kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОТКРЫТЫЙ УРОК по учебному предмету «Ансамбль» на тему «Решение текстовых и исполнительских задач в работе над произведением»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа: художественно-эстетической направленности «Фортепиано»

Предмет: Ансамбль

Класс: 5

Цель урока: совершенствование  пианистических навыков игры в ансамбле.

 Задачи урока:

  • объяснить особенности работы над  текстом в фортепианных дуэтах;
  • продолжить формирование  умения и навыков игры в ансамбле;
  • активизировать  самостоятельную работу над произведением.

Тип урока: урок-закрепление

Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте), проблемно-сообщающий (выявление общих тенденций в обучении различным видам совместного музицирования).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК по учебному предмету «Ансамбль» на тему «Решение текстовых и исполнительских задач в работе над произведением» »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

НОВОСПАССКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ









ОТКРЫТЫЙ УРОК

по учебному предмету «Ансамбль»

на тему «Решение текстовых и исполнительских задач в работе над произведением»

                                             

                                                                                         


Подготовила:

Лунёва Валентина Алексеевна,

преподаватель по классу фортепиано,

концертмейстер

                                                                             







Образовательная программа: художественно-эстетической направленности «Фортепиано»

Предмет: Ансамбль

Класс: 5

Цель урока: совершенствование пианистических навыков игры в ансамбле.

 Задачи урока:

  • объяснить особенности работы над  текстом в фортепианных дуэтах;

  • продолжить формирование умения и навыков игры в ансамбле;

  • активизировать  самостоятельную работу над произведением.

Тип урока: урок-закрепление

Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте), проблемно-сообщающий (выявление общих тенденций в обучении различным видам совместного музицирования).

Оборудование: два фортепиано.
Содержание урока:

Методическое сообщение. Работа детских музыкальных школ ставит себе целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся ДМШ наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приёмами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Трудно переоценить роль ансамблевой игры  в развитии творческих способностей детей. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры в различного рода ансамблях,  совершенствуют слуховые, ритмические и образные представления учащихся; а также  формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных образцах мировой музыкальной классики;  воспитывают чувство партнёра,  обогащают кругозор,  учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.

Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски – а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетия.

Существует два вида фортепианного дуэта – на одном или на двух роялях. Фортепианный дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной концертной практике. В нём преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнёров, каждый из которых имеет в своём распоряжении свой инструмент. Богатейшие возможности фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей, двух инструментов ещё более расширяются. Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования, музыкального самообразования и учебных занятий.

Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей целью популяризацию симфонической музыки. В учебном процессе все виды фортепианного ансамбля и оба раздела их репертуара (концертные пьесы и клавирные переложения) могут быть использованы с равным успехом. Оркестровые переложения – отличный материал для чтения с листа, занятий для развития навыков быстрой ориентации в нотном тесте, для исполнения в эскизе. Оригинальные дуэтные пьесы и концертные транскрипции предназначаются для публичных выступлений и поэтому требуют тщательной и завершённой шлифовки исполнения. Изучение этих произведений помогает понять разнообразные требования ансамбля, творчески обогащает исполнителей и совершенствует их пианистическое мастерство. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Сольное исполнение приучает пианиста к слушанию себя, его внимание собрано в определённом фокусе, изменить который не так легко. Основная задача каждого из исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём представлении ясный звуковой образ всего произведения. Задача преподавателя сродни работе дирижера с оркестром. У преподавателя должен  быть готов «план» работы над произведением, который включает в себя как музыкальные вопросы, так и распределение работы над произведением  по времени.

Ход урока:

1 этап. Преподаватель: Сейчас прозвучит «Грустный вальс» Р.Глиэра в исполнении учащихся 5 класса. Следует сразу сказать, что в настоящий момент произведение находится в стадии запоминания нотного текста и шлифовки пианистических (технических) задач. Темп так же пока не окончательный. По нашим планам,  к окончанию 2-ой четверти это произведение должно быть готово к первому концертному выступлению. Девочки имеют уже некоторый опыт дуэтной игры, владеют элементарными навыками совместного исполнения.
Немного о произведении. «Грустный вальс» Р.Глиэра  представляет собой 3-х частную форму. Темп довольно подвижный, танцевальный,  главная музыкальная тема неоднократно переходит из одной партии в другую, есть параллельные пассажи и фразы (в октаву), синкопированный ритм и мелизмы; тональный план не однородный: есть модуляция в среднем разделе. Для исполнителей  важно почувствовать вальсирование и  взволнованность музыкальной темы, вихревое движение, восточный колорит мелодики.
Учащиеся исполнили «Грустный вальс» на память. Темп не окончательный, ближе к andantino. Замечания: заметна неуверенность в тексте и в понимании  формы произведения, особенно во 2 партии.
Преподаватель: Для удобства работы мы разделили текст на 3 раздела (цифры) и внутри каждой части возможны еще смысловые цезуры. Это облегчает работу над оттачиванием деталей, способствует лучшей запоминаемости текста.  При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. В исполнении этого произведения было видно, что у учащихся еще неуверенно выучен текст, особенно средняя и заключительная  части. Неоднократно учащиеся неверно акцентировали звук там, где этого делать нельзя (когда данная тема являлась второстепенной по смыслу). В данной ситуации необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. Преподаватель показывает в тексте о каком музыкальном отрезке идет речь и просит повторить этот  эпизод с более точным звуковым соотношением между партиями. Учащиеся повторили, было слышно, что звук уже более верно распределен. 
Преподаватель: Итак,  на любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать ОБЩЕЕ звучание, уметь критически оценить игру и во время исполнения, решать звуковые проблемы, если таковые присутствуют. 

2 этап. Для подробного изучения строения мелодии и фактуры, для выявления текущих проблем преподаватель предлагает сыграть  1 часть(1 цифра). Из этого исполнения можно видеть, что учащиеся довольно  свободно знают текст, уверенно справляются с синхронным исполнением темы и мелизмов, что не просто делать в ансамбле; видно, что учащиеся умеют  начинать игру вместе, понимают значение «ауфтакта».  Видны так же и недочеты: хотелось бы более рельефной линии баса (Есина Настя), общее движение склонно к ускорению (темп не удерживает Михейкина Настя), не ясен  динамический план. Преподаватель озвучила для учеников недочеты и попросила снова исполнить 1 раздел с исправлением замечаний. Ученики исполнили этот эпизод, стараясь выполнить пожелания преподавателя, однако, темп остается пока неустойчивым.
Преподаватель: В работе над исполненным произведением учащимся впервые пришлось решать вопросы довольно сложной для координации педализации в этой пьесе. Здесь автор, подчеркивая танцевальность и взволнованный характер главной музыкальной темы, использует синкопированный ритмический рисунок и требуется хорошая координация всего игрового аппарата, хорошая работа слуха, чтобы педаль оставалась только на 1-ую долю (ритмическая педализация). Много стараний и усилий пришлось приложить, добиваясь синхронности при взятии и снятии звука, исполнения фразы, пассажей и украшений. Искали нужное соотношение мелодии и аккомпанемента. Учились одинаково слышать паузы и понимать их огромное выразительное значение, ощущать единый ритмический пульс и общее динамическое развитие.
Преподаватель:  Воспроизведение мелодических линий требует от исполнителей специфического туше, которое можно было бы назвать «неполным legato» с некоторыми признаками «portamento». Это потребовало от ученика особых усилий и нужной приспособленности. В работе над этой пьесой мы добивались отчётливого, упругого, рельефного произнесения линий и пластов фактуры. Учились непринуждённо, пластично вести музыкальные фразы, смело выделять отдельные звуки, которые занимают в такте метрически подчинённое положение, то есть приходятся на слабые доли такта или на промежуточные моменты – между основными метрическими долями. Важно было обратить внимание учеников на такие детали нотного текста, как подчёркнутые и акцентированные ноты       (преподаватель просит в тексте найти эти моменты и показать их исполнение каждым учеником). Это помогает  должным образом реализовать намерения композитора.

3 этап. Преподаватель:  Особый интерес для работы над этим произведением представляет 2-ой раздел. Учащиеся исполняют 2-ой раздел. Здесь, по задумке автора, происходит преображение грустной напевной, с множеством «вздохов»,  Главной темы в стремительный блестящий вальс. Преображению способствует смена тональностей и  длинные пассажные фразы. В тексте присутствует интересный для ансамблей прием - перекличка между партиями и передача темы от одного исполнителя к другому. Как мы видим, эта часть существенно труднее по изложению нотного текста и пианистических задач, которые стоят перед учащимися. Тема выписана в обеих партиях «в октаву», затем на фоне пассажей возвращается Главная тема вальса из 1 раздела. Здесь нужно обратить внимание исполнителей на важность звукового баланса между партиями, определить градацию динамики. При исполнении 2-го раздела учащиеся заметно замедляют движение. Это своего рода  сигнал  для преподавателя о том, что данная часть произведения еще не достаточно хорошо выучена, есть неуверенность  обоих ансамблистов (или, возможно, одного из исполнителей) в знании текста или  в освоении технически сложных моментов.

4 этап. Заключительный раздел представляет собой синтез Главной темы и пассажного фона из 2-го раздела. Учащиеся исполняют 3-ий раздел пьесы. 

Преподаватель: Главная сложность - звуковая градация: на фоне рельефных пассажей звучит Главная тема вальса. Здесь прослеживаются черты полифонического изложения.  При этом, партии снова меняются «ролями»: сначала ведущая 1-ая партия, затем завершается пьеса проведением Главной темы во 2-ой партии. Перед исполнителями стоит непростая задача: выделить звуком Главную тему и максимально выразительно, на другом звуковом уровне, показать вторую мелодическую линию. При исполнении этого раздела, видны те же недочеты, что и во 2-ом разделе. Это объясняется недостаточной проработкой КАЖДОГО ансамблиста своей партии и сложностью текстовых и исполнительских задач. Преподаватель предлагает повторить 3-ий раздел в более медленном темпе, с максимальным вниманием к динамике, аппликатуре в пассажах (в 1-ой партии). Учащиеся исполняют пьесу в заданном учителем темпе заметно качественнее, однако вовсе избежать помарок и остановок не удается. 

Преподаватель обращает внимание учеников на их индивидуальные ошибки  и рекомендует в домашней работе над произведением начинать с последнего раздела, затем переходить ко 2-му и так далее. Главная цель на данном этапе – качественное  заучивание текста на память со всеми технологическими, динамическими и исполнительскими  задачами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ансамблевое исполнительство в классе специального фортепиано, продолжает быть одной из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки. Этот предмет необходимо включать в комплекс предметов как для обучающихся по Дополнительным предпрофессиональным программам, так и обучающимся по общеразвивающим программам.  На определённом этапе музыкальных занятий и при определённых условиях развития учащегося, именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления в ходе различных аттестационных мероприятий, усилить мотивацию к дальнейшему музыкальному образованию.

Ценным в работе над фортепианным ансамблем  является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.

Литература.

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

  2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.

  3. Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.
    Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
    Либерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.

  4. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.

  5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

  6. Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.

  7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.

  8. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Лунёва Валентина Алексеевна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232067


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства