Методическая разработка написана на основе собственнго педагогического опыта работы автора над ансамблем в классе клавишного синтезатора. Автор не случайно выбрала данную тему, так как давно и успешно работает в этом направлении и игра в ансамбле является востребованной и важной составной частью учебного процесса.В работ приведены практические примеры из репертуара учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование навыков игры в ансамбле»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств №6
Методическая работа
преподавателя по классу фортепиано и синтезатора
Асеевой Ларисы Вячеславовны
Тема:
«Формирование навыков игры в ансамбле»
Ульяновск 2016
Аннотация
Методическая разработка написана на основе собственного педагогического опыта автора в работе над ансамблем в классе синтезатора. Автор не случайно выбрала данную тему, так как давно и успешно работает в этом направлении и игра в ансамбле является востребованной и важной составной частью учебного процесса.
Содержание
I. Введение…………………………………………………………………2
II. Основная часть:
а) история вопроса…………………………………………….…. ...2-3
б) синтезатор и его уникальность…………………………………….3
в) работа в ансамбле………………………………………………...3-5
III. Заключение…………………………………………………………….5-6
IV. Список использованной литературы…………………………………...6
V Приложение……………………………………………………………….7
«Формирование навыков игры в ансамбле»
« Слаженность совместной игры в малом и большом,
в отдельном приеме и общем замысле –
особая сфера работы, присущая ансамблевым классам».
А. Готлиб « Первые уроки ансамбля»
I. Введение
Данная работа посвящена одной из наиболее актуальных тем в методике преподавания в ДШИ – игре в ансамбле. Ее название «Ансамблевая игра в классе синтезатора». Автор выбрала данную тему, так как давно и успешно работает в этом направлении.
Основная цель настоящей разработки – это обобщение педагогического опыта работы по игре в ансамбле.
Автор определяет следующие задачи:
- воспитание у учащихся интереса и любви к музыке,
- формирование необходимых навыков игры в ансамбле,
- обогащение художественных впечатлений учащихся.
Актуальность работы состоит в том, чтобы в процессе занятий привить учащимся профессиональные навыки игры в ансамбле.
II. Основная часть
а) История вопроса.
История ансамбля двух клавиров начинается с середины XVI века и относится к барочным формам музицирования. Клавиры XVI-XVIII века обладали слишком маленькой клавиатурой для игры в 4 руки. Объём звучания не увеличивался от игры двух исполнителей. Значительно ярче звучали 2 исполнителя за двумя клавирами. Это и привлекало композиторов. Первые пьесы появились в конце XVI - начале XVII веков в Англии. Совместное музицирование было очень популярно. Между клавиристами проводились турниры-диалоги совместной импровизации. Дуэт клавиров звучал как мини-оркестр (Ф. Куперен, И. Бах).
Период со второй половины XVIII до конца XIX века можно назвать "золотым веком" фортепианного дуэта. Появилось молоточковое ф-но с расширенным диапазоном. Репертуар фортепианных дуэтов был настолько доступен, что позволял музицировать в 4 руки людям, чье владение инструментом было не столь профессиональным. В Европе мода на ансамблевую игру началась с "музыкальных празднеств" Г. Берлиоза. Композитор и дирижёр собрал оркестр из 465 инструментов, среди которых было 30 фортепиано. Используя для исполнения своих композиций грандиозный состав оркестра, Берлиоз вдохновил Черни, Готтшалка, Грейнджера на проведение массовых фортепианных игр. Великий ученик Черни Ф. Лист первым из композиторов-романтиков начал исполнять симфонические произведения, переложив их для двух фортепиано (симфонии Бетховена, произведения Шуберта, Глинки, Вебера).
В России одним из популярных направлений в музыкальной жизни было домашнее музицирование. Четырехручные переложения классических произведений впервые прозвучали в демократичной обстановке музыкального салона. Практика авторского четырехручного переложения оказалась важнейшей сферой профессиональной жизни дуэтного жанра. Игра в 4 руки переложений камерных и симфонических произведений открывала двери в мир европейской музыки и профессионалам и любителям.
б) Синтезатор и его уникальность.
В XX веке у музыкантов появился замечательный инструмент – клавишный синтезатор. Электронное музыкальное творчество сегодня – это деятельность на основе цифрового музыкального инструментария. Синтезатор позволяет значительно обогатить творчество учащихся, включая в него традиционную исполнительскую деятельность с элементами композиторской и звукорежиссёрской работы. Творчество музыканта становится многогранным, в тоже время доступным и увлекательным.
в) Работа в ансамбле.
Автор данной методической разработки имеет опыт работы с учащимися в классе синтезатора. На протяжении всего периода работы в ДШИ игра в ансамбле является одной из важных и востребованных. Дети с интересом изучают художественные возможности клавишного синтезатора, с увлечением исполняя ансамблевые произведения композиторов разных эпох.
В процессе работы учащиеся расширяют базовые знания инструментовки: классификацию голосов синтезатора и возможное их применение. Ученики совершенствуются в совместной работе над аранжировкой.
Одна из целей ансамблевой игры на синтезаторах - максимально обогатить кругозор детей, расширить рамки звучания фортепиано, приблизить звучание к оригиналу с включением инструментов симфонического оркестра. Кроме того, происходит знакомство с инструментами оркестра. Используя творческие находки, можно воспроизвести звучание камерного оркестра.
Другая важная цель ансамблевой работы – приобщение учащихся к лучшим образцам духовной культуры, к художественному творчеству на примере классической и современной музыки.
На примере работы над произведением Чайковского «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик», автор данной разработки предлагает несколько приёмов работы с учениками в классе ансамбля синтезаторов. Учащиеся вместе с учителем создают аранжировку известного произведения. В начале урока дети слушают аудиозапись в исполнении симфонического оркестра и рассказывают о характере этой музыки (легкая, воздушная, танцевальная). Затем анализируют форму произведения и делят её на части. Главную мелодическую линию мы отдаём флейтам и гармонизуем её на 3 голоса как в оригинале. Тембр флейты прозрачный, легкий, напоминает пастуший рожок и отлично подходит для главной мелодии.
Заносится тон флейты v: 050 в банк регистрационной памяти, файл -1, для удобства переключения голосов во время исполнения. В средней части произведения добавляется струнный ансамбль, а также он заранее вносится в банк регистрационной памяти через файл № 2.Таким образом, партия одного инструмента готова.
Партии второго инструмента поручаются подголоски к мелодии, придающие характеру мелодии шутливость и беззаботность. Для этого понадобятся голоса: колокольчики, треугольник, ксилофон, пиццикато струнных.
Для партии аккомпанемента понадобится третий синтезатор. Если его нет, используется секвенсер, на который записывается партия фортепиано, басы и аккорды вместе с ритмическим сопровождением. Воспользовавшись банком памяти, необходимо внести также как и в первом синтезаторе голоса колокольчиков, треугольник и ксилофон.
Затем нужно разделить клавиатуру второго синтезатора на две части, используя кнопку Layer. Левой руке поручаем партию pizzicato струнных на слабую долю аккомпанемента. Далее идёт игра обеих партий синтезаторов вместе. Начинается исполнение с кнопки "старт", прослушивается короткое двухтактовое вступление ритмического сопровождения, записанного на секвенсоре и далее исполняется произведение с переключением голосов, записанных в flash-памяти синтезаторов.
Так, на примере работы над известным произведением П.Чайковского дети вместе с педагогом успешно создавали аранжировку «Танца пастушков». Они познакомились с классификацией голосов, их своеобразным звучанием и применением.
Именно таким образом проходит работа на уроке в классе ансамбля, учащиеся накапливают бесценный опыт ансамблевой игры, обогащают свои знания.
III. Заключение
Большинство детей занимаются музыкой для общего музыкального развития и лишь часть из них поступают в музыкальные училища и колледжи. Игра в ансамбле предоставляет детям с различными музыкальными способностями приобщаться к музыкальной культуре. Обучение на клавишном синтезаторе нацелено на получение практических навыков и знаний для участия в художественной самодеятельности, для приобщения к домашнему музицированию в самых разнообразных формах: аранжировка, звукорежиссура, создание оригинальных композиций.
Электронная музыка даёт много в плане развития творческих способностей, но она никогда не заменит звучание настоящих инструментов. Об этом ученики должны хорошо понимать. Автор данной работы на практике в классе ансамбля использует дуэты синтезатора с флейтой, домрой, скрипкой, фортепиано и голосом. Однако следует знать, что через современные методы игры на синтезаторе мы открываем для детей мир настоящего искусства.
IV.Список использованной литературы
1. И.М. Красильников. Произведения для ансамбля синтезаторов. Учебное пособие для младших и средних классов ДМШ и ДШИ. М.-2006г.
2. Т.А. Кузьмичова. Нотное приложение к журналу "Музыка и электроника". 2006г.
3. Т. Киселева. Ансамбли для синтезатора и фортепиано М.2003г.