" Есть еще один важный метод - игра, - писал А.С.Макаренко: - В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра". В.А.Сухомлинский: "В игре: раскрываются творческие способности личности: Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности."
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках музыки. »
Игровые технологии на уроках музыки.
"Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение
тому, в какие игры следует играть и как в них играть."
Э. Берн
Игра, искусство, дети - родные стихии...
Эстетический элемент проникает в любую игру, а игра проникает в творчество музыкантов, художников писателей. Слово "ИГРА" принадлежит к числу величайших в языке человека слов и является понятием необъятной широты. С его помощью изучается человеческое бытие и сознание, разные грани личности человека. Определение игры множество:
Импровизация
Состязательность
Логика и последовательность
Бескорыстность, непредсказуемость результата
В музыкальном искусстве, как и в игре - гармония свободы, фантазии, эмоциональная напряженность.
Игровые нормы в музыке весьма рельефны и наглядны. Игры преимущественно коллективные. Младшему школьнику доступно все богатство игровой деятельности.
Для учителей искусства особенно значимой является задача разностороннего развития детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.
Урок музыки по своей сути - урок комплексный, который включает в себя:
слушание;
разучивание;
исполнение;
осмысливание;
оспаривание.
Для меня главным на уроках музыки является такое музыкальное произведение, которое не даст о себе забыть. Такие песни, при исполнении которых дети получат удовольствие. Такая информация о композиторах, которая способна заинтересовать ребят, такие игровые формы, которые вызывают желание фантазировать.
В моей педагогической практике часто использую имитационные игры "Ритмическое эхо", "Где живут звуки" , "Сюжетно - образные", "Сочиняем музыкальную сказку". Дети очень любят фантазировать, придумывать сюжеты с разными героями, чаще всего из животного мира. Дети знают много разных сказок, поэтому они легко "лавируют" и выстраивают вполне реальные драматические отношения. Я подбираю разные по характеру, темпу, динамике музыкальные произведения в нужной последовательности, и тут начинаются такие повороты детской фантазии, часто удержать этот поток очень нелегко. Но приятно всегда, потому что побеждает добро, и радость от этого вдвойне.
Музыкально - дидактические развивающие игры, например "Угадай инструмент" учащиеся слушают фрагменты классической музыки, где выпукло слышится звучание скрипки, органа и других. Игры импровизации "Сочиняем цвет, чувство, настроение". Дети любят игру "Поющие руки". В этой игре руки, как палочка дирижера изображают то, о чем они поют. Это очень увлекает ребят и дает полную свободу фантазиям и импровизациям. Деловые игры "Идем в концертный зал" где каждый выбирает инструмент, образуется целый оркестр или ансамбль, идет обсуждение какую музыку будут исполнять и распределяются дирижером моменты вступления тех или иных инструментов на фоне аккомпанемента фортепиано. Главное во всех этих играх - это музыка, но очень важно включение в игры художественно - познавательного компонента, связанного с изобразительным искусством, городской средой, историей культуры.
Игра "Звучащая картина" помогает ребятам не только увидеть и услышать образ, заложенный в музыке, но и возможность подборки нужных и наиболее близких по смыслу слов, выражения, часто обогащает красноречие ученика. В работе с младшими школьниками важную роль играет сказка. Сказка, сказочные образы и символика близки и понятны детям, ведь ребенок живет в мире сказки. Сказка - тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов легко ввести ребенка в мир музыки - музыкальной сказки. Вся музыка - это сказочное музыкальное королевство, где живут и действуют Королева музыки - Песня и два ее помощника - гнома Танец и Марш, придворное звание которых - жанр. Всеми звуками командует первый министр - Регистр, он выстраивает их по высоте. Министр Ритм организует и объединяет звуки долгие - это важные взрослые, и звуки короткие - это непоседливые музыкальные ребятишки. Скоростью передвижения по музыкальному королевству командует министр - Темп. Сказка органично входит в урок в форме сюжетно - ролевой игры и импровизации, отражается в слаженном построении урока, в произнесении сказочных волшебных слов, например: "Крибле, крабле, бумс!", в виде волшебной музыкальной указки. Структура и драматургия урока музыки определяются такими особенностями детей младшего школьного возраста, как моторная активность, потребность в новых впечатлениях, любознательность. Важнейшая роль принадлежит формированию положительной мотивации, стимулированию эмоциональной активности. Игра - это возможность ощущения, осязания окружающего мира; игра помогает смело шагнуть в этот мир и познать все его грани.
Всем известно, какое значение в становлении человека имеет игра, игровое начало. Ещё более известным фактом является повальное увлечение игрушкой и игрой, свойственной современному обществу. Играют все и во все. От "тамагочи" до компьютерных игр, моделирующих войны, страны, другие миры и т.п. Наш долг, как педагогов, научить детей не только играть, но и организовать эти игры, самостоятельно вырабатывать правила, содержание и т.д. Формы здесь могут быть самые разные: от знакомства с уже имеющимися играми и тренингами - до коллективного сочинения игры под руководством учителя.
Известно, что все творческие способности закладываются в раннем возрасте и цель педагога: воспитать музыкально-творческого ребенка.
Для достижения этой цели я определила для себя задачи:
Стимулировать творческую активность школьников.
Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимумом вокально-хоровых навыков.
Развивать музыкально-образное и ассоциативное мышление.
Использование в своей работе нетрадиционных технологий я считаю приоритетным направлением. Поэтому свою педагогическую деятельность я продолжаю со знакомством с новыми программами и технологиями.
Основой моей работы стала программа по музыке Д.Б. Кабалевского, которая рассчитана на творческое взаимодействие педагога с детьми и включает в себя все виды музыкальной деятельности. В то же время игра - есть очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой малыш чувствует себя комфортно и раскованно. И это дает огромное преимущество педагогам. По утверждению А.С. Макаренко игру необходимо включать в педагогический процесс, игра является одним из путей развития личности ребенка.
Игра как форма организационной деятельности учащихся.
Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.
В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
Что же такое игра? По определению Российской педагогической энциклопедии, игра - "это один из видов деятельности человека".1 Данное определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и методиках имеет место разное толкование игры как метода обучения (Н.Ф. Виноградова) или как формы обучения (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина). Мы придерживаемся последнего мнения. В самом деле, источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру. Например, дети играют в школу. Они в игре моделируют то, что наблюдали, переживали в настоящей школьной жизни. Здесь методом и является моделирование, которое применено в форме игры.
Вспомни песню. Музыкант исполняет отрывки из разных песен. Слушателям нужно записать названия тех, которые они узнали и вспомнили. Побеждает тот, у кого окажется наибольшее количество правильных записей.
Узнай песню. Выбирают водящих (одного или нескольких), они уходят за дверь. Все оставшиеся участники делятся на 4 группы. Из выбранного куплета песни каждая группа получает по одной строчке. Когда водящие (или водящий) входят, все группы поют одновременно свои строчки. Задание узнать, какая песня исполняется.
Поймай ноту. Ребята становятся парами и начинают танцевать. Вдруг музыка перерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.
То же самое можно попробовать и с хором. Несколько человек начинают в слух петь песню. Затем по сигналу каждый продолжает петь ее про себя, а потом и далее по команде все опять начинают петь в слух. Иногда получается смешной разной композицией.
Встреча с оркестром. Мы знаем, ребята, что вас знакомили с музыкальными инструментами, встречались вы и с учениками, занимающимися в музыкальной школе.
Загадки.
В оркестре узнают нас по раскату меди, Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)
Успех мне в группе медных обеспечен, Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба)
Слог первый-представитель тех времен, Кем был британский остров заселен, А слог второй - одно из междометий, В картине задним планом служит третий. (Саксофон)
Вхожу в состав смычковых постоянно, Я голос, но не тенор, не сопрано. (Альт)
Назовите музыкальный инструмент, который является основой белорусского народного оркестра. (Цимбалы)
Кольцовка песен. Играющие образуют несколько групп. Игра состоит в том, что команда по очереди исполняют один куплет песни на выбранную тему. Например: о насекомых, о временах года, солдатские песни, песни о море и т.д. Интервал между исполнением песен командами - 3 секунды, надо строго придерживаться этого правила. За нарушение - штрафное очко. Победитель - Та команда, которая споет последнюю песню.
Угадай мелодию. Звучат музыкальные заставки к различным телепередачам "Поле чудес", "Спокойной ночи, малыши", "В мире животных", "Зов джунглей", "Заветный час", "Прогноз погоды" и др.
Задача участников - угадать, что за передача.
Споемте вместе Условия конкурса: первая команда поет куплет любой песни, вторая должна вспомнить и спеть куплет другой песни, но в которой обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Первая команда припоминает и поет куплет из песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т.д.
Например:
То березка, то рябина, Куст ракиты над рекой, Край родной, навек любимый. Где найдешь еще такой. Вы шумите, шумите надо мною березы Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.
Музыкальный чайнворд. Необходимо вписать в круг слова из трех букв:
1.Напиток из жидкости, отжимаемый из ягод, фруктов, овощей.(Сок)
2.Который шест, заостренный с одного конца. (Кол)
3. Способ добычи. (Лов)
4. В хвостик ноты необходимо дописать название палки, используемой для игры в бильярд. (Кий)
Ответы: 1.Сок. 2.Кол.3.Лов. 4. кий
Вопросы - ответы. Условия конкурса: одна команда должна за одну минуту вспомнить и понять отрывок, из песни содержащий из вопроса.
Например:
"Ну что сказать Ну что сказать Устроены так люди, Желают знать. Желают знать: Желают знать, что будет?"
Вторая команда за одну минуту должна вспомнить и пропеть ответ на заданный вопрос. В данном случае ответ может выглядеть так:
"То ли еще будет, то ли еще будет Ой-ой-ой"
Эти игры развивают познавательную способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.
Перевертыши. Ведущий называет телевизионные передачи. Песни и др. с перевернутым смыслом.
Например:
1. "Лунные сутки". Команда отвечает "Звездный час"
6. Песня "Порознь скучно ехать". (Вместе весело шагать)
7. Строчки из песни: "Не надо ползать красиво водителю в снегу". (Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам)
Великие люди. Приглашаются по одному человеку из команды, перед которыми кладутся таблички с указанием фамилий известных композиторов.
Звучат мелодии знакомых песен, а игроки должны поднять табличку с фамилией композитора.
Музыкальный платочек
Помощники в игре - обыкновенный платочек и метала. Начинает звучать музыка, и платочек быстро передают по кругу. Потом ведущий говорит: "Стоп!", музыка перерывается, и тот, у кого платочек, выбывает из игры. Снова звучит музыка, снова платочек летит по кругу. Кто остался, то и победитель. А в руках у ведущего появляется метла. Всех стоящих в кругу он просит по номерам. Музыкант играет польку или вальс. Держась за руки, все танцуют. Но ведущий называет номер и бросит метлу из рук. Если игрок под этим номером не успел подхватить метлу, он выбывает из игры. Успел - становится ведущим.
Узнай песню по нескольким звукам.
Для этого нужен проигрыватель и набор пластинок с популярными песнями. Ведущий ставит первую попавшуюся пластину, осторожно опускает иглу и через 2-3 секунды поднимает ее. Ребята должны назвать песню. Если они не уловили, игла опускается еще раз на несколько секунд. Можно это провести как соревнование команд. Победитель определяется по наибольшему количеству очков за правильное узнавание песен.
Итак, музыкальное воспитание - одно из средств формирования личности. На уроках музыки важно не просто дать детям знания. Сформировать умения и навыки, а пробудить интерес к познанию, постигать вместе с ребенком мир прекрасного, вместе с ним удивляясь и восхищаясь, совершая открытия.
В игре проявляется детская активность и эмоциональность, в игре достигается интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий.
" Есть еще один важный метод - игра, - писал А.С.Макаренко: - В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра". В.А.Сухомлинский: "В игре: раскрываются творческие способности личности: Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности..."
"Без педагогической игры на уроке, - подчеркивал Ш.А.Амонашвили, - невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока".
Игра расширяет интерес.
Игра развивает самостоятельность и мышление.
Игра - вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.
Игра - это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.
Игра развивает познавательную способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.
Игра повышает работоспособность детей, активизирует, направляет их на работу.
ЛИТЕРАТУРА
Волшебный граммофон. Ред. - сост. Л.И.Жук - МН.: Изд. ООО "Красико - Принт", 2002. - 128 с. - (Праздник в школе).
Д. Кабалевский "Программа по музыке для общеобразовательной школы" 1-7 классов, М.: "Просвещение", 1999 г.
Д. Кабалевский "Воспитание ума и сердца", М.: "Просвещение", 1981 г.
Д. Кабалевский "Как рассказывать детям о музыке", М.: "Просвещение", 1989 г.
Начинающим актерам. Ред. - сост. Л.И.Жук - МН.: Изд. ООО "Красико - Принт", 2002. - 128 с. - (Праздник в школе).