Игровые методы в обучении детей дошкольного возраста певческим навыкам
Игровые методы в обучении детей дошкольного возраста певческим навыкам
В публикации представлен опыт работы педагога детского эстрадного проекта "Максима" Васильевой А.Е. по обучению детей дошкольного возраста певческим навыкам в условиях дополнительного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые методы в обучении детей дошкольного возраста певческим навыкам»
Игровые методы в обучении детей дошкольного возраста певческим навыкам
Васильева А.Е.,
педагог дополнительного образования
МАУДО «ДДюТ г.Владимира»
В качестве эпиграфа к обсуждению заявленной темы, обратимся к словам известного педагога К.Д.Ушинского: «Запоют дети - запоет народ». Будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых. Работа педагогом дополнительного образования во Дворце детского (юношеского) творчества во многом способствует приобщению детей к музыкальному творчеству.
В детском эстрадном проекте «Максима» занимаются дети от трех до 17 лет. Каждый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при обучении детей певческим навыкам. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Пение является одним из любимых видов деятельности детей этого возраста. Малыши поют везде: дома, в гостях, в детском саду. Обучение правильному пению с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос, память. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении. Также пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения, так как требует более четкой артикуляции звуков и слов в целом. Планомерные занятия вокалом оказывают благоприятное влияние на физическое здоровье детей, упражняет и развивает дыхательную систему, которая влияет работу всего организма.
Очевидно, что занятия музыкой, пением, способствуют укреплению е здоровья детей. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей. Все дети любят больше всего играть. Так как в этом возрасте ведущий вид деятельности игра, на занятиях педагоги студии используют игровые приемы при обучении детей певческим навыкам.
Если создать ребенку игровую ситуацию, красочно описать то, что ему нужно сделать, то учебный процесс будет происходить быстрее и легче. Опыт работы с детьми показывает, что благодаря использованию игровой методики, дети с легкостью выдерживают достаточно протяженное учебное занятие. Педагогу нельзя допускать «надзирательского учительского тона» - чтобы не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит от педагога. Хорошо совмещать приятное с полезным.
Ознакомившись с новинками методической литературы, опытом педагогов-новаторов, педагогический коллектив эстрадного проекта «Максима» акцент в своей работе делает на использование в практике методов и приемов игровой деятельности.
Интерес представляет методика игрового распевания, музыканта-педагога, композитора А.А. Евтодьевой «Учимся петь и танцевать, играя». Занятия проходит в 2 этапа: речевой (артикуляционный аппарат) и певческий. Основными видами деятельности на речевом этапе является артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжения и скованность мышц; разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти; развить мимику. Например, дети произносят:
«Катя, Катя, ха-ха-ха («щелк» языком)
Оседлала петуха
Петух заржал, на базар побежал ( тпрррр -2-3 раза)
Федя-медя, требуха (кусают кончик языка)
Съел корову и быка, съел пятнадцать поросят, только хвостики торчат (легко размыкают губы на вдохе 2-3 р)»
После того, как разогрели речевой аппарат, дети проговаривают, а после пропевают и показывают рукой регистры(высокий, средний, низкий):
«Перед пением друзья, разогреем голоса.
Высоко мы будем петь(показать рукой «высоко»),
В среднем то же бы суметь(показать рукой »середину»),
Ну а низким петь не будем и о низком позабудем.
Петь красиво начинаем и к распевкам приступаем»
Распеванию нужно уделять огромное внимание. Оно необходимо для четкого и ясного понимания звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознания высоких и низких звуков и закрепления их на практике голосом. Петь детям очень нравится. А распеваться? Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. В игровой методике А.А.Евтодьевой распевки очень разнообразные. Дети с удовольствием их разучивают, так как понятны сюжеты, герои сказок, легкий, быстро запоминающийся текст. Контрастность этих образов помогает детям четко сопоставить и воспроизвести их голоса и играть в них. Такое игровое пение многофункционально. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей. Распевки «Дюймовочка и Жук», «Кот и мышка», «Медвежонок и Пчела» - очень нравятся детям. Игровое распевание наглядно и понятно детям, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое необходимо в пении. Они воспринимают такое распевание, как первую из песен и ждут его нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций подогревает интерес к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Полученные на занятиях навыки, дети используют и в самостоятельной деятельности, применяют понравившиеся игры и упражнения в свободное время (детский сад, дома и т.д)
Основой вокально-дыхательной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Для дыхательных упражнений я также использую игровые приемы. Например, предлагаю детям воображать предметы: понюхать цветок, надуть шарик, задуть свечку и т.д. Также применяю методику М. Стрельниковой в образно-игровой форме.
Таким образом, игровая методика обучению навыкам пения обеспечивает детям радость и эмоциональный подъем, при этом интерес к музыке у детей становится устойчивым, разучивание песен происходит легко и радостно. Систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных приемов, последовательное изучение новых песен, дифференцированный подход к детям – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста.