного из видов работы – проверки домашнего задания, подача новых знаний и т.д. Некоторые уроки посвящаются вопросам трактовки, либо прослушиванию программы, либо только вопросам техники (штрихам, отработки беглости) и т.п. Однако такие уроки можно применять только изредка, как эпизодические, вызванные особенностями индивидуального развития ученика.
Из опыта педагогов и достижения педагогики можно сделать вывод, что каждый урок является законченным звеном в цепи других уроков, должен иметь свои методические особенности, вытекающие из постоянного и глубокого изучения индивидуальности ученика и из рабочего плана.
Список использованной литературы
1. Готсдинер А. «Музыкальная психология» М., 1993
2. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе» М., 1988
3. Назаров И. «Основы музыкального исполнительства» М., 1968
4. Ансерме Э. «Статьи о музыке» Москва, «Советский композитор» 1987
5. Шахов Г. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна» М., «Музыка», 1987