Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
«Использование музыкально-дидактических игр и моделей характера музыки для повышения качества урока, познавательной активности учащихся, привития интереса к предмету».
(из опыта работы)
Учитель музыки: Вакуленко Г.А.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка. Требование гуманизации образования предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребёнка, лучших его личностных качеств, отказ от излишней заорганизованности процесса обучения. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию. Это в большой степени касается и музыкального воспитания школьников. Важно уже в начальной школе дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам.
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приёмах исполнительства).
В современных условиях совершенствования системы образования перед педагогами стоит задача широкого использования наиболее эффективных средств обучения и воспитания. К таким очень эффективным средствам можно отнести различные учебно-наглядные пособия. Под наглядными пособиями понимают такие средства обучения, которые создают у детей необходимые зрительные представления для лучшего усвоения учебного материала. К ним относятся различные картины, рисунки, схемы, музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты, игрушки би-ба-бо, технические средства обучения, презентации. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания.
В работе с младшими школьниками применение наглядных пособий имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность её восприятия, требует привлечения «вспомогательных» средств. На это обратили внимание видные педагоги-музыканты, психологи. Теплов отмечал, что «Музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».
Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, передаваемую музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активитуются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовый слух, чувство ритма. У детей возникает интерес к музыке. Уроки музыки, проводимые с помощью наглядных пособий, значительно активируют умственную деятельность ребёнка, развивают его творческие возможности.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. Они должны быть просты и доступны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания петь, слушать играть и импровизировать.
Уроки строю с учётом общих задач программы данного класса. При этом считаю, что структура урока должна быть вариативной и интересной, с использованием разнообразных приёмов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамот. Начинаю с простых игр и усложняю их в течении года. Игры использую во всех видах деятельности детей: в развитии творческих навыков, слушании, анализе музыкальных произведений, в творческих заданиях и т.д.
1-2 класс
Главной проблемой обучения и воспитания учащихся начальных классов является развитие музыкального слуха, который предполагает способность воспринимать, а затем и представлять звучание услышанного ранее. В формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играет осознанность восприятия, а так же связь слуховых, двигательных и зрительных ощущений. С самого начала обучения дети поют по слуху, но в то же время учатся осмысливать протяжённость звука, направление движения мелодии. Отсутствие или слабость слуховых представлений тормозит развитие всех компонентов музыкального слуха, ладового и ритмического чувства, звуковысотного, гармонического, тембрового, динамического слуха и т.п. Развитие слуха полезно начинать с воспитания ритмического чувства, так как ритм является одним из организующих начал в музыке.
С первых уроков большое внимание уделяется осознанию детьми различной протяжённости звуков. Для различения долгих и коротких звуков можно использовать следующие музыкально-дидактические игры: «Весёлая столовая», «Ритмические кубики», «Определи по ритму», «Курочка, петушок и цыплёнок», «Ритмическое лото». Начинаю с игры «Весёлая столовая». В игровой форме закрепляю понятие о длинных и коротких звуках. На следующем этапе выкладываем с детьми длинными и короткими брусочками ритм простых попевок. Постепенно дети усваивают ритм нескольких попевок: «Барашеньки», «Сорока», «Зайка» и др. Использую эти попевки в игре «Ритмическое лото». Дети по ритму узнают знакомые попевки. Большую помощь в работе над точной передачей ритма в песнях оказывает игра «Танцуй как я». Раздаю детям маленькие матрёшки, себе беру большую. Детям предлагаю посмотреть, как танцует большая матрёшка на моей ладони и повторить тоже своей маленькой матрёшкой у себя на ладони. После этого упражнения дети намного лучше и точнее передают ритмический рисунок песни.
Развитие представления о звуковысотности, о движении мелодии начинается с различения регистров. По мнению известного психолога Б.М.Теплова, звуки различной высоты при их восприятии сопостоаляются по тембровой окраске. Высокие звуки воспринимаются как более светлые и лёгкие, низкие – как тёмные и тяжёлые. Выразительное значение регистров очень хорошо воспринимается детьми при слушании пьес в игре «Кого встретил колобок?». Пьеса «Заяц» (высокий), «Лиса» (средний), «Медведь» (низкий). Так же использую игру «Красная шапочка и Волк». В игре «Музыкальная семья» сначала показываю детям картинки с изображением музыкальной семьи. Здесь все любят петь: папа, мама и сын. Определяем с детьми, какими звуками поют герои. Затем дети слушают музыкальные фрагменты в разных регистрах и поднимают соответствующие картинки. Зрительное восприятие помогает формированию представления о звуковысотности.
Следующий этап – научить чувствовать направление движения мелодии. С интересом дети воспринимают новые игры на развитие звуковысотного слуха: «Птенчики», «Качели», «Эхо», «Курица», «Спи, мой Мишка», «Гармошка». Разучиваем их, начиная с самого большого интервала (октава) до маленького (секунда), постепенно усложняя задание. Сопровождаем их пластическими движениями, показывая высокий и низкий звук. Слуховые представления о звуках высоких и низких, долгих и коротких, о движении мелодии вверх, вниз и на одной высоте помогает осмыслить графическая запись рисунка мелодии.
На первых порах используются чёрточки, кружочки, квадратики, кубики, листочки, фигурки. Развитию внутреннего слуха способствует определение знакомых мелодий по графическому изображению или по руке учителя показывающей движение мелодии. Такой приём помогает учащимся осознать рисунок мелодии и заставить свой голос двигаться в нужном направлении, то есть улучшается интонирование детьми мелодии.
Для формирования ладотонального слуха, ощущения тоники знакомлю с игрой «Учёный кузнечик». В играх «Бубенчики», и «Три поросёнка» дети учатся различать на слух звуки тонического трезвучия. Для закрепления песенного репертуара и развития музыкальной памяти сделала игру «Телефон» с картинками, изображающими содержание знакомых песен из программы. Предлагаю детям выбрать песню, которую они хотят исполнить, или послушать.
Музыка в силу своей природы воздействует на эмоциональный мир человека, активизирует творческое начало, заложенное в каждом ребёнке. В пении стараюсь уделять время развитию песенного творчества детей. Для того, чтобы активизировать использую игру «Придумай музыку», «Садовник», «Поющие окна». Сначала дети сочиняют конец песенки, начатой взрослым, а затем сами сочиняют небольшие мелодии на заданный текст в определённом жанре и ритме.
Основная цель слушания музыки – научить детей видеть прекрасное в жизни и в искусстве, любить и понимать музыку. При знакомстве с различными по содержанию музыкальными произведениями учащиеся получают представление об их жанровых особенностях, об элементарных музыкально-выразительных средствах, учатся выражать в словах своё отношение к музыке. Постепенно у детей развивается художественный вкус, культура слушания, музыкальные способности.
«Изучая музыку, – пишет Д.Б.Кабалевский, – ребята уже с первого класса без всякого труда поймут и почувствуют, что они изучают жизнь, что музыка – это жизнь». Поэтому выяснение жанровой природы произведения важно для раскрытия содержания музыки. Одна из задач учителя музыки - научить ребят сознательно воспринимать и анализировать музыкальное произведение и тем самым полнее и глубже оценивать, чувствовать и понимать его.
Во втором классе так же предлагаю детям игры на определение общего характера музыки. Дети различают весёлую, грустную, спокойную, взволнованную музыку (игра «Грустно-весело»); музыку лирическую, комическую, героическую (игра «Подбери музыку»). Чтобы дать детям понятие о том, как чувства могут меняться, использую пособие «Солнышко и тучка». Дальше ввожу новую игру «Песня-танец-марш». Ребята учатся различать всевозможные сочетания: песня-марш, песня-танец. Учатся выявлять особенности внутри одного жанра, например марша, вальса, польки, колыбельной. Использую музыкально-дидактические игры: «Чей это марш?», «Три танца», «Узнай танец». Играю детям различные музыкальные отрывки. Они показывают нужную картинку. Постоянно прошу детей ответить, почему они думают, что это марш, танец или песня.
Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Весёлая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной а грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Умение различать оттенки одного настроения помогает детям глубже тоньше различать характер музыки, заставляет внимательно вслушиваться в её звучание, а так же понимать, что одним словом «весёлая» можно лишь приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что для этого необходимо найти несколько слов. Например: Г.Свиридова «Парень с гармошкой» (весёлая, бойкая, плясовая) и П.Чайковского «Мужик на гармонике играет» (весёлая, маршевая, удалая, важная, тяжёлая).
Разбор и анализ музыкального произведения после прослушивания самый сложный этап работы. В процессе беседы учитель постоянно активизирует ребят, направляет их мыслительную деятельность на определение характера и содержания музыки в связи с её жанровыми особенностями. У детей ещё мал музыкальный опыт, беден словарный запас, и они обычно дают лишь общие определения. Отбирая самые точные и меткие из них, педагог обобщает всё сказанное ребятами, выделяет наиболее удачные ответы, дополняет их. Для развития словарного запаса детей использую наглядный приём «Цвет - настроение». Он позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о её характере. Определённый цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связывается с соответствующим настроением музыки: светлые тона (голубой, розовый) – с нежным, спокойным характером музыки; тёмные, густые тона (тёмно-коричневый, тёмно-синий) – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) – с решительным, торжественным. Детям даются две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняет, что например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат решительную музыку, а тёмно-коричневую – если услышат тревожную музыку. Дети проговаривают новые для них слова.
Характер музыки
Весёлая Радостная Игривая Задорная Звонкая Шутливая Бойкая Смешная Забавная Резвая Прыгучая Скачущая Солнечная Танцевальная Плясовая Улыбающаяся | Спокойная Добрая Приветливая Неторопливая Убаюкивающая Колыбельная Мягкая Плавная Гладкая Напевная Протяжная Хороводная Поэтичная | Мужественная Бесстрашная Боевая Отважная Решительная Сильная Богатырская Грозная Военная Суровая Солдатская Строгая Уверенная Храбрая Твёрдая | Таинственная Сказочная Волшебная Пугливая Осторожная Насторожённая Загадочная Вкрадчивая Колдовская | Торжественная Праздничная Величественная Мужественная Бодрая Важная Маршевая Отчётливая Гордая Могучая Победная Энергичная |
Грустная Печальная Жалобная Тоскливая Скорбная Хмурая Обиженная Плачущая Просящая Траурная | Нежная Ласковая Задумчивая Мечтательная Лёгкая Светлая Прозрачная Ленивая Безвольная Робкая | Взволнованная Тревожная Стремительная С отчаянием Беспокойная Страстная Паническая Испуганная Трагичная | Страшная Тяжёлая Сердитая Колючая Острая Недовольная Зловещая Грозная Дерзкая | Духовная Милосердная Смиренная Тихая Певучая Благородная Мирная Песенная Простая Возвышенная Молитвенная |
Использую объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи). Это музыкально-дидактические игры: «Море», «Выбери картинку». Чаще всего использую чтение стихотворения или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если надо сопоставить стихотворение с музыкой, то лучше прочитать его после слушания музыки и уяснения её характера детьми. Показ репродукций картин перед слушанием нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправдано. Лучше использовать показ репродукций картин после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у ребят уже сложились представления о музыкальном образе. Задание усложняется, если использовать несколько контрастных произведений. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами. Аналогично сопоставляем музыкальные произведения и со стихотворениями.
Иногда предлагаю детям выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствуют характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона - соответствуют нежному, спокойному настроению, тёмные тревожному, таинственному, яркие. Сочные краски – весёлому, радостному характеру музыки.
Дети часто непроизвольно используют выразительные возможности цвета. Злую фею Карабос большинство рисует тёмными красками, а добрую фею Сирени – светлыми, нежными. Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему. С каждым повторным прослушиванием музыкальное произведение становится всё более любимым, доставляет детям больше радости.
Когда произведение твёрдо усвоено, оно легко и часто возникает в памяти… Музыка входит в жизнь, в быт детей и начинает играть активную роль в формировании их эстетического вкуса. В результате слушания музыки у второклассников складывается представление о своеобразии музыкального языка народных песен, произведений композиторов-классиков, советских композиторов.
Помочь представить наглядно строение песни или пьесы помогает музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубики». Прошу выложить столько кубиков, сколько куплетов в песне. Стараюсь подвести детей к тому, чтобы они выложили кубиками одинакового цвета припев и кубиками разного цвета запев. Дети в наглядной форме получают представление о куплетной форме. С помощью этой игры знакомлю с понятиями: вступление, заключение, с простыми формами музыки (1 часть, 2 части, 3 части рондо).
Для развития тембрового слуха, умения различать голоса разныз инструментов использую игры: «Музыкальный магазин», «Инструменты симфонического оркестра». Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различать отдельные части произведения. Этот приём способствует дифференцировке восприятия – выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, регистра, динамики, тембра, акцентов), изобразительных моментов. Приём оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с её звучанием. Так, для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, чёткий тембр барабана или бубна, а нежный характер – мягкий, нежный тембр колокольчиков или арфы. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки росинок, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут шуршание погремушки. Педагог напоминает детям, что играть необходимо ритмично, в характере музыки, но негромко, прислушиваясь к общему звучанию и не заглушая его. Одни инструменты используются один раз в такт, другими можно отмечать все сильные доли. Предварительно прохлопываю с детьми ритмический рисунок и отмечаю места вступления разных инструментов. Приём оркестровки применяю не ранее, чем на третьем занятии – после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки, выделят изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности. Тембровые особенности музыкальных инструментов придают звучанию образность. Их применение повышает интерес детей к произведению. Этот приём углубляет представления школьников о выразительных возможностях музыкальных инструментов, способствует творческому применению их в самостоятельной деятельности. Применение приёма оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет его отдельные разделы – слушание музыки и игру на детских музыкальных инструментах.
Одним из эффективных приёмов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений). Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.). Педагог объясняет, что выбирая движения, прежде всего необходимо прислушиваться к характеру музыки, а не только опираться на текст песни, подсказывающий действия отдельных персонажей. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные движения. Лишьь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.
Приёмы развития музыкального восприятия необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен (дети делятся на группы – одни оркеструют, другие инсценируют песню). В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения). Такие варианты, отход от стериотипной структуры, придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы. Проявлению выдумки, фантазии. Целесообразно предварять инсценировку песен приёмом оркестровки, чтобы дети яснее, глубже вслушались в музыку, различили в ней характер и изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности. На заключительных занятиях эти приёмы могут применяться одновременно. Они хорошо сочетаются и взаимодополняют друг друга. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыкального произведения, становятся активными. Их интерес к музыке возрастает, восприятие углубляется.
3 класс
В 3 классе вся работа по музыкальной грамоте основывается на развитии музыкально-слуховых представлений. Дети должны осознать зависимость своих эмоциональных ощущений от средств музыкальной выразительности, использованных композитором. По мере накопления разнообразных музыкальных впечатлений на основе пения и слушания музыки формируются специальные понятии по музыкальной грамоте и даются знания. Учитель всемерно активизирует слуховое внимание детей, приучает вслушиваться в звучание мелодии, отдельных интонаций и воспроизводить их по высоте и длительности. Опираясь на музыкальный опыт учащихся, учитель работает над развитием их внутреннего слуха, то есть способности представить «в уме» (до повторного прослушивания на данном уроке) звучание знакомой мелодии или даже целой пьесы. Очень важное для музыкального развития представление о движении мелодии вверх, вниз, на одной высоте, поступенно и скачком закрепляется на пройденном ранее и более сложном новом музыкальном материале. Как и во втором классе, используется графическое изображение рисунка мелодии. Музыкально-двигательные упражнения (хлопки, движения рук, ходьба) способствуют наиболее эффективному выполнению учебных задач и в то же время являются как бы разрядкой, снижающей у ребят усталость и напряжение. Очень полезно упражнение на выделение в мелодии самого высокого или самого низкого звука движением руки. Опора на зрительно-слуховые представлении с использованием движений вполне себя оправдывает!
Понятие о звуковысотности тесно связывается с ладовым чувством. Важным этапом в развитии слуха учащихся является выработка умения различать законченность и незаконченность мелодии, без этого умения нет смысла давать ребятам понятие о тонике. Тоника – главный звук, она заканчивает мелодию, понятие о завершенности и незавершенности мелодии, несмотря на кажущуюся абстрактность, доступно всем. Для укрепления ладового чувства, для более точного интонирования важно научить детей допевать тонику в незаконченном отрывке. Дети учатся определять ее как основной устойчивый звук и петь тоническое трезвучие в качестве слуховой настройки. Музыкально-дидактические игры «Солнышко и тучка», «Кузнечик», «Грустно-весло».
При пении и слушании музыки развивается ритмическое чувство. Дети должны получить представление о тактe и тактовой черте, научиться ощущать метрическую пульсацию путем прохлопывания, отстукивания метрических долей. Затем дети учатся осознавать и определять сильную долю такта. При объяснении этого понятия можно провести параллель с ударными слогами, о которых учащиеся узнали на уроках по русскому языку еще в первом классе. Звук, на который в музыке падает ударение, и есть сильная доля. Это понятно в игре «Ритмослоги». Как в стихотворениях, так и в музыке ударения чередуются равномерно. Очень полезна музыкально-дидактическая игра «Догадайся, кто идет» на определение метра.
Чрезвычайно важно для музыкального развития детей давать им понятия, которые относятся к определению характера и жанра музыки. Характер создается суммой выразительных средств: ладом, направлением мелодической линии, размером, ритмическим рисунком, темпом и т.п., создающими музыкальный образ. Справиться с этими задачами помогают музыкально-дидактические игры: набор «Характер музыки», «Подбери регистр», "Громкая и тихая музыка», «Звенящие колокольчики», «Подбери тембр».
Учащиеся «должны уметь определять характер музыки в связи с содержанием произведения», но уже на более сложном, чем во втором классе, материале, различать музыку веселую и грустную, шуточную к серьезную, танцевальную и маршеобразную, должны слышать и определять смену частей в двух- и трехчастных произведениях, знакомятся с формой рондо и вариации. Продолжается ознакомление с новыми терминами и осознанное введение в словарь детей уже известных: мелодия, аккомпанемент, темп, куплет, запев, припев, тоника, доля, такт, лига, пауза и т.д. Обобщаются, закрепляются представления о строении произведении (запев и припев, двух- и трехчастная форма, рондо вариации), о мелодии и сопровождении. Вспомнить знакомые и освоить новые формы музыки помогают музыкально-дидактические игры: «Разноцветные кубики», «Сложи песенку», «Сложи музыку».
Продолжается работа по развитию навыков песенного творчества и сочинения простых мелодий. Ввожу новые музыкально-дидактические игры: «Сочинение пьес с учётом мелодических интонаций» («Строгий папа», «Разговор», «Жалоба куклы», «Голодный пёс и сытый кот»).
Воспитание умения воспринимать и понимать музыку по-прежнему остается важнейшей и определяющей частью всего процесса музыкальною образования школьников, которое предусматривает «не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего, на их нравственность».
Перед учителем стоит задача дальнейшего развития у детей интереса, любви к музыке, расширения из музыкального кругозора. У третьеклассников возрастает уровень умственных возможностей, способность к эмоциональным переживаниям. Это позволяет осваивать более сложный учебный материал. При знакомстве с интонациями полезны игры «Эмоции» и «Виды интонаций». В список музыкального материала для слушания включены произведения новых для учащихся композиторов. Наряду с музыкой Чайковского, Кабалевского, Прокофьева школьники знакомятся с лирическими миниатюрами Грига, песнями Дунаевского, Пахмутовой. Перед учащимися раскрывается богатство содержания музыкальных произведений, жанровое разнообразие, новые выразительные возможности.
Все этапы работы над произведением должны быть увлекательными, заинтересовывать ребят. Это являемся важнейшим условием активизации слухового внимания, воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку.
На уроке возникают элементы поисковой ситуации. Мыслительная деятельность учащихся направляется не только на определение общего характера музыки, но и на осознание взаимодействия элементарных средств выразительности и их роли в создании музыкального образа. Разбор произведения учит размышлять о музыке.
Школьники знакомятся со звучанием скрипки, флейты, трубы, учатся сравнивать разные и одинаковые по характеру и средством музыкальной выразительности произведения. При воспитании культуры восприятия важную роль играет развитие тембрового слуха учащихся. Дети знакомятся с тембровыми красками, звучанием отдельных инструментов (флейта, труба, скрипка), певческих голосов (мужской, женский. детский), хоров (детский, смешанный), оркестров (народных инструментов, симфонический). Музыкально-дидактические игры: «Музыкальный магазин», «Виды оркестров», «Инструменты симфонического оркестра», «Группы симфонического оркестра», «Распредели инструменты», «Определи голос».
Положительно влияют на эмоциональность исполнения условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами. Так печальная музыка чаще всего исполняется легато, шутливая – стаккато, и т.д.
На условных моделях характера музыки остановимся подробнее.
Темы картин – условных моделей характера музыки:
Задумчиво, печально, грустно – «Осень»;
Торжественно, ликующе – «Демонстрация»;
Радостно, весело, празднично – «Танец»;
Решительно, смело, гордо, мужественно – «Буденовец»;
Взволнованно, тревожно – «Пограничник»;
Спокойно, просто, светло – «Родные просторы»;
Шутливо, забавно – «Клоуны»;
Тяжело, грузно – «Ледоход»;
Нежно, ласково, мято, чутко – «У колыбели»;
Таинственно, страшно, загадочно – «В пещере».
Модели представляют собой живописные картины, выполненные в реалистичной минере. Возможно и использование репродукций картин художников. Картины-модели можно использовать при работе над песней и в ходе слушания музыки. Как правило, учащиеся первых классов не имеют достаточного запаса слов и не всегда могут выразить свое мнение, даже если правильно воспринимают музыку. Опора на модели позволяет им сориентироваться, особенно на первом, самом сложном этапе обучения.
Новую песню, предназначенную для исполнения детьми, надо в начале исполнить, как инструментальное произведение, и дать детям задание определить характер музыки, опираясь на модели. Лучше показывать детям не более трех моделей одновременно.
Задание не должно быть сложным, а модели необходимо выбирать достаточно далекие друг от друга по настроению. После правильного выполнения задания в беседе с учащимися учитель корректирует ответы, выражающие данное настроение. Таким образом, происходит осознание характера музыки с опорой на зрительное восприятие, и закрепляются его словесные определения.
Так же используются модели при слушании музыки. Важно отметить, что модели условны и ни в коей мере не должны приравниваться к содержанию произведения. В работе с ними учителю нужно опираться на выражаемое ими настроение. Дети быстро это понимают и, говоря о характере музыки, пользуются именно определениями, а не названиями картин.
Следующий этап работы – изучение средств музыкальной выразительности. Здесь так же помогает использование моделей.
Модели представляют собой различные рисунки, объединенные по типам. Так, например, моделями темпа являются рисунки:
Ползущая черепаха;
Бегущий мальчик;
Бегущая девочка;
Быстро скачущий конь.
Моделями динамики являются:
Один маленький колокольчик (р);
Два таких колокольчика (рр);
Две поющих девочки (mf);
Поющий хор (f).
Моделями регистра являются;
Ревущий медведь;
Поющая девочка;
Щебечущая птичка.
(Все рисунки выполнены черной тушью.)
Для того чтобы дети могли сразу отнести рисунок к нужной теме, плакаты на которые нанесены рисунки, различны по цвету.
Так, фон плаката «Динамика» сделан в синих гонах. «Регистр» – в зеленых, «Темп» – в красных. Внутри плакатов «Динамика» и «Темп» фон изменяется по насыщенности цвета от меньшей к большей.
Например, изображение одного колокольчика нанесено на белый фон, окаймленный широкой синей полоской, два колокольчика изображены на светло голубом фоне, две поющих девочки – на темно голубом, хор – на синем. Кроме того, даны буквенные обозначения.
По такому же принципу в плакате «Темп» изменяется насыщенность красного цвета. В плакате «Регистр» – обратная последовательность: темно-зеленый фон – низкий регистр, светло-зеленый фон – средний регистр, белый фон, окаймленный широкой зеленой полоской – верхний регистр. Это связано с расположением регистров на фортепьяно от низкого к высокому, слева направо. С плакатами работает в основном учитель. Чтобы дать возможность всем детям активно участвовать в учебном процессе, надо сделать небольшие карточки по количеству учеников.
Например, модель «Динамика» состоит из четырех разделов, поэтому каждый ученик получает четыре карточки. Но на них можно уже не наносить рисунки, а только обозначения, так как все карточки отличаются по насыщенности цвета, так же как и на плакате.
При обсуждении исполнительского плана произведения учитель вовлекает в работу весь коллектив. На вопрос: «С какой силой звука нужно исполнять эту фразу?» учащиеся отвечают поднятием карточки. Затем учитель просит обосновать свой выбор. С помощью карточек дети получают возможность руководить исполнением.
«Дирижер», выбранный из детей, показывает нужную карточку «управляя» силой звучания.
Карточки можно использовать и при слушании инструментальной музыки. Каждый учащийся должен разложить перед собой карточки соответственно пониманию им характера звучания.
Всё это активизирует работу, делает её занимательной. Усвоение темы происходит легко и непринужденно.
Далее необходимо связать динамику как средство музыкальной выразительности с характером исполняемого произведения. Тогда к картинке-модели характера музыки ни специальные крючки прикрепляется нужная модель динамики в виде маленькой карточки. Например, «Грустно, печально, задумчиво» (картина-модель «Осень») – «р». Для наглядности на эту маленькую карточку следует нанести рисунок, как на плакате, с которого она взята.
Вся работа построена на том, что понятие о характере музыки постоянно дополняется изучением средств выразительности, а модель характера музыки как бы «отражает» моделями эти средства, что создает качественно новую модель, которая опирается на исполняемые детьми произведения.
По такому же принципу происходит ознакомление детей с выразительностью темпа. Здесь также полезно использовать движение и особенно важно исполнять произведения, написанные в различных темпах. Полезно использовать карточки, подобные динамике. Особое внимание надо обратить на соотношение темпа и характера музыки, исполняемой детьми.
При прослушивании новых произведений дети с помощью лото определяют сразу и характер, и динамику, и темп. Использование карточек в данном случае становится интересной игрой и охватывает весь коллектив.
Примерно в аналогичном плане проводятся работа с моделями «Регистр», «Ритм», «Лад» и др.
Постоянно использую таблицу, которая помогает детям наглядно увидеть, как влияет на характер музыки темп и лад.
Элементы музыкальной речи | Основной характер музыки | Литературное определение | Примеры музыкальных произведений |
Медленный темп + минор | печаль | сумрачная, тоскливая, унылая | |
Медленный темп + мажор | спокойствие | лирическая, созерцательная, напевная | |
Быстрый темп + минор | гнев | драматическая, тревожная, взволнованная | |
Быстрый темп + мажор | радость | праздничная, торжественная, ликующая | |
Мы остановились на основных средствах музыкальной выразительности, определяющих художественно-музыкальный образ, и описали модели, которые успешно применяются на практике на уроках музыки. Указанные приемы значительно ускоряют процесс развития музыкального восприятия учащихся. Они позволяют скорее выработать певческие навыки, так как дети осознают их значимость и принципы применения при исполнении музыки различного характера. Детям очень интересна такая форма занятий. Непосредственные действия по решению проблемной ситуации активизируют их мышление, развивают восприятие музыки.
4 класс
Воспитание художественного вкуса, формирование навыков музыкального мышления, обогащение музыкального опыта учащихся наиболее эффективно происходит в процессе активного участия в музыкальной деятельности — во время пения и особенно слушания. Естественно, слушая музыку, дети могут воспринимать более глубокие, сложные, значительные по содержанию произведения, чем те, которые они способны исполнить сами. Слушая музыкальное произведение и сопереживая eго, мы вместе с тем и познаем его, оно заставляет нас задуматься, будит яркие чувства, мысли, то есть вызывает эмоциональный отклик, без которого не может быть глубокого восприятия музыки. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов. Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Умение посильно разбираться в особенностях музыкального языка, понимать значение выразительных средств музыки активирует слуховое внимание, развивает музыкальную память.
Опираясь на уже имеющиеся понятия, представления, знания, на свойственную этому возрасту любознательность и пытливость, учитель развивает у них стремление к познанию и активное самостоятельное мышление. Абстрактное мышлением чувство прекрасного у детей этого возраста развиты еще мало, но в третьем классе уже начинается подготовка к абстрактному восприятию музыки. Учитель воспитывает умение не просто слушать, но прислушиваться. Вопросы являются сигналом, который пробуждает мысль, заставляет детей вслушиваться в музыку более осознано. Дети определяют характер или содержание исполненного произведения, придумывают название к нему. Такой метод активизирует процесс восприятия и мыслительную деятельность.
Разбор после прослушивания остается самым трудным этапом работы, так как он является «не целью, а средством для более глубокого восприятия содержания произведения». Правда, этот анализ пока довольно элементарен, но всё же он должен быть основан на уже полученных детьми теоретических знаниях. Учащиеся делятся своими впечатлениями о музыке, о ее характере, настроении, определяют основные средства музыкальной выразительности: размер, лад, направление движения мелодии, темп, характер мелодии и аккомпанемента.
Продолжается работа по развитию творческих способностей детей во всех видах деятельности. Применяю новые музыкально-дидактические игры: «Мелодизация заданных ритмов», «Мелодизация заданных ритмов и сочинение к ним подтекстов», «Сочинение песен к стихотворениям».
Методы обучения носят поисковый характер, они направлены на развитие способности к анализу и обобщению в процессе восприятия музыки. При разборе рекомендуется широко пользоваться методом сравнения, сопоставления, который развивает у детей музыкальную наблюдательность. Наибольшую трудность при разборе средств музыкальной выразительности вызывает определение лада. Поэтому выявлять лад следует только в таких произведениях, где он ярко выражен. Лад определить легче при сопоставлении пьес, контрастных по ладовой окраске. Повторное прослушивание необходимо. Оно способствует более углубленному, осознанному восприятию учащимися музыкального образа; появляется возможность детального знакомства с произведением. Внимание детей сосредотачивается на понимании того, какими средствами композитор сумел передать настроение, мысль, идею.
Использую все музыкально-дидактические игры и модели характера музыки предыдущих классов. Можно предложить новые музыкально-дидактические игры на повторение: «Узнай композитора», «Телефон», «Узнай жанр русской народной песни», «Узнай музыку разных народов», «Узнай инструменты разных народов», «Узнай героя оперы», «Узнай песню», «Узнай музыкальное произведение», «Узнай жанр», «Узнай оркестр». При работе над развитием восприятия следует, по возможности, и активизировать замкнутых детей и в тоже время очень осторожно, корректно останавливать не в меру фантазирующих. Нельзя резко обрывать не совсем верные с точки зрения учителя высказывания детей о музыке.
Систематическое применение музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес с самим занятиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром, элементарными знаниями в области музыкальной грамоты. У детей появляется уверенность, что они всему могут научиться, что у них все получится. Так, с помощью музыкально-дидактических игр музыка становится близкой, любимой и необходимой детям.