Просмотр содержимого документа
«"Формирование технических навыков на начальном этапе обучения по классу баяна".»
Работа над формированием технических навыков начинается уже с 1 года обучения. Сначала на простейших упражнениях, которые постепенно нужно усложнять и усовершенствовать по мере технического и физического роста учащегося на протяжении всех лет обучения. Помимо развития технических навыков упражнения, которые будут описаны ниже, заключают в себе основные направления и формы работы, связанные с организацией игрового аппарата, ориентированием на клавиатурах, координацией игровых движений, работу над звукоизвлечением, развитием внутреннего слуха, музыкальной памяти. Каждое упражнение несёт в себе определённые цели и задачи, между собой они взаимосвязаны, а работа идёт от простого к сложному.
Формирование техники, принципы воспитания игры на баяне
Основы технических навыков игры на инструменте, заложенные на первых уроках, во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития учащегося. Начальное обучение на любом инструменте – это один из самых ответственных этапов. Дальнейшие успехи начинающего музыканта во многом зависят от мастерства педагога, его профессиональных навыков, владения методикой индивидуального подхода, умение грамотно, конкретно и лаконично объяснить материал, помочь ученику добиваться первых положительных результатов. Поэтому начальному этапу обучения следует уделить пристальное внимание. Успех технического развития учащегося зависит и от многих других факторов. Плохо поставленный инструмент, скованный, зажатый игровой аппарат приводит в конечном результате к тому, что ученик, не имея положительных результатов игры, быстро теряет интерес к обучению. Именно в этот первоначальный период обучения особенно требуется мастерство педагога, его знания, профессиональная интуиция. В данной работе будут рассмотрены основные вопросы в формировании технических навыков начального периодаобучения. Это посадка, постановка инструмента, постановка рук и свобода игрового аппарата, самостоятельности рук при игре двумя руками (специфическая проблема), штриховая координация.
Цель начального этапа обучения игре на баяне – создание основной базы, на котором построится все дальнейшее развитие учащегося:
выявление и развитие индивидуальных природных возможностей, музыкальных способностей ребенка;
внесение необходимых теоретических знаний и выработка исполнительских навыков игры на баяне;
определение цели и задач последующего этапа обучения (основного)
Посадка за инструментом
Посадка баяниста основана на естественном положении всех частей тела, свободном, но устойчивом корпусе. При соблюдении правильной посадки учащийся не будет уставать во время занятий. Основные правила профессиональной посадки предусматривают:
Во время игры баянист садится на 2/3 стула. (высота сидения зависит от физических данных исполнителя: его бедра должны быть в горизонтальном положении, иначе нельзя будет достичь устойчивости инструмента). Правую ногу он ставит под прямым углом, левую несколько выдвигает вперёд. Расстояние между ступнями, почти параллельно, составляет 10 – 15 см.;
учащийся должен иметь три точки опоры: опора на стул и опора ногами на пол – ноги слегка расставлены;
) необходимо ощущать еще одну точку опоры – в пояснице (корпус при этом следует распрямить корпус и немного подать его вперед).
Вся посадка рассчитана на то, чтобы учащийся чувствовал себя как можно удобнее. Немаловажное требование к посадке – это её активность, собранность, а не расслабленность и вялость или «ленность»
Надеть ремни на плечи, баян поставить так, чтобы его нижнее ребро и низ грифа упирались в бедро правой ноги играющего. Нижним ребром с тыльной стороны инструмент упирается в сгиб корпуса баяниста и стоит на его бёдрах. Правой частью груди баянист упирается в стенку инструмента, натягивая плечевые ремни. Левая часть груди находится на некотором расстоянии от инструмента, создавая для левой руки свободу движения мехом. Свой корпус баянист наклоняет немного вперёд.
Исходя из своих наблюдений и опыта работы замечу, что прежде, чем использовать заплечные ремни для закрепления постановки и устойчивости баяна вы должны проверить правильность постановки при помощи простого упражнения. Опустите руки и убедитесь, что инструмент стоит на бедрах, в нужном положении, не наклоняясь и не падая с колен, самостоятельно, без дополнительной помощи.
Наплечные ремни регулируются таким образом, чтобы не сдавливать грудную клетку и не затруднять дыхание ученика. Правый ремень, достаточно свободный, обеспечивает полную свободу действий правой руки, но не должен давать инструменту чрезмерно отодвигаться влево. Левый ремень обычно немного короче, так как на него ложится основная нагрузка по обеспечению движения меха.
Рабочий ремень левой руки тоже подгоняется с учетом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем при разжиме и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус инструмента. Нельзя придерживать инструмент подбородком или правой рукой.
Ведение меха
К числу важнейших постановочных навыков относится ведение меха. Мех является главной особенностью звукообразования на баяне и аккордеоне. Начинать работу над правильным ведением меха необходимо на первых уроках и контролировать в течение всего первоначального периода обучения.
На первоначальном этапе обучения главным является приобретение навыка ведения меха, то есть умения вести его плавно, ровно, постоянно, достаточно активно. Особое значение имеет линия ведения меха. Старайтесь раздвигать мехвеером. Нельзя вести мех по прямой линии, описывать «восьмерку» или заводить мех «за себя».
Любое из таких неверных движений создает излишнее напряжение или сокращает амплитуду «разжима». Необходимо осваивать технику момента смены направления движения меха. Нельзя производить смену меха на одном и том же звуке, так как длительность при этом прерывается и дробится, следует помнить, что поворот меха возможен лишь после того, как полностью отзвучит вся длительность. Учащийся должен осваивать смену движения меха и в связи с исполнением динамических оттенков. Контролируйте единую динамическую линию на «разжим» и «сжим».
Работа над мехом будет проходить на протяжении всего периода обучения и об этом можно говорить долго и подробно. Моя задача – определить наиболее важные моменты, освоение которых необходимо именно на первоначальном этапе.
Окончательно убедиться в правильности постановки инструмента я предлагаю при помощи упражнения на движение меха на «разжим» и «сжим» (при помощи нажатия пальцем левой руки на воздушный клапан). При этом правая рука ученика должна быть опущена вниз, а педагогу необходимо проконтролировать неподвижность правой части корпуса инструмента, его устойчивость, верную линию ведения меха. Упражнение необходимо выполнять на протяжении нескольких занятий.
Существует еще один подход к вопросу постановки инструмента. И, наверное, он самый важный. Каждый музыкант стремится к органическому контакту со своим инструментом, стремится к приобретению так называемого «чувства» инструмента. Ведь только при этом исполнитель может воплотить все свои творческие намерения, замысел композитора, создать художественный образ. Добиться выполнения этой сложной задачи на первых уроках невозможно, но ее решение является конечной целью любого музыканта и педагога.
Постановка рук
Вопросам постановки рук занимаются педагоги музыканты любой специальности с особым вниманием. Ошибки, допущенные при постановке рук в дальнейшем могут привести к трате времени при работе над произведениями, к зажатости рук и даже к тяжёлым профессиональным заболеваниям рук.
Постановка рук? Что же это такое?Прежде всего это естественные и целесообразные движения рук (пальцев, кисти, предплечья, плеча) в процессе игры на инструменте.
Начинать постановку правой руки необходимо с упражнений, позволяющих ощутить свободу пальцев, кисти, предплечья, плеча. Для этого поднимите руки вверх и, поочередно расслабляя каждую часть руки, опустите их вниз. Свободно опущенная вниз правая рука принимает естественное положение и переносится на клавиатуру.
В течение всего первоначального периода обучения педагог должен контролировать и корректировать правильное положение рук во время игры. Нельзя начинайте играть «зажатыми» руками. В произведениях нужно находить моменты для освобождения рук: «паузы», цезуры, штрихи, окончания фраз. Главная задача преподавателя не только рассказать и показать правильное положение рук, но и научить осознанно и осмысленно относиться к этой проблеме, и самостоятельно контролировать свои домашние занятия.
Закрепление правильного положения левой и правой руки на клавиатуре инструмента, выработка ощущения клавиатуры осуществляется с помощью специальных упражнений, особое значение имеет правильный подбор этих упражнений.
Успехи учащегося зависят так же от формы строения его рук. Однако не следует думать, что по внешней их форме можно определить технические возможности исполнителя. Внешне одинаковые пальцы, одинаково сильные руки могут быть различны по гибкости и ловкости в игре. Некоторым исполнителям следует ежедневно и систематически упражняться, в то время как другие могут играть после длительного перерыва, удовлетворяясь лишь небольшой разминкой пальцев перед игрой.
Педагогу следует предъявлять следующие требования к исполнению упражнений?
1. Главное условием для исполнения упражнений это медленные и умеренные темпы.
2. Все упражнения исполнять штрихом legato, так, как только этот штрих дает свободу руки на первоначальном этапе обучения.
3. Во время игры ученика преподаватель должен постоянно контролировать свободу всех частей рук, основы посадки и постановки инструмента, ровность ведения меха, глубину нажатия клавиш.
4. Необходимо активизировать слух учащегося на качество исполнения упражнений.
5. Исполнять упражнения в динамическом развитии.
6. Во время игры упражнений добивайтесь ровного, красивого, глубокого, выразительного звучания инструмента. Используйте упражнения для того, чтобы заложить основы культуры звукоизвлечения.
Предлагаемые упражнения просты в понимании, и начинать работать над ними надо с первых уроков, не дожидаясь изучения основ музыкальной грамоты. Предложенные ниже упражнения являются хорошей гимнастикой для рук начинающего музыканта.
Обучение начинается на выборном (готовом) баяне.
Упражнения, способствующее развитию технических навыков трудно разделить на определённые периоды обучения, так как выбор темпа прохождения материала соразмерно способностям конкретного учащегося. Но весь цикл упражнений можно поделить на три этапа:
I – начальный
II – средний
III – заключительный
Начальный этап работы включает в себя следующие учебные задачи:
знакомство с элементами музыкальной грамоты;
организация двигательного аппарата, формирование игровых, инструментальных навыков;
воспитание самостоятельности, инициативности, самоконтроля в работе с инструментом.