kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры звуками как способ освоения игры на музыкальных инструментах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (банки от йогурта, пластиковые бутылки и т.п.) получают все большее развитие.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивание по нему одним пальцем или всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры звуками как способ освоения игры на музыкальных инструментах »

«Игры звуками как способ освоения игры на музыкальных инструментах»

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (банки от йогурта, пластиковые бутылки и т.п.) получают все большее развитие.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивание по нему одним пальцем или всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха.

Общение детей с примарными инструментами развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Игры звуками – это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям:

  • изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов (орфовских и шумовых, народных, а также голоса и артикуляционного аппарата);

  • приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;

  • исследованию различных способов извлечения звука и приобретению навыков игры на инструментах;

  • развитие тонкого тембрового, а через него и звуковысотного звука.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что это увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции. Техническая легкость игры звуками, полная свобода фантазии и способов манипуляции являются основой для творческих проявлений детей.

Игры звуками с точки зрения методики основываются на принципах элементарной импровизации, фактически и являясь ею. Ключевая фраза «сыграй, как ты хочешь» запускает сам механизм этой импровизации.

Детские музыкально-творческие проявления начинаются с импровизации отдельных элементов музыки. Это могут быть, например, импровизации ритмические и темброво-динамические, темброво-ритмические. Импровизационное музицирование формирует творческий компонент музыкального мышления, т.е. является средством творческого развития ребенка. Существует множество творческих заданий, в которых можно использовать элементарную импровизацию. Перечислим наиболее известные и доступные:

  • озвучивание стихотворений и сказок;

  • озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;

  • сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

  • придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего мира и т.д.;

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также научить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержание картины и осмысленно подбирать темп, динамику, регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого и детей, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск способа выполнения того или иного задания.

Можно выделить последовательность действий педагога в словах, побуждающих детей к определенным действиям:

  1. «поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (работа всей группой одновременно)

  2. «сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу, спонтанная комбинаторика)

  3. «будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» - ребенок дирижирует ансамблем из трех-четырех шумовых инструментов, которые солируют по очереди.

  4. «подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «танец ежика», «твое сегодняшнее настроение» и т. п. Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций типа «кап-кап», «тик-так», имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредования ассоциативной связи.

  5. «поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов, например, коробочки и маракасы (более произвольная комбинаторика, обусловленная необходимостью реагировать на действия партнера).

В понимании музыки как средства общения, осознании ее диалогической природы кроется возможность для серьезной и одновременно веселой игры музыкальными элементами. «Что может звонкая деревянная коробочка сообщить ранним весенним утром хмурому неразговорчивому маракасу?» - участие в подобном музыкальном диалоге, который дети вынуждены будут дополнять мимикой и пантомимой, способно сразу дать им почувствовать многогранную природу музыкальной интонации и интуитивно понять очень многое.

  1. «сыграем вместе» - переходная форма от игр звуками в свободно аметричной форме к импровизациям в заданной структуре. Используется метод наложения – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне структурно оформленной импровизации педагога на ксилофоне (фортепиано).

  2. «попробуйте подобрать инструменты и озвучить стихотворение» - здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный, поэтический текст.

Все то, что было сказано выше об играх звуками с инструментами, относится и к играм голосом. Голос и артикуляционный аппарат могут рассматриваться как целое собрание инструментальных тембров. В творческой педагогической практике они используются для различной звукокрасочной игры, создания звуковых эффектов: свиста, шипения, цоканья языком и т.п.

Таким образом, игры звуками, являясь первичной формой импровизации, «системно» организуют музыкально-творческую работу с детьми, охватывая зву­чащие жесты, все виды инструментов и его голос.


Проиллюстрируем вышесказанное примерами из практики.

Музицирование «Чудеса в лесу»

Задачи:

  • учить детей самостоятельно действовать с музыкальным инструментом;

  • учить использовать в игре различные способы получения звука;

  • реагировать на движения «ветра – дирижера» изменением динамики исполнения;

  • учить различать звучание одного инструмента и звучание всего оркестра;

  • учить детей слушать звуки своего инструмента.

Педагог. Веселые маленькие гномики живут в чудесном, уютном домике. Домик гномиков находится неподалеку от волшебного леса, в котором растут удивительные деревья. Вместо листочков на деревьях – музыкальные инструменты. Когда в лес залетает ветер, деревья издают сказочные звуки.

Первый вариант. Дети выбирают инструменты по желанию. Педагог двигается с газовым платком в руках – это «ветер – дирижер». Дети – «деревья» импровизируют на своих инструментах. Ветер улетает из леса (садится на стул – «домик»), музыка замолкает, лес засыпает – пауза. Роль ветра педагог может передать ребенку. Игра повторяется.

Второй вариант. «Ветер – дирижер» летает с газовым платком по лесу очень быстро, инструменты звучат громко, быстро. «Ветер – дирижер» летает по лесу медленно – инструменты звучат тихо, медленно.

Третий вариант. «Ветер – дирижер» летает по лесу, дети играют вместе – «тутти». «Ветер – дирижер» подлетает к одному исполнителю – «дереву», машетв его сторону платком. Звучит «соло» одного инструмента.

Четвертый вариант. Ребенок, исполняющий роль «ветра – дирижера», подлетает к одному из детей – «дереву», машет в его сторону платком, и тот играет на своем инструменте один звук и поет его. Как только звук исчезает, ребенок – «дерево» играет еще один звуки так далее. «Ветер – дирижер» подлетает ко второму дереву. На фоне звучания одного «дерева» начинает звучать второе дерево.

Дирижер включает всех детей в игру постепенно (машет платком), также постепенно выводит их из игры (накрывает платком голову). Дирижер по слуху определяет, как звучит «лес» - оркестр. В конце исполнения по сигналу дирижера весь оркестр на sf (сфорцандо) исполняет резкий звук, который постепенно тает. Лес засыпает – пауза.

Дирижер передает свою роль другому ребенку, отдает ему платок и начинает играть на его инструменте. Игра повторяется. Может быть два дирижера.

Озвучиваем стихи

«Сосулька-свистулька» В. Степанова.

Свистит моя свистулька весенним соловьем,

И толстая сосулька худеет с каждым днем.

Свистит – переливается, летит за трелью трель,

Подснежник просыпается,

Стучит в окно апрель.

детские свистульки

глокеншпиль, треугольник

свистульки

металлофон, колокольчик

коробочка, колокольчик



В этой модели следует обратить внимание детей на слова «свистит-переливается», чтобы они на детских свистульках попытались самостоятельно найти исполнительский прием, похожий на трель. Варианты озвучивания данного стихотворения могут быть разными. Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр, находить ритм и темп исполнения. Необходимо учитывать, что темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация.

Довольно много интересных моделей для творческого музицирования содержит русский потешный, игровой, календарный и сказочный фольклор. В качестве одного из примеров рассмотрим русскую народную закличку «Солнышко».

Дети, за которыми предварительно закреплены роли, двигаются хороводом и поют:

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Затем четверо-пятеро детей под импровизируемую музыку бегают змейкой - это «ручеек». Несколько человек под импровизируемую музыку делают вид, будто они летают и садятся на землю что-то поклевать – это «грачи». Другие дети (4-5 человек) под импровизируемую музыку образуют «сугроб» и, координируя свои действия, постепенно приседают. Затем каждый из них убегает к большому ручейку. Оставшиеся дети – это «цветы», которые постепенно вырастают и расцветают. Музыку для движения импровизируют четыре заранее выбранных ребенка.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

И цветочки расцветают

детская арфа

колыхать бумагой

металлофон, треугольник

бубенцы, колокольчик

Следующий пример – придумывание загадок на основе тембра звучащих предметов – также является оригинальным творческим заданием. Проводится оно следующим образом. Каждый ребенок загадывает свой образ (капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т.д.) и передает его звучание в определенном ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет, или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

Русские народные сказки с их яркими образами представляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Как и при чтении стихов, сказки могут быть исполнены самым различным способом: на фланелеграфе, при помощи настольного, кукольного театра, а также и непосредственно по ролям.

Озвучивая, например, сказку «Теремок», можно предложить детям подобрать для каждого персонажа инструмент и договориться, кто какую партию будет играть. При этом целесообразно составить список действующих персонажей. Например: Теремок – ложки, Тук-тук – деревянная коробочка или два кубика, Мышка – треугольник, Лягушка – бубен, Зайка – ксилофон, Волк – кастаньеты на ручке, Медведь – барабан. Теремок развалился – тутти (одновременная игра всех инструментов).

Рассказывая сказку детям старшей и подготовительной к школе групп, можно пропускать слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только представляющий его инструмент: «Стоит в поле…(ложки); он не низок не высок, не высок. Бежала мимо …. (треугольник)» и т.д. В конце концов, слова можно исключить совсем: сказку расскажут одни инструменты. Это будет не простое задание для детей, но задание очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

С детьми 6-7 лет можно начать придумывать графические обозначения для различных инструментов и затем составлять простейшие тембровые партитуры, в которых фиксируется последовательность игры инструментов, а также могут моделироваться динамика и фактура в самом общем виде. Дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их. Задача педагога – подтолкнуть их к созданию подобных партитур.

В результате таких творческих упражнений дети открывают в себе и других новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества, перенимая находки друг друга. Включать подобные игры-упражнения можно и в занятия, и в программы праздников и развлечений. Особенно хороши подобные игровые задания на совместных праздниках с родителями, когда некоторые роли (партии) исполняют взрослые.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Игры звуками как способ освоения игры на музыкальных инструментах

Автор: Садовая Юлия Викторовна

Дата: 23.05.2015

Номер свидетельства: 214589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая работа "ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА У УЧАЩЕГОСЯ""
    ["seo_title"] => string(72) "mietodichieskaia_rabota_vospitaniie_muzykal_nogo_ritma_u_uchashchiegosia"
    ["file_id"] => string(6) "439482"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511027757"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Метадическая работа "Начальный этап обучения игры на гитаре для детей младшего возраста""
    ["seo_title"] => string(103) "mietadichieskaia-rabota-nachal-nyi-etap-obuchieniia-ighry-na-ghitarie-dlia-dietiei-mladshiegho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "310064"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458918765"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_muzykalnogo_vospriiatiia_u_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_razlichnykh_vid"
    ["file_id"] => string(6) "593159"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638335629"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка «Стратегия и тактика обучения детей   5-6 лет в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-stratieghiia-i-taktika-obuchieniia-dietiei-5-6-liet-v-klassie-skripki"
    ["file_id"] => string(6) "288303"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454604747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства